Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Ее история и основные положения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 16:17, доклад

Краткое описание

Универсальность Конвенции заключается в том, что она предоставляет присоединившимся к ней странам полную свободу действий в отношении национальных законодательств по охране промышленной собственности, за исключением немногочисленных положений, которые в обязательном порядке должны соблюдаться странами-участниками. В наибольшей степени ее универсальность проявляется в создании льготных условий для получения охраны объектов промышленной собственности иностранцами.

Содержание

Введение
История Парижской конвенции
Общие положения Парижской конвенции
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Парижская Конвенция.docx

— 24.12 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение

История Парижской конвенции

Общие положения Парижской  конвенции

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Парижская конвенция является наиболее многосторонним универсальным международным  соглашением в области охраны промышленной собственности.

В Конвенции не содержится единых правовых норм, касающихся охраны промышленной собственности в странах-участницах. Она исходит из того, что основные вопросы охраны объектов промышленной собственности регулируются исключительно  внутренним законодательством государств-участников, тем самым участие в Конвенции  не устраняет необходимости патентования этих объектов в других странах-участницах.

Универсальность Конвенции заключается  в том, что она предоставляет  присоединившимся к ней странам  полную свободу действий в отношении  национальных законодательств по охране промышленной собственности, за исключением  немногочисленных положений, которые  в обязательном порядке должны соблюдаться  странами-участниками. В наибольшей степени ее универсальность проявляется  в создании льготных условий для  получения охраны объектов промышленной собственности иностранцами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История Парижской конвенции

Фундаментом современной системы  охраны промышленной собственности  является Парижская конвенция. Она  применяется к широкому кругу  объектов промышленной собственности, а именно: к изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, товарным знакам и знакам обслуживания.  
Принятие Парижской конвенции было вызвано настоятельной потребностью обеспечить защиту промышленной собственности в нескольких странах одновременно. Кроме того, правовая охрана объектов промышленной собственности была сильно затруднена ввиду принципиальных расхождений в патентных законодательствах разных стран.  
Международный конгресс по промышленной собственности состоялся в 1878 г. в Париже. Конгресс явился первым этапом на пути создания всеобъемлющего международного соглашения по промышленной собственности. 20 марта 1883 г. одиннадцатью государствами была подписана Парижская конвенция по охране промышленной собственности, основные положения которой действуют по настоящее время. На 1 января 1990 г. членами парижского союза по охране промышленной собственности являются 100 государств.

Более чем за 100-летний период существования  парижской конвенции она неоднократно пересматривалась, и в ее текст  вносились изменения. В настоящее  время сохраняют правовое значения различия между ее последующими редакциями: Брюссельской /1900г./. Вашингтонской /1911г./. Гаагской /1925г./. Лондонской /1934г./. Лиссабонской /1958г./. Стокгольмской /1967г./. Каждая страна связана с другими условиями  той редакции, которую она ратифицировала. СССР присоединился к Парижской  конвенции в 1965г. и ратифицировал  все редакции, действующие на этот период, а в последствии - и Стокгольмскую редакцию.

Подавляющее большинство стран  ратифицировало Стокгольмскую редакцию, но в некоторых еще действуют  Лондонская и Лиссабонская редакции.

Конвенция открыта для подписания всем государствам. Ратификационные  грамоты или акты о присоединении  должны сдаваться на хранение Генеральному директору ВОИС.

Общие положения Парижской  конвенции

  Положения Конвенции могут быть разделены на четыре основных группы, а именно: национальный режим, право приоритета, общие правила в области материального права и правила, касающиеся административных, финансовых и организационных вопросов.  
   1) Первая группа правил (ст. 2 и 3) относится к национальному режиму для граждан Союза. Она устанавливает, что граждане каждой страны Союза пользуются во всех других странах Союза теми же преимуществами, которые предоставляются соответствующими законами собственным гражданам. Важной особенностью Конвенции является то, что граждане стран, не являющихся договаривающимися государствами, по своим правам приравниваются к гражданам договаривающихся государств, если они проживают на территории этих государств или имеют действительные и серьезные промышленные или торговые предприятия.  
   2) Вторая группа правил, касающаяся права приоритета, изложена в основном в ст. 4.  Оно предусматривает, что любой заявитель или его правопреемник, подавший правильно оформленную заявку на патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец или товарный знак в одной стране, может в течение определенного срока истребовать охрану во всех остальных странах-участницах с сохранением приоритета первой заявки. Для патентов на изобретения и полезные модели этот срок равен 12 месяцам со дня подачи первоначальной заявки, для промышленных образцов и товарных знаков - 6 мес.

Правило о конвенционном приоритете позволяет заявителю оформить заявочную  документацию для подачи ее в патентные  ведомства стран-участниц без опасения в течение установленного срока  утратить новизну предмета заявки, так как любые действия, совершаемые  в период между датами подачи первой и более поздних заявок в пределах оговоренного срока, не лишают заявителя  права на получение охранного  документа по более поздней заявке.

Отказ или изъятие первой заявки не являются препятствием для истребования по ней льготного конвенционного приоритета.

Согласно конвенции первая и  последующие заявки могут быть поданы разными лицами, однако, совпадение предмета первой и последующих заявок обязательно.

Конвенцией допускается подача заявок с "множественным" и "частичным" приоритетом. Множественный приоритет  возникает в отношении двух или  более заявок на патенты, относящихся  к одному и тому же техническому решению, поданных в одной или  нескольких странах, а затем объединенных в одну общую заявку для подачи в другую страну - участницу Конвенции. Право приоритета при этом возникает  для отдельных частей заявки, которые  могут иметь и разные даты приоритета.

 3) Третья группа правил формулирует ряд общих положений в области материального права, а также организационно-правовых рекомендаций, обязательных для договаривающихся государств. Эти положения относятся к патентам, товарным знакам, промышленным образцам, фирменным наименованиям, указаниям места происхождения товаров. К этой же группе правил относятся: обязательство каждого из договаривающихся государств обеспечивать эффективную охрану от недобросовестной конкуренции и обязательство каждого из названных государств создать специальную службу по охране промышленной собственности, которая должна издавать официальный периодический бюллетень, содержащий необходимую информацию о зарегистрированных объектах промышленной собственности. Эта служба должна обеспечить ознакомление публики с патентами, полезными моделями, товарными знаками и промышленными образцами.  
Рассмотрим более конкретно положения этой группы правил в отношении отдельных объектов промышленной собственности.  
1. В отношении патентов (ст. 4bis; 4ter; 4quater). Выданные в разных договаривающихся государствах патенты на одно и то же изобретение являются независимыми друг от друга. Это означает, что выдача патента на изобретение в одном из договаривающихся государств не обязывает другие государства выдавать патенты. Аннулирование патента или сокращение срока его действия также не может быть произведено на том основании, что подобные действия объявлены в каком-либо договаривающемся государстве.  
В соответствии со ст. 4ter изобретатель имеет право быть названным в качестве такового в патенте.  
Ст. 4quater предусматривается, что в случае ограничения по закону продажи какого-либо запатентованного продукта или продукта, производимого запатентованным способом, патент признан недействительным быть не может, а если он (патент) еще не выдан, то данная норма национального законодательства не может быть использована для отказа в его выдаче.  
Ст. 5 Конвенции предусмотрена возможность выдачи принудительной лицензии с целью предотвращения злоупотребления монопольным правом на изобретение. Такое злоупотребление может состоять, например, в нежелании патентообладателя наладить промышленное применение изобретения, несмотря на то, что оно требуется для общества. В этом случае государственный орган по требованию, но не ранее, чем через 4 года с даты поступления заявки или через 3 года с даты выдачи патента, выдает принудительную лицензию. Следует также иметь ввиду, что в выдаче принудительной лицензии может быть отказано, если патентообладатель обоснует свое бездействие уважительными причинами. Выдача принудительной лицензии - действие весьма редкое в практике патентных ведомств договаривающихся государств.  
В существовании института принудительного лицензирования в первую очередь заинтересованы развивающиеся страны, в которых подавляющее число патентов получено на имя иностранных патентообладателей. Последние имеют возможность, не используя свои изобретения, блокировать развитие национальной промышленности. Принудительная лицензия может быть выдана также и на полезную модель.  
2. В отношении товарных знаков, знаков обслуживания и коллективных знаков ст. 6 Конвенции предусматривается, что условия подачи заявки и регистрации товарных знаков определяются в каждой стране Союза ее национальным законодательством. Это означает, что заявка на регистрацию товарного знака, если она была подана гражданином договаривающегося государства в ведомство договаривающегося государства, не может быть, отклонена на том основании, что она не была подана в стране происхождения. Регистрация товарных знаков в каждой из стран Союза независима друг от друга, т.е. регистрация, аннулирование или прекращение действия товарного знака в одном из договаривающихся государств не влияет на действительность регистрации в других договаривающихся государствах.  
Положениями ст. 6bis предусматривается возможность аннулирования регистрации, а также запрещения применения любого товарного знака, представляющего имитацию или перевод другого знака, способного вызвать смешение со знаком, который по определению компетентного органа страны регистрации или страны применения является в этом случае общеизвестным в качестве знака, пользующегося преимуществами Конвенции, и используется для идентичных или подобных продуктов. В соответствии с Конвенцией каждое договаривающееся государство принимает на себя обязательство отклонять или признавать недействительной регистрацию в качестве товарных знаков или в качестве элементов этих знаков гербов, флагов и других государственных эмблем стран Союза. Аналогичное правило действует в отношении эмблем межгосударственных организаций, например, ООН или ВОИС. Конвенцией предусматривается охрана знаков обслуживания и коллективных знаков.  
3. В отношении промышленных образцов. В соответствии с Конвенцией промышленные образцы охраняются во всех странах Союза, причем их охрана не может быть прекращена в каждом из договаривающихся государств вследствие неиспользования или ввоза в это государство объектов, сходных с охраняемым объектом.  
4. В отношении фирменных наименований. Ст. 8 Конвенции гласит, что фирменное наименование охраняется во всех договаривающихся государствах без обязательной подачи заявки или регистрации и не зависимо от того, является ли оно частью товарного знака.  
5. В отношении указаний происхождения продукта. Ст. 10 Конвенции предусматривается, что каждое договаривающееся государство принимает меры пресечения в случае прямого или косвенного использования ложных указаний о происхождении продуктов или подлинности личности изготовителя, промышленника или торговца. В качестве заинтересованного лица может выступать как физическое, так и юридическое лицо.  
6. В отношении недобросовестной конкуренции. Под последней понимается всякий акт конкуренции, противоречащий частным обычаям в промышленности и торговых делах. Обязанностью договаривающихся государств является обеспечение эффективной защиты от недобросовестной конкуренции, например, от действий, которые могут вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной деятельности конкурента.  
7. В отношении временной охраны на международных выставках изобретений, полезных моделей, товарных знаков для продуктов и промышленных образцов.  
Согласно ст. 11 Конвенции, договаривающиеся государства предоставляют в соответствии со своим внутренним законодательством временную охрану перечисленным выше объектам промышленной собственности, которые экспонируются на официальных или официально признанных международных выставках, организованных на территории одной из этих стран.  
4) Четвертая группа правил Конвенции касается административной структуры Союза, а также финансовых и организационных вопросов. Административная структура Союза регулируется ст. с 13 по 17.  
Поскольку страны, присоединившиеся к Парижской конвенции, образовали Союз по охране промышленной собственности, то последний выступает на международной арене как юридическое лицо. В связи с этим Союз имеет свои административные органы - Ассамблею, Исполнительный комитет и Международное бюро ВОИС. Главным органом Союза является Ассамблея, которая определяет политику в области совершенствования и практической реализации Парижской конвенции (ст. 13). Ассамблея Союза собирается один раз в два года на очередную сессию вместе с Генеральной ассамблеей ВОИС.  
Рабочим органом ассамблеи является Исполнительный комитет (ст. 14), страны-члены которого избираются Ассамблеей на период между двумя ее очередными сессиями. Исполнительный комитет собирается на очередную сессию один раз в год.  
Текущие административные задачи Союза решаются Международным бюро (ст. 15).  
Руководство деятельностью Международного бюро осуществляется Генеральным директором ВОИС. Международное бюро выполняет роль секретариата рабочих органов Союза.  
Финансовые аспекты деятельности Союза регламентируются положениями ст. 16 Конвенции. Основным источником поступлений в бюджет Союза являются взносы стран-участниц. Размер взносов в Союз определяется в зависимости от класса, к которому государство относит себя само. В настоящее время к первому классу (наибольшие взносы) относятся США, Великобритания, Франция, Германия и Япония. СССР также относился к первому классу. Российская Федерация с 1993 г. относится к третьему классу. Любое государство по собственному желанию может изменить класс, к которому оно относится. Вопрос своевременной уплаты взносов является весьма важным, так как страна, имеющая задолженность по уплате взносов за два года, лишается права голоса.  
Вопросы ратификации конвенции и присоединения к ней, а также последствия этих действий зафиксированы в ст. 20-23. Любая страна имеет право денонсировать конвенцию, уведомив об этом Генерального директора (ст. 26).  
Ст. 19 Конвенции допускает возможность заключения между государствами-участниками специальных соглашений об охране промышленной собственности. Эти соглашения однако не должны противоречить положениям Конвенции. В подготовке таких соглашений может принимать участие Международное бюро ВОИС. Примером такой деятельности является участие Международного бюро в подготовке Евразийской патентной конвенции, в соответствии с которой предполагается создание института единого патента для стран, бывших субъектов СССР.  
Конвенция содержит статьи, регулирующие процедуру ее пересмотра, вопросы подписания, языков, функций депозитария, разрешения споров и переходные положения. В ней указано также, что в случае разногласий в толковании различных текстов предпочтение отдается французскому тексту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Парижская конвенция по охране промышленной собственности - международное соглашение 1883г. с последующими поправками, регулирующее вопросы международной правовой охраны промышленной собственности. Конвенция:  
- предоставляет для стран-участниц преимущества в отношении охраны изобретений на выставках;  
- регулирует вопросы, связанные с регистрацией за границей товарных знаков;  
- предусматривает правила защиты от недобросовестной конкуренции.

подготовленный в соответствии 
со статьей 29 (1) "b"] 
ПАРИЖСКАЯ КОНВЕНЦИЯ 
ПО ОХРАНЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ 
(Париж, 20 марта 1883 года) 
(пересмотренная в Брюсселе 14 декабря 1900 г., 
в Вашингтоне 2 июня 1911 г., в Гааге 6 ноября 1925 г., 
в Лондоне 2 июня 1934 г., в Лиссабоне 31 октября 1958 г. 
и в Стокгольме 14 июля 1967 г. и измененная 
2 октября 1979 г.)

 

1. Страны, к которым применяется  настоящая Конвенция, образуют  Союз по охране промышленной  собственности. 
-------------------------------- 
<*> Статьям были присвоены заголовки для удобства пользования текстом. В подписанном (французском) тексте заголовков нет. 
2. Объектами охраны промышленной собственности являются патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения, а также пресечение недобросовестной конкуренции. 
3. Промышленная собственность понимается в самом широком смысле и распространяется не только на промышленность и торговлю в собственном смысле слова, но также и на области сельскохозяйственного производства и добывающей промышленности и на все продукты промышленного или природного происхождения, как например: вино, зерно, табачный лист, фрукты, скот, ископаемые, минеральные воды, пиво, цветы, мука. 
4. К патентам на изобретения относятся различные виды промышленных патентов, признаваемых законодательством стран Союза, как например: ввозные патенты, патенты на усовершенствование, дополнительные патенты и свидетельства и т.п.

 


Информация о работе Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Ее история и основные положения