Особенности правового регулирования договора перевозок РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 09:34, курсовая работа

Краткое описание

Слово "транспорт" имеет много значений. С одной стороны под ним подразумевается совокупность перевозчиков (юридических и физических лиц), имеющих своим назначением перемещение людей и вещей в пространстве, что определяет его в настоящее время как одну из чрезвычайно важных отраслей экономики. С другой стороны, под словом "транспорт" понимается особая отрасль производства.

Содержание

Введение ………………………………………………. …..3
Глава I Понятие договора перевозки …………….........7
1.1 Обязаности перевозчика ..................................19
1.2 Права и обязанности пассажира ......................21
Глава II Отдельные виды перевозок ………………………...23
2.1 Перевозка транспортом пассажиров ………….23
2.2 Договор фрахтования (чартера) ……………....28
2.3 Перевозка железнодорожным транспортом….32
2.4 Перевозка речным транспортом ……………...38
2.5 Договор перевозки груза ……………………...40
Заключение ……………………………………………...45
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)
="justify">     Согласно  ст. 95 Закона РК «О торговом мореплавании»  перевозчик вправе удерживать груз до уплаты сумм или предоставления обеспечения даже в случаях сдачи груза на хранение на склад, не принадлежащий получателю, но только при условии немедленного уведомления владельцев склада об этом. ГК впервые предусматривает основные формы транспортной документации. Обязательность документации перевозок объясняется не только их массовым характером, но так же необходимостью учета и контроля за транспортными операциями. Технические и экономические особенности отдельных видов транспорта в значительной степени влияют на содержание перевозочных документов. ГК называет некоторые из них: в частности, транспортную накладную, коносамент, товарно-транспортную накладную. Вместе с тем этот перечень не является исчерпывающим, законодательные акты могут предусмотреть и иные виды перевозочных документов.

       Перевозка транспортом пассажиров  и багажа также осуществляется на договорной основе. Договор перевозки пассажиров - это соглашение, по которому одна сторона -перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а другая сторона - пассажир обязуется уплатить плату за проезд (ст. 690 ГК).

     Из  легального определения договора перевозки пассажира следует, что этот договор является взаимным, возмездным и консенсуальным. Если договор перевозки пассажиров осуществляется транспортом общего пользования, то данный договор относится к разряду публичных (ст. 387 ГК).

     Договор перевозки пассажира является двусторонним. Заключая договор, перевозчик вступает в обязательство с определенным лицом, называемым пассажиром. Пассажиром считается лицо, перевозимое на транспорте, не входящее в состав служебного персонала (экипажа) и имеющее проездной билет.

     В тех случаях, когда пассажир берет  в кассе проездной билет, а затем (иногда даже через несколько дней) занимает место, договор пассажирской перевозки не может быть квалифицирован иначе, как консенсуальный. Однако существует и другой порядок, при котором договор считается заключенным фактом занятия места, как это принято на городском транспорте или путем совершения конклюдентного действия (опускание монет в турникет-автомат), когда сам факт нахождения гражданина в пределах турникета означает наличие договора пассажирской перевозки между ним и перевозчиком. Так, согласно ст. 65 Закона РК «О железнодорожном транспорте» по договору перевозки пассажира железнодорожным транспортом перевозчик обязан предоставить пассажиру место в поезде согласно проездному билету. Перевозчик, не предоставивший пассажиру место согласно проездному документу (билету) либо отказавшийся от продолжения перевозки, обязан за свой счет доставить пассажира в пункт назначения или возместить все убытки, причиненные пассажиру ненадлежа щим исполнением договора. Возможно заключение договора пассажирской перевозки и в устной форме (например, при поездках в индивидуальных таксомоторах).

     Письменной  формой договора перевозки пассажира  является проездной билет, а для багажа - багажная квитанция. Форма проездного билета и багажной квитанции устанавливается законодательными актами о транспорте. Новеллой здесь является то, что форма документов для городского транспорта устанавливается законом, а не решениями местных исполнительных органов, как это было раньше.

     Здесь следует указать на одно обстоятельство, касающееся договора пассажирской перевозки, а именно, что пассажир как гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК, а также иными законодательными актами, в частности, Законом РК "О защите прав потребителей", и изданными на основании их правовыми актами.

     Несколько иное положение у пассажира при  круизных перевозках. Здесь договор на перевозку пассажиров с перевозчиком заключает туристическая фирма, а проезд осуществляется по туристическим путевкам. В этом случае для пассажира перевозчик окажется фактическим перевозчиком, а не договорным. Согласно ст. 121 Закона «О торговом мореплавании» в отношении перевозки пассажира, осуществляемой фактическим перевозчиком, перевозчик несет ответственность за действия (бездействие) фактического перевозчика, его работников или агентов, действовавших в пределах своих обязанностей (полномочий). В случае, если ответственность несут перевозчик и фактический перевозчик, их ответственность является солидарной.

     Согласно  договору перевозки, перевозчик обязуется  перевезти пассажира до пункта назначения. Перевозчик обязан предоставить пассажиру указанное в билете место на транспортном средстве. Пассажиру предоставлено право в любое время отказаться от договора перевозки. Так, пассажир вправе отказаться от договора морской перевозки до отхода судна, а также после начала рейса - в любом порту, в который судно зайдет для посадки или высадки пассажиров. При отказе пассажира от исполнения договора морской перевозки до отхода судна ему возвращается вся сумма, уплаченная за проезд и перевоз багажа, а после начала рейса - часть суммы, уплаченная за проезд и провоз багажа в размере, пропорциональном расстоянию, на которое перевозка пассажира не была осуществлена.

     
     
         1.1.Обязанности  перевозчика:

       1. При системе заявок (заказов) грузоотправителей утвердить план 
перевозки грузов (на железнодорожном транспорте - месячный развернутый план, на речном транспорте - декадные заявки). Подача заявки обеспечивает завязку процесса транспортировки груза. Утвержденный план является обязательным для исполнения обеими сторонами. 
       2. Подать транспортные средства в количестве, согласованном с 
грузоотправителем, в обусловленный срок и в определенном месте. В 
установленных случаях и по согласованию с отправителем допускается подача перевозочных средств в большем количестве, чем указано в 
заявке. Условия и порядок подачи перевозочных средств (на подъездных путях или причалах, принадлежащих грузоотправителю, или на 
путях и причалах общего пользования) устанавливаются специальными правилами, которые действуют на отдельных видах транспортов. 
Так,   на железнодорожном  транспорте  порядок  подачи  вагонов на 
подъездные пути определяется договором на эксплуатацию подъездных путей или договором на подачу и уборку вагонов с учетом размеров среднесуточной погрузки или выгрузки. Подача вагонов под погрузку средствами грузоотправителя на пути общего пользования производится по предварительным уведомлениям или через определенные 
интервалы времени. Место подачи транспортных средств зависит 
особенностей их эксплуатации и технических возможностей перевозчика и отправителя. Исправное состояние  перевозочных средств должна быть обеспечивать сохранность груза в процессе транспортировки средство подается очищенным от остатков или промытым и продезинфицированным и т.п. При этом   получатель   груза   вправе   отказаться   от   поданных   транспортных средств не пригодных для перевозки соответствующего груза. Обязанности по выгрузке распределяются между участниками обязательства перевозки в зависимости от места погрузки. Транспортные органами самостоятельно осуществляют погрузку и выгрузку в местах общего пользования. В иных местах (склады, причалы и др.) погрузочно-разгрузочные работы выполняются соответственно отправителем и получателем за их счет. Транспортная организация может принять на себя выполнение этих работ по особым соглашениям с клиентурой. Необходимые для погрузки и выгрузки вспомогательные материалы или специальные приспособления предоставляются грузоотправителем, если иное не установлено правилами перевозок или соглашением сторон. Транспортная организация обычно не отвечает за не сохранность груза, если его утрата (повреждение, порча) произошла вследствие обстоятельств, связанных с действиями отправителя при погрузке. Лишь при морских перевозках за правильное размещение, крепление и сепарацию грузов на судне во всех случаях отвечает перевозчик.

     3. Доставить груз (пассажира) в срок в пункт назначения. Требуется не только соблюдения срока доставки, но и обеспечения сохранности перевозимого груза. Перевозчик отвечает за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи получателю. Он обязан принимать все возможные и зависящие от него меры по обеспечению сохранности груза. После принятия к перевозке груз хранится в пункте отправления, а также в период транспортировки бесплатно. Произвести разгрузочные работы в установленные законодательством или договором сроки, не допуская сверхнормативного простоя транспортного средства под разгрузкой.

               
     
     
     
     
     
     

             1.2 Права и обязанности  пассажира: 

     Пассажир  обязан:

1)предъявить документ, удостоверяющий личность, при приобретении проездного документа, при посадке в транспортное средство и проверке в пути следования, за исключением проезда в на транспорте городского и пригородного сообщения;  2)иметь проездной документ;

3)соблюдать общественный порядок, правила пользования 
транспортно и вокзальными помещениями, а также бережно 
относиться к имуществу перевозчика.

     Пассажир  имеет право:

1)осуществлять поездки на любом транспорте;

2)приобрести проездной документ до станции назначения по 
пути следования транспорта;

3)получить место согласно приобретенному проездному документу;

4)транспортное средство при приемке груза к перевозке, а также несоответствие оттисков пломб оттискам, указанный в сопроводительных документах и другие обстоятельства. При наличии данных признаков грузоотправитель имеет право требовать от перевозчика сдачи груза с его проверь и выдачи коммерческого акта с отражением результатов проверки. Коммерческий акт является основанием предъявления к перевозчику требований, связанных с утратой, повреждением и порчей принятого к перевозке груза, происшедших по вине перевозчика. Срок исковой давности по данным требованиям к перевозчику составляет один год. провезти с собой бесплатно одного ребенка в возрасте до семи лет, если он не занимает отдельного места и с оплатой 50% стоимости билета, если такому ребенку предоставляется отдельное место или если он не достиг возраста 15 лет, за исключением проезда в такси;

5)провозить бесплатно ручную кладь в пределах норм и габаритов, установленных правилами перевозки пассажиров на определенном виде транспорта;

6)сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу;

7)возвратить проездной документ до начала перевозки и получить обратно уплаченную за перевозку сумму за вычетом предусмотренных сборов.

Пассажир  имеет и иные права и несет  иные обязанности, предусмотренные законодательством Республики Казахстан. Осуществление перевозки различными видами транспорта имеет свои специфические особенности, и отношения по перевозки регулируются дополнительно определенными нормативными документами.

 

                                  Глава II  Отдельные виды перевозок.

                                  2.1 Перевозка транспортом пассажиров

     Перевозка транспортом пассажиров и багажа также осуществляется на договорной основе. Договор перевозки пассажиров - это соглашение, по которому одна сторона -перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а другая сторона - пассажир обязуется уплатить плату за проезд (ст. 690 ГК).

     Из  легального определения договора перевозки  пассажира следует, что этот договор является взаимным, возмездным и консенсуальным. Если договор перевозки пассажиров осуществляется транспортом общего пользования, то данный договор относится к разряду публичных (ст. 387 ГК).

     Договор перевозки пассажира является двусторонним. Заключая договор, перевозчик вступает в обязательство с определенным лицом, называемым пассажиром. Пассажиром считается лицо, перевозимое на транспорте, не входящее в состав служебного персонала (экипажа) и имеющее проездной билет.

     В тех случаях, когда пассажир берет  в кассе проездной билет, а затем (иногда даже через несколько дней) занимает место, договор пассажирской перевозки не может быть квалифицирован иначе, как консенсуальный. Однако существует и другой порядок, при котором договор считается заключенным фактом занятия места, как это принято на городском транспорте или путем совершения конклюдентного действия (опускание монет в турникет-автомат), когда сам факт нахождения гражданина в пределах турникета означает наличие договора пассажирской перевозки между ним и перевозчиком. Так, согласно ст. 65 Закона РК «О железнодорожном транспорте» по договору перевозки пассажира железнодорожным транспортом перевозчик обязан предоставить пассажиру место в поезде согласно проездному билету. Перевозчик, не предоставивший пассажиру место согласно проездному документу (билету) либо отказавшийся от продолжения перевозки, обязан за свой счет доставить пассажира в пункт назначения или возместить все убытки, причиненные пассажиру ненадлежа щим исполнением договора. Возможно заключение договора пассажирской перевозки и в устной форме (например, при поездках в индивидуальных таксомоторах).

     Письменной  формой договора перевозки пассажира  является проездной билет, а для багажа - багажная квитанция. Форма проездного билета и багажной квитанции устанавливается законодательными актами о транспорте. Новеллой здесь является то, что форма документов для городского транспорта устанавливается законом, а не решениями местных исполнительных органов, как это было раньше.

     Здесь следует указать на одно обстоятельство, касающееся договора пассажирской перевозки, а именно, что пассажир как гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК, а также иными законодательными актами, в частности, Законом РК "О защите прав потребителей", и изданными на основании их правовыми актами.

     Несколько иное положение у пассажира при  круизных перевозках. Здесь договор на перевозку пассажиров с перевозчиком заключает туристическая фирма, а проезд осуществляется по туристическим путевкам. В этом случае для пассажира перевозчик окажется фактическим перевозчиком, а не договорным. Согласно ст. 121 Закона «О торговом мореплавании» в отношении перевозки пассажира, осуществляемой фактическим перевозчиком, перевозчик несет ответственность за действия (бездействие) фактического перевозчика, его работников или агентов, действовавших в пределах своих обязанностей (полномочий). В случае, если ответственность несут перевозчик и фактический перевозчик, их ответственность является солидарной.

     Согласно  договору перевозки, перевозчик обязуется перевезти пассажира до пункта назначения. Перевозчик обязан предоставить пассажиру указанное в билете место на транспортном средстве. Пассажиру предоставлено право в любое время отказаться от договора перевозки. Так, пассажир вправе отказаться от договора морской перевозки до отхода судна, а также после начала рейса - в любом порту, в который судно зайдет для посадки или высадки пассажиров. При отказе пассажира от исполнения договора морской перевозки до отхода судна ему возвращается вся сумма, уплаченная за проезд и перевоз багажа, а после начала рейса - часть суммы, уплаченная за проезд и провоз багажа в размере, пропорциональном расстоянию, на которое перевозка пассажира не была осуществлена. Морское законодательство РК предусматривает случаи отказа от исполнения договора перевозчиком, когда отказ от исполнения договора не связан с нарушением условий договора. Так, перевозчик вправе отказаться от исполнения договора морской перевозки пассажира при наступлении следующих не зависящих от него обстоятельств: 1) военных или иных действий, создающих угрозу захвата судна; 2) блокады порта (пункта) отправления или порта (пункта) назначения; 3) привлечения судна для государственных нужд; 4) гибели судна или его захвата; 5) признания судна непригодным для плавания; 6) чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 7) в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан. Перевозчик, отказавшийся от исполнения договора морской перевозки, при наступлении вышеназванных обстоятельств обязан за свой счет доставить пассажира по его требованию в порт (пункт) отправления или возместить пассажиру понесенные им расходы (ст. 114 Закона).

Информация о работе Особенности правового регулирования договора перевозок РК