Основные понятия, методы комплексной отрасли права и учебной дисциплины «Ювенальное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2014 в 13:49, контрольная работа

Краткое описание

Правовая защита охватывает все сферы жизнедеятельности несовершеннолетнего: воспитание, образование, медицинское обслуживание, трудовую занятость, социальное обеспечение, досуг и др.
Цель работы – изучение и характеристика такой отрасли права как «Ювенальное право».

Содержание

1. Основные понятия, методы комплексной отрасли права и учебной дисциплины «Ювенальное право»……………………………………………..3
Введение………………………………………………………………….. 3
1.1 Понятие ювенального права, его предмет…………………………..5
1.2 Методы и система ювенального права……………………………...10
1.3 Ювенальное право как учебная дисциплина…………………….….15
Заключение………………………………………………………………..18
Список используемой литературы…………………………………….. .19
2. Практическое задание………………………………………………….20
Список нормативных актов………………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

ювенальное 1 вариант бирюкова .doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

Для ряда норм гражданского права присущи охранительные и поощрительные нормы, в которых существует выбор возможных вариантов поведения и позитивное стимулирование законодательно одобряемого поведения.

В отечественной юриспруденции ювенальное право принято относить к частно-публичному, что объясняется использованием в нем различных юридических норм: регулятивных (обязывающих, уполномочивающих, запрещающих), поощрительных и охранительных.

Особенностью предмета регулирования ювенального права является то, что регулируемые общественные отношения не подразумевают непосредственного участия в них несовершеннолетних.

Существенной проблемой обособления ювенального права являются не только трудности выделения ювенальных норм из различных отраслей права, но иногда и невозможность такого выделения. Предоставляемые несовершеннолетним юридические права, как правило, не отличаются от прав совершеннолетних граждан, являясь, порой более широкими, чем у взрослых. Основные отличия содержатся в юридических обязанностях, объем которых у несовершеннолетних значительно меньше по вполне понятным причинам.

Подобная диспропорция в правовом статусе на практике весьма затрудняет разграничение ювенальных норм от общих норм права, учитывая, что определение правового статуса несовершеннолетнего невозможно без определения общего правового статуса гражданина в той или иной отрасли права. Различия в правовых статусах несовершеннолетнего и взрослого можно установить только при сравнительном анализе существующих норм права.

Общий правовой статус включает в себя статус несовершеннолетнего (с определенными отличиями) и статус конкретного несовершеннолетнего.

Правовым статусом несовершеннолетнего пользуется лицо до достижения им возраста 18 лет (Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации).

Правовой статус конкретного несовершеннолетнего зависит от достигнутого им определенного возраста. Например, в уголовном праве при привлечении к уголовной ответственности и назначении наказания правовой статус несовершеннолетнего дифференцируется по возрасту: 14, 15, 16, 18 и даже 20 лет (ст. 20, ч. 1 ст. 87, ст. ст. 88 и 96 УК РФ).

Решение проблемы обособления ювенального права из других юридических отраслей может быть достигнуто законодательным выделением ювенальных разделов в каждой из отраслей права, исходя из предмета правового регулирования ювенального права. Это отчасти сделано:

- в Уголовном кодексе РФ (раздел 5 «Уголовная ответственность несовершеннолетних»);

- в Трудовом кодексе РФ (глава 42 «Особенности регулирования труда  работников в возрасте до 18 лет»); 

- в Уголовно-процессуальном кодексе  РФ (глава 50 «Производство по уголовным  делам в отношении несовершеннолетних);

- в Уголовно-исполнительном кодексе  РФ (глава 17 «Особенности исполнения  наказания в виде лишения свободы  в воспитательных колониях). 
  Законодательное выделение ювенальных разделов в различных отраслях права позволило бы обособлять «ювенальное уголовное право», «ювенальное трудовое право», «ювенальное гражданское право» и т.д., что, в свою очередь, создало бы необходимую базу для кодификации норм ювенального права, например, в Ювенальный кодекс РФ. Подготовка квалифицированных специалистов по ювенальному праву в этом случае была бы значительно упрощена.

