Особенности правового статуса отдельных видов субъектов гражданских правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 15:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является детальное изучение субъектов гражданских правоотношений, его особенностей и разновидностей, раскрытие наиболее значимых для общества понятий, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Также мною была предпринята попытка решить следующие задачи: показать основные особенности субъектов гражданско-правовых отношений, осветить наиболее актуальные в наше время вопросы, ответы на которых необходимо знать каждому гражданину.
Объектом моего исследования являются гражданско-правовые отношения. Предметом - соответственно, субъекты гражданских правоотношений. Структура моей работы состоит из введения, общих положений о субъектах гражданских правоотношений, особенностей правового статуса отдельных видов субъектов гражданских правоотношений и заключения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………....2

Глава 1. Общие положения о субъектах гражданских правоотношений.

1.1Понятие и классификация субъекта гражданских
правоотношений…………………………………………………....4

1.2Гражданская правосубъектность. Понятие правоспособности,
дееспособности и деликтоспособности субъектов………………..5

Глава2.Особенности правового статуса отдельных видов субъектов гражданских правоотношений.

2.1 Граждане(физические лица)как субъекты гражданского права..8

2.2 Юридические лица как субъекты гражданского права………..16

2.3Государство и муниципальные образования как субъекты гражданского права…………………………………………………………..30

Заключение…………………………………………………………………....33

Список литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Субъекты гражданский правоотношений.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Состав учредителей  также можно отнести к числу  критериев, по которому следует классифицировать юридические лица. Здесь можно  выделить юридические лица, учредителями которых могут выступать только юридические лица. Такие организации называются союзами и ассоциациями. Унитарные предприятия учреждаются государством. Все остальные юридические лица могут быть учреждены любыми (за отдельными исключениями) субъектами права.

Различный характер прав участников в отношении юридического лица позволяет классифицировать: организации, на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право (государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения); организации, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы); организации, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав (общественные объединения и религиозные организации, фонды и объединения юридических лиц). В зависимости от объема вещных прав (права самого юридического лица на используемое им имущество) можно различать: юридические лица, обладающие правом оперативного управления на имущество (учреждения и казенные предприятия); юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество (государственные и муниципальные унитарные предприятия); юридические лица, обладающие правом собственности на имущество (все остальные юридические лица).22

 Хозяйственные  товарищества и общества также можно классифицировать по тому, что более важно для их участников: объединение их личных усилий для достижения предпринимательских целей (товарищества, личное участие) или объединение капиталов (общества, имущественное участие).23

Также может выступать в качестве критерия классификации уже упомянутый ранее порядок образования юридических лиц: образуемые в разрешительном или нормативно-явочном порядке.

По составу  учредительных документов разграничиваются договорные юридические лица – хозяйственные товарищества, договорно-уставные – общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы, а также уставные юридические лица.

Все юридические  лица можно разделить на четыре большие  категории: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия и, наконец, некоммерческие организации. Также можно упомянуть и филиалы и представительства юридических лиц.

Хозяйственные товарищества – договорные объединения нескольких лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности под общим именем. Хозяйственные общества отличаются от товариществ тем, что несколько лиц объединяют свое имущество для ведения предпринимательской деятельности. Отдельные виды хозяйственных товариществ и обществ имеют следующие особенности:

-  Полное товарищество. Участники такой организации несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по ее обязательством всем своим имуществом.

-  Товарищество на вере. Данное товарищество состоит из двух категорий участников: полных товарищей (комплементариев), солидарно несущих субсидиарную ответственность по его обязательствам всем своим имуществом, и товарищей-вкладчиков (коммандитистов), не отвечающих по обязательствам предприятия.

-  Общество с ограниченной ответственностью. Данное общество являет собой коммерческую организацию, уставный капитал которой разделен на доли заранее определенных размеров, образованную одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам.

-  Общество с дополнительной ответственностью. Данная коммерческая организация имеет уставный капитал, разделенный на доли заранее определенных размеров. Образовавшие ее одно или несколько лиц несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере, кратном стоимости их вкладов в уставный капитал.

-  Акционерное общество – коммерческая организация, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам, с уставным капиталом, разделенным на равные доли, права на которые удостоверяются ценными бумагами – акциями.

Производственные  кооперативы – еще один вид юридических лиц. Производственные кооперативы представляют собой объединения лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового или иного участия, первоначальное имущество которых складывается из паев членов объединения.

Особой разновидностью коммерческих организаций являются государственные и муниципальные предприятия. Специфика данных субъектов гражданских правоотношений заключается в том, что их имущество находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию  на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Также вкратце  рассмотрим отдельные виды таких  юридических лиц, как некоммерческие организации – организации, не преследующие цели извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль между своими участниками. Такие организации могут подразделяться на:

-  Потребительские кооперативы-объединения лиц на началах членства в целях удовлетворения собственных потребностей в товарах и услугах, первоначальное имущество которых складывается из паевых взносов.

-  Общественные объединения – некоммерческие объединения лиц на основе общности их интересов для реализации общих целей. Существуют такие разновидности общественных объединений, как общественные организации, общественные движения, общественные фонды и др.

-  Религиозные организации-объединения граждан, имеющие основной целью совместное исповедание и распространение веры и обладающие соответствующими этим целям признаками.

-  Фонды- некоммерческие организации, основанные для достижения общественно полезных целей путем использования имущества, переданного в ее собственность учредителями.

-  Организация,  созданная собственником для осуществления функций некоммерческого характера, и финансируемая им полностью или частично, называется учреждением.

