Понятие инвалидности и ее причины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 14:31, контрольная работа

Краткое описание

Исторически понятия «инвалидности» и «инвалид» в России связывались с понятием «нетрудоспособность» и «больной». И нередко методические подходы к анализу инвалидности заимствовались из здравоохранения, по аналогии с анализом заболеваемости. Представления о происхождении инвалидности укладывались в традиционные схемы «здоровье- заболеваемость» (хотя, если быть точным, заболеваемость - показатель нездоровья) и «больной - инвалид».

Вложенные файлы: 1 файл

1ЙЙ.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

Результаты детального анализа по указанным разделам должны быть отражены в медико-экспертизном заключении с указанием следующих позиций:

Развернутый клинико-функциональный диагноз

Оценка социально-бытового статуса (сохранение или нарушение)

Оценка профессионально-трудового статуса (сохранение или нарушение);

Психологический диагноз

ОЖД с указанием категорий и степеней

Реабилитационный прогноз,

Группа, причины, сроки

Потребность в мерах социальной помощи или защиты.

Наличие неблагоприятного клинического и реабилитационного прогноза или сомнительного прогноза с тенденцией к неблагоприятному даже на фоне временно сохраненных функций организма и состояния жизнедеятельности, могут быть основанием для определения группы инвалидности.

Критерием для определения I группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящим к резко выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности либо их сочетанию:

- способности к самообслуживанию  третьей степени;

- способности к передвижению  третьей степени;

- способности к ориентации третьей степени;

- способности к общению третьей  степени;

- способности контроля за своим  поведением третьей степени.

Критерием для установления II группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности либо их сочетанию:

- способности к самообслуживанию  второй степени;

- способности к передвижению  второй степени;

- способности к трудовой деятельности  третьей, второй степеней;

- способности к обучению третьей, второй степеней;

- способности к ориентации второй  степени;

- способности к общению второй  степени;

- способности контроля за своим  поведением второй степени.

Ограничение способности к обучению второй и третьей степеней может быть основанием для установления II группы инвалидности при сочетании с ограничением одной или нескольких других категорий жизнедеятельности за исключением учащихся, у которых ограничение только способности к обучению второй, третьей степеней может обусловить необходимость установления II группы инвалидности.

Критерием для определения III группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким незначительно или умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к нерезко или умеренно выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию:

- способности к самообслуживанию  первой степени;

- способности к передвижению  первой степени;

- способности к обучению первой степени;

- способности к трудовой деятельности  первой степени;

- способности к ориентации первой  степени;

- способности к общению первой  степени.

Ограничение способности к общению первой степени и способности к обучению первой степени может быть основанием для установления III группы инвалидности преимущественно при их сочетании с ограничением одной или нескольких других категорий жизнедеятельности.

Критериями установления инвалидности без срока переосвидетельствования являются: невозможность устранения или уменьшения социальной недостаточности инвалида вследствие длительного ограничения его жизнедеятельности (при сроках наблюдения не менее 5 лет), вызванного нарушением здоровья со стойкими необратимыми морфологическими изменениями и нарушениями функций органов и систем организма; неэффективность реабилитационных мероприятий, что приводит к необходимости долговременной (постоянной) социальной защиты; другие критерии, предусмотренные действующим законодательством.

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничений жизнедеятельности лицу в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок - инвалид" на срок один год, два года или до достижения им возраста 18 лет в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством труда и социального развития РФ и Министерством здравоохранения РФ. (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.10.2000 № 820) Постановление Правительства РФ от 26.10.2000 №820 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996г. № 965"// "Российская газета", № 212, 02.11.2000

3.2. Решение проблем инвалидности  в Российской Федерации

Заканчивая данное исследование можно сказать, что в целом инвалидность как проблема деятельности человека в условиях ограниченной свободы выбора, включает в себя несколько аспектов: правовой; социальной-средовой; психологический; общественно-идеологический; производственно-экономический; анатомно-функциональный. Поэтому и решение проблемы инвалидности в нашей стране, должно предполагать комплексное решение.

Прежде всего, необходимо сначала решить общегосударственную проблему: чтобы органы исполнительной власти на местах все-таки начали выполнять гарантии и положения, закрепленные в Конституции РФ и федеральных законах, в том числе, и в области социальной защиты инвалидов: выделяли лекарства, протезы и т.п., путевки в санатории; квартиры, специально оборудованные для инвалидов автотранспортные средства - в общем, все, что предусмотрено законом.

Необходимы изменения содержания базы данных об инвалидах в государственной статистической отчетности с акцентом на отражение структуры потребностей, круга интересов, уровня притязаний инвалидов, их потенциальных способностей и возможностей общества, с внедрением современных информационных технологий и техники для принятия объективных решений.

Необходимо также создавать систему комплексной многопрофильной реабилитации, направленную на обеспечение относительно независимой жизнедеятельности инвалидов. Крайне важно развитие промышленной основы и подотрасли системы социальной защиты, населения, производящей изделия, облегчающие быт и труд инвалидов.

Необходимо также, чтобы предприятия производящие продукцию для жизнедеятельности инвалидов датировались в полной объеме и своевременно из федерального бюджета.

