Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 21:56, реферат
Действующая Конституция РФ ставит институт президентства на первое место среди федеральных государственных органов. Российский Президент наделен большими реальными полномочиями, которые применяет самостоятельно, юридически независимо от других государственных органов, но взаимодействуя с ними. Он не подчинен и не подотчетен никакому органу власти, получая свои полномочия от народа на основе Конституции РФ, не несет за свой политический курс, проводимую политику, за свои законные действия политической ответственности перед парламентом.
Основы конституционного статуса
Президента Российской Федерации, его
положение в системе органов
государства
Согласно Конституции
Действующая Конституция РФ ставит институт
президентства на первое место среди федеральных
государственных органов. Российский
Президент наделен большими реальными
полномочиями, которые применяет самостоятельно,
юридически независимо от других государственных
органов, но взаимодействуя с ними. Он
не подчинен и не подотчетен никакому
органу власти, получая свои полномочия
от народа на основе Конституции РФ, не
несет за свой политический курс, проводимую
политику, за свои законные действия политической
ответственности перед парламентом. Исключение
составляет лишь юридическая ответственность
его в случае обвинения в государственной
измене или совершении иного тяжкого преступления
с соблюдением сложной, в несколько этапов,
процедуры отрешения от должности, осуществляемой
палатами Федерального Собрания. Глава
государства обладает, таким образом,
неприкосновенностью, что обеспечивает
повышенную защищенность, устойчивость
президентской власти. Естественно, Президент
РФ должен реализовывать государственную
власть в соответствии с Конституцией
РФ, не выходя за рамки своих полномочий,
исполняя федеральные законы, в том числе
и при определении им основных направлений
внутренней и внешней политики государства.
Президент РФ выполняет особую роль в
системе государственной власти. Прежде
всего Президент РФ является гарантом Конституции
РФ, прав и свобод человека и гражданина.
В установленном порядке он принимает
меры по охране суверенитета Российской
Федерации, ее независимости и государственной
целостности. Принося президентскую
присягу, глава государства обязуется
сам уважать, соблюдать и защищать эти
важнейшие государственные и социальные
ценности, но у него для их обеспечения
и охраны есть реальные правовые средства
воздействия на другие органы власти.
Президент РФ наделен действенными конкретными
полномочиями, обеспечивающими реализацию
этих его важнейших прав и обязанностей.
Их осуществлению служат полномочия Президента
в области внешней политики, обороны и
безопасности, другие его правомочия.
Как гарант Конституции РФ Президент может
принимать не противоречащие Конституции
России и федеральным законам нормативные
указы по широкому кругу вопросов, восполняющие
пробелы в законодательстве. Он вправе
принимать определенные Конституцией
меры в отношении актов, противоречащих
Конституции РФ, нарушающих права и свободы
человека и гражданина. Президент РФ может
отменить постановления и распоряжения
Правительства РФ в случае их противоречия
Конституции РФ, федеральным законам (и
указам Президента РФ). В его компетенции
приостанавливать действие решений органов
исполнительной власти субъектов Федерации
в случае их противоречия Конституции
РФ и федеральным законам, международным
обязательствам государства или нарушения
прав и свобод человека и гражданина до
решения вопроса соответствующим судом.
Глава государства может обратиться в
Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии
Конституции РФ нормативных актов государственных
органов Федерации и ее субъектов (ст.
125). Президент (и также Правительство РФ)
обеспечивает (в соответствии с Конституцией
РФ) осуществление полномочий федеральной
государственной власти на всей территории
России, гарантируя ее целостность и суверенитет.
На Президента РФ возложена очень важная
функция в системе органов государственной
власти: он в установленном Конституцией
РФ порядке обеспечивает согласованное
функционирование и взаимодействие органов
государственной власти. Это способствует
и выполнению его роли гаранта Конституции
РФ, ее защите, обеспечивая реализацию
конституционных норм, регламентирующих
организацию и деятельность органов государственной
власти, осуществление принципов их взаимоотношений,
в том числе разделения власти, поддержание
законности в деятельности органов исполнительной
власти. Он может быть своего рода «арбитром»
в системе органов государственной власти
(в определенной степени и в рамках Конституции
– даже координатором их деятельности),
помогая разрешению противоречий между
ними, согласованию их работы. Это, прежде
всего, относится к взаимоотношениям законодательной
и исполнительной властей, а также федеральных
органов и органов государственной власти
субъектов Федерации. Президент может
использовать согласительные процедуры
для разрешения разногласий между органами
государственной власти Российской Федерации
и органами государственной власти ее
субъектов, а также между органами государственной
власти субъектов. Если же не удается достичь
согласованного решения, он может передать
разрешение спора на рассмотрение соответствующего
суда.
Президент занимает особое место в государственном
механизме, в системе разделения властей.
Президент РФ тесно связан с исполнительной
властью, занимая по отношению к ней определяющее,
верховное положение и существенно воздействуя
на ее осуществление, хотя нынешняя Конституция
РФ (в отличие от прежней) не применяет
к нему формулу «глава исполнительной
власти». Конституция РФ наделяет Президента
РФ весомыми, эффективными полномочиями
по формированию Правительства РФ, воздействию
на его работу (при определенной его самостоятельности),
на исполнительную власть.
Президент РФ в соответствии с Конституцией
РФ и федеральными законами определяет
основные направления внутренней и внешней
политики государства, имеет решающие
права по назначению Председателя Правительства,
других его членов, может отменять акты
Правительства РФ (в случае их противоречия
его указам), может принять решение об
отставке Правительства, имеет право председательствовать
на его заседаниях. Правительство издает
свои постановления и распоряжения на
основании и во исполнение не только Конституции
РФ, федеральных законов, но и нормативных
указов главы государства. Председатель
Правительства РФ, определяя основные
направления его деятельности и организуя
его работу, руководствуется не только
Конституцией и федеральными законами,
но и указами Президента РФ. Он, согласно
ст. 32 Федерального конституционного закона
«О Правительстве Российской Федерации»
от 17 декабря 1997 г. с изменениями и дополнениями,
руководит деятельностью федеральных
органов исполнительной власти, ведающих
вопросами обороны, безопасности, внутренних
дел, иностранных дел, предотвращения
чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий
стихийных бедствий, осуществляет полномочия
как Верховный Главнокомандующий Вооруженными
Силами РФ и Председатель Совета Безопасности
РФ. Президенту РФ непосредственно подведомственны
Министерство иностранных дел, Министерство
обороны, Министерство внутренних дел,
Министерство юстиции, Федеральная служба
безопасности, другие силовые структуры,
а также некоторые другие ведомства. Он
осуществляет полномочия исполнительной
власти, принимает ключевые решения по
управлению страной, обязательные для
Правительства РФ, всех органов исполнительной
власти. Поэтому Президента РФ правомерно
рассматривать как верховного руководителя
исполнительной власти, даже как ее фактического
главу, т.е. считать Российскую Федерацию
в основном президентской республикой.
Глава государства взаимодействует с
федеральной законодательной властью,
используя систему «сдержек и противовесов»,
свойственных реализации принципа разделения
властей. Он выступает как бы «арбитром»
между законодательной и исполнительной
властью, обеспечивая их взаимодействие,
необходимое для нормального функционирования
государственного механизма, способствуя
согласованию их позиций, разрешению противоречий
и конфликтов между ними.Президент может
оказывать существенное влияние на федеральный
законодательный орган, имея для этого
необходимые правовые инструменты. Сам
он единолично не осуществляет законодательную
власть, но обладает правом законодательной
инициативы, является непременным участником
законодательного процесса, подписывая
и обнародуя законы, наделен эффективным
правом вето. Оно помогает отстаивать
политическую позицию главы государства,
исполнительной власти. Важное место среди
средств воздействия Президента на законодательную
власть занимает право Президента РФ распускать
Государственную Думу в определенных
Конституцией РФ случаях, связанных с
противоречиями между этой палатой и главой
государства, Правительством. Это действенный
способ разрешения конфликтов между ними.
Но Президент может избрать и другой путь
при выражении недоверия Правительству,
отказе ему в доверии со стороны Думы (ст.
117 Конституции РФ), приняв решение об отставке
Правительства и разрешив конфликт в пользу
законодателя.
Своевременное разрешение противоречий
между ветвями власти, права Президента
РФ, направленные на это, способствуют
согласованию законодательной деятельности
и политики, проводимой исполнительной
властью, должны помочь избежать острого
политического противоречия между властями,
в обществе в целом.
На реализацию обязанности главы государства
обеспечивать согласованное функционирование
органов государственной власти, верховенство
федерального законодательства, а значит,
и права парламента направлены и уже рассмотренные
выше его права по приостановлению и отмене
актов органов исполнительной власти,
не соответствующих Конституции РФ и федеральным
законам (ч. 2 ст. 85, ч. 3 ст. 115).
Конституция РФ, возлагая на Президента
РФ данную обязанность и наделяя его соответствующими
правами для ее исполнения в отношении
других государственных органов, вместе
с тем и его самого ориентирует на взаимодействие,
согласованную работу с ними. Особенно
ярко это проявляется в отношении Федерального
Собрания, его палат. Во многих случаях
для принятия решения требуется согласование
мнений главы государства и законодательного
органа, его палат, компромисс, в сущности,
совместные действия (назначение должностных
лиц, утверждение некоторых категорий
указов Президента РФ). Это свойственные
принципу разделения властей «сдержки
и противовесы», уравновешивающие ветви
власти. К ним же относятся и полномочия
федерального Собрания по ратификации
и денонсации международных договоров,
которые подписывает Президент РФ.
Иногда во взаимоотношениях с иными органами
роль Президента подкрепляется другими
его полномочиями. Так, при назначении
Председателя Правительства РФ с согласия
Государственной Думы у Президента РФ
имеется право ее роспуска после трехкратного
отклонения предложенных Президентом
кандидатур.
Большую роль в реализации принципа разделения
властей, в поддержании их баланса, обеспечении
конституционной законности в функционировании
президентской власти призван сыграть
Конституционный Суд. В этих же целях закреплен
и институт отрешения Президента от должности
законодательной властью.
^
Порядок выборов и прекращения полномочий Президента Российской Федерации
Президент РФ избирается непосредственно
народом. В его выборах участвуют
граждане Российской Федерации на основе
равного всеобщего и прямого
избирательного права при тайном
голосовании. Назначаются выборы Президента
РФ Советом Федерации.
Президентом РФ может быть избран гражданин
Российской Федерации не моложе 35 лет,
постоянно проживающий в России не менее
10 лет.
Срок полномочий главы государства четыре
года; одно и то же лицо не может занимать
эту должность более двух сроков подряд.
Президент РФ приступает к исполнению
своих полномочий с момента принесения
им присяги и прекращает их исполнение
с истечением срока его пребывания в должности
с момента принесения присяги вновь избранным
Президентом.
Правом выдвигать кандидата на должность
Президента РФ обладают как непосредственно
избиратели, так и избирательные объединения,
избирательные блоки. Каждый избиратель,
их группы могут образовать инициативную
группу и собрать в поддержку своего кандидата
не менее 1 млн. подписей. Такое количество
подписей должны собрать и избирательные
объединения, блоки, выдвинувшие кандидатов
на должность Президента РФ. Выборы всегда
должны быть альтернативными. Все зарегистрированные
кандидаты включаются в бюллетень. Избранным
считается тот кандидат, который получил
более половины голосов избирателей, принявших
участие в голосовании. Состоявшимися
выборы признаются, если в них приняло
участие не менее половины избирателей,
внесенных в списки избирателей. Если
в избирательный бюллетень было включено
более двух кандидатов, и ни один из них
не был избран, назначается повторное
голосование по двум кандидатам, получившим
наибольшее число голосов. Избранным считается
кандидат, получивший большее число голосов
избирателей, принявших участие в повторном
голосовании, по отношению к числу голосов
избирателей, поданных за другого кандидата,
при условии, что число голосов избирателей,
поданных за набравшего большее количество
голосов кандидата, больше числа голосов
избирателей, поданных против всех кандидатов
(при этом уже не требуется, чтобы в повторном
голосовании участвовало обязательно
не менее половины зарегистрированных
избирателей). Если же при общих выборах
или повторном голосовании ни один кандидат
не был избран либо если выборы признаны
несостоявшимися или недействительными,
Совет Федерации назначает повторные
выборы.
Досрочное прекращение исполнения полномочий
Президента происходит по следующим основаниям:
а) отставка; б) стойкая неспособность
по состоянию здоровья осуществлять эти
полномочия; в) отрешение от должности.
В случае досрочного прекращения исполнения
президентских полномочий, не позднее
трех месяцев с момента прекращения, должны
состояться выборы Президента РФ.
Во всех случаях, когда Президент не в
состоянии выполнять свои обязанности,
их временно берет на себя Председатель
Правительства РФ. Но исполняющий обязанности
главы государства не имеет права осуществлять
некоторые полномочия Президента РФ: распускать
Государственную Думу, назначать референдум,
вносить предложения о поправках и пересмотре
положений Конституции РФ.
Конституция РФ предусматривает в качестве
одного из трех упомянутых способов досрочного
прекращения исполнения полномочий Президента
РФ отрешение его от должности – досрочное
его отстранение при наличии определенных
обстоятельств с соблюдением определенной
процедуры. Президент РФ, обладая неприкосновенностью,
может быть привлечен к юридической ответственности
только таким образом – отрешен от должности
Советом Федерации только на основании
выдвинутого Государственной Думой обвинения
в государственной измене или совершении
иного тяжкого преступления. В этой процедуре
определенное участие принимают также
Конституционный Суд РФ и Верховный Суд
РФ.
Порядок отрешения включает несколько
стадий. Обвинение выдвигается Государственной
Думой; эта инициатива должна исходить
от не менее чем одной трети ее депутатов.
При этом требуется заключение специальной
комиссии, образованной данной палатой
парламента. Решение о выдвижении обвинения
против Президента принимается Государственной
Думой квалифицированным большинством
– не менее чем двумя третями голосов
от общего числа ее депутатов. Обвинение
подтверждается заключением Верховного
Суда РФ о наличии в действиях Президента
признаков преступления и заключением
(по запросу Совета Федерации) Конституционного
Суда РФ о соблюдении установленного порядка
выдвижения обвинения. Само решение об
отстранении Президента от должности
принимается Советом Федерации не менее
чем двумя третями голосов от общего числа
членов этой палаты. Но такое решение Советом
Федерации должно быть принято не позднее
чем в трехмесячный срок после выдвижения
Государственной Думой обвинения. Если
же в этот срок решение Совета Федерации
не будет принято, то обвинение считается
отклоненным.
^