Основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:21, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение института гражданства Российской Федерации.
Для достижения указанной цели перед работой необходима постановка следующих задач:
1. Определение понятия гражданства.
2. Изучение вопросов, связанных с приобретением и прекращением гражданства РФ.
3. Исследование вопросов, связанных с порядок решения дел о гражданстве РФ.
4. Рассмотрение полномочий органов государственной власти Российской Федерации, ведающих делами о гражданстве РФ.

Содержание

1. Понятие правового статуса человека и гражданина

2. Понятие гражданства Российской Федерации

3. Способы утраты гражданства Российской Федерации

4. Институт конституционных прав, свобод и обязанностей граждан Российской Федерации

5. Гарантии конституционных прав и свобод

Вложенные файлы: 1 файл

4.Контрольная работа по теме.docx

— 41.20 Кб (Скачать файл)

 

·           В эту группу входят:

 

o     право на  жизнь (ст. 21);

 

o     право на  свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);

 

o     право на  неприкосновенность личной жизни,  личную и семейную тайну, защиту  чести и доброго имени (ч.1 ст. 23);

 

o     право на  тайну переписки, телефонных переговоров,  телеграфных и иных сообщений  (ч. 2 ст. 23);

 

o     право на  неприкосновенность жилища (ст. 25);

 

o     право определять  и указывать свою национальность (ч.1 ст.26);

 

o     право на  пользование родным языком (ч.2 ст.26);

 

o     свобода передвижения, выбора места пребывания и  жительства (ст.27 ч.1) (эта свобода,  естественно, имеет ограничения  для неграждан России);

 

o     свобода совести  (ст. 28);

 

o     свобода мысли  (ч.1 ст. 29);

 

o     право на  охрану семьи, материнства и  детства (ст. 38).

 

·           В эту же группу входит ряд судебных прав и свобод, включенных в Конституцию:

 

o     право рассмотрения  дела в том суде и тем  судьей, к подсудности которых  оно отнесено (ч. 1 ст. 47);

 

o     право на  рассмотрение дела судом с  участием присяжных заседателей  (ч. 2 ст. 47);

 

o     право на  квалифицированную юридическую  помощь (ч. 1 ст. 48);

 

o     право пользоваться  помощью адвоката с момента  задержания, заключения под стражу (ст. 48 ч. 2);

 

o     презумпция  невиновности (ч. 1 ст. 49);

 

o     право на  пересмотр приговора вышестоящим  судом, право просить о помиловании  или смягчении наказания (ч. 3 ст. 50 );

 

o     право отказаться  от свидетельствования против  себя самого, своего супруга или  близких родственников (ч. 1 ст. 51 );

 

o     право потерпевших  на доступ к правосудию и  компенсацию ущерба (ст. 52);

 

o     право на  возмещение государством вреда,  причиненного органами государственной  власти или их должностными  лицами (ст. 53).

 

Количество прав и свобод первой группы значительно увеличилось, а некоторые свободы, являясь  по названию преемственными от старой Конституции, коренным образом изменили свое содержание.

 

Это можно продемонстрировать на примере свободы совести (ст. 28). Об этой свободе говорилось и в  прежних Конституциях Российской Федерации. Однако если раньше на первом месте  в этой свободе подчеркивалось право  на атеистические убеждения и  право вести антирелигиозную  пропаганду, то сейчас на первом месте  стоит свобода вероисповедания  любой религии, свобода выбирать, иметь и распространять религиозные  убеждения и действовать в  соответствии с ними. В эту свободу  входит, конечно, и право не исповедовать никакой религии. Нельзя не отметить и некоторую стилистическую неточность, допущенную в ст. 26, ибо определять свою национальность имеет право  тот человек, национальности родителей  которого различны или родители неизвестны. Принадлежность к национальности - это объективная данность для  подавляющего числа людей, а вот  указывать эту национальность или  нет - это действительно право  каждого человека. Политические права  и свободы гражданина. Содержанием  этих прав является политическая активность, общественная деятельность человека. Поэтому подавляющее число прав и свобод принадлежит только гражданам  Российской Федерации. Реализуя их, граждане участвуют в общественно-политической жизни, в управлении государством.

 

·           Сюда относятся:

 

o     свобода слова,  право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять  информацию законными способами  (ст. 29). Цензура запрещается; 

 

o     право на  объединения в общественные организации,  свобода деятельности которых  гарантируется при соблюдении  требований ст. 13 Конституции РФ;

 

o     право на  собрания, митинги, демонстрации, шествия,  пикетирование (ст. 31). Выдвигается  лишь требование проводить их  мирно, без оружия. Однако в  крупных населенных пунктах для  того, чтобы не создавать препятствия  общественной жизни, для реализации  этого права требуется согласие  и согласованность места и  времени их проведения с исполнительными  органами власти;

 

o     право участвовать  в управлении делами государства  непосредственно или через представителей (ч.1 ст. 32);

 

o     право избирать  и быть избранным (ч.2 ст. 32);

 

o     равный доступ  к государственной службе (ч.4 ст. 32). Это право, как и следующее  за ним, естественно требует  профессиональной подготовки, достижения  определенного возраста и других  условий. Поэтому всеобщность  этих прав распространяется лишь  на возможность, а не на реализацию;

 

o     право участвовать  в отправлении правосудия (ч.5 ст. 32);

 

o     право на  обращение (индивидуальные и коллективные) в государственные органы и  органы местного самоуправления (ст. 33).

 

Социальные, экономические  и культурные права и свободы. Содержанием этой группы прав и свобод, которые принадлежат как гражданам, так и другим лицам, являются материальные и культурные средства, обеспечивающие жизнь и деятельность человека на надлежащем уровне. Экономическая переориентация государства наиболее ярко сказалась  именно на этой группе прав и свобод граждан. С одной стороны, появились  новые права (право частной собственности, право на забастовку, право на благоприятную  окружающую среду), с другой - значительно  уменьшилось материальное участие  государства в обеспечении этих прав, а также забота общества о  максимальной реализации права на образование, на труд, на здравоохранение и т.д. Видимо, этим и объясняется, что данная группа, занимавшая когда-то первое место  в классификации основных прав и  свобод, теперь стоит после личных и политических прав и свобод, а  всеобщность их реализации зависит  от многих субъективных моментов, в  первую очередь от личной инициативы и счастливого стечения обстоятельств.

 

·           К этой группе относятся:

 

o     право на  предпринимательскую деятельность (ст. 34);

 

o     право на  частную собственность (ст. 35);

 

o     право на  свободный труд (ч. 1-3 ст. 37);

 

o     право на  забастовку как способ решения  трудовых споров (ч.4 ст. 37);

 

o     право на  отдых (ч.5 ст. 37);

 

o     право на  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, пособия на  детей и т.д. (ч.1 ст. 39);

 

o     право на  пособие по безработице (ч.3 ст. 37);

 

o     право на  жилище (ст. 40);

 

o     право на  охрану здоровья и медицинскую  помощь (ст. 41);

 

o     право на  благоприятную окружающую среду  (ст. 42);

 

o     право на  образование (ст. 43);

 

o     свобода творчества (ст. 44);

 

o     право на  охрану интеллектуальной собственности  (ст. 44);

 

o     право на  участие в культурной жизни,  доступ к культурным ценностям  (ч.2 ст. 44);

 

o     право на  возмещение материального вреда,  причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной  власти и должностных лиц, а  также возмещение ущерба, причиненного  здоровью человека или его  имуществу экологическим правонарушением  (ст. 42).

 

Итак, основные права и  свободы (это традиционное понятие  тождественно первому) есть предоставленная  Конституцией возможность поведения  человека и соответствующая ему  обязанность государства, физических и юридических лиц не нарушать, не препятствовать реализации этих прав и свобод.

 

Конституционные обязанности  гражданина и человека. Конституционные  обязанности как равноценная  составная часть правового статуса  личности есть закрепленное конституционными нормами обязательное поведение  человека и гражданина, когда на стороне государственных органов, органов местного самоуправления и  других физических лиц имеется право  требовать выполнения предписанных Конституцией правил.

 

Тесная связь прав и  обязанностей граждан подтверждается и самой Конституцией, которая  неоднократно связывает предоставление права и свободы с возложением  определенной обязанности. Например, в  ст. 38 Конституции закреплено, что  забота о детях и их воспитание - равное право и обязанность родителей.

 

Некоторые обязанности изложены Конституцией как бы косвенно, опять-таки в тесной связи с закрепленным правом. Так, из закрепленного в ст. 20 Конституции права на достоинство  личности явно вытекает обязанность  уважать достоинство других людей. Большинство конституционных обязанностей распространяется на всех физических лиц, но некоторые возлагаются только на граждан России, например обязанность  воинской или альтернативной службы.

 

·           Конституция Российской Федерации  закрепляет следующие обязанности:

 

o     обязанность  соблюдать Конституцию Российской  Федерации и законы (ч. 2 ст. 15);

 

o     обязанность  в ходе экономической деятельности  не допускать монополизацию и  недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34);

 

o     обязанность  не наносить ущерба окружающей  среде (ч. 2 ст. 36);

 

o     обязанность  заботиться о детях и их  воспитании (ч. 2 ст. 38);

 

o     обязанность  трудоспособных детей с 18 лет  заботиться о нетрудоспособных  родителях (ч. 3 ст. 38);

 

o     обязанность  получить основное общее образование  (ч. 4 ст. 43);

 

o     обязанность  заботиться о сохранении культурного  и исторического наследия, беречь  памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44);

 

o     обязанность  уплаты налогов и сборов (ст. 57);

 

o     обязанность  охраны природы и окружающей  среды (ст. 58);

 

o     обязанность  защиты Отечества (ст. 59);

 

o     обязанность  воинской или альтернативной  службы (ч. 2 и 3 ст. 58).

