Особенности исполнения исполнительных документов о выселении должника и вселении взыскателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 11:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является комплексное изучение правового регулирования исполнения исполнительных документов о выселении должника и вселении взыскателя, выявление проблемных аспектов, связанных с выселением и вселением.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать, в общем, исполнение исполнительных документов о выселении должника и вселении взыскателя.
2. Показать ответственность за неисполнение содержащихся в исполнительном документе о выселении должника и вселении взыскателя.
3. Раскрыть особенности исполнения исполнительных документов о выселении должника и вселении взыскателя.

Содержание

Введение……..………..……………………………………...................................3
Глава 1. Правовое регулирование исполнения исполнительных документов о выселении должника и вселении взыскателя
1.1. Понятия «выселение» и «вселение» и порядок исполнения исполнительных документов о выселении должника и вселении взыскателя………………………………………………………………………....5
1.2. Права и обязанности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности. Ответственность за неисполнение исполнительных документов о выселении должника и вселении взыскателя…………………………………………………………………………9
Глава 2. Особенности исполнения исполнительных документов о выселении должника и вселении взыскателя
2.1. Исполнение исполнительного документа о выселении должника…..……………………………………………………………………..14
2.2. Исполнение исполнительного документа о вселении взыскателя............18
Заключение……………………………….……………………….………...……23
Список использованной литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_po_isp_pravu_2012.doc

— 281.00 Кб (Скачать файл)

Схожий порядок предусмотрен и  для вселения взыскателей в рамках исполнительного производства. Вместе с тем обращает на себя внимание некоторое отличие в установленной процедуре. Так, если при выселении пристав устанавливает как минимум два срока должнику (срок для добровольного исполнения, а затем новый срок для выселения — ч. 1 ст. 107 Закона об исполнительном производстве), то при вселении пристав обязан предоставить должнику лишь срок для добровольного исполнения, а по истечении указанного срока выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и предупреждает его о том, что вселение взыскателя будет производиться принудительно без дополнительного извещения должника (ч. 1 ст. 108 Закона об исполнительном производстве).

Вызывает определенные сомнения обоснованность такого подхода со стороны законодателя. С одной стороны, это расходится с общими условиями исполнения требований неимущественного характера (ст. 105 Закона об исполнительном производстве), а с другой — хотя и допускается формальная возможность установления специального правила применительно к процедуре вселения, тем не менее, встает вопрос о целесообразности. Закрепленные в ст.ст. 107-108 Закона об исполнительном производстве правила в итоге приводят к существованию двух несовпадающих механизмов исполнения по своей сути однородных требований. В этой связи представляется, что ст. 108 Закона об исполнительном производстве должна быть унифицирована со ст.ст. 105, 107 одноименного Закона.

Вполне оправданным, на наш взгляд, стало бы возложение обязанности  по техническому исполнению требований о выселении (вселении) на судебных приставов по ОУПДС, для чего необходимо обеспечить их соответствующими материально-техническими ресурсами.

В юридической литературе в свое время высказывались предложения  относительно создания специализированной службы, которая бы занималась техническим  обеспечением исполнения решений. Подобные инициативы едва ли должны найти поддержку, поскольку требуют значительных финансовых затрат, связанных с созданием и организацией деятельности дополнительной структуры, а самое главное, не учитывают того обстоятельства, что исполнение юрисдикционного акта — это задача именно судебных приставов (ст. 1 Закона о судебных приставах). Причем, исполнение должно быть не номинальным, а фактическим.

Судебный пристав-исполнитель оформляет  факт вселения взыскателя актом о  вселении, а факт выселения должника — актом о выселении и описи имущества, которые выступают основанием для окончания исполнительного производства в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе (ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве).

Вместе с тем, как показывает практика, недобросовестные должники нередко практически сразу же после выселения вновь самовольно занимают помещение либо препятствуют проживанию (пребыванию) взыскателя в нем. В этой ситуации постановление об окончании исполнительного производства отменяется старшим судебным приставом, а само исполнительное производство — возобновляется.

Любопытен факт, что применительно  к случаям вселения возможность  отмены постановления об окончании  исполнительного производства при  воспрепятствовании проживанию в помещении  взыскателя специально оговорена в ч. 4 ст. 108 Закона об исполнительном производстве, в которой также предусмотрена и обязанность пристава повторно произвести вселение взыскателя, а также применить к должнику штраф в соответствии со ст. 17.15 КоАП РФ.

Схожая норма в ст. 107 Закона об исполнительном производстве отсутствует, что, однако, не лишает возможности руководствоваться общим правилом ч. 9 ст. 47 Закона об исполнительном производстве и отменять постановление об окончании исполнительного производства о выселении должника на этом основании.

В то же время определенные сомнения вызывает положение, обязывающее пристава применить к должнику в указанном случае штраф (ч. 4 ст. 108 Закона об исполнительном производстве).

Так, согласно ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа. Указанным положениям в целом корреспондирует ч. 2 ст. 105 Закона об исполнительном производстве, уточняя, что речь идет о вновь установленном сроке, т.е. о сроке, который устанавливается приставом после неисполнения требований в срок для добровольного исполнения.

Отмена постановления об окончании  исполнительного производства означает продолжение уже возбужденного ранее исполнительного производства. Вместе с тем, и выше на это обращалось внимание, ч. 1 ст. 108 Закона об исполнительном производстве не предусматривает установления должнику нового срока для исполнения. Как следует из нормы ч. 4 ст. 108 Закона об исполнительном производстве, не должен он устанавливаться и при отмене постановления об окончании исполнительного производства. Следовательно, ст. 17.15 КоАП РФ оказывается неприменимой из-за отсутствия одной из существенных характеристик объективной стороны рассматриваемого административного правонарушения — неисполнение требования в срок, установленный приставом после взыскания исполнительского сбора. Законность наложения штрафа при данных обстоятельствах может быть оспорена.

В этой связи представляется важным, чтобы судебный пристав при  исполнении требований о вселении все-таки устанавливал должнику новый срок для  исполнения, даже несмотря на отсутствие прямых указаний на это в ст. 108 Закона об исполнительном производстве. Правовым основанием к предоставлению подобного срока может явиться осуществление судебным приставом-исполнителем права по собственной инициативе отложить совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения на срок не более 10 дней (ч. 1ст. 38 Закона об исполнительном производстве). Конечно, высказанное предложение носит скорее вынужденный характер и не подменяет собой решения указанной проблемы на нормативном уровне.

Проведение лишь краткого анализа отдельных аспектов правового регулирования исполнения содержащихся в исполнительных документах требований о выселении должника и вселении взыскателя выявило ряд законодательных недоработок, требующих скорейшего устранения и непосредственно влияющих на эффективность осуществления судебными приставами-исполнителями их полномочий в указанной сфере.

 

 

 

2. Особенности  исполнения исполнительных документов  о выселении должника и вселении  взыскателя

2.1 Исполнение исполнительного документа о выселении должника

 

Вынесение решений о  выселении как способа защиты жилищных прав предусматривается в ряде статей (ст. 35, 84, 85, 90, 91, 103, 133) Жилищного кодекса6от 29.12.2004 № 188-ФЗ (далее – ЖК РФ).

Как подчеркнул Конституционный  Суд РФ в своем Определении  от 21 декабря 2004 г. № 425-О Определение Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2004 г. № 425-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Волобуева Юрия Александровича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 9.1 закона российской федерации о приватизации жилищного фонда в российской федерации и пунктом 2 статьи 75 Федерального закона об исполнительном производстве». Конституция РФ, провозглашая в статье 25 неприкосновенность жилища, вместе с тем допускает возможность ограничений права граждан на неприкосновенность жилища, но не иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Именно такой случай и предусмотрен статьей 75 Закона об исполнительном производстве, которая направлена на судебную защиту прав взыскателей в стадии исполнения судебного решения и не может расцениваться как нарушающая конституционные права.

На основании решения  суда о принудительном выселении  выдается исполнительный лист, который  исполняется по общим правилам исполнительного  производства с некоторыми особенностями.

Судебный пристав-исполнитель  выносит постановление, в котором  устанавливает должнику срок для  добровольного исполнения требований исполнительного документа не более 5 дней и предупреждает его о  последствиях несоблюдения данного  требования.

По истечении срока, установленного для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выходит по адресу освобождаемого жилого помещения и проверяет исполнение или неисполнение должником требований исполнительного документа, о чем составляет акт, в котором отражается следующее: наименование акта; дата и место составления акта; наименование подразделения судебных приставов, также фамилия и инициалы судебного пристава-исполнителя, составившего акт о выселении; номер и дата возбуждения исполнительного производства; указание на исполнительный документ, на основании которого производится исполнение; фамилия, имя и отчество понятых, в присутствии которых совершаются исполнительные действия, их место жительства и регистрация; фамилия, имя и отчество должника, а также лиц, которые совместно с должником подлежат выселению; указывается, по какому адресу осуществляются исполнительные действия по принудительному выселению; фиксируется опись имущества с указанием наименования, веса, меры, количества, а также оценки; отметка об имеющихся заявлениях и замечаниях; указывается относительно разъяснения срока и порядка оспаривания исполнительных действий; делается указание на лицо, которое назначено ответственным хранителем имущества должника, а также фиксируется подпись о разъяснении уголовной ответственности за растрату, отчуждение, сокрытие или подмену принятого имущества; подпись судебного пристава-исполнителя, понятых, а также других лиц7.

В случае исполнения должником  в срок для добровольного исполнения требования исполнительного документа о выселении судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве.

Если должник не освободил  жилое помещение в установленный для добровольного исполнения срок, судебный пристав-исполнитель взыскивает с него исполнительский сбор на основании ст. 112 Закона об исполнительном производстве.

Кроме того, судебный пристав-исполнитель  выносит постановление об установлении должнику нового срока для исполнения требования исполнительного документа, в котором предупреждает, что по истечении повторно установленного срока выселение будет производиться принудительно без дополнительного извещения должника, расходы по совершению исполнительных действий в соответствии со ст. 117 Закона об исполнительном производстве будут отнесены на счет должника, а также о возможности применения к должнику административной ответственности, предусмотренной ст. 17.15 КоАП РФ, за неисполнение содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера.

О дне, времени и месте  принудительного выселения судебный пристав-исполнитель извещает должника и взыскателя. Извещение должнику вручается лично, под роспись. При  отказе должника принять извещение  судебный пристав-исполнитель составляет соответствующий акт и приобщает его к материалам производства.

Закон об исполнительном производстве понятие выселения должника определяет как освобождение помещения, указанного в исполнительном документе, от выселяемого (выселяемых), его (их) имущества, домашних животных. После освобождения помещения объявляется запрет выселяемому (выселяемым) пользоваться освобожденным помещением (ст.107 Закона об исполнительном производстве).

Судебный пристав-исполнитель  обязан предпринять все меры для выполнения указанных условий. В противном случае не приходится говорить о своевременном и правильном исполнении требований исполнительного документа.

Так, например, было признано незаконным бездействие судебного  пристава-исполнителя, выразившееся в формальном составлении актов о выселении с интервалом в три месяца, в то время как фактически из жилого помещения должник на момент их составления выселен не был, т.е. помещение не было освобождено от должника, принадлежащего ему имущества, а также не был объявлен запрет пользоваться освобожденным помещением8.

Принудительное выселение  должника возможно только, если должник  не исполнил требования исполнительного  документа о выселении после  повторного установления срока судебным приставом-исполнителем. В этом случае выселение производится без дополнительного извещения должника.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 64 Закона о судебных приставах судебный пристав-исполнитель вправе входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником. Кроме того, для производства данного действия не требуется письменное разрешение старшего судебного пристава. В связи с вышесказанным при принудительном выселении обязательно участие не менее двух понятых, а в необходимых случаях содействие судебному приставу-исполнителю оказывают сотрудники органов внутренних дел. О выселении должника судебный пристав-исполнитель составляет акт о выселении и опись имущества.

Проведение исполнительных действий по принудительному выселению должника в большинстве случае производится с участием судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. В тех случаях, когда имеется предположение о том, что со стороны должника последуют деяния, препятствующие совершению исполнительных действий, а также опасность для жизни или здоровья судебного пристава-исполнителя, при совершении выселения должника присутствуют должностные лица органов внутренних дел.

Информация о работе Особенности исполнения исполнительных документов о выселении должника и вселении взыскателя