В свете изложенного можно дать следующее определение ювенальному праву - это комплексная отрасль отечественного права, состоящая из юридических норм, регулирующих общественные отношения, обеспечивающие рождаемость новых поколений и их благополучное социальное развитие.

Задачами ювенального права являются:

- установление правового статуса несовершеннолетнего (прав, обязанностей, ответственности);  

- установление правового статуса  субъектов, обеспечивающих права, обязанности  и ответственность несовершеннолетнего;

- установление правил поведения  между несовершеннолетними и субъектами, обеспечивающими их права, обязанности и ответственность;

- установление правил поведения  между субъектами, обеспечивающими  права, обязанности и ответственность  несовершеннолетних.

Такими субъектами могут быть как физические лица (родители, педагоги и т.д.), так и юридические лица (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, органы МВД, прокуратуры, юстиции и т.д.).

В упоминавшемся учебнике «Ювенальное право» дано следующее определение: «ювенальное право - это комплексная отрасль отечественной системы права, объединяющая юридические нормы, регулирующие общественные правоотношения, одной из сторон которых как минимум выступает ребенок (ювенальные правоотношения).».

Критический анализ подобной формулировки уже приводился выше.

Система ювенального права - это совокупность юридических норм, объединенных предметом правового регулирования и составляющих структурное соединение в определенной взаимосвязи и последовательности.

В систему ювенального права входят нормативные акты различных отраслей права: международного, конституционного, уголовного, гражданского, семейного, трудового, административного, уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального и др. Их соотношение и взаимосвязь обусловлены общей целью - правовым регулированием защиты прав, свобод, законных интересов и ответственности несовершеннолетних.

Под институтом ювенального права понимается группа правовых норм, входящих в систему ювенального права, регулирующих однородные правоотношения. Это могут быть трудовые, семейные, уголовноисполнительные и иные правоотношения.

Группы правовых норм, входящих в институт ювенального права, могут подразделяться по методу правового регулирования и другим критериям.

 

 

1.3 Ювенальное право как учебная дисциплина

 

Содержание ювенального права как учебной дисциплины заключается в совокупности знаний из одноименной научной отрасли и отрасли права.

Наука ювенального права в отличие от юридической отрасли ювенального права включает в себя более широкий спектр знаний: историю создания ювенального права в России и за рубежом; изучение международного ювенального законодательства, практику его применения и т.п.

Объем правовых знаний в юридической отрасли российского ювенального права также отличается широким диапазоном, охватывает практически все отрасли международного и отечественного права, что вызывает определенные трудности в изучении.

Специалист в области ювенального права должен быть специалистом во всех отраслях права с более углубленными знаниями ювенальных норм и умениями применять данные нормы на практике.

Учебная дисциплина «ювенальное право» дает студентам возможность изучить: 

- теоретические концепции, обосновывающие  создание ювенального права и  ювенальной юстиции;

- ювенальные нормативные акты;

- систему субъектов, осуществляющих  деятельность по реализации ювенальных  норм права и порядок данной  деятельности;

- основные правовые средства  и принципы ювенальной политики;

- правовое обеспечение профилактики  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- правовые механизмы ювенальной  юстиции по защите прав несовершеннолетних  и реализации их юридической  ответственности.

Ювенально-правовая специализация уже в настоящее время является социально востребованной при подготовке учителей, юристов, социальных работников и всех тех, кто по роду своей деятельности должен организовывать и осуществлять защиту прав и законных интересов несовершеннолетних.

Для учителей права знания в области ювенального права представляют особый интерес, от них требуются не только такие знания и соблюдение ювенального законодательства, но и умение сформировать у учащихся правовое сознание и навыки правопослушного поведения.

Методология преподавания ювенального права как учебной дисциплины содержит совокупность наиболее эффективных способов и приемов обучения, которые должны использоваться учителем (преподавателем), хорошо представляющим цель и задачи обучения. Необходимо всегда помнить, что результат правового обучения заключается не только в усвоении правовых знаний, а в сформированном на их основе правопослушном поведении.

Сам процесс обучения должен подразделяться на ряд технологических элементов, представляющих последовательные ситуации обучения и ведущие от более простого к более сложному.

Большую роль в данном процессе играют коммуникативные связи между участниками обучения (учителем и учениками), так как достижение цели обучения может происходить только в результате объединения усилий обеих сторон.

В педагогической литературе существует довольно обширная классификация методов обучения, наиболее традиционным является подразделение методов по источникам знаний: практика, наглядность, слово, книга и видео в сочетании с компьютерными системами информации.

Существует распространенная классификация методов по типу познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), в которой выделяются следующие методы: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный); репродуктивный; проблемное изложение; частично-поисковый (эвристический); исследовательский.

Выбор иных методов обучения (более подробно с ними можно ознакомиться в учебниках по педагогике) обусловлен факторами, включающими в себя:

1) закономерности и принципы  обучения, вытекающие из выбираемых  методов;

2) содержание и методы определенной  науки вообще и предмета, темы в частности;

3) цели и задачи обучения;

4) учебные возможности учащихся;

5) внешние условия;

6) возможности учителей и др.

 

 

 

                                              

 

                                                       

 

Заключение

 

 Можно сделать вывод: необходим комплексный правовой подход к проблемам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и создания системы органов для регулирования общественных отношений с участием несовершеннолетних (органов ювенальной юстиции). По этой причине для определения правового статуса несовершеннолетнего существует необходимость формирования новой для отечественных права и законодательства отрасли – ювенальной, которая, в свою очередь, будет регламентировать деятельность этих специализированных органов.

   Ювенальное право отличается  предметом и методом правового  регулирования. Предмет регулирования  ювенального права составляет  не ребёнок как таковой, а совокупность  существующих общественных отношений, как минимум одной из сторон в которых выступает несовершеннолетний. Их круг составляют: условия и порядок обеспечения надлежащего статуса ребёнка в отношениях, традиционно урегулированных профилирующими отраслями права (конституционным, финансовым, налоговым, семейным, гражданским, трудовым и др.); личные  неимущественные и имущественные, социально-экономические, политические отношения, в которых ребёнку как их участнику противостоят взрослые; формы и порядок юридической ответственности несовершеннолетних в русле отношений, связанных со становлением и функционированием системы ювенальной юстиции. Единым началом в них выступает один из субъектов – несовершеннолетний.

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников  

 

«Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.08.2014) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954

«Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2014)// Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921

«Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 23.06.2014) // Собрание законодательства РФ, 13.01.1997, № 2, ст. 198

«Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.06.2014) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 02.12.2013)...// Собрание законодательства РФ, 3.08.1998 г., № 31, ст. 3802

Василевич Г.А., Шавцова А.В. Права человека: Пособие / Г.А. Василевич, А.В. Шевцова – Минск: БГУ, 2006

Гурин А.В., Дашкевич А.Л. «Право прав человека в вопросах и ответах» / А.В. Гурин, А.Л. Дашкевич – Минск: НИУП, 2003

Ювенальное право: Учебник для вузов / Под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова – ЗАО «Юстицинформ», 2005  

Ювенальное право Российской Федерации: учебник для магистров / А. М. Рабец. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2013. - 447 с. - Серия: Магистр.

 

 

 

 

2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

 

Суд приговорил несовершеннолетнего К., которому на момент совершения преступления исполнилось 15 лет, к 6 годам 6 месяцам по ч. 2 ст.161 УК РФ – грабеж.

Является ли решение суда законным?

Информация о работе Основные понятия, методы комплексной отрасли права и учебной дисциплины «Ювенальное право"