Основные направления региональной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:56, реферат

Краткое описание

Целью работы является исследование основных направлений региональной политики России на современном этапе развития страны.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть:
- значение и содержание региональной политики;
- основные направления региональной политики в современной России;
Объектом исследования в работе выступает региональная политика Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
Значение и содержание региональной политики в современной России. 5
Основные направления региональной политики России. 12
Список литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

ГиМУ реферат.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

       Таблица 1 Динамика различий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации за 2000–2005 гг. (в разах)

         

       Очевидно, что применение на федеральном уровне различных инструментов влияния на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, включая межбюджетные трансферты, федеральные целевые программы, Инвестиционный фонд, особые экономические зоны, осуществляется без должной координации, в отсутствие четких приоритетов региональной экономики, на поддержку развития которых необходимо направить действие указанных инструментов [10].

       Все это способствует, нарастанию дисбаланса в социально-экономическом положении субъектов Российской Федерации, который в рамках действующей парадигмы управления региональным развитием компенсируется наращиванием объема межбюджетных трансфертов. Однако в условиях отсутствия единой общефедеральной системы целей развития государства и стимулирования реализации экономического потенциала субъектов Российской Федерации такие меры лишь усугубляют остроту проблемы.

       Сохранение  этих тенденций влечет фактическую  дифференциацию социальных и экономических  прав граждан в зависимости от места жительства, может привести к массовой миграции населения из депрессивных регионов, возникновению межнациональных конфликтов, в том числе проявлению различных форм нетерпимости, бытового национализма и ксенофобии.

       Таким образом, Все эти в общих чертах обозначенные обстоятельства, диспропорции в региональном развитии России диктуют необходимость формирования концептуально новой комплексной и последовательной региональной политики с правильным выявлением проблем регионального развития, причин их возникновения и формирование ценностей политики регионов, целей и задач и соответственно планомерная их реализация.

 

       Основные  направления региональной политики России.

 

       В проекте Концепции совершенствования  региональной политики Российской Федерации  определяются пять задач для достижения целей региональной политики в Российской Федерации в долгосрочном периоде [9]:

  • рациональное размещение федеральной производственной и социальной инфраструктуры с учетом конкурентных преимуществ регионов;
  • переход к новым принципам применения финансово-бюджетных инструментов региональной политики;
  • внедрение механизмов, обеспечивающих дополнительные стимулы к повышению эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по развитию территорий;
  • завершение разграничения и организация эффективного исполнения полномочий федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления путем передачи осуществления субъектам Российской Федерации полномочий, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, и совершенствования механизмов исполнения полномочий;
  • реализация в полном объеме общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации.

       Одним из ключевых инструментов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации  является размещение федеральной инфраструктуры в целях создания условий для  развития субъектов Российской Федерации  с учетом их конкурентных преимуществ.

       Для повышения эффективности использования инфраструктуры необходимо планирование ее размещения в рамках единой системы стратегического планирования развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

       В этих целях в разрезе федеральных округов определены зоны опережающего экономического роста, на территориях которых на долгосрочный период прогнозируется развитие перспективных для каждого субъекта Российской Федерации экономических специализаций, составляющих основу для образования территориально-производственных кластеров и единых технологических цепочек для производства продукции с высокой добавленной стоимостью и формирующих основной вклад в экономику соответствующего субъекта Российской Федерации.

       Развитие  субъектов Российской Федерации в перспективе должно приобрести инновационный характер, его пространственная конфигурация должна стать более гибкой, не привязанной жестко к сложившейся энерго-сырьевой базе и центрам концентрации финансовых потоков.

       Так в своем послании федеральному собранию Дмитрий Анатольевич Медведев сказал: «В каждом регионе должна быть принята внятная программа улучшения инвестиционного климата и создания новых, высокопроизводительных рабочих мест на основе так называемых лучших региональных практик. К числу таковых относится сокращение сроков выдачи разрешений, необходимых для начала бизнеса, создание подготовленных промышленных площадок и целый ряд других мер» [8].

       Должна  возрастать роль новых центров инновационного экономического роста, опирающихся на концентрацию кадрового и технологического потенциала, существенным образом влияющих на трансформацию территориальной структуры расселения и распределения трудовых ресурсов, прежде всего:

       крупных городских агломераций с высоким  качеством среды обитания и человеческим потенциалом, динамично развивающейся научно-инновационной и образовательной инфраструктурой, растущей деловой активностью и сервисной сферой;

       территориально-производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные  производства в приоритетных отраслях российской экономики в урбанизированных регионах и на глубокую переработку сырья на ранее неосвоенных территориях;

       туристско-рекреационных  зон с высоким уровнем оказания услуг на территориях с уникальными  природно-климатическими условиями;

       крупных транспортно-логистических узлов  и производственных комплексов.

       Развитие  национальных транспортной, энергетической и телекоммуникационной сетей должно быть нацелено не только на реализацию потенциала центров экономического роста в субъектах Российской Федерации, но и на постепенную их интеграцию в мировые инфраструктурные системы [4,100].

       Эти пространственные ориентиры развития экономик субъектов Российской Федерации  должны составить единую основу для  планирования действий органов государственной  власти и органов местного самоуправления.

       Особые  меры экономического регулирования  на федеральном уровне требуются  применительно к геополитически важным, но депрессивным (в силу их географического  положения, климатических условий  и иных объективных факторов) субъектам Российской Федерации, которые не имеют возможности преодолеть существенное отставание в уровне социально-экономического развития от среднероссийского  исключительно за счет собственных ресурсов.

       Принципиально важно отметить, что экономическая  природа таких мер должна выражаться не в передаче бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам дополнительной финансовой помощи, порождающей зачастую иждивенческую политику, а в формировании максимально благоприятных условий для развития бизнеса на соответствующих территориях с учетом их экономической специализации и сбалансированном с ним развитием социальной сферы.

       Государственная поддержка развития таких субъектов  Российской Федерации наряду с их инфраструктурной интеграцией в  единое социально-экономическое пространство России может осуществляться путем [3,53]:

       - создания особых экономических  зон регионального развития, в  том числе применительно ко  всей территории субъекта Российской  Федерации, с предоставлением  льгот и преференций, прежде  всего, за счет средств федерального бюджета;

       - субсидирования тарифов на услуги  естественных монополий на территориях,  где они влекут чрезмерно высокие  издержки производства, а также  отдельных видов деятельности  по оказанию услуг населению  в целях повышения их конкурентоспособности;

       - организации доступа к дешевым  финансовым ресурсам, в частности,  путем субсидирования процентной  ставки по кредитам и лизинговых  платежей, а также предоставления  дополнительных преференций налогового  и таможенного характера в  целях стимулирования инновационного развития и модернизации приоритетных для регионов производств;

       - принятия мер, направленных на  сохранение исторического и(или)  природно-ландшафтного облика территорий  и культурных традиций при  повышении качества социальной среды.

       Важную  роль призвано сыграть проведение особой социальной политики, направленной на сохранение традиционного уклада жизни  и занятости коренных малочисленных  народностей, прежде всего, Севера, Сибири и Дальнего Востока, изменения качества жизни населения арктических территорий России.

       В концепции приводится ряд задач, которые должны решать налогово-бюджетные  инструменты региональной политики [10]:

       - сокращение различий в уровне бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и местных бюджетов для реализации ими собственных полномочий при сохранении стимулов к интенсивному социально-экономическому развитию.

       обеспечение необходимой финансовой самостоятельности  органов государственной власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления в части роста доли налоговых поступлений в доходах территориальных бюджетов при сокращении налоговых льгот, устанавливаемых федеральным законодательством;

       расширение  финансовых стимулов органов государственной  власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к улучшению основных показателей качества жизни населения, повышению обеспеченности инженерной и социальной инфраструктурой, проведению социально-экономических реформ;

       усиление  ответственности и подотчетности  органов власти субъектов Российской Федерации за эффективность собственной деятельности и конечные результаты социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. В соответствии с этими задачами, концепцией предусмотрено совершенствование налогово-бюджетных инструментов региональной политики.

       Достижение  в долгосрочном периоде целей  региональной политики на пути к формированию эффективного и компактного государства  в значительной мере определяется безотлагательным завершением процесса разграничения  полномочий между различными уровнями публичной власти и организации их эффективного исполнения.

       Прежде  всего, необходимо децентрализовать исполнение полномочий Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, передав  его исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и одновременно сократив количество территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

       Результативность  преобразований управления региональным развитием связана также с  совершенствованием правового регулирования, обеспечения и контроля исполнения переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации, усилением ответственности за их ненадлежащее исполнение, координацией действий органов государственной власти и органов местного самоуправления на региональном уровне. Так президент в своем послании определил, что «Основную ответственность за судьбу региона несет губернатор. Успешность его работы будет оцениваться и по тому, сколько инвестиций удалось привлечь, сколько создано новых рабочих мест, особенно в несырьевом производстве. С этим должны быть связаны и кадровые решения» [8].

       В целях имущественного и финансового  обеспечения исполнения указанных  полномочий следует не только предусмотреть предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций в объеме, соответствующем подтвержденным расчетами расходам на надлежащее исполнение полномочий, но и передать органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий собственника федеральных государственных предприятий и федеральных государственных учреждений, необходимых для обеспечения исполнения переданных полномочий в соответствии с федеральными законами, определяющими такие полномочия.

       Новые подходы требуются также применительно к организации институциональной составляющей управления региональным развитием.

       Механизмом  повышения эффективности проведения политики федерального центра на региональном уровне может стать радикальное  усиление координирующей, управляющей и контрольной роли института полномочных представителей Президента Российской Федерации.

       Еще одним магистральным направлением реформирования регионального управления должно стать дальнейшее развитие института  местного самоуправления.

       Как и применительно к региональному  уровню, повышение эффективности  отправления муниципальных полномочий связано с укреплением финансовой самостоятельности муниципалитетов. В этой части требуется внесение в бюджетное и налоговое законодательство изменений, направленных на расширение доходной базы местного самоуправления путем:

Информация о работе Основные направления региональной политики