Понятие, виды, возникновения, изменения и прекращения право собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня отношения собственности регулируются нормами различных отраслей права. Но гражданско-правовое регулирование в системе нормативного регулирования занимает одно из важных мест. Отношения собственности составляют основу экономических отношений любого общества. Переход централизованно планируемой экономики к рыночной, которая осуществляется в настоящее время в Казахстане, означает прежде всего преобразование отношений собственности, становление и развитие частной собственности путем приватизации государственного имущества и создания благоприятных условий для частного предпринимательства.

Содержание

Введение
1. Место и роль собственности в системе общественных отношений
1.1 Понятие и виды права собственности граждан
1.2 Субъекты и объекты права собственности граждан
1.3 Содержание и прекращение права собственности граждан
2. Право собственности государственных и негосударственных юридических лиц, право общей собственности.
2.1 Понятие и содержание право государственной собственности
2.2 Субъекты и объекты права государственной собственности
2.3 Процесс приватизации государственной собственности
в Казахстане
2.4 Понятие, объекты и основные формы права собственности негосударственных юридических лиц
2.5 Понятие и виды права общей собственности
2.6 Общая совместная и долевая собственность
3. Возникновение, прекращение и защита права собственности и иных вещных прав.
3.1 Первоначальные и производные основания возникновения, прекращения права собственности
3.2 Система гражданско-правовых средств защиты права собственности
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа ГП.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

    -материальное обеспечение обороноспособности государства и защиты интересов общества;

     -производство товаров (работ, услуг) первой необходимости в тех сферах и областях общественного производства, которые не охвачены либо недостаточно охвачены частным сектором экономики;

     -осуществление деятельности в сферах, отнесенных к государственной монополии или являющихся функцией государства. Указ о государственном предприятии установил исчерпывающие сферы деятельности для предприятий на праве хозяйственного ведения и казенных предприятий.                          Государственные предприятия на праве хозяйственного ведения могут создаваться в  сферах деятельности. Государственная собственность не имеет общих нормативных приоритетов перед частной (п.1 ст.6 Конституции РК). Республика Казахстан выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательствам, на равных началах с иными участниками этих отношений. То же самое правило установлено для административно-территориальной единицы. Равные начала в отношениях с другими субъектами гражданских правоотношений означают отсутствие, по общему правилу, приоритетов в правовом статусе разных субъектов и отсутствие для суда приоритетов при разрешении спора с участием Республики Казахстан (административно-территориальные единицы).  Республика Казахстан (и административно-территориальная единица) не пользуется в гражданских правоотношениях властными полномочиями, на нее в полной мере распространяются нормы гражданского законодательства. Споры с участием субъекта государственной собственности, по общему правилу, рассматриваются государственными судами. Однако по желанию сторон спор может быть рассмотрен третейским судам, решение которого является окончательным и обеспечивается государственными судами. Итак, из вышесказанного следует, что в право собственности государства в объективном смысле понимается как совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность (присвоенность) материальных благ государству в лице Республики Казахстан и устанавливающих порядок владения, пользования и распоряжения государственным имуществом. Классификация собственности предполагает выделение  следующих двух разновидностей: частной  и общественной собственности. Мировая практика показывает, что определяющим видом собственности является частная, которая выступает в трех основных формах:

- единичной

- партнерской

- корпоративной

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Субъекты  и объекты права государственной  собственности.

     Государство является специфичным субъектом права собственности. Это определяется его повышенной абстрактностью и формальностью. Необходимость осуществления большого числа разнохарактерных функций и разветвленная система соподчиненных государственных органов предопределили множественность субъектов, которые реализуют правоспособность государства. Поэтому следует разделять два уровня: уровень, кого представляют и уровень представляющего. Законодательство Казахстана предусматривает два субъекта государственной собственности, имеющих право выступать от своего имени: Республику Казахстан в целом (в отношении имущества, составляющего республиканскую собственность) и административно- территориальную единицу (в отношении имущества, составляющего коммунальную собственность). То есть в гражданском обороте данные являются носителями права государственной собственности. В зависимости от выполняемых задач государство осуществляет правомочия собственника от имени одного из перечисленных субъектов.  Республика Казахстан и административно-территориальная единица не являются юридическими лицами. Однако, к ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из законодательных актов.                                    Государство и административно-территориальная единица, как особые субъекты, обладают всеми правами субъектов гражданских правоотношений и ограничены в право субъектности только действующим законодательством. В случаях и в порядке, предусмотренных законодательствам, по специальному поручению Республики Казахстан от ее имени могут выступать государственные органы, юридические лица и граждане (п. 2 ст.111 ГК РК). Например, в акционерном обществе с участием государства назначается лицо, уполномоченное от имени государства выполнять функции акционера-государства. От имени административно- территориальной единицы могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде местных представительные органы в рамках из компетенции, установленной законодательными актами, положениями и иными актами, определяющими статус этих органов. В соответствии с законодательством по специальному поручению по имени административно- территориальной единицы могут выступать местные государственные органы, юридические лица (включая негосударственные) и граждане. [7стр.45]

     Частная собственность – собственность  отдельного гражданина или семьи  на земельные участки с постройками, жилье, предприятия в сфере производства товаров, бытового обслуживания, торговли и иной сфере предпринимательской деятельности, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и иные средства производства, а также денежные средства, акции, облигации и другие ценные бумаги. Частная собственность создается и приумножается за счет участия гражданина в производстве и иного распоряжения своими способностями к труду, его доходов от предпринимательской деятельности, от ведения собственного хозяйства и доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги, приобретения имущества по наследству и по иным основаниям, допускаемым законодательством.  Частная собственность означает, что отдельный  человек относится к данному имуществу как к личному источнику обогащения. Единоличный собственник имеет следующие  характерные психологические особенности:

- он лично  материально заинтересован в  получении дохода от своего  имущества;

- обычно отрицает  пользу затрат труда и имущества  на общественные задачи;

- ставит свои личные интересы выше общественных;

- корыстно относится  к удовлетворению нужд других  людей;

- от частных  собственников нередко можно  услышать излюбленную поговорку  “каждый – за себя”.

      Частная собственность имеет следующие недостатки:

- появление  частной собственности сформировало внутренний антагонизм в обществе, т.е. противоречия между общественным характером производства и частной формой присвоения факторов производства и готового продукта;

- частная собственность  расколола человечество на классы;

- необходимость  защиты интересов частной собственности  и собственников вовлекает человечество  в громадные дополнительные расходы,  прежде всего это создание  государства и специальных охранных  служб;

- частная собственность  расколола общество на бедных  и богатых при изобилии и роскоши меньшей части общества вынуждена вести борьбу за выживание большей части общества;

- частная собственность  стала причиной большинства войн  в истории человечества.

Единичная собственность.

       Единичная собственность характеризуется тем, что физическое или юридическое лицо реализует все отношения собственности (присвоение, распоряжение, владение, пользование).  Речь идет об обособленных простых товаропроизводителях, которые одновременно являются собственниками и средств производства, и рабочей силы. Здесь может использоваться труд членов семьи, например, фермерские семейные хозяйства. Кроме того, единичная собственность может быть представлена в форме собственности отдельного частного лица, которое может использовать и наемный труд.

[8 стр. 33]

 

 

 

 

2.3 Процесс приватизации  государственной собственности  в Казахстане.

     Приватизация означает продажу государственного имущества в собственность физическим лицам, негосударственным юридическим лицам и иностранным юридическим лицам, производимую по воле государства, как собственника, в рамках специальных процедур, установленных законодательными актами. Логика приватизации означает передачу частному собственнику государственного имущества для более инициативного и эффективного использования. Предполагается, что только рынок определит точно соотношение между спросом и предложением, организует общественно необходимое производство и будет стимулировать продуктивный труд членов общества.  Начало приватизации было положено еще в бытность СССР. Закон СССР от 1 июня 1991 года "Об основных началах разгосударствления и приватизации" и Закон Казахстанской СССР от 22 июня 1991 года "О разгосударствлении приватизации" предусмотрели сокращение государственного сектора экономики в двух направлениях: преобразования государственных предприятий в предприятия, основанные на других (негосударственных) формах собственности (разгосударствление), и посредством приобретения государственного имущества в собственность граждан и созданных ими юридических лиц (приватизация). Приватизация в Казахстане проводится в четыре этапа. В рамках Программы разгосударствления и приватизации государственной собственности Казахской ССР на 1991-1992 годы (1-ой этап) проводилось: передача предприятий в аренду трудовым коллективам с правам последующею выкупа; преобразование в коллективное предприятие; безвозмездный выкуп трудовым коллективам государственного имущества; участие населения в приватизации через приватизационные инвестиционные купоны (ПИКИ); продажа государственного имущества через аукционы и конкурсы. [9 стр. 259]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Понятие, объекты  и основные формы права собственности  негосударственных юридических  лиц.

      Собственность негосударственных юридических лиц и их объединений является одним из видов частной собственности, причем наиболее распространенным. В процессе приватизации резко возросло количество имущества, находящегося в руках юридических лиц, основанных на частной собственности. И необычайно широк круг юридических лиц, выступающих в качестве собственников принадлежащего им имущества. Это хозяйственные товарищества, акционерные общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации ассоциации и союзы. Можно сказать, что в перспективе по ныне действующему законодательству собственниками должны стать вес юридические лица, кроме государственных предприятий, а также финансируемых собственником учреждений. Определим характерные особенности права собственности данных юридических лиц.[10 стр. 56]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5 Понятие и виды права общей собственности.

      Одна и та же вещь, имущественный комплекс могут принадлежать нескольким лицам на праве общей собственности. В этом случае право собственности разделено между несколькими собственниками (сособственниками). Совокупность правовых норм об общей собственности образует институт права общей собственности. [11 стр. 57]

      Общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона. Например, средства производства, принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству, при выходе одного из его членов из хозяйства разделу не подлежат. Вместе с тем, закон допускает возникновение права общей собственности и на делимые вещи в случаях, предусмотренных законодательными актами или договорам. К ним относятся вещи составные или собирательные (библиотека, картинная галерея и т.п.), в составе которых отдельные вещи (определенные книги, товары и прочее) могут принадлежать одному, а другие другому, либо на основании договора, либо законодательного акта.[12 стр. 154]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6 Общая совместная  и долевая собственность.

     Под долевой собственностью понимается такая, при которой в праве собственности определяются доли каждого из участников общей собственность. Отличительным признаком долевой собственности является то, что в момент ее возникновения обозначаются доли, принадлежащие каждому из собственников в общем имуществе. Критерий такого разделения устанавливается соглашением собственников либо законодательными актами. Так, соглашением всех участников долевой собственности может быть установлен порядок определения и изменения их далей в зависимости от вклада каждого их них в образование и приращение собственности не может быть определен на основании законодательных актов и не установлен соглашением всех ее участников, доли считаются равными.[13 стр. 87]  В законе определена судьба улучшений общего имущества, производственных одним из собственников. При определении размера доли в имущества обязательным является соблюдение установленного порядка использования общего имущества и определение природы улучшения: отделимы или неотделимы. Если улучшения неотделимы и при их внесении был соблюден установленный порядок использования общего имущества, то собственник имеет права на соответствующее увеличение своей доли в праве на общее имущество. Если эти улучшения отделимы, то на них не распространяются нормы общей собственности. Они являются общей собственностью того, кто их произвел (ст.211 ГК РК). Республика Казахстан и административно-территориальная единица не являются юридическими лицами. Однако, к ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из законодательных актов. Государство и административно-территориальная единица, как особые субъекты, обладают всеми правами субъектов гражданских правоотношений и ограничены в правосубъектности только действующим законодательством. В случаях и в порядке, предусмотренных законодательствам, по специальному поручению Республики Казахстан от ее имени могут выступать государственные органы, юридические лица и граждане (п. 2 ст.111 ГК РК). Например, в акционерном обществе с участием государства назначается лицо, уполномоченное от имени государства выполнять функции акционера-государства.[14 стр.25]

 

 

 

 

 

3 Возникновение, прекращение и защита права собственности и иных вещных прав.

3.1 Первоначальные  и производные основания возникновения,  прекращения права собственности.

      Основания приобретения права собственности и иных вещных прав регулируется Гражданским Кодексом и иными нормативно-правовыми актами. В частности, в главах 13 и 14 Гражданского Кодекса Республики Казахстан содержатся общие положения и предусмотрены некоторые специальные основания (способы) приобретения права собственности и иных вещных прав. Однако, следует иметь ввиду, что в указанных главах, во-первых, не установлены все возможные основания приобретения вещных прав, и во-вторых, не всеми предусмотренными способами могут быть приобретены все вещные права. В частности, глава 13 не содержит исчерпывающего перечня приобретения права собственности. Существуют и такие основания приобретения права собственности и иных вещных прав, как нормативно-правовой акт, трансформация права из одного вида в другой на основании нормативно-правового акта.[15 стр. 64] Трансформация как способ приобретения права собственности и других вещных прав предусмотрена ст. 192 Указа о земле. В частности, в пункте 1 установлено, что граждане, которым до вступления в силу Указа о земле земельные участки для личного подсобного хозяйства, садоводства, строительства и обслуживания жилого дана, дачного строительства были предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения землей, с даты вступления в силу данного Указа становиться собственниками земельного участка. Пунктом 4 данной статьи предусматривается трансформация права пожизненного наследуемого владения землей, ранее предоставленного для ведения крестьянского хозяйства, в права постоянного землепользования. В настоящее время в Казахстане нередки случаи, особенно в сельских населенных пунктах, малых и средних городах, когда в связи с экономическими и связанными с ними другими проблемами собственники покидают свое жилье, заколачивают окна, переезжают в другую лестность и т.д. Нередко пустующие дома захватываются и заселяются другими лицами. В связи с этим необходимо установить признаки, при наличии которых действия правообладателя следует рассматривать как отказ от права. В частности, такими действиями следует признать оставление имущества (для движимого имущества, в т.ч. выброс), невыполнение обязанностей правообладателем, в том числе невыполнение налоговых обязательств, отсутствие заботы о сохранности имущества, действий по поддержанию его в надлежащем состоянии. Наличие одного или нескольких указанных обстоятельств, на мой взгляд, не является достаточными для установления намерения отказаться от принадлежащего права. Если при наличии приведенных обстоятельств до вынесения решения суда правообладатель заявит, что он не отказывался от права, суд должен отказать в признании права собственности на недвижимое имущество, взятое на учет как бесхозяйное. До истечения сроков приобретательной давности движимое имущество может быть истребовано собственником от фактического владельца, незаконно владеющими данным имуществом. После истечения таких сроков, в случае предъявления собственником иска к фактическому владельцу суд может признать такое право за последним, если его владение носит открытый, добросовестный и непрерывный характер в пределах сроков давности.  В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, "О земле" от 22 декабря 1995 г., выкуп земельного участка рассматривается как основание прекращения права собственности. Решение о выкупе принимается компетентным исполнительным органом и подлежит регистрации в порядке, установленным для государственной регистрации недвижимого имущества. Причем собственник земельного участка должен быть не позднее, чем за год до предстоящего выкупа участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение о выкупе. Далее, выкуп земельного участка до истечения года до получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника. Плата за земельный участок (выкупаемая цена, сроки и другие условия выкупа), выкупаемый для государственных надобностей, определяется соглашением. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка или права на него и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику в связи с утратой земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с добрачным прекращением обязательств перед третьими лицами. В случае несогласия с решением, влекущим прекращением права собственности оно не может быть осуществлено до разрешения спора в судебном порядке. Для рассмотрения изъятия земельного участка иск может быть предъявлен по истечению года, но не позднее двух лет с момента направления собственнику земельного участка уведомления. Суд решает вопрос об изъятии имущества путем предоставления собственнику равноценного имущества и возмещения иных понесенных убытков или возмещением ему в полном объеме убытков, причиненных прекращением права собственности.[16 стр. 98]

Информация о работе Понятие, виды, возникновения, изменения и прекращения право собственности