Понятие информационной безопасности
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 18:56, контрольная работа
Краткое описание
Информационная безопасность сформировалась с появлением средств информационных коммуникаций между людьми, и осознанием человеком наличия у людей и их общества интересов, которым может быть нанесен ущерб путем воздействия на средства информационных коммуникаций, наличие и развитие которых обеспечивает информационный обмен между всеми элементами общности.
Вложенные файлы: 1 файл
Понятие
информационной
безопасности
Информационная безопасность
сформировалась с появлением средств
информационных коммуникаций между людьми,
и осознанием человеком наличия у людей
и их общества интересов, которым может
быть нанесен ущерб путем воздействия
на средства информационных коммуникаций,
наличие и развитие которых обеспечивает
информационный обмен между всеми элементами
общности.
В развитии информационных
коммуникаций можно выделить следующие
этапы:
Первая фаза (до 1816 г.) обозначается
использованием возникших средств информационных
коммуникаций. На тот период основная
задача информационной безопасности заключалась
в защите сведений о событиях, фактах,
имуществе, местонахождении и других данных,
имеющих для человека или общества, к которому
он принадлежал, особое значение.
Вторая фаза (с 1816 г.) соединена
с появлением и использованием технических
средств радиосвязи. Для обеспечения скрытности
и помехозащищенности радиосвязи нужно
было использовать опыт первой фазы информационной
безопасности на более высоком уровне
развития, а именно применение помехоустойчивого
кодирования сообщения с последующим
декодированием принятого сообщения.
Во время третьей фазы (с 1935
г.) появились радиолокационные и гидроакустические
средства. Главным способом обеспечения
информации было сочетание организационных
и технических мер, которые были направлены
на повышение защищенности радиолокационных
средств от воздействия на их приемные
устройства активными маскирующими и
пассивными имитирующими радиоэлектронными
помехами.
Четвертая фаза (с 1946 г.) – изобретение
и внедрение в практическую деятельность
электронно-вычислительных машин. Задачи
информационной безопасности решались
ограничением физического доступа к оборудованию
средств добывания, переработки и передачи
информации.
Пятая фаза (с 1965 г.) – создание
и развитие локальных информационно –
коммуникационных сетей. Задачи