Необходимо более интенсивное развитие реабилитационной социально-средовой инфраструктуры, способствующей преодолению инвалидами физических и психологических барьеров на путях восстановления связей с окружающим миров. И здесь необходима целенаправленная государственная программа по изучению и внедрению передового мирового опыта в решении данной проблемы.

Необходима разработка современных реабилитационных технологий и внедрение их в практику работы учреждений государственной службы реабилитации инвалидов; создание центров медико-социальной реабилитации инвалидов и профилактики инвалидности на базе санаторно-курортных учреждений, находящихся в федеральной собственности.

Необходимо интенсивнее оснащать общественные объекты и учреждения специальным оборудованием в целях обеспечения их доступности для инвалидов.

В первую очередь необходимо увеличить адресное государственное финансирование на удовлетворение потребностей инвалидов. Нужно больше выделять средств на совершенствование нормативно - методического обеспечения, укрепление материально - технической базы и развитие сети учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы; на развитие инфраструктуры государственной службы реабилитации инвалидов, разработку и внедрение современных реабилитационных технологий; государственную поддержку общественных объединений инвалидов.

И конечно, нужна система подготовки высокооплачиваемых специалистов, владеющих методами реабилитационно-экспертной диагностики, восстановления способностей инвалидов в бытовой, общественной, профессиональной деятельности, способами формирования механизмов макросоциального окружения с ним.

Решение этих задач позволит наполнить новым содержанием деятельность государственных служб МСЭ - повышение качества МСЭ, реабилитации инвалидов в Российской Федерации может обеспечить ежегодно возврат к труду не менее 80 - 100 тыс. инвалидов; снизить уровень инвалидности в Российской Федерации примерно на 10 - 15 процентов и повысить качество жизни инвалидов более подробно смотреть: Постановление Правительства РФ от 14.01.2000 № 36 "О федеральной целевой программе «Социальная поддержка инвалидов на 2000 - 2005 годы''// "Собрание законодательства РФ", 24.01.2000, № 4, ст. 393.

Заключение

Конституция признает право каждого гражданина на социальное обеспечение и одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этого права.

Для реализации этого права в Российской Федерации были приняты нормативно-правовые акты определяющие и регламентирующие государственную политику в области социальной защиты инвалидов.

Целью этой политики на данном этапе развития является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ.

Одним из таких законов является Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который устанавливает систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений их жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В ряду этих мер - медицинская реабилитация инвалидов, создание возможностей получения общего и профессионального образования, обеспечение занятости и условий труда, адекватных их возможностям, льготы при пользовании жилой площадью, транспортным обслуживанием, санаторно-курортным лечением и др.

Этот закон регламентирует организацию деятельности Государственной службой медико-социальной экспертизы, входящей в систему органов социальной защиты населения Российской Федерации.

На данную государственную службу возлагается в частности, определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты; разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов; изучение уровня и причин инвалидности населения; участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов и пр. То есть от эффективной работы данной службы напрямую зависит снижение уровня инвалидности в стране.

Несмотря на законодательную регламентацию проведения комплекса мер по социальной интеграции инвалидов в общество, показатели реабилитации инвалидов в нашей стране остаются на низком уровне, и этому способствует ряд негативных тенденций, в частности хроническое недофинансирование всей социальной сферы, в том числе и реабилитационных мероприятий. Поэтому, для улучшения ситуации в данной области срочно нужно переходить от слов к конкретным делам, иначе в недалеком будущем, наше государство станет страной инвалидов и пенсионеров.

А сейчас, нам крайне необходима эффективная система подготовки высокооплачиваемых специалистов, владеющих методами реабилитационно-экспертной диагностики, восстановления способностей инвалидов в бытовой, общественной, профессиональной деятельности, способами формирования механизмов макросоциального окружения с ним.

Список использованной литературы

Нормативные акты

1. Конституция РФ // "Российская  газета" - 1993 - № 237 - 25 дек

2. Международный пакт от 16.12.1966 "Об экономических, социальных и культурных правах"// Бюллетень Верховного Суда РФ.- 1994-№12

3. «Основы законодательства РФ  об охране здоровья граждан» // "Ведомости СНД и ВС РФ"- 1993.- № 33.- ст. 1318

1. Большая медицинская  энциклопедия. М: 1986

2. Дементьева Н.Ф., Устинова Э,В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. - М. ЦИЭТИН 1991.

3. Дементьева Н.Ф. Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. Организационно-методические  аспекты деятельности социального  работника. В книге - Социальная работа в учреждениях здравоохранения. - М., 1992

4. Дементьева Н.Ф., Модестов А.А. Дома-интернаты: от презрения к  реабилитации - Красноярск, 1993

5. Законодательство по социальной  защите ветеранов и инвалидов  в Российской Федерации/ Под ред. Л.П. Щуко. - М; Изд дом «Герда», 1998.

6. Социальное обслуживание населения  и социальная работа за рубежом. - М., 1994 (Институт социальной работы  ассоциации работников социальных  служб).

 


Информация о работе Понятие инвалидности и ее причины