Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 16:03, дипломная работа
Цель работы – на основе комплексного анализа действующих правовых норм и складывающейся практики определить возможные пути совершенствования гражданско-правового регулирования договора перевозки грузов внутренним водным транспортом. На основе намеченной цели поставлены задачи: - дать краткую характеристику транспортных обязательств, общее понятие транспортного договора и определить предмет транспортных договоров в целом; - выявить особенности предмета договора перевозки грузов и пассажиров внутренним водным транспортом; - исследовать особенности заключения договора перевозки грузов и пассажиров внутренним водным транспортом и определить правовое значение его формы; - рассмотреть этапы исполнения договора перевозки грузов внутренним водным транспортом;
ВВЕДЕНИЕ
Российская Федерация - государство, обладающее крупнейшей в мире территорией. Оно имеет самую большую по общей протяженности сеть внутренних водных путей, в том числе используемых для судоходства. Тем не менее, потребности в перевозках грузов и пассажиров внутренним водным транспортом удовлетворяются не полностью.
Перевозки грузов внутренним водным транспортом возможны только при условии их тщательной подготовки, предварительного анализа экономичности перевозок по конкурирующим маршрутам, минимизации транспортных издержек, устойчивости грузопотоков (пассажиропотоков) и соблюдении сроков доставки. В итоге должен быть создан «полнокровный» рынок услуг, оказываемых внутренним водным транспортом, что является необходимым условием существования рыночной экономики. Создание конкурентной среды в сфере перевозок внутренним водным транспортом возможно лишь при возможности выбора условий доставки разными компаниями грузов по одним и тем же внутренним водным путям, что, в свою очередь, повышает роль и значение договорного регулирования грузо-перевозочных отношений. Поэтому актуальность темы дипломной работы этих типов договоров и перспектив их развития очевидна.
Актуальность темы также обусловлена правовой базой, регулирующей данные правоотношения. Начиная с 2001 года было обновлено законодательство, регулирующее отношения в сфере перевозок внутренним водным транспортом. В частности были приняты: Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от (далее КВВТ РФ), Федеральный закон Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановление Правительства Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте» и др. Применение указанных нормативных актов порождает значительное число вопросов в теории гражданского права и проблем на практике. При этом процессы радикального обновления транспортного законодательства, регулирующего перевозки грузов внутренним водным транспортом, и совершенствование судебно-арбитражной практики, связанной с его применением, не нашли адекватного отражения в юридической литературе. В частности, до сих пор нет единства мнения о правовой природе договора перевозки грузов, о его форме, не решен вопрос о статусе промежуточных перевозчиков, отсутствует комплексное исследование правовой природы договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры внутреннего водного транспорта и правового оформления взаимодействия перевозчиков между собой и с владельцами инфраструктуры внутреннего водного транспорта. Все это, в конечном итоге, предопределяет актуальность и значимость темы исследования.
Проблемы гражданско-правовых отношений в области перевозок грузов внутренним водным транспортом стали предметом специального исследования ученых-цивилистов относительно недавно. Исследование вопросов перевозки грузов было начато еще до революции, однако активная работа в исследовании проблем указанного института гражданского права отмечается с начала 50-х годов прошлого века. Среди современных авторов, учитывающих последние тенденции изменений российского законодательства, вопросам правового регулирования договорных отношений по перевозке посвящали свои работы: С.А. Котухов, С.С. Алексеев, А.С. Васильев, В.А. Егизаров, А.В. Захарьина, С.Ю. Морозов, А.Н. Антюхин, А.И. Гончаров, М.А. Сергеева, Н.Н. Тютрина, О.Н. Припузова, и др. И несмотря на то, что имеются работы, посвященные изучению отдельных аспектов перевозочной деятельности различными видами транспорта, вопросы перевозки грузов внутренним водным транспортом остаются малоизученными. Кроме того, практически отсутствуют и переводные работы, отражающие специфику зарубежного законодательства и юридическую практику в рассматриваемой сфере. В последние годы были защищены диссертации, в которых были исследованы отдельные вопросы правового регулирования отношений по перевозке, однако комплексного исследования гражданско-правового регулирования перевозки грузов внутренним водным транспортом на основе обновленного российского законодательства, до настоящего времени не осуществлялось.
Цель настоящей дипломной работы – на основе комплексного анализа действующих правовых норм и складывающейся практики определить возможные пути совершенствования гражданско-правового регулирования договора перевозки грузов внутренним водным транспортом.
На основе намеченной цели поставлены следующие основные задачи:
- дать краткую характеристику транспортных обязательств, общее понятие транспортного договора и определить предмет транспортных договоров в целом;
- выявить особенности предмета договора перевозки грузов и пассажиров внутренним водным транспортом;
- исследовать особенности заключения договора перевозки грузов и пассажиров внутренним водным транспортом и определить правовое значение его формы;
- рассмотреть этапы исполнения договора перевозки грузов внутренним водным транспортом;
- проанализировать правовые последствия нарушений обязательств по договору перевозки грузов внутренним водным транспортом;
- обосновать возможные предложения и рекомендации по совершенствованию действующего законодательства в сфере регулирования отношений по перевозке грузов внутренним водным транспортом, а также практики его применения.
Методологическую основу дипломной работы составляет применение сравнительно-правового метода выявления специфики воздействия конкретных условий на развитие отношений, возникающих из договора перевозки грузов внутренним водным транспортом. Используемый в дипломной работе данный метод способствует более четкому определению места договора перевозки грузов внутренним водным транспортом в системе гражданско-правовых обязательств.
Теоретическую основу дипломной работы составили труды ученых, посвященные вопросам правового регулирования отношений по перевозке в целом и перевозке грузов внутренним водным транспортом в частности. Исследование заявленных вопросов потребовало также изучение публикаций в научных журналах и периодической печати.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления транспортными организациями деятельности по перевозке грузов внутренним водным транспортом.
Предметом исследования является гражданско-правовое регулирование договора перевозки грузов и пассажиров внутренним водным транспортом в соответствии с действующим законодательством.
Нормативную базу исследования составляют: Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, другие федеральные законы и подзаконные акты, регулирующие отношения, составляющие объект дипломной работы.
Структура предложенной дипломной работы состоит из трех глав, заключения и списка литературы, а также для наглядного примера в приложении имеются копии проектов договора перевозки (буксировки) на примере ОАО «Восточно-Сибирское речное пароходство».
В первой главе
Во второй главе рассмотрен договор перевозки грузов, пассажиров (багажа), буксировки на таком виде транспорта как внутренний водный транспорт. Охарактеризована их правовая природа, порядок заключения и исполнения данных договоров.
В третьей
главе рассмотрена гражданско-
В заключении обобщены основные выводы по работе и сформулированы предложения по возможному улучшению законодательства, регулирующие отношения возникающие по договорам перевозки на внутреннем водном транспорте.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТРАНСПОРТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ
Транспорт образует самостоятельную
сферу экономической
Таким образом, транспортными обязательствами называются обязательства по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также иные обязательства по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, либо направленные на перемещение грузов иным способом.
Транспортировке грузов всегда предшествует согласование основных условий перевозки (сроков и количества транспортных средств, необходимых для перевозки, а также объемов и характера перевозимых грузов). Основная задача такого согласования состоит в наиболее рациональном и экономичном использовании перевозочных средств, отвечающем запросам рынка. По общему правилу, закреплённому в ст. 784 ГК РФ, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Заключение договора перевозки груза требует наличия организационных предпосылок. Они воплощаются во встречных действиях сторон обязательства перевозки: перевозчик должен подать под погрузку исправные транспортные средства, а грузоотправитель – предъявить груз к перевозке (ст. 791 ГК РФ).1 Предпосылки сегодня могут приобретать правовые формы:
- заявок (заказов) на железнодорожном, речном, автомобильном и воздушном транспорте;
- договоров об организации перевозок (годовых, навигационных и др.) на любых видах транспорта;
- административно-плановых актов в упоминавшихся особых случаях. Кроме того, иногда все организационные предпосылки заключения договора перевозки груза просто содержатся в самом договоре перевозки, имеющем консенсуальную природу.
При системе заявок (заказов) грузоотправитель предоставляет перевозчику сведения о своих потребностях в осуществлении перевозок. Подача заявки обеспечивает завязку процесса транспортировки груза, но не считается офертой в договоре перевозки.
Договор об организации
перевозок заключается в
Информация о работе Пассажирские перевозки водным транспопртом