Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 19:01, реферат
В работе отражен законотворческий и практический опыт зарубежных стран в сфере защиты прав потребителей (США, Германии, Франции, Норвегии, Италии, Филиппин и др.).
Цель работы заключается в изучении и обобщении теории и практики применения законодательства по защите потребителей в российском и зарубежном праве.
Введение………………………………………………………………………………3
Ответственность продавца (изготовителя) товара за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина-потребителя вследствие недостатков товаров………………………………………………………………..….…………5
Ответственность продавца товара за предоставление ненадлежащей информации о товаре …………………………………………………………….6
Государственная, общественная и судебная защита прав граждан-потребителей в сфере торгового обслуживания ………………………….…..10
Правоотношения в сфере защиты прав потребителей по зарубежному законодательству: история и современность …………………………………11
Заключение…………………………………………………………………………..21
Список использованной литературы………………………………………………23
Закон предусматривает различные последствия причинения вреда жизни, здоровью, имуществу потребителя и принадлежащим ему природным объектам. В первом случае предусматривается возмещение вреда по правилам ст. 14, а во втором – возмещение убытков. Согласно ст. 1095 ГК причинитель вреда обязан его возместить независимо от наличия вины и договорных отношений с потерпевшим.
Необходимо отметить, что
Закон практически лишает заинтересованную
сторону при рассмотрении требований
потребителя о возмещении убытков,
причиненных предоставлением
В общетеоретическом плане можно констатировать, что защита прав граждан-потребителей в сфере торгового обслуживания может вестись в процессе осуществления трех форм государственной и общественной деятельности: правотворческой, правоприменительной и правоинтерпретационной.
Под правотворчеством пронимается деятельность компетентных органов (прежде всего государственных) по принятию, изменению и отмене юридических норм. Разновидностью правотворческой деятельности является законотворчество, которое выступает в качестве исключительной прерогативы законодательных (представительных) органов власти (как федеральных, так и региональных). Осуществление эффективной защиты прав потребителей немыслимо без опоры на качественное законодательство и принятые в соответствии с ним подзаконные нормативные правовые акты. Именно адекватность и непротиворечивость закрепленных в законах норм обусловливают успешное осуществление правоприменительной деятельности, главного, основополагающего звена в области защиты прав потребителей. Непосредственно на стадии правоприменения текст правовых норм, сформулированный законодателем, становится реальным регулятором общественных отношений, наполняется жизненным содержанием в процессе рассмотрения и разрешения имеющих место на практике казусов.
Под применением права
понимается властная деятельность компетентных
органов по разрешению конкретного
юридического дела, в результате чего
выносится соответствующий
Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.
Родиной движения в защиту прав потребителя является Америка. С 60-х годов ХХ века это движение распространилось из США во многие страны Европы. Оно играет огромную роль как в бизнесе, так и в политике. Термин "консьюмеризм" означает "движение в защиту прав потребителей".
В 60-80 годах ХIХ века прокатились первые компании в целях защиты интересов потребителей от железнодорожных компаний, завышавших цены на перевозку пассажиров и грузов. В результате государство поставило под свой контроль железнодорожные тарифы и создало специальный орган – сенатскую Комиссию по торговле между штатами.
В начале ХХ века идет борьба
вокруг законодательства о надзоре
за качеством пищевых продуктов
и медикаментов, активисты этой компании
получили название "разгребатели грязи".
В 1899 году появляется Национальная лига
потребителей, которая принимала
активное участие в компании по "разгребанию
грязи". 1935 году создается Союз потребителей,
который насчитывает в своих
рядах в наши дни свыше 5 миллионов
человек. Именно деятели этого Союза
первыми призвали к байкоту товаров
из фашистской Германии в 30-е годы. Р.
Нейдер создал Центр, занимающийся исследованием
качества продукции различных фирм,
достоверности рекламы, стандартов
уровня жизни, безопасности конкретных
производств для экологической
обстановки вблизи них. В этот же период
появились несколько "однопроблемных"
групп: Центр за безопасность автомобиля,
Исследовательская группа по здравоохранению,
Центр исследования и действия по
телекоммуникациям и др. Эти группы
занимаются заявленными в их названиях
проблемами, сбором и публикацией
материалов, касающихся интересов и
прав потребителей. Итоги проводимых
исследований публикуются в специальных
потребительских изданиях "Multinational
monitor" и "Consumer Peport". Стратегия
Р. Нейдера предусматривает прямое
правительственное
В 1968 году многие разрозненные общенациональные и местные общества объединились в Американскую федерацию потребителей, со штаб-квартирой в Вашингтоне. Ее основные цели – координация программ защиты потребителей от низкого качества товаров, высоких цен на продукты питания, медицинские препараты, медицинское обслуживание, электроэнергию и топливо.
Постепенно консьюмеристское движение стало все активнее влиять на политическую жизнь государства. 15 марта 1962 года президент США Дж. Кеннеди направил Конгрессу США "Специальное послание о защите интересов потребителей", в котором провозглашались основные права потребителя: право на выбор; право на безопасность; право быть выслушанным; право на информацию. В послании говорилось о значительной роли потребителя в экономике: без способности граждан потреблять, покупать нет экономического развития, невозможен сбалансированный экономический рост. Организация Объединенных Наций 15 марта объявила Всемирным днем потребителей.
Летом 1962 года по указанию Дж.
Кеннеди был учрежден Консультативный
совет по делам потребителей, преобразованный
в 1971 году в Управление по делам потребителей.
В некоторых комитетах
В США было положено начало массовому движению потребителей, ныне объединяющему более 180 общественных и государственных организаций в 72 странах мира.
В США Комиссия по безопасности
товаров имеет право
После второй мировой войны 1939 – 1945 гг. консьюмеризм набирает силу во многих западноевропейских государствах.
Великобритания. В 70-х годах
ХХ века было образовано несколько
организаций рассматривающих
ФРГ. По потребительским
проблемам в федеральных
В стране приняты дополнения к законам, касающимся продовольствия; на основе этого усилена инспекция продовольственных товаров. Экологически чистые и качественные продукты, награждаются особой премией, присуждаемой комиссией при министерстве окружающей среды.
Швеция. В этом государстве
с 1971 года учреждена должность омбудсмена
по защите прав потребителей. Он назначается
на конкретный срок законодательной
властью государства. Институт омбудсмена
был впервые создан в 1810 году в
Швеции. Омбудсмен – это служба,
предусмотренная конституцией или
актом законодательной власти и
возглавляемая независимым
На сегодняшний день во многих государствах мира институт омбудсмена стал незаменимой частью правовой системы. Существует множество его модифицированных законодательных форм, среди которых и специальные омбудсменовские службы для защиты прав потребителей. Институт омбудсмена дает возможность преодолевать противоречия между государством и личностью; безусловно, способствует формированию гражданского общества.
Согласно статистике, в
Государственное управление по делам
потребителей ежегодно поступает около
4 тысяч дел. Однако лишь около 20 дел
передаются на слушание в Коммерческий
суд. Это свидетельствует о том,
что практически все
В Израиле Защита прав потребителей
осуществляется Законом, принятым в 1981
г. (в дальнейшем – Закон), и рядом
подзаконных актов. Закон регулирует
отношения между потребителями
и предпринимателями, продающими товары
и предоставляющими услуги (в дальнейшем
– продавец). Под потребителем понимается
лицо, приобретающее товары или получающее
услуги для себя и своей семьи,
но не для предпринимательской
Законом определены основные обязанности продавца по отношению к потребителю. Закон запрещает введение в заблуждение потребителя и содержит 20 существенных параметров товаров и услуг, на которые это правило распространяется. Так, например, сроки поставки товара, инструкция по эксплуатации, данные производителя товара, дата выпуска, наличие запасных частей и т.п. Кроме того, в соответствии с Законом, продавец несет ответственность за введение в заблуждение посредством рекламы. Предусмотрена особая ответственность за содержание рекламы, адресованной несовершеннолетним. За нарушение требований закона предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа. В случае повторных нарушений Закона, в некоторых случаях, предусмотрено тюремное заключение. Закон обязывает продавца сообщить потребителю о всех дефектах товара. Например, при покупке автомобиля, продавец обязан сообщить потребителю о том, попадал ли автомобиль в аварии. Вместе с тем, если продавец не сообщил о факте аварии, но потребитель узнал об этом, например, при прохождении теста перед покупкой, и тем не менее купил автомобиль, он не вправе в дальнейшем ссылаться на то, что ему не было известно об аварии.
В случае нарушения продавцом
данных требований Закона потребитель
вправе расторгнуть сделку, путем
письменного извещения
При расторжении сделки потребитель возвращает продавцу полученный товар, а продавец – деньги в течение 7 дней после получения извещения. Продавец вправе удержать часть суммы, если в результате использования потребителем товара, ему нанесен явный ущерб. В Законе определяются специальные формы продажи товаров, как-то, сезонные и иные распродажи, продажа через разносчика и т.п. Так, при объявлении распродажи, продавец обязан указать, какие товары включены в данное мероприятие, по каким ценам они продавались раньше, размер скидки на товары и особые условия. При желании продавца изменить условия распродажи он обязан опубликовать извещение об этом в тех же изданиях, что и при первоначальном объявлении. При торговле вразнос, то есть при предложении товаров по месту жительства потребителя, последнему предоставлено право расторгнуть сделку в течение 14 дней с дня поставки товара или, в случае заказа услуги, в течение 14 дней со дня заключения договора. При этом продавец возвращает полученную плату за товары или услуги, а потребитель возвращает поставленный ему товар. В случае, если товару нанесен ущерб, продавец вправе уменьшить сумму, которую он возвращает потребителю.