Понятие дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 10:01, реферат

Краткое описание

Несмотря на принимаемые меры по улучшению устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, число таких детей постоянно растет. Государство отстает от инициатив граждан в разработке и принятии новых законодательных актов, регламентирующих новые формы устройства детей. Большая доля детей-сирот воспитывается в условиях, далеких от семейных, и это одна из причин проблем адаптации молодых людей к самостоятельной жизни после окончания учебного заведения. Кроме этого, большинство сирот сталкиваются с проблемами трудоустройства, получения жилья, создания семьи.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 34.56 Кб (Скачать файл)

Обучающимся в федеральных государственных  образовательных учреждениях детям-сиротам  и детям, оставшимся без попечения  родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50 процентов по сравнению  с размером стипендии, установленной  для обучающихся в данном образовательном  учреждении, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и  письменных принадлежностей в размере  трехмесячной стипендии, а также 100 процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

Выпускники государственных образовательных  учреждений из числа детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных  учреждениях профессионального  образования, за счет средств образовательных  учреждений начального, среднего и  высшего профессионального образования обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 рублей. Пожеланию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без  попечения родителей, обучающиеся  в федеральных государственных  образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности – на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также  бесплатным проездом один раз в год  к месту жительства и обратно  к месту учебы.

Право на медицинское обслуживание

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также  лицам из числа детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров. Кроме того, им могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.

Право на имущество и жилое помещение

Дети-сироты и дети, оставшиеся без  попечения родителей, а также  дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном  учреждении или учреждении социального  обслуживания населения, а также  в учреждениях всех видов профессионального  образования независимо от форм собственности  на период службы в рядах Вооруженных  сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без  попечения родителей, а также  дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или  учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах  Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (ч. 1 ст. 57 ЖК РФ).

Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать сделки по отчуждению, в  том числе обмену или дарению  имущества подопечного, сдаче его  внаем (в аренду), в безвозмездное  пользование или в залог, сделки, влекущие отказ от принадлежащих  подопечному прав, раздел его имущества  или выдел из него долей, а также  любые другие сделки, влекущие уменьшение имущества подопечного. Опекун, попечитель, их близкие родственники также не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна, попечителя или их близкими родственниками (п. п. 2, 3 ст. 37 ГК РФ).

Сделка по отчуждению имущества  малолетнего без согласия органа опеки и попечительства является ничтожной. Однако в случае судебного  разбирательства при наличии  достаточных оснований суд вправе признать имущественные права ребенка  нарушенными, а сделку недействительной даже в случае, если такое разрешение органа опеки и попечительства было получено.

Право на труд

Органы государственной службы занятости населения при обращении  к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в  возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья.

Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработных  детям-сиротам, детям, оставшимся без  попечения родителей, и лицам  из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.

Работникам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения  родителей, а также лицам из числа  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности  или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных  средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организации.

Судебная защита своих прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения  родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки  и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке  в соответствующие суды Российской Федерации.

В соответствии со ст. 10 федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют  право в соответствии с Федеральным  законом "О бесплатной юридической  помощи в Российской Федерации" на бесплатную юридическую помощь в  виде:

1) правового консультирования в  устной и письменной форме;

2) составления заявлений, жалоб,  ходатайств и других документов  правового характера;

3) представления интересов гражданина  в судах, государственных и  муниципальных органах, организациях  в случаях и в порядке, которые  установлены настоящим Федеральным  законом, другими федеральными  законами и законами субъектов  Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Стремительная трансформация  общественного устройства и экономический  кризис обусловили рост таких негативных явлений, как социальное сиротство, детская безнадзорность и беспризорность.

Во всех случаях, когда  ребенок по тем или иным причинам остался без попечения своих  родителей (в случае их смерти, болезни, длительного отсутствия, лишения  родителей родительских прав или  ограничения их в таких правах, уклонения родителей от его воспитания и т.п.), заботу о нем принимает  на себя государство.

Защиту прав и интересов  таких детей осуществляют специально уполномоченные государством органы опеки  и попечительства. Органами опеки  и попечительства являются органы местного самоуправления (местная территориальная  администрация).

Эти органы ведут учет детей, оставшихся без попечения родителей; исходя из конкретных обстоятельств  утраты попечения родителей избирают формы их устройства; осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования (ст. 121 СК РФ).

Для своевременного выявления  таких детей закон возлагает  на должностных лиц учреждений, которые  непосредственно соприкасаются  с детьми (детских садов, школ, детских  поликлиник и т.д.), а также на граждан, располагающих сведениями об утрате детьми попечения родителей, обязанность  сообщить об этом в орган опеки  и попечительства по месту фактического нахождения детей (ст. 122 СК РФ).

При получении таких сведений или самостоятельном выявлении  детей, оставшихся без попечения, органы опеки и попечительства принимают  меры для защиты их прав и интересов (разыскивают родственников, обеспечивают ребенку временное прибежище и т.п.) и решают вопрос о форме устройства и дальнейшем воспитании ребенка.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в различных правовых формах. Детей  в первую очередь стремятся передать на воспитание в семью: на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. При отсутствии такой возможности помещают детей  на воспитание в различные государственные  учреждения: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, дома для инвалидов  и т.д. (ст. 123 СК РФ). Тип учреждения определяется в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка.

Нахождение ребенка в  любом государственном детском  учреждении не исключает в дальнейшем устройства его в семью. В этих целях в России ведется централизованный учет (на местном, региональном и федеральном  уровнях) всех детей, которые могут  быть переданы на воспитание в семью, и любой гражданин, желающий принять  ребенка в свою семью, может воспользоваться  этой информацией.

В Российской Федерации существует много проблем в сфере обеспечения  полноценной жизнедеятельности  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые  могут быть решены на областном уровне: это организация отдыха, оздоровления и занятости детей, поддержка, одаренных  детей, детей-инвалидов и несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной  ситуации.

Проблема социального  сиротства является одной из наиболее острых проблем детства. Проблема социализации детей, оставшихся без попечения родителей в детских домах и школах-интернатах не дает возможности полноценно подготовить этих детей к самостоятельной жизни после выхода из детского дома. В связи с этим на первый план выступает проблема воспитания детей в приемной семье на основе опеки, попечительства, усыновления, патроната.

Органами опеки и попечительства в соответствии с этими законами являются органы местного самоуправления.

В федеральных, региональных законах и программах, посвященных  социальной поддержке населения  постоянно предпринимаются попытки  решения вопросов социальной защиты семей, имеющих детей под опекой, однако приходится констатировать, что  в условиях постоянного недофинансирования местных бюджетов эти вопросы  решаются слабо. В частности, это  касается материальной поддержки детей  находящихся под опекой.

Завершая работу, хотелось бы отметить, что в виду неоднозначного подхода в рассмотрении ряда вопросов относительно защиты прав и интересов  детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей данная тема будет оставаться актуальной и предметом исследования научных работ в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы:

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. N 237
  2. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изм. и доп. от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г.), СЗ РФ. 1996г. N 1 ст. 16.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта 2002 г.). СЗРФ от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301, 29 января 1996 г. N 5 ст. 410, 3 декабря 2001 г. N 49 ст. 4552.
  4. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» СЗ РФ. 1997 г., N 47, ст. 5340., 2001. N 44, ст. 4149
  5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 20 июля 2000 г.). СЗ РФ, 1998 г., N 31, ст. 3802.
  6. Всеобщая декларация прав ребенка, Сборник документов по правам человека, 1994.
  7. Конвенция защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) - // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, №2

Специализированная литература:

  1. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (постатейный) (под ред. О.Н.Садикова) – М.: Юристъ, 2002.
  2. Королев Ю.А. Семейное право России. М., Юристъ, 2002.
  3. Королев Ю.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации - М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2003. Глава 20
  4. Правовое положение несовершеннолетних //С.В. Букшина 2010г.

Информация о работе Понятие дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей