Надо заметить
также, что полярное-райское мировоззрение
является далеко не консервативным,
но скорее эсхатологическим, так
как отсутствие райской полярности
в Бытии ощущается в нем
как абсолютное Зло, и поэтому
против любых не-райских условий
(а условие “Творец-Творение”
является не-райским и в глазах самих консерваторов)
ведется глубинная бескомпромиссная борьба.
Стремление полярно-райского мировоззрения
к концу не-райского Бытия, то есть собственно
к Концу Света (а это и есть эсхатология
— “наука о конце”), представляет собой
постоянную дестабилизирующую тенденцию,
направленную, в конце концов, против самого
консервативного подхода, против сохранения
религиозного статус кво. И этот эсхатологический
пафос мы действительно обнаруживаем
во всех типах полярно-райского мировоззрения
— от христианских гностиков и предельных
шиитов (исмаилитов) до Реформации Лютера
и национал-социалистического восстания,
объявившего о начале тысячелетнего Рейха,
Третьего Рейха или Третьего Царства,
Царства Святого Духа, согласно христианскому
мистику Иоахиму де Флора (первое царство
— Отца, второе царство — Сына, третье
царство — Святого Духа).
Политическая
форма идеологии “Творец-Творение”
может выражаться как в экзотерической
“теократии”, так и в государстве
якобинского типа, в Etat-Nation. Как показал
блистательный политолог Карл Шмидт, “теология
государства” сохраняется независимо
от того сохраняют ли свои центральные
позиции в обществе сугубо религиозные
организации или нет. Принцип “Творец-Творение”
по форме равным образом предопределяет
типологическую специфику ваххабитской
экзотерической теократии Саудовской
Аравии или фашистское “абсолютное государство”
Джованни Джентиле, развившего гегельянские
тезисы до последних логических последствий.
И одной из самых характерных отличительных
черт именно такой архетипической специфики
идеологической позиции является ее обязательная
и фундаментальная анти-эсхатологичность,
в равной мере свойственная и светским,
секуляризированным режимам, и идеологиям
с подчеркнутой религиозной подоплекой.
(Этот религиозный анти-эсхатологизм идеологии
“Творец-Творение” имеет место даже в
том случае, если сама религия является
эксплицитно и однозначно эсхатологической,
как это имеет место в случае Христианства,
в котором доктринально утверждается,
что Христос приходит в мир непосредственно
перед Концом Света, и в случае Ислама,
рассматриваемого самими мусульманами
как последнее пред-эсхатологическое
Откровение). Этим, в частности, объясняется
заведомый “анти-нацизм” многих западных
стран — Англии и США — с одной стороны,
и современный анти-иранизм многих ближневосточных
и северно-африканских исламских режимов.
В обоих случаях фундаментальная претензия
состоит в неприятии эсхатологического
пафоса — арийского Сверхчеловека в одном
случае, Мировой Исламской Революции,
связанной с перспективой появления Имама
Времени, в другом.
Обе идеологические
позиции “Творец-Творение” и
“Рай-Полюс” часто сосуществуют
в рамках одного и того же
общества, в рамках одной и
той же традиции, в рамках одной
и той же политической системы. Однако это
никоим образом не отменяет гигантской
разницы, которая существует между ними.
Эти идеологические типы непримиримы,
как огонь и вода, как свет и тьма, и именно
между ними происходят такие жестокие
схватки (альбигойский крестовый поход,
фатимидский халифат, войны гвельфов и
гибеллинов, Французская революция и т.д.),
которые немыслимы между представителями
разных традиций, разных религий и разных
политических систем.
3. Третьей фундаментальной
позицией является “МИСТИЧЕСКИЙ
МАТЕРИАЛИЗМ” , “идеология ВОЛШЕБНОЙ
МАТЕРИИ” или “абсолютный пантеизм”.
Этот тип идеологии отрицает и полярный
рай и пару Творец-Творение. Можно отождествить
его также с чистым атеизмом. Здесь субъект
рассматривается не как полярный Господин,
чьим внутренним “Я” является сам Бог,
но и не как изгнанник из Рая, отделенный
от внешнего Бога, Бога-Объекта, Творением.
В данном случае субъект берется как одна
из частиц космоса, в которой отражается
этот космос и больше ничего. Иными словами,
у такого субъекта нет ни внутреннего,
ни внешнего Бога, и сам он есть не что
иное, как зеркало внешнего мира и одновременно
элемент этого мира. Таким образом, чистый
атеист или “мистический материалист”
фактически наделяет космос качеством
божественности, коль скоро понятия Причины
и Бога в сущности совпадают. Это и дает
нам основание определить данную идеологию
как “пантеизм” — “все-боговость”, отождествление
всего (Космоса, Мира) с Богом. Одной из
наиболее ярких разновидностей такой
позиции является космизм, который можно
рассматривать, в принципе, как синоним
пантеизма.
От этого
третьего типа идеологии неотъемлема
концепция эволюции, то есть постепенного
и однонаправленного улучшения
качества космоса в сторону
совершенства. Если носители идеи
“Рай-Полюс” стремятся осуществить
единовременный и окончательный
скачок из не-рая и от не-субъекта в Рай
и в Субъект; если носители идеи “Творец-Творение”
заинтересованы в сохранении онтологического
статус-кво (где апофатический подход
уравновешивался бы катафатическим); то
носители идеи “Волшебная Материя” более
всего заинтересованы в непрерывном и
постепенном улучшении космоса, чей естественный
инерциальный ход и есть, в конечном счете,
само это улучшение. Поэтому на уровне
идеологии смысл эволюции и прогресса
может быть сведен не к какой-то особой
дополнительной созидательности, но к
простому следованию естественному потоку
событий, при устранении препятствий,
которыми, в первую очередь, являются консерваторы-клерикалы
и эсхатологи-империалисты. Собственно
говоря, сам субъект идеологии “мистического
материализма” —это “служитель эволюции”,
то есть такое зеркало, в котором эволюционный
процесс отражается с наибольшей отчетливостью
и однозначностью. Конфликт гностицизма
и консерватизма, несмотря на свою непримиримость,
всегда (или почти всегда ) протекает внутри
религиозных учений — не вызывает сомнения
тот факт, что самые страшные еретики никогда
не отвергают саму идею Бог. “Мистический
материализм”, со своей стороны, сущностно
вне-религиозен, атеистичен, поскольку
для него Причина (Бог) не только не скрыта
(за космосом или внутри человеческого
“Я”), но просто очевидна и всегда находится
перед носителем идеи “Волшебной Материи”,
вокруг него, под ним, коль скоро эта причина
— космос, и у него нет оснований искать
ее где-то в другом месте. То же самое касается
и идеи государства, которая “мистическому
материалисту” в корне чужда (тезис об
отмирании государства при коммунизме
Маркса и т.д.)
Идеология
“Рай-Полюс” говорит о Божественном
центральном Субъекте и подчиненном
ему мире. Идеология Творец-Творение
представляет себе субъекта, изгнанного
на периферию, перед которым
лежит отчужденное от него, но
указующее на Бога (и скрывающее
его в то же время) Творение. “Мистические
материалисты” вообще не знают ничего
о субъекте. Согласно откровению известного
марксиста Д.Лукача в пролетарии, центральной
фигуре наиболее радикальных материалистических
учений, субъект и объект совпадают. Пролетарий
— идеальный человек-машина, человек-зеркало.
Таково же, в сущности, и содержание концепции
“ноосферы”, выводящей разум из эволюционного
развития материи. Безусловно, речь идет
о разуме как зеркале внешнего мира.
Такое отношение
к субъекту определяет особую
материалистическую соборность,
в идеале вообще отменяющую иерархию,
а на практике создающую особую иерархию
по степени космичности, то есть наибольшей
родственности материальной природе внешнего
космоса. Из этой потребности поставить
вверху атеистического собора предмет
или машину, сосредоточие духовной нищеты,
и возникло характерное учение о “диктатуре
пролетариата”.
Несмотря
на то, что в своей чистейшей
форме идеология Волшебной Материи
появилась совсем недавно, —
истинный и откровенный доктринальный
материализм довольно молод (2-3 столетия),
— “пантеистическая” тенденция существовала
и раньше как некая скрытая внутри религиозного
мировоззрения сущностно антирелигиозная
реальность. Но до поры до времени материализм
присутствовал в рамках этого мировоззрения
лишь косвенно, в виде “пантеистической”,
“космистской” экзегетики Религии —
как абсолютная противоположность полярно-райской
гностической и чисто инициатической
экзегетике. Так, одна и та же христианская
традиция может стать базой для исторического
христианского гностицизма (вплоть до
средневековых катаров), для канонического
иудео-христианства (“Творец-Творение”)
и, наконец, для откровенного космизма
нео-спиритуалистских учений Н.Федорова
или Т. де Шардена, где за номинальным обращением
к христианским символам стоит чисто атеистический,
эволюционистский пантеизм. Но в любом
случае, как бы то ни было, уже с самого
начала распространения Христианства
(а до него это имело место и в буддизме,
который стал излюбленной доктриной для
восточных пантеистов) делались попытки
отдельными теологами переинтерпретировать
религию в пантеистическом духе. В Христианстве
при этом акцент падал на человечность
Воплощенного Слова и, соответственно,
на новую сакрализацию всего материального
мира после Воплощения, несмотря на всю
нелепость идеи о подобной “новой тотальной
сакрализации”, опровергаемой и всем
содержанием Евангелий и посланиями Апостолов,
где ясно говорится о “мире, лежащем во
зле” и о новом сакральном космосе, грядущем
не после Первого, но после Второго (!) Пришествия
Христа. И если действительно можно говорить
(как это делают некоторые авторы , в частности,
Н. Бердяев), о некоторой преемственности
русского коммунизма по отношению к Русскому
Православию, то это может относиться
только к “космистскому”, “пантеистическому”,
“волшебно-материальному” Христианству,
полностью отбросившему сущностную догматику
и в эзотерическом (Рай-Полюс) и в экзотерическом
(Творец-Творение) ее измерениях, и разработавшему
особый тип материалистического и, в конечном
итоге, атеистического мировоззрения,
не имеющего к подлинному Христианству
вообще ни малейшего отношения.
Еще в
одном мистическом учении крайне
развит космистский аспект —
этим учением является европейское
масонство. Масонские доктрины, генетически
восходящие к западным формам
гностицизма, то есть к полярно-райской
идеологии, на определенном историческом
этапе были перетолкованы на космистский
лад, подверглись атеизации и материализации.
Масонское мировоззрение оказало огромное
влияние на европейское сознание в целом,
хотя, как правило, оно было более скрытым
и подспудным, нежели прямое влияние Христианства.
Постепенно в ХVIII-ом веке и особенно в
ХIХ-ом веках масонство резко изменило
свои духовные и идеологические ориентиры,
и, сохраняя некоторые внешние атрибуты,
полностью поменяло свое содержание на
противоположное. С этого-то момента эволюционизм
и пантеизм, материализм и космизм стали
играть чрезвычайно важную роль в западной
культуре и науке. Тот факт, что почти все
видные деятели этой культуры и науки
были членами масонских лож, обычно либо
вообще упускается из виду, либо рассматривается
как простая формальность, дань моде. На
самом же деле масонство обладает фундаментальной
доктриной, соответствующей особому типу
религиозного сознания, которая не может
не формировать специфическую позицию
масонов. И многие культурные и научные
события на Западе ХVII-го, ХVIII-го и ХIХ -го
веков имели свои однозначные корреляты
в модификациях масонских доктрин и статусов
либо в отдельных ветвях масонерии, либо
в масонстве в целом. Как бы то ни было,
атеизация масонских статусов мгновенно
повлекла за собой распространение европейского
“ученого” космизма и эволюционизма
— как в сугубо методологической, научной
сфере, так и в форме нео-оккультных пантеистических
по сути движений (теософия, оккультизм,
нео-спиритуализм и т.д.).
Выводы
Суммируем
теперь социально-политические позиции
представителей трех выделенных
нами принципиальных идеологий
в последние столетия. Носители
идеи “Рай-Полюс” выступают за
новую райскую эсхатологическую
Империю, образованную вокруг сверх-человеческого
Вождя-Полюса (“Третий Рейх” и “Fuhrerprinzip”
германского национал-социализма); сторонники
позиции Творец-Творение становятся на
сторону умеренной демократии и либерализма,
стремящихся сохранить социальное статус-кво
автономных и “изгнанных из Рая” индивидуумов,
не оставляя поиска утерянного Принципа,
но и не настаивая на нем (особенно центрально-европейские
демократические режимы и северо-американские
штаты ХVIII-ХIХ вв.). И наконец, учение о “Волшебной
Материи”, открыто и изначально атеистическое,
проявилось в социалистических и коммунистических
политических устройствах, чьи типы варьируются
от абсолютного тоталитарного космизма
корейского Чучхэ и камбоджийского пол-потовского
эксперимента (где павловская идея о приобретенных
рефлексах человеко-предмета получила
самое широкое применение) до современной
американистской и шведской модели “общества
потребления”, где естественный грубый
космос “примитивных социалистов” заменен
индустриально-технологическим, искусственным,
социализированным “космосом”— сбывшейся
мечтой “мистического материалиста”.
Эти три
позиции позволяют объяснить
определенные противоречия в
истории идеологий, которые до
сих пор многих исследователей
приводили в недоумение. Во-первых,
из нашей классификации ясно, что сущностно эти позиции
несовместимы друг с другом и, будучи вовлечены
в одну и ту же традиционную идеологическую
форму, они непременно рано или поздно
приведут к внутреннему конфликту, в котором
каждая из этих позиций заявит о своей
самостоятельности. Полярно-райское мировоззрение
может довольно долго быть незаметным
в общей картине христианской традиции,
но рано или поздно объявляется альбигойский
крестовый поход, и гностики-катары горят
в огне своих христианских храмов, зажженных
рукой носителей идеи “Творец-Творение”.
Или, к примеру, социалисты могут сколь
угодно долго быть неотличимы от либералов
или умеренных демократов, ратуя почти
за те же самые лозунги, но рано или поздно,
если социалистам удастся захватить власть,
на гильотину или в застенки ЧК в первую
очередь отправляются именно демократы
и либералы, принципиально несовместимые
с идеей “служения Эволюции”, так как
желающий сохранить статус-кво мешает
прогрессу. И хотя костры и чекистские
застенки — крайности, эти три типа идеологий
на самом деле не могут не находиться в
конфликте друг с другом, и рано или поздно
это всегда проявляется тем или иным образом.
Здесь нам
осталось разобрать еще один
аспект: какие из трех типов
прото-идеологий, Urideologien, как сказали
бы немцы, принципиально несовместимы друг с другом,
а какие могут входить друг с другом в
альянс? В принципе, их соотношение не
совсем равно-симметрично. Можно сказать,
что Полярно-Райская идеология — это идеология
абсолютно Правая, Творец-Творение — абсолютно
Центристская, а Мистический материализм
-абсолютно Левая. Причем слово “абсолютно”
здесь призвано перевести эти определения
из сферы конкретной политики в область
ее метафизических истоков. Можно также
продолжить это соотношение следующим
рядом:
Абсолютно Правая
— Субъект над Объектом;
Абсолютно Центристская
— Субъект наряду с Объектом”;
Абсолютно Левая
— Субъект под Объектом;
или
Абсолютно Правая
— История как Упадок; необходимость
мгновенной Реставрации; примат эсхатологии;
Абсолютно Центристская
— История как Постоянство; необходимость
сохранять баланс Духовного и Материального;
Абсолютно Левая
— История как Прогресс; необходимость
всемерно способствовать его продолжению
и ускорению.
Эти метафизические
ряды определяют и возможности
коалиций между тремя позициями: Абсолютный Центр и
Абсолютно Левая могут объединиться против
Абсолютно Правой. ( Например, союзные
войска во Второй Мировой войне). Но для
Абсолютно Левой Абсолютный Центр — это
тоже “фашизм” ( как например, сталинская
пропаганда или концепции Новых Философов).
Поэтому Абсолютно Левая несовместима
с Абсолютным Центром и стремится его
уничтожить. Иногда в борьбе против Абсолютного
Центра Абсолютно Левая может заключить
прагматический союз с Абсолютно Правой,
но, как правило, он очень быстро рассыпается
(пакт Риббентроп-Молотов и союз национал-большевика
Лауффенберга с нацистом Штрассером в
Германии в 30-ые).