 

Должное выполнение обязанностей, надлежащее поведение всех физических лиц, без какого-либо отступления  от требований Конституции - залог жизнедеятельности  общества, становления демократического, правового государства.

 

5. Гарантии конституционных  прав и свобод

 

Одной из важных черт демократического государства является то, что провозглашенные  Конституцией права и свободы  граждан обеспечиваются определенными средствами со стороны государства, его органов, должностных лиц. Такие средства обеспечения (гарантии) различны по форме, но имеют одну цель - создать условия для полной реализации прав и свобод граждан.

 

·           Виды гарантий, используемые современными государствами, сводятся к следующим:

 

o     экономические  гарантии;

 

o     политические  гарантии;

 

o     юридические  гарантии;

 

o     идеологические  гарантии.

 

Экономические гарантии - реальные материальные средства, которыми государство, общественные объединения и частные  лица обеспечивают предоставленные  гражданам права и свободы. К  сожалению, переходный период, пробуксовка  экономических реформ резко снизили  материальные возможности Российского  государства финансировать затраты  на реализацию прав и свобод граждан. Это наглядно видно, например, в обеспечении  права на жилище, где государство  берет на себя обязанность предоставить жилье бесплатно или за доступную  цену лишь нуждающимся малоимущим гражданам. Как гарантия права на социальное обеспечение поощряются добровольное социальное страхование и благотворительность.

 

Следует иметь в виду, экономический уклад, базирующийся на частной собственности, гарантирует  лишь создание равных возможностей реализации прав и свобод, а не предусматривает  полную экономическую поддержку  своих граждан.

 

Политической гарантией  основных прав и свобод граждан является деятельность государственных органов  и должностных лиц по обеспечению  реализации прав и свобод организационными мерами (прием граждан, внимательное и своевременное рассмотрение их жалоб и заявлений, способствование  своими актами восстановлению нарушенных прав и свобод). К сожалению, вопрос этот еще недостаточно проработан в  законодательстве.

 

Относя защиту прав и свобод человека и гражданина к исключительной компетенции Федерации (ст. 71) и к  совместной компетенции Федерации  и субъектов (ст. 72), провозглашая Президента Российской Федерации гарантом прав и свобод граждан, Конституция и  текущее законодательство не конкретизируют эти положения, тем самым снижая эффективность политических гарантий.

 

Не развернулась в этом смысле и деятельность специально предусмотренного Конституцией Уполномоченного по правам человека. Партийный плюрализм также  не привел к увеличению внимания партий к вопросу защиты прав человека, и, как ни странно, резко уменьшилась  роль профсоюзов в гарантии таких основных прав граждан, как право на отдых, охрану здоровья и т.д. Возможно, следовало бы возродить практику приема граждан важнейшими государственными органами, в том числе и Президентом страны, а также закрепить в нормативных актах ответственность государственных органов за обязательную своевременную реакцию на факты нарушения прав и свобод гражданина и человека.

 

Юридические гарантии прав и свобод граждан охватывают, прежде всего, их нормативное обеспечение, а также деятельность правоохранительных органов по охране прав и свобод граждан. Особая роль здесь отводится  судебным органам, которые в результате проводимой сейчас судебной реформы  должны стать главной формой государственной  охраны конституционных прав и свобод человека и гражданина.

 

В этом плане уже сейчас большую работу проводит Конституционный  суд Российской Федерации, на который  возлагается обязанность по жалобам  на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверять конституционность  закона, примененного или подлежащего  применению в конкретном деле (ст. 125 ч. 4). Велика роль своевременного и справедливого  наказания лиц (в первую очередь  должностных), нарушающих права человека и гражданина. Идеологические гарантии предполагают воспитание граждан, направленное на добровольное исполнение возложенных  на них обязанностей, отказ от нарушения  прав и свобод других граждан, как  со стороны физических лиц, так и  со стороны государственных органов  и отдельных чиновников. Идеологический плюрализм, провозглашенный Конституцией, отказ от государственной идеологии  пока привели лишь к ослаблению воспитательной работы, что является одной из причин многократно увеличившихся нарушений  прав и свобод человека и гражданина. Особенно ощутимо отсутствие такой работы со стороны общественных организаций.

Информация о работе Основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации