Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 18:33, реферат
Краткое описание
Разнообразие форм организации жизни общества, его правового регулирования, установления норм поведения для членов общества обусловило различие в подходах к формированию систем права и в самих системах права. Исторически, под воздействием различных факторов, сложившаяся государственность предполагала и формирование своего права, которое было бы присуще ей в соответствии с обычаями, нормами морали, сложившимися на данной территории.
Содержание
Введение 3 Понятие правовой системы5 Элементы правовой системы8 Классификация правовых систем 13 Романо-германская правовая система15 Англосаксонская правовая система 19 Социалистическая правовая система 24 Религиозные и традиционные системы 27 Заключение 31 Список использованных источников 32
Разнообразие форм организации
жизни общества, его правового регулирования,
установления норм поведения для членов
общества обусловило различие в подходах
к формированию систем права и в самих
системах права.
Исторически, под воздействием
различных факторов, сложившаяся государственность
предполагала и формирование своего права,
которое было бы присуще ей в соответствии
с обычаями, нормами морали, сложившимися
на данной территории.
Подходы к организации права
оказались разными для каждой страны,
однако по прошествии многих лет на современном
этапе развития права мы можем классифицировать
эти системы. Разнообразие правовых систем
во многом зависит от особенностей способа
правообразования. В юридической науке
такая классификация проводится по исторически-территориальному
признаку, а если быть точнее, то по национальному.
Проблема классификации на
определенные группы или, как указывается
у некоторых авторов - семьи правовых систем,
является одной из основных проблем сравнительного
правоведения.
В поисках классификации использовались
самые различные факторы, в том числе этический,
расовый, географический, религиозный,
а также деление по правовой технике и
стилю права.
Вместе с тем при всем многообразии
характеристик, факторов и путей развития
национальных правовых систем существенно
то, что отправные моменты их развития
связаны с характером и уровнем дифференциации
права и социального регулирования в данной
стране в целом, а еще больше - с доминирующим
положением (в соответствии с особенностями
социально-политической обстановки, политического
режима) того или иного элемента правовой
системы.
Изучение различных систем
права имеет большое значение для юридической
науки.
Нельзя не упомянуть и о том,
что системы права не стоят на месте. С
каждым годом они развиваются, оптимизируются.
Часто переходят в иную качественную форму.
С набранным в ходе столетий опытом государства
стараются создать наиболее эффективную
форму организации системы права, однако,
отнюдь не забывая свои национальные,
исторические традиции. Для того чтобы
воздействовать на процесс развития права,
необходимо изучать его. Причем нельзя
ограничиваться только собственным внутригосударственным
законодательством. Нужно учитывать опыт
и практику других стран, как принадлежащих
к той же системе права, так и других.
Целью данной работы является
изучение особенностей правовых систем
современности, закономерности их становления
и развития.
Исходя из цели работы, можно
выделить следующие задачи:
- рассмотреть понятие «правовая
система» и его элементы;
- рассмотреть классификацию
и типологию правовых систем;
- изучить основные правовые
системы прошлого и настоящего.
Понятие правовой
системы
Правовая система — совокупная
связь системы права (в том числе системы
законодательства), правовой культуры
и правореализации.
Правовую систему не следует
путать с системой права, которая является
лишь частью правовой системы. Понятие
правовой системы часто используется
для того, чтобы охарактеризовать историко-правовые
и этнокультурные отличия права разных
государств и народов.
Правовая система изучается
в России уже несколько десятилетий, в
современной теории права единообразия
в определении предмета, объёма и содержания
понятия «правовой системы» так и не появилось.
Одни юристы отождествляют её с системой
правовых норм, другие объединяют право
как нормативное образование, правотворчество
и правоприменение, третьи охватывают
этим понятием внутренние связи правовых
явлений, их организацию и структуру. Наконец,
она характеризуется как совокупность
юридических норм, принципов и институтов
(нормативный элемент), как совокупность
правовых учреждений (организационный
элемент), как совокупность правовых идей
и взглядов (идеологический элемент) [8,
214]. Некоторые исследователи даже полагают,
что категория правовой системы до сих
пор остаётся слабо разработанной.
Существует множество определений
понятия «правовой системы», которые можно
свести к нескольким подходам. Например,
по мнению В. В. Гаврилова в отечественной
теории права таких подходов существует
три.
Согласно первому подходу содержание
понятия «правовая система» рассматривается
в контексте различных форм внешнего выражения
и закрепления правовых норм, а также их
взаимодействия друг с другом. Так, например,
Ю. А. Тихомиров определяет правовую систему
как «структурно и функционально упорядоченный
массив взаимосвязанных нормативно-правовых
актов, создаваемых и действующих на основе
единых принципов», другими словами правовая
система это «базовое юридическое понятие,
охватывающее все правовые акты и их связи
в национально государственном масштабе»[8,
312].
В соответствии со вторым подходом
понятие «правовая система» характеризуется
через призму не только позитивного права,
но и некоторых других тесно связанных
с ним и между собой активных элементов
правовой действительности. Сторонником
этой точки зрения является С. С. Алексеев,
согласно которому, правовая система —
«это всё позитивное право, рассматриваемое
в единстве с активными элементами правовой
действительности — правовой идеологией
и судебной (юридической) практикой»[2,
152].
Третий подход отличает стремление
относиться к понятию «правовая система»
как категории, отражающей все правовые
явления и всю правовую действительность,
существующие в обществе. Данная позиция
прослеживается в работах Н. И. Матузова,
который считает, что «правовая система
охватывает весь юридический аппарат,
всю юридическую деятельность, осуществляемую
в разных формах»[6, 174].
Необходимо также привести
уже ставшую традиционной классификацию,
согласно которой понятие «правовая система»
рассматривается в широком и узком смыслах.
В широком смысле правовая система
представляет собой правовую организацию
общества, «совокупность внутренне согласованных
и взаимосвязанных социально однородных
юридических средств (явлений), с помощью
которых официальная (публичная) власть
оказывает регулятивно-организующее и
стабилизирующее воздействие на общественные
отношения, поведение людей» [3, 245].
В узком смысле правовая система
сводится к объективному праву и рассматривается
как «целостное единство правовых актов
и норм национального права, разделённых
на основе внутреннего согласования на
части (правовые институты и отрасли права)
в соответствии с предметом и методом
правового регулирования, связанные между
собой иерархическими и координационными
отношениями и имеющие своим центром правовые
принципы, в концентрированной форме выражающие
сущность, цель, основные задачи и функции
права»[3, 247].
Элементы правовой
системы
Для того, чтобы понять, как
функционирует правовая система, необходимо
изучить ее элементы.
Элементы правовой системы
– это ее составные части, то, что включается
в структуру правовой системы.
Следует отметить, что, с точки
зрения некоторых ученых, выделение элементов
правовой системы носит неоправданный
характер, так как правовая система представляет
собой очень сложное явление с множеством
внутренних связей.
С.С. Алексеев в разных своих
работах говорит и об уровнях правовой
системы, и о ее элементах. Элементный
подход к структуре правовой системы этого
ученого рассмотрен нами далее. Если же
говорить о ее уровнях, то он выделяет
субъектно-сущностный, интеллектуально-психологический,
нормативно-регулятивный, организационно-деятельностный
и социально результативный уровни [1,
395].
Субъектно-сущностный уровень
выделяется для того, чтобы подчеркнуть
значение субъектов права как одного из
материальных факторов правовой системы.
Интеллектуально-психологический уровень
отражает правопонимание и правосознание
как отдельного человека, так и общества
в целом. Эти категории позволяют человеку
оценивать правовую реальность, вырабатывать
отношение к ней.
Нормативно-регулятивный уровень
направлен на познание норм права и их
связи с иными элементами правовой системы.
Организационно-деятельностный уровень
охватывает все юридически оформленные
связи и отношения, формы реализации права,
различные виды правового поведения людей,
правотворческую и правоприменительную
деятельность государства и общества.
Следующий уровень – социально-результативный
– характеризует то, насколько человек
освоил правовую действительность, с одной
стороны, и соответствие интересам общества
и индивида правового режима, установленного
в государстве [1, 396].
Каждая из самостоятельных
частей правовой системы общества имеет
собственную структуру, свои принципы
организации и деятельности» [9, 125].
Таким образом, единства в выделении
подсистем (срезов, аспектов и т.д.) правовой
системы не наблюдается. Как мы видим,
почти все сторонники выделения подсистем
указывают на существование нормативной
подсистемы, содержащей право. В остальном,
мнения, какие следует выделять подсистемы
и каково их наполнение, расходятся.
Подходов к выделению
различных элементов существует
достаточно большое количество.
С.С. Алексеев в одной из своих
первых работ, затрагивающей вопросы правовой
системы, к ее структурным элементам относит:
объективное право, правотворчество, правоприменительную
деятельность компетентных органов, индивидуальные
правовые предписания, правоотношения,
совокупность правовых актов-документов,
в том числе нормативных, интерпретационных,
индивидуальных, а также юридические нормы,
правоположения юридической практики
и индивидуальные предписания [2, 27]. Таким
образом, к элементам правовой системы
ученый относит достаточно большой перечень
правовых явлений, возникающих в обществе.
В качестве элементов не названы правовые
учреждения, но, при этом, свойствами элемента
наделена их правоприменительная деятельность,
которая составляет часть юридической
практики.
Однако, нельзя не отметить,
что в более поздних своих работах С.С.
Алексеев приводит иную структуру правовой
системы. Так, в своей работе «Право. Азбука.
Теория. Философия. Опыт комплексного
исследования» [1, 327] ученый говорит о таких
элементах правовой системы, как: собственно
объективное (позитивное) право как совокупность
общеобязательных норм, выраженных в законе,
иных признаваемых государством формах
позитивного права; правовая идеология
- активная сторона правосознания; судебная
(юридическая) практика. Правосудие (судебная
практика) называются ученым в качестве
элемента правовой системы, так как правосудие
неотделимо от позитивного права, это
«право в действии, в процессе реализации»
[1, 328]. Правовая идеология же активно влияет
на законодательство и юридическую практику
и потому также может быть включена в правовую
систему.
В понятие правовой
системы С.С. Алексеевым не включаются
такие элементы, как правотворчество,
правоприменительная деятельность,
правоотношения и другие. В тоже
время, данные элементы не рассматриваются
ученым как чуждые для правовой
системы. «Через правовую систему,
ее элементы происходит как
бы "увязка" позитивного права
с государством, его органами, со
всей политической структурой
данного общества. Именно через
правовую систему при рассмотрении
позитивного права включаются
правотворческие, законодательные
учреждения, а также - правоисполнительные
органы, органы правосудия, другие правоохранительные
учреждения, вся политическая система
страны» [1, 335]. Таким образом, можно утверждать,
что С.С. Алексеев пересмотрел структуру
правовой системы и выделил в качестве
ее элементов только основные, главные
правовые явления. Органы государства
и их деятельность как элементы правовой
системы вызывают много разногласий в
научной юридической литературе. В тоже
время, понимание этих явлений не как структурных
элементов правовой системы, а как явлений,
взаимодействующих с правовой системой,
находящихся в тесной взаимосвязи с ней,
наиболее точно отражает их положение
и функции.
Большой интерес представляет
классификация существующих подходов
к элементам правовой системы, предложенная
М.И. Байтиным [3, 269]. Он, в зависимости от
числа выделяемых элементов и их правового
качества, сводит все многообразие подходов
к трем группам.
Первый подход к элементам правовой
системы трактуется как «узкий», так как
он охватывает только источники права
и правовую идеологию. К сторонникам такого
подхода можно отнести Ю.А. Тихомирова,
который в качестве элементов правовой
системы выделял: 1) цели и принципы правового
регулирования; 2) основные разновидности
правовых актов и их объединения; 3) системообразующие
связи, обеспечивающие целостность системы
[7, 458].
Второй подход имеет более широкий
характер, чем первый. К его сторонникам
можно отнести, например, Н.И. Матузова.
Он, выделяя достаточно большое количество
элементов, предлагает объединить их в
блоки: «если говорить о ее (правовой системы)
блоках, можно выделить такие, как нормативный,
правообразующий, доктринальный (научный),
статистический, динамический, блок прав
и обязанностей и др.» [6, 186]. Кроме этого,
в понятие правовой системы автор включает
горизонтальные и вертикальные связи
и отношения между блоками. Этот подход,
на наш взгляд, имеет много общего с идеей
выделения срезов в правовой системе,
который рассмотрен нами ранее.
Третий подход к элементам правовой
системы принято называть «безграничной»
трактовкой правовой системы. Он включает
в структуру правовой системы, кроме перечисленных
в предыдущем подходе элементов, также
структуру юридических, в том числе правоохранительных
ведомств и организаций, региональную
и местную правовую инфраструктуру, надзорную
и контрольную подсистемы, организации
юридической реабилитации правонарушителей,
систему юридического образования, инфраструктуру
обеспечения прав человека и т.д. [6, 192].