-  Объединения юридических лиц. Представляет собой некоммерческую организацию, образованную несколькими юридическими лицами для ведения деятельности в их интересах.24

      Нельзя оставить без внимания  и проект концепции развития  законодательства о юридических  лицах. Основные особенности этого  проекта состоят в том, что  он широко затрагивает не только  положения ГК РФ, но и многочисленные федеральные законы о статусе юридических лиц, предполагая серьезное реформирование их содержания в этой части. Одним из главных направлений намеченных преобразований должно стать усиление роли ГК РФ в регулировании статуса юридических лиц, особенно некоммерческих организаций, и приведение названных законов в единую согласованную систему, в том числе путем их консолидации и отмены устаревших и неэффективных законодательных актов. В частности, обосновывается необходимость и возможность существенного сокращения числа организационно-правовых форм некоммерческих организаций и исчерпывающее регулирование их гражданско-правового статуса (как юридических лиц) непосредственно в нормах Гражданского кодекса.

     При  этом предполагается ужесточение  требований к созданию, регистрации, реорганизации и ликвидации юридических лиц, к их имуществу (уставному капиталу) и к имущественной ответственности их учредителей (участников) и органов (руководителей). Такой подход позволит существенно упорядочить организацию имущественных отношений, предотвращая различные случаи злоупотребления статусом юридического лица, распространившиеся в отечественном правопорядке.Концепция развития законодательства о юридических лицах не предполагает коренной ломки или принципиального пересмотра основополагающих общих норм ГК РФ в этой области. Напротив, она исходит из целесообразности дальнейшего последовательного развития закрепленных в них идей и положений, необходимости их воплощения не только в Гражданском кодексе, но и в нормах отдельных федеральных законов, а также необходимости их определенного обновления с учетом современного отечественного и зарубежного (европейского) опыта.25

2.3 Государство и муниципальные  образования как субъекты гражданского  права.

Особенность государства как участника гражданских правоотношений заключается в том, что оно является носителем политической власти и суверенитета и потому может в нормативном порядке определять характер и порядок участия субъектов права в гражданских правоотношениях (в том числе и самого государства как участника этих отношений). Однако в гражданских правоотношениях государство не пользуется властными полномочиями: оно выступает на равных началах со своими контрагентами. Государство выступает в гражданских правоотношениях через свои органы: федеральные органы исполнительной власти (министерства, ведомства и т.д.).

Государство участвует  как в вещных, так и обязательственных  правоотношениях. Так, государство  является субъектом права собственности, в том числе субъектом исключительного права собственности (например, на недра). Управление и распоряжение государственной собственностью осуществляется через Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Государство участвует  в следующих обязательственных  правоотношениях:

1) отношениях займа (при выпуске облигаций и других ценных бумаг);

2) в отношениях  по поставке продукции для  федеральных государственных или  муниципальных нужд;

3) в отношениях  подряда для государственных  или муниципальных нужд;

4) в отношениях  дарения (когда имущество дарится государству).

Российская  Федерация может быть субъектом  наследственных правоотношений. В частности, оно наследует так называемое выморочное имущество, т.е. имущество, у которого нет наследников или  же наследники отказались от принятия наследства.

Государство является субъектом ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда.

Российская  Федерация может выступать во внешнем обороте, заключая любые  гражданско-правовые договоры с иностранными контрагентами. Наиболее распространенными являются договоры займа, а также предоставления кредитов. Такие договоры заключаются от имени Правительства РФ. В отдельных случаях внешнеторговые сделки заключаются российскими торговыми представительствами, однако ответственность по ним несет государство.

В качестве субъектов  гражданских правоотношений могут  также выступать субъекты Российской Федерации: республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения. Субъекты Федерации осуществляют право собственности на принадлежащее им имущество. Возможно участие субъектов Федерации в договорных правоотношениях при условии, что они не выходят за рамки своей правоспособности. Субъекты Федерации могут быть также наследниками по завещанию.

 Муниципальными  образованиями являются городское  или сельское поселение, муниципальный  район, городской округ либо  внутригородская территория города  федерального значения.26 В гражданские правоотношения они вступают через выборные органы местного самоуправления, глав муниципальных образований. Осуществляют правомочия собственника в отношении муниципальной собственности, могут вступать в договорные отношения в раках своих полномочий.

 Органы местного  самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное и постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.27

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                       

 

 

 

 

 

 

Заключение.

       Гражданско-правовые нормы, содержащиеся в различного рода нормативных актах, призваны регулировать общественные отношения, составляющие предмет гражданского права. Важную роль в раскрытии механизма гражданско-правового регулирования общественных отношений играет понятие гражданского правоотношения и его составляющей – субъектов гражданского правоотношения.

        В данной курсовой работе были  рассмотрены наиболее важные  аспекты гражданско-правового положения различных субъектов гражданских правоотношений; особенности отличающие статус физических лиц от статуса юридических лиц, равно как и их всех от государства и его субъектов в системе гражданского права.

       Конечно, очень сложно охватить объемом курсовой работы все аспекты свойств различных субъектов гражданского права. Однако, я постаралась отметить все основные моменты, характеризующие и классифицирующие участников гражданских правоотношений. К сожалению, меньше пришлось уделить внимания особенностям гражданско-правового статуса такого субъекта, как государство и государственные (муниципальные) образования. Это связано, прежде всего с тем, что указанный субъект права имеет множественные отличия своего статуса от прочих участников гражданских правоотношений ввиду своего особого положения в системе.

   

Информация о работе Особенности правового статуса отдельных видов субъектов гражданских правоотношений