Политические гарантии прав и свободы граждан Республики Беларусь, понятие и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 00:17, контрольная работа

Краткое описание

Проблемы сущности человека, гражданина, личности, взаимоотношения их между собой, а также с государством и обществом волнуют цивилизованный мир. Над этим задумывались великие мыслители прошлого. Но, мечтая о счастливом будущем человечества, они не сумели дать ответ о путях освобождения человека от эксплуатации, угнетения, о становлении личности. Некоторые из них надеялись на проявление справедливого отношения к народу со стороны монархов, буржуазных парламентов, на издание ими законов, устанавливающих блага для всех, и не готовили народ к борьбе со своими угнетателями, к борьбе за свободу и счастье людей.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 22.25 Кб (Скачать файл)

Учреждение образования

«Гродненский государственный  университет имени Янки Купалы»

                                                               

Юридический факультет

 

 

Кафедра конституционного права

 

 

Специальность «правоведение»

 

 

 

КОНТРОЛИРУЕМАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  РАБОТА

Политические  гарантии прав и свободы граждан Республики Беларусь, понятие и проблемы.

по  курсу «Конституционного права  »

студента  1 курса   2  группы дневной формы обучения

Ташова Мердана

 

 

 

 

 

                                                                              Преподаватель: Шупицкая О.Н.

 

 

 

 

Гродно 2013

Введение

   Контролируемая самостоятельная  работа посвящена различным политическим  правам. Более  подробно будут  рассмотрены виды политических  прав в Республике  Беларусь  и  гарантии их обеспечения  в Республике Беларусь. В своей  работе я  постараюсь  осветить  данные темы.

    Проблемы сущности  человека,  гражданина,  личности,  взаимоотношения  их между  собой, а также с государством  и обществом волнуют цивилизованный  мир. Над этим задумывались  великие мыслители прошлого. Но,  мечтая  о  счастливом будущем   человечества,  они  не  сумели  дать  ответ  о  путях   освобождения человека от эксплуатации, угнетения, о становлении  личности.  Некоторые  из них надеялись  на проявление справедливого   отношения  к  народу  со  стороны монархов, буржуазных парламентов,  на издание  ими  законов,  устанавливающих блага для всех, и не готовили народ  к   борьбе  со  своими  угнетателями,  к борьбе за свободу и счастье  людей.

  Этот  термин  в   Конституции играет роль основополагающего   философского  принципа,  который   реализуется через весь комплекс  конституционно-правовых норм.  Иное  дело   свобода  как субъективная  возможность  совершать  или не  совершать какие-то  действия (например, свобода совести, свобода слова и др.).  В этом  смысле  термин «свобода» по существу тождествен термину «субъективное право»,  а различие

объясняется  только   тем,   что   такая   юридическая   лексика   сложилась

исторически. Но нельзя не учитывать, что свобода в субъективном смысле  (как субъективные права) является юридической  формой реализации свободы народа  и отдельного человека  в  общем,  философском  смысле  этого  слова.  На  пути свободы  всегда  стоит  государство,  создаваемое  людьми  для   поддержания условий реализации свободы. Государство  через  законы  закрепляет  права  и свободы  человека, и тогда они становятся мерой возможного,  т.  е.  обретают границы дозволенного.

 

Гарантии политических прав и свобод:

Государство  обеспечивает сохранение  и защиту  прав и  законных  интересов

  общественных  объединений.  Государство  может оказывать   в  установленном законодательством   порядке    помощь     общественным    объединениям    в осуществлении    ими   уставной    деятельности.    Законодательство    об общественных     объединениях    состоит    из   Конституции    Республики  Беларусь,  настоящего  Закона  и иных  актов  законодательства  Республики  Беларусь.      Защита   прав    и    законных    интересов    общественных  объединений  осуществляется   в   судебном   порядке,   если    иное    не  предусмотрено   законодательными   актами.   Надзор    за    соответствием   деятельности общественных объединений   Конституции   Республики   Беларусь и   законам   Республики   Беларусь  осуществляют   Генеральный   прокурор  Республики Беларусь  и подчиненные ему прокуроры.  Контроль за соответствием деятельности  общественных   объединений   их     уставам     осуществляют  органы,   зарегистрировавшие   данные объединения.

Государство  гарантирует   также  защиту   прав   и   законных   интересов политических партий,   создание   условий   для   выполнения   ими   своих  уставных  целей   и    задач,    в    том    числе    путем    пользования

 государственными  средствами  массовой  информации.   Законодательство   о политических  партиях  состоит   из  Конституции   Республики     Беларусь,

 настоящего   Закона    и    других     актов   законодательства  Республики

 Беларусь. Надзор  за   соответствием  деятельности   политических   партий

 Конституции   Республики    Беларусь   и   законам   Республики   Беларусь

 осуществляют Генеральный   прокурор Республики Беларусь  и  подчиненные  ему прокуроры.  Контроль  за  соответствием деятельности  политических  партий Конституции Республики   Беларусь,  действующему  законодательству  и их уставам осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь.

«Свобода   собраний,   митингов,   уличных   шествий,   демонстраций   и пикетирования,  не  нарушающих  правопорядок  и   права   других   граждан  Республики  Беларусь,  гарантируется  государством.   Порядок   проведения указанных   мероприятий   определяется    законом.»    Гарантированная Конституцией свобода их проведения  может  быть  ограничена,  но  лишь  «в случаях, предусмотренных законом, в интересах  национальной  безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения,  прав  и свобод других лиц» (часть первая ст. 23 Конституции).

Непосредственное  участие  граждан  в  управлении   делами   общества   и государства обеспечивается проведением референдумов, обсуждением  проектов  законов  и  вопросов  республиканского  и   местного   значения,   другими  определенными  законом способами (ст. 37 Конституции).  Участие  граждан  в управлении делами  своего  государства  является  выражением  суверенитета народа и  формой осуществления им своей власти. Проведение  референдумов  и  народных обсуждений  регулируется  соответственно  Избирательным  кодексом Республики Беларусь (ранее Законом «О народном голосовании (референдуме)»,

 а  также Законом  от 2 февраля 1988  года  «О  народном  обсуждении  важных вопросов государственной  жизни Республики Беларусь».

  Гражданам Республики Беларусь в количестве  не  менее  50  тыс.  человек впервые   предоставлено   право   законодательной   инициативы    (ст.    99Конституции).

 Право  на  обращение   в  государственные   органы   и   органы   местного самоуправления (ст. 39 Конституции)  –  важное  средство  осуществления  и  охраны прав личности. Лично или  через своего законного представителя  любой гражданин может обратиться  в государственные органы с  жалобой  заявлением. Рассмотрение  обращений граждан  гарантируется,  что  нашло  закрепление   в Законе  об  основах  службы  в   государственном   аппарате,   законах   о прокуратуре,  милиции,  о  судоустройстве  и  статусе   судей   и   других нормативных актах государства.

Статья 34 гарантирует «право  на  получение,  хранение  и  распространение полной,   достоверной   и   своевременной   информации   о    деятельности государственных  органов,  общественных   объединений,   о   политической, экономической  и  международной  жизни,  состоянии  окружающей  среды».

 Государственные органы, общественные объединения, должностные  лица обязаны предоставить гражданину  Республики  Беларусь  возможность   ознакомиться  с материалами,  затрагивающими его права и  законные интересы.

Право свободно избирать и  быть  избранными  в  государственные  органы  на основе   всеобщего,   свободного,   равного,   прямого   или    косвенного избирательного  права  при  тайном  голосовании  (ст.  38  Конституции)  — конституционное  право,  которое  подробно  регламентируется  в  законах  о выборах в представительные органы государства. Закрепление, охрана, поддержание прав и свобод, создание условий для  их претворения в  жизнь составляют длительную цепь правовых  актов  и  действий, начало которым  кладет Конституция.

  Для конституционных прав, свобод и обязанностей, которые  рассматриваются в качестве основных (фундаментальных), характерна их  наивысшая  юридическая сила, повышенная защита. Они в силу их фундаментальности являются базой  для всей  системы  прав  и  свобод.  Права   человека   гарантированы   каждому, находящемуся на территории государства, они едины на всей территории.

 На территории Республики Беларусь устанавливается верховенство Конституции и законов Республики Беларусь. В статье 7 Конституции в действующей редакции устанавливается принцип верховенства права и закрепляется, что государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Признание всеобщих человеческих прав порождает проблему их соотношения с конституционными правами, разделением прав на фундаментальные, основные и производные.

Можно сказать, что все  конституционные права являются основными правами. Гарантированность - это один из важных конституционно провозглашенных принципов, получивших правовое выражение в различных  формах как общее начало, которое  свойственно реализации всего объема прав и свобод личности, так и  закрепление конкретных гарантий каждого  права и свободы в отдельности.

Субъектом, на который прежде всего возлагаются гарантии прав и свобод, является государство. Конституция Республики Беларусь прямо не указывает на государство как главный гарант прав и свобод человека, однако эта роль вытекает из ряда статей Конституции республики ст. 6, 10, 60 и др В соответствии с юридическим содержанием политических прав и свобод граждане вправе требовать от государства исполнения обязанностей, закрепленных в Конституции. Однако в Республике Беларусь отсутствует цельный правовой механизм, регулирующий процессуальную форму реализации политических прав и свобод.

А это весьма важно для  расширения форм реализации власти народом. Использование разрешительного  порядка проведения митингов, собраний, шествий и т. д. не дает возможности  личности реализовать в полной мере свои конституционные права, приводит к необоснованному расширению оснований  для безосновательного отказа в  их проведении, что может в конечном счете привести к падению социальной активности граждан, отчуждению их от политических институтов.

В то же время государство  должно ограничивать проведение массовых мероприятий, призывающих общество к анархии, нарушению общественного  порядка. В этом вопросе государственными органами должен соблюдаться принцип  законности, дополненный тактичностью, гибкостью и т. д. Здесь нужно  более четкое законодательство, определяющее границы проявления свобод участниками массовых мероприятий. Правовую основу государственной службы в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон и иные законодательные акты. На отношения, связанные с государственной службой, не урегулированные настоящим Законом и иными актами законодательства, распространяется действие норм трудового, пенсионного и иного законодательства.

Гарантии политических прав и свобод v Государство обеспечивает сохранение и защиту прав и законных интересов общественных объединений. Государство может оказывать в установленном законодательством порядке помощь общественным объединениям в осуществлении ими уставной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

    При  подготовке  контролируемой самостоятельной   работы  использовалась  имеющаяся   научная  и учебная  литература  по  политическим  правам.  

    В данной работе  я попытался рассмотреть реализацию  политических  прав

и свобод граждан, которая неизбежно возникает в процессе  жизнедеятельности правового общества. Надо сказать, что государство не  может и не  должно раздавать всем  гражданам правовые,  материальные  и духовные  блага,  но обязано обеспечить им возможность защищать свое право на  достойную жизнь. Однако для этого надо разумно ограничить  свободу других.  Я считаю,  что, если государство не сделает этого, то общество будет постоянно раздираться острыми социальными противоречиями и, в конце концов,  погибнет.  Составляя приоритет   демократического   государственного   и    правового    порядка, политические права и свободы человека  не  только  определяют  содержание  и смысл конкретного политического строя, но и призывают превратить  человека из пассивного наблюдателя в активного участника всех  событий и действий, происходящих в мире.

Подводя итог, следует отметить, что Беларусь сегодня считается  правовым

государством, хотя в реальности  права  и  свободы  человека  еще  не  стали

высшей  ценностью.  Формирование  правового  государства  и  уважение   прав человека  –  задача  чрезвычайно  трудная,  и  ее  решение  возможно  только благодаря  усилиям  всего  общества  в  течение  многих  лет,  связанных   с преодолением  как  наследия  прошлого  (исторические  традиции  Беларуси  не совместимы  с  демократией  и  свободой),  так  и  просчетов,  допущенных  в последние годы. Однако  это  не  умаляет  того  факта,  что  в  ней  заложен огромный потенциал,  при  реализации  которого  Беларусь  имеет  шанс  стать правовым и  демократическим государством.

 

 

 

Список использованных источников:

 

1. Абрамович   А.М. Правовой  статус  советского  гражданина. Мн.,   1988.

    С.  5;  Кучинский   В.А.  Основные   права   и   обязанности    граждан

    Белорусской ССР,  Мн., 1978.

Информация о работе Политические гарантии прав и свободы граждан Республики Беларусь, понятие и проблемы