ВВЕДЕНИЕ
С 15 по 26 июля я проходила практику
в Управлении Министерства Юстиций
РФ по КЧР в отделе законодательства
субъекта РФ, ведения федерального
регистра и регистрации уставов
муниципальных образований.
Цель прохождения практики
- приобретение конкретных практических
знаний и навыков в области
права; расширение и укрепление знаний,
полученных при теоретическом изучении
дисциплин; получение навыков и
умений самостоятельной работы по специальности.
Задачами производственной практики
являлось ознакомление с организацией,
структурой, функциями и практической
деятельностью Управления Министерства
Юстиций РФ по КЧР.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Прежде всего, при поступлении
на практику я ознакомилась с нормативной
базой, регулирующей деятельность Управления
Министерства Юстиций РФ по КЧР:
- Указ Президента РФ от 12.10.2004 №1313 «Вопросы Министерства Юстиций РФ».
- Закон КЧР от 02.12.2002 №48-РЗ «О нормативно-правовых актах Карачаево-Черкесской Республики».
- Приказ Министра юстиций от 21.05.2009 №1477 «Об утверждении Положения об управлении министерства юстиций по субъектам и перечня управления по субъектам».
Согласно Положению «О Министерстве
Юстиций РФ» Минюст России – федеральный
орган исполнительной власти, осуществляющий
функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно
– правовому регулированию в
установленной сфере деятельности,
в том числе в сфере исполнения
уголовных наказаний, регистрации
некоммерческих организаций, включая
отделения международных организаций
и иностранных некоммерческих неправительственных
организаций, общественные объединения
политические партии и религиозные
организации, в сфере адвокатуры,
нотариата, государственной регистрации
актов гражданского состояния, обеспечения
установленного порядка деятельности
судов и исполнения судебных актов
и актов других органов, а также
правоприменительные функции и
функции по контролю и надзору
в сфере регистрации некоммерческих
организаций, включая отделения
международных организаций и
иностранных некоммерческих неправительственных
организаций, общественные объединения,
политические партии и религиозные
организации, в сфере адвокатуры
, нотариата, государственной регистрации
актов гражданского состояния.
Управление Министерства Юстиций
РФ по КЧР состоит из следующих
отделов:
- Отдел законодательства субъекта Российской Федерации, ведения федерального регистра и регистрации уставов муниципальных образований.
- Отдел по делам некоммерческих организаций.
- Отдел по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.
- Отдел по обеспечению деятельности Управления.
Основными задачами отдела по делам
некоммерческих организаций являются:
1) осуществление деятельности в
сфере государственной регистрации
общественных объединений, политических
партий, религиозных организаций,
иных некоммерческих организаций;
2) осуществление контроля за
деятельностью общественных объединений,
политических партий, религиозных
организаций, иных некоммерческих
организаций;
3) предоставление в установленном
порядке информации физическим
и юридическим лицам о зарегистрированных
некоммерческих организациях.
Отдел осуществляет свою деятельность
во взаимодействии с другими структурными
подразделениями Управления, Главным
Управлением Министерства юстиции
Российской Федерации по Ставропольскому
краю и центральным аппаратом
Минюста России, территориальными органами
федеральных органов исполнительной
власти, органами государственной власти,
органами местного самоуправления Карачаево-Черкесской
Республики, а также с правоохранительными,
налоговыми и финансовыми органами
Карачаево-Черкесской Республики.
Основными задачами Отдела по контролю
и надзору в сфере адвокатуры, нотариата,
государственной регистрации актов гражданского
состояния являются осуществление контроля
и надзора в сфере адвокатуры, нотариата,
государственной регистрации актов гражданского
состояния, реализация прав и исполнение
обязательств, вытекающих из международных
договоров Российской Федерации о правовой
помощи и правовых отношениях по гражданским,
семейным и уголовным делам, проставление
апостиля на официальных документах, подлежащих
вывозу за границу.
Задачи Отдела по обеспечению деятельности
Управления:
- кадровое и организационно-штатное обеспечение деятельности Управления;
- организация и обеспечение режима секретности в Управлении; обеспечение защиты сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; организация и обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизационных мероприятий;
- проведение мероприятий гражданской обороны, мероприятий по повышению устойчивости работы Управления в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;
- организация учета и контроля за расходованием и использованием финансовых и материально-технических ресурсов в Управлении;
- организационное и методическое обеспечение управленческой деятельности Управления в установленной сфере деятельности; организация взаимодействия структурных подразделений Управления, осуществление планирования и контроля исполнения планов, поручений руководства Управления;
- организация в Управлении единой централизованной системы делопроизводства, контроля исполнения документов;
- обеспечение рассмотрения, централизованного учета и анализа обращений граждан, приема граждан руководством, иными федеральными государственными гражданскими служащими Управления;
- комплектование, хранение и организация использования архивного фонда Управления.
Более подробно рассмотрим задачи Отдела
законодательства субъекта Российской
Федерации, ведения федерального регистра
и регистрации уставов муниципальных
образований, так как именно в этом отделе
я проходила практику.
Деятельность, осуществляемая Отделом
законодательства субъекта Российской
Федерации, ведения федерального регистра
и регистрации уставов муниципальных
образований:
- Регистрация нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти КЧР. Осуществляется Отделом законодательства и состоит в проведении антикоррупционной экспертизы и даче экспертного заключения с последующим внесением (в случае отсутствия несоответствия федеральному законодательству) в федеральный регистр нормативно-правовых актов.
- Составление экспертного заключения и проведение антикоррупционной экспертизы. Состоит в изучении нормативно-правовых актов на предмет соответствия их федеральному и региональному законодательству (экспертное заключение), а также на предмет проявления в указанных актах признаков коррупционных правонарушений (антикоррупционная экспертиза).
- Регистрация уставов муниципальных образований и ведение переписки по проектам уставов муниципальных образований. Осуществляется Отделом законодательства и состоит в исследовании уставов муниципальных образований КЧР на предмет их соответствия законодательству с последующим включением их в Федеральный реестр муниципальных образований.
- Федеральный регистр нормативно-правовых актов: порядок и особенности ведения и внесения изменений. Состоит в анализе поступивших нормативно-правовых актов с последующим внесением их в Федеральный регистр (Единую Федеральную базу данных, содержащую сведения о принятых на территории РФ нормативных актов). Существует в электронном и бумажном (архив при Управлении) виде.
Федеральный
регистр ведется с использованием
автоматизированной подсистемы единой
системы информационно-телекоммуникационного
обеспечения Министерства юстиции
Российской Федерации.
Информационно-технологическое
обеспечение ведения федерального
регистра осуществляется Научным центром
правовой информации при Министерстве
юстиции Российской Федерации и
центрами правовой информатизации Министерства
юстиции Российской Федерации в
субъектах Российской Федерации.
Отдел законодательства субъекта Российской
Федерации, ведения федерального регистра
и регистрации уставов муниципальных
образований при проведении правовой
экспертизы нормативно-правовых актов,
принятых органами государственной власти
КЧР руководствуется Приказом Министерства
Юстиций Российской Федерации от 31 мая
2012 г. №87 «Об утверждении методических
рекомендаций по проведению правовой
экспертизы нормативных правовых актов
субъектов Российской Федерации».
Согласно положениям этого приказа
правовая экспертиза заключается в правовой
оценке формы акта, его целей и задач, предмета
правового регулирования, компетенции
органа, принявшего акт, содержащихся
в нем норм, порядка принятия, обнародования
(опубликования) на предмет соответствия
требованиям Конституции Российской Федерации
и федерального законодательства. Рекомендуется
также оценить соответствие акта требованиям
юридической техники (в том числе проверить
наличие необходимых реквизитов).
Правовая экспертиза осуществляется
в целях выработки федеральными
органами государственной власти в
пределах их полномочий, вытекающих из
п. "а" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской
Федерации, совместно с органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации мер по обеспечению
соответствия конституций, уставов, законов
и иных правовых актов субъектов Российской
Федерации Конституции Российской Федерации
и федеральным законам.
В соответствии с приказом Министерства
юстиции Российской Федерации от
21.05.2009 № 147 «Об утверждении Положения
об Управлении Министерства юстиции
Российской Федерации по субъекту (субъектам)
Российской Федерации и Перечня
управлений Министерства юстиции Российской
Федерации по субъектам Российской
Федерации» одним из направлений
деятельности Управления Минюста России
по Карачаево-Черкесской Республики является
проведение в установленном порядке
антикоррупционной экспертизы нормативных
правовых актов субъектов Российской
Федерации при мониторинге их
применения, а также антикоррупционной
экспертизы уставов муниципальных
образований и муниципальных
правовых актов о внесении изменений
в уставы муниципальных образований
при их государственной регистрации.
Антикоррупционная экспертиза нормативных
правовых актов и проектов нормативных
правовых актов проводится в целях
выявления в них коррупциогенных
факторов и их последующего устранения.
Коррупциогенными факторами являются
положения нормативных правовых
актов (проектов нормативных правовых
актов), устанавливающие для правоприменителя
необоснованно широкие пределы
усмотрения или возможность необоснованного
применения исключений из общих правил,
а также положения, содержащие неопределенные,
трудновыполнимые и (или) обременительные
требования к гражданам и организациям
и тем самым создающие условия
для проявления коррупции.
Основными принципами организации
антикоррупционной экспертизы нормативных
правовых актов (проектов нормативных
правовых актов) являются:
1) обязательность проведения антикоррупционной
экспертизы проектов нормативных
правовых актов;
2) оценка нормативного правового
акта во взаимосвязи с другими
нормативными правовыми актами;
3) обоснованность, объективность и
проверяемость результатов антикоррупционной
экспертизы нормативных правовых
актов (проектов нормативных правовых
актов);
4) компетентность лиц, проводящих
антикоррупционную экспертизу нормативных
правовых актов (проектов нормативных
правовых актов);
5) сотрудничество федеральных органов
исполнительной власти, иных государственных
органов и организаций, органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов
местного самоуправления, а также
их должностных лиц с институтами
гражданского общества при проведении
антикоррупционной экспертизы нормативных
правовых актов (проектов нормативных
правовых актов.)
Во время прохождения практики
также изучила особенности регистрации
уставов муниципальных образовании и
ведение регистра уставов муниципальных
образований.
Согласно пунктам 9, 10 Правил ведения
государственного реестра муниципальных
образований Российской Федерации,
утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 18.04.2012 № 344
«О ведении государственного реестра
муниципальных образований Российской
Федерации» Управление Минюста России
по Карачаево-Черкесской Республике включает
муниципальное образование в
реестр на основании закона субъекта
Российской Федерации о создании
вновь образованного муниципального
образования в течение 5 рабочих
дней со дня государственной регистрации
устава этого муниципального образования,
а в случае изменения сведений
о муниципальном образовании, содержащихся
в реестре - на основании закона субъекта
Российской Федерации об изменении
статуса муниципального образования,
устава муниципального образования (муниципального
правового акта о внесении изменений
в устав муниципального образования)
в течение 5 рабочих дней со дня
государственной регистрации устава муниципального
образования (муниципального правового
акта о внесении изменений в устав муниципального
образования) вносит в соответствующий
раздел реестра необходимые сведения.
Согласно частям 2 и 4 статьи 3 Федерального
закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной
регистрации уставов муниципальных
образований» на государственную регистрацию
устава или муниципального правового
акта о внесении изменений в устав
представляются в двух экземплярах,
а также на магнитном носителе: