Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 20:01, контрольная работа
В гл. 40 ГК, правила которой регулируют отношения по перевозке, содержится сравнительно небольшое число принципиально важных положений, определяющих правовую природу этого договора, круг его участников, их основные права и обязанности, ответственность за нарушение обязательств по перевозке и т.д. Более детальная правовая регламентация этих отношений применительно к перевозке на каждом из пяти существующих видов транспорта дана в транспортных уставах и кодексах, иных законах и издаваемых в соответствии с ними правилах.
Понятие договора перевозки
1. В гл. 40 ГК, правила которой
регулируют отношения по
После принятия части второй ГК введены в действие ВК, КТМ, КВВТ, УЖТ.
Отношения, возникающие из международных перевозок, если они подпадают под действие императивных норм международного соглашения и если его участником является Россия, регулируются соответствующей международной транспортной конвенцией или соглашением, например, Женевской конвенцией о договоре международной перевозки грузов или Женевской таможенной конвенцией о международной дорожной перевозке (МДП). В ряде случаев Россия, не являясь участником той или иной конвенции, тем не менее, использует ее нормы в своем национальном праве. Так, при подготовке КТМ ряд его положений был построен с учетом норм Международной конвенции о морской перевозке грузов ООН 1978г. (Гамбургских правил).
2. В гл. 40 ГК договор
перевозки понимается, прежде всего,
как родовое понятие. Его предметом
безотносительно к транспорту, осуществляющему
перевозку, и к разновидностям
этого договора, служит деятельность
перевозчика по перемещению
Нормы гражданского права, содержащиеся в указанных федеральных законах, в силу п. 2 ст. 3 ГК должны соответствовать ГК. Помимо того, в Российской Федерации действует УАТ, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 196 г. N 12. Согласно ст. 4 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" он сохраняет силу до введения в действие нового федерального закона по автомобильному транспорту. УАТ подлежит применению, если не противоречит ГК, в частности правилам гл. 40.
Помимо транспортных уставов и кодексов, правила, касающиеся отношений по перевозке, содержатся в Федеральных законах от 10 января 2003 г. "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", от 10 января 2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О естественных монополиях", а в части перевозок граждан и для граждан - в Законе РФ "О защите прав потребителей" 1992 г.
Кроме соответствующих законов, на отношения по перевозке распространяется действие иных правовых актов - постановлений Правительства СССР и РФ, например, Положения о взаимной имущественной ответственности организаций морского транспорта и отправителей за невыполнение плана перевозок экспортных и импортных грузов, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 1 июня 1965г. N 429; Положения о взаимной имущественной ответственности предприятий морского транспорта Министерства морского флота и отправителей за невыполнение плана перевозок в каботаже, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 20 мая 1982г. N 428; Постановления Совета Министров СССР от 13 декабря 1990г. N 1274 "О мерах по обеспечению сохранности импортных грузов, отгружаемых потребителям из советских морских портов по железной дороге", а также правил перевозки грузов, пассажиров и багажа, утверждаемых транспортными ведомствами. Вполне понятно, что эти акты могут быть применены лишь в части, не противоречащей ГК и другим законодательным актам.
3. Особенности предмета правоотношения по перевозке позволяют отграничить договор перевозки от ряда смежных гражданско-правовых договоров.
Если подрядные договоры опосредуют экономические отношения, складывающиеся в связи с изготовлением или переработкой вещей, т.е. отношения, существующие непосредственно в сфере производства, то договор перевозки связан с производственным процессом в сфере обращения.
Результаты деятельности подрядчика приобретают овеществленную форму. Результаты деятельности транспорта не получают воплощения в осязаемой форме.
По договору хранения услуга хранителя выражается в хранении переданного ему имущества и возвращении имущества другой стороне договора в сохранном состоянии. Деятельность перевозчика по сохранению груза и выдаче его получателю не носит характера самостоятельной экономической услуги; эти сопутствующие перевозочному процессу действия подчинены его основной цели - перемещению объектов перевозки.
Предметом договора имущественного найма (аренды) служит предоставление индивидуально-определенных вещей во временное владение и пользование или в пользование арендатора. Предметом договора перевозки является транспортная услуга, деятельность по доставке груза, пассажира и багажа в пункт назначения. Поэтому договор перевозки в системе гражданско-правовых обязательств занимает самостоятельное место. Какими бы ни были вид транспорта и разновидность самой перевозки, она всегда осуществляется на основании договора перевозки (п. 1 ст. 784 ГК). Имеется в виду договор, порождающий гражданско-правовое обязательство, а не единый документ, подписанный обеими сторонами и выражающий их волю.
Как будет показано далее, отсутствие такого единого документа само по себе еще не говорит об отсутствии обязательства. Однако, устанавливая обязательность перевозки на основании договора, ГК при определении условий перевозки грузов, пассажиров и багажа, а также ответственности сторон по отдельным разновидностям перевозок отдает предпочтение нормам ГК, транспортным уставам и кодексам, иным законам и издаваемым в соответствии с ними правилам. Соглашение сторон о таких условиях и ответственности субъектов перевозки допустимо, если ГК, транспортными уставами и кодексами, иными законами и правилами перевозки не установлено иное (ст. 784 ГК). Поэтому применение такого рода соглашений возможно, когда в нормативных актах предусмотрено право субъектов перевозки сделать выбор в пользу тех или иных условий; соответствующие правила имеют диспозитивный характер.
Помимо общей конструкции договора перевозки, в той же гл. 40 ГК предусмотрены отдельные виды этого договора - договор перевозки груза, договор перевозки пассажира и багажа, договор фрахтования.
Договор перевозки груза
1. По договору перевозки
груза перевозчик обязуется
Поскольку в приведенном определении говорится об обязанности перевозчика доставить вверенный, т.е. ранее переданный, врученный ему отправителем груз, ясно, что в ст. 785 ГК договор перевозки груза конструируется как реальный. В большинстве случаев он действительно заключается в момент сдачи-приемки груза и выдачи документа (транспортной накладной, коносамента, квитанции и т.п.) о приеме этого груза. Между тем на водном и воздушном транспорте договор фрахтования (чартер) может быть заключен для перевозки груза или пассажира на определенных условиях. В этом случае он, как будет показано далее, есть не что иное, как консенсуальный договор перевозки груза. Для возникновения прав и обязанностей сторон по такому договору достаточно совпадения их волеизъявлений.
Если в большинстве случаев договор перевозки груза должен быть признан реальным, то возникает вопрос об основаниях возникновения обязанностей сторон, предшествующих в реальном договоре сдаче груза отправителем и его принятию перевозчиком (обязанность по предъявлению груза к перевозке, подаче транспортных средств под груз). При реальном характере договора перевозки груза такие обязанности возникают из принятой перевозчиком от отправителя заявки (заказа) или договора об организации перевозок (ст. 791 ГК). В консенсуальном договоре они предусмотрены в самом договоре перевозки.
Подача заявки (оферта) и ее принятие (акцепт) вызывают возникновение двустороннего консенсуального гражданско-правового обязательства. Такое обязательство должно быть квалифицировано как двусторонний договор по предъявлению груза и подаче транспортных средств. Он не сливается с договором перевозки груза, но предшествует ему. Исполнение обязанностей по этому договору вызывает возникновение договора перевозки груза.
Договор перевозки груза транспортом общего пользования признается публичным (ст. 426 ГК). Перевозка лишь тогда считается выполняемой транспортом общего пользования, когда осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, и из закона, иных правовых актов или выданного этим лицам разрешения (лицензии) вытекает, что перевозка груза осуществляется при обращении любого гражданина или юридического лица. Перечень таких лиц подлежит опубликованию.
Договор перевозки груза должен быть заключен в письменной форме.
Как правило, такой формой служат два или даже три документа - транспортная железнодорожная накладная и выданная перевозчикам на ее основании квитанция о приеме груза (ст. 25 УЖТ), грузовая накладная (ст. 105 ВК), транспортная накладная и оформляемые на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза (п. 2 ст. 67 КВВТ), товарно-транспортная накладная (ст. 47 УАТ). На морском транспорте при линейных перевозках также необходимо составление двух документов - погрузочного ордера, экспортно-импортного поручения или письменного объявления (любой из этих документов исходит от отправителя) и коносамента, в котором отражена воля другой стороны договора - перевозчика (ст. 142 КТМ).
Нельзя согласиться со встречающимися в транспортных уставах и кодексах утверждениями, что накладные и выданные на их основании квитанции лишь подтверждают заключение договора перевозки груза. Из этого неизбежно следует ошибочный вывод, что само заключение договора происходит ранее, вне всякой формы. На самом же деле волеизъявление отправителя, направленное на заключение договора, содержится в накладной, погрузочном ордере (экспортном поручении и т.п.). Выражение воли сопровождается передачей груза перевозчику. Соглашаясь с предложением отправителя и принимая груз, перевозчик выдает квитанцию о приеме груза или коносамент, в которых получает выражение его воля. Следовательно, при посредстве этих двух документов, представляющих в совокупности форму договора, и заключается договор перевозки груза.
Несоблюдение установленной законом письменной формы договора перевозки груза не влечет его недействительности, но лишает стороны права в случае спора между ними ссылаться в подтверждение заключения договора или его условий на свидетельские показания. Как правило, практически доказывание в этом случае допустимо с использованием иных письменных доказательств - телеграмм, телексов, радиограмм, квитанций и т.п.
Договор перевозки груза является двусторонне обязывающим, так как каждая из сторон имеет правомочия и несет обязанности. Его стороны - отправитель груза и перевозчик. Отправителем может быть любой субъект гражданского оборота. В качестве перевозчика может выступать коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. (На железнодорожном транспорте с введением в действие УЖТ перевозчиком может быть любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.)
Для приобретения статуса перевозчика предусмотрено лицензирование перевозочной деятельности. Соответствующие положения о лицензировании были утверждены: на железнодорожном транспорте - Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2002г. N 383; на морском транспорте - Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002г. N 447; на автомобильном - Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2002г. N 402; на воздушном - Постановлением Правительства РФ от 24 января 1998г. N 85 .
Помимо отправителя и перевозчика, заключающих договор перевозки груза, к числу его субъектов относится также получатель; его нельзя признать стороной договора, так как он не участвовал в его заключении.
Как показано ранее, при определенных условиях исключение может составлять только договор фрахтования (чартер).
В российской правовой науке преобладает мнение о том, что перевозка груза осуществляется на основании договора в пользу третьего лица, а получатель представляет собой такое третье лицо.
2. В связи с проведением
структурной реформы на
Во избежание повторений о новой системе организации деятельности железнодорожного транспорта сказано применительно ко всем разновидностям перевозки - перевозке груза, пассажира и багажа, грузобагажа.
Инфраструктура понимается как технологический комплекс, включающий железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование (ст. 2 УЖТ, ст. 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации").