Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 13:26, курсовая работа
Актуальность предоставленной мне для изучения темы заключается в том, что правильное понимание любого социального явления невозможно без знания его исторических корней, того, в каких условиях данное явление возникло, как оно развивалось и каким стало в современной действительности. Поэтому такой исторический подход необходим для познания и уяснения сущности государства и права.
Сегодня Беларусь в ходе экономических и социальных реформ, в своем развитии движется в направлении к правовому государству, и поэтому, я считаю, что понимание проблемы соотношения государства и права необходимо каждому гражданину.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
Глава 1. Общественный строй и социальные нормы первобытного общества
1.1. Общественный строй и родоплеменная организация первобытнообщинного общества………………………………. . . . . . . . .
5
1.2. Общественная власть и социальные нормы при родовом строе. . . .
7
Глава 2. Закономерности происхождения государства и права
2.1. Разложение первобытнообщинного строя и появление государства
11
2.2. Возникновение права. Его отличительные признаки……………….
17
Глава 3. Общая характеристика различных теорий происхождения государства и права
23
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
31
Список использованных источников .. . . . . . . . . . . . . . . ………………..
33
Эти представления появились еще во времена формирования первобытных человеческих сообществ и распространялись как на догосударственное, так и государственное состояние общества.
Позже идею богоустановленности государственной власти продолжало развивать христианство. Однако наиболее прочные позиции теологическая теория завоевала в период становления и развития феодализма. На рубеже XII - XIII в западной Европе развивается теория «двух мечей». Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и власти «не от бога». Примерно в тот же период появляется и развивается учение широко известного и в просвещённом мире учёного-богослова Фомы Аквинского (1225 - 1274). Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира.
Сходные идеи о божественном первоисточнике государственной власти в ХХ веке развивал Ж. Маритен. Многие современные приверженцы теологических естественноправовых учений (Э.Вольф, Х.Домбоис, Ф.Харст и др.) в Боге (его разуме, воле) видят основание и источник государства и права.
Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации божественной воли. В то же время эта теория отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.
Теологическую теорию нельзя доказать, как нельзя и прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т.е. это в конечном счете вопрос веры.
Патриархальная теория. Согласно патриархальной теории - государство возникает из семьи, а государственная власть - из власти отца семейства. Власть монарха есть продолжение власти отца. Монарх является отцом всех своих подданных. Эта теория также как и теологическая обосновывает необходимость неограниченной власти главы государства – монарха.
Считается, что данная теория зародилась в Древней Греции и получила первое обоснование в трудах Аристотеля (III в. до н.э.), который считал, что существует три формы человеческого общения – семья, селение и государство, возникшие естественным путем, т.е. в соответствии с природой человека, а не божественным образом. Семья, согласно Аристотелю, включает в себя отношения мужа и жены, отца и детей, господина и раба. Селение – это колония семей (их множество), а государство – наиболее развитая, завершенная и высшая по своим целям форма общения. Так как государство представляет более высокую ступень в развитии природы человека, чем семья, Аристотель говорит о первичности государства по сравнению с семьей.
В развернутом виде патриархальная теория представлена в XVII веке в трудах Р. Филмера. В России эту концепцию активно пропагандировал социолог, публицист, теоретик народничества Н.К. Михайловский (XIX в.). Видный историк М.Н. Покровский также считал, что древнейший тип государственной власти развился непосредственно из власти отцовской.
Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства - монархом. Его власть, таким образом - это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории (как и из теологической) естественно вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием абсолютной («отеческой») власти монарха.
Основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой. В данной теории упрощен процесс происхождения государства, нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства. Напротив, установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро разрушаются.
Теория общественного договора (естественного права). Договорная теория (теория договорного происхождения государства и права) объясняет происхождение государства общественным договором - результатом разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов.
Идеи договорного происхождения государства и права получили широкое распространение в Новое время. Эта теория была сформулирована в работах таких представителей раннебуржуазной политико-правовой мысли XVII-XVIII веков как Г. Гроций, Б. Спиноза, А.Н. Радищев, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант и другие.
По мнению представителей этой теории, на основе первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма – государство. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, то есть право собственности, свободу, безопасность.
Сторонники естественного права считают государство результатом юридического акта - общественного договора, который является порождением разумной воли народа, поэтому данная теория связывается с механическим представлением о происхождении государства, выступающего как искусственное произведение сознательной воли людей, согласившихся соединиться ради лучшего обеспечения свободы и порядка.
Классическое обоснование договорная теория получила в трудах Руссо который считал, что в интересах создания правомерного государственного устройства и истинного равенства и свободы надо заключить свободный общественный договор. Главная задача этого договора состоит в том, чтобы «найти такую форму ассоциации, которая защищала и охраняла бы общей совокупной силой личность и имущество каждого участника и в которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе и оставался бы таким же свободным каким он был раньше». [16, с. 21]
Из всего сказанного о естественно-правовой теории происхождения права следует, что ее сторонники исходят из того, что народ обладает естественным, неотчуждаемым правом не только на сознание своего права на основе общественного договора, но и на его защиту.
Отмечая прогрессивность многих положений теории общественного договора, которая противостояла феодальному сословному государству, царящему в этом обществе произволу, неравенству людей перед законом, следует указать все же на то, что, кроме чисто умозрительных построений, нет убедительных научных данных, подтверждающих реальность этой теории.
Сторонники других концепций происхождения права, как правило, относятся к теории общественного договора критически, находят в ней существенные изъяны. И это вполне естественно, так как любая существовавшая и существующая теория происхождения права представляет собой лишь субъективный взгляд человеческой мысли на процессы объективного порядка.
Теория насилия. Теория насилия принадлежит к числу относительно новых теорий государства и права. Идейные истоки этой теории зародились еще в эпоху рабовладения. Ее представители считали, что государство возникает в результате насилия и завоевания. Более развернутое научное обоснование теория насилия получила в XIX-XX веках. Ее смысл состоит в том, что возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешнего насилия, то есть путем прямого политического действия.
Представителями этой теории были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и другие. Они объясняли возникновение государства и нрава факторами военно-политического характера, завоеванием одним племенем (союзом племен) другого.
Дюринг считал, что основой общественного развития являются формы политических отношений, а экономические явления - это следствие политических актов. По его мнению, собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой.
Австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович является представителем теории внешнего насилия. Согласно его теории государство образуется вследствие завоевания сильным племенем более слабого. В итоге завоевания возникает рабство: одно племя, победившее в борьбе, становится господствующим; другое, потерпевшее поражение, теряет свободу и оказывается в положении рабов.
Государственная власть, по Гумпловичу, возникает из физической силы: господство племени, основанное вначале только на физическом преобладании над другим племенем, постепенно превращается в государство класса, опирающегося на экономическое могущество последнего.
К. Каутский также видит источник государства во внешнем насилии, в войнах. Племя-победитель, по его утверждению, подчиняет себе побежденное племя, присваивает землю этого племени, а затем принуждает его систематически работать на себя, платить дань или подати. В результате такого завоевания возникает деление на классы, а принудительный аппарат, создаваемый победителями для управления побежденными, превращается в государство.
При этом насилие рассматривается не как некое ограниченное, локальное, а как глобальное явление, порождающее не только единство противостоящих друг другу «элементов» государства - победителей и побежденных, правящих и управляемых, но и имеющее далеко идущие социально-экономические последствия.
Теория насилия, равно как ранее рассмотренная естественно правовая теория, отражают взгляды лишь некоторых слоев общества и их представителей на природу государства и на его происхождение.
Отвергать полностью теорию насилия нельзя не только из формальных соображений, но и на основании исторического опыта, который подтверждает, что завоевание одних народов другими являлось реальным фактором существования государственности исторически длительное время (например, Золотая Орда, римское, древнегерманское государство). Ясно, что эти реальные факты исторической действительности лишь частично подтверждают истинность теории насилия, но не позволяют игнорировать ее научные положения.
Оценивая эту теорию, следует отметить следующее. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того, чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских или венгерского государств.
Психологическая теория. Психологическая теория государства и права возникла в середине XIX века. Широкое распространение она получила в конце XIX- первой половине XX века. Представителями этой теории были Г. Тард и русский государствовед и правовед Л. И. Петражицкий и другие.
Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Психологическая теория государства и права рассматривала народ как пассивную инертную массу, ищущую подчинения.
По Петражицкому, право выполняет распределительную и организационную общественные функции. Содержание распределительной функции выражается в том, что правовая психика наделяет граждан материальными и идеальными благами: неприкосновенностью личности, свободой совести, свободой слова и другими. Организационная функция права состоит в наделении субъектов властными полномочиями.
Несмотря на известную теоретическую сложность и «замкнутость» на психологической стороне правовых явлений общественной жизни, многие принципиальные положения теории Л. Петражицкого, в том числе и созданный им понятийный аппарат довольно широко используются современной теорией государства и права.
Естественно, что социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность. В связи с этим свойства человеческой психики оказывают определенное влияние на реализацию этих закономерностей. Но, с одной стороны, это влияние не является решающим, а с другой - сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий и именно эти условия должны учитываться в первую очередь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как было отмечено в предыдущих главах для возникновения государства и права, общество переходило с одного этапа развития на другое. Возникновение государства и права – это одна из закономерностей истории. Как было прослежено в моей курсовой работе власть в первобытном обществе постепенно развивалась, как и развивались социальные нормы, которые прошли свой эволюционный путь от обычаев и табу до первых зачатков права. Что в конечно итоге это привело к созданию государства.
Ведь как было отмечено выше, процесс создания государства есть одна из самых главных закономерностей истории, один из последних витков деятельности человеческого разума. На каком-то этапе развития первобытного общества люди поняли, что если не преобразовать их деятельность, социальные нормы и власть, дальше дорога в жизнь, дорога в будущее закрыта. С этого момента и начинается преобразование социальных норм в право, а преобразование власти - в государство.
Итак, говоря о неразрывной связи государства и права можно с полной уверенностью сказать, что каковым по своей сущности и назначению является государство, таковым будет и право. Какова социально-классовая роль в обществе государства, такой будет и роль права.
В заключение можно сказать, что данная мне тема до конца не изучена и остается актуальной до сих пор, потому что существует множество различных мнений и теорий по этому, до конца еще не выясненному вопросу. Исследование проблем возникновения государства и права является важнейшим направлением науки, так как без осознания того, что было до нас, мы не сможем в полной мере понять, в каком мире мы живем сейчас и тем более, каким будет мир после нас.
Информация о работе Основные концепции происхождения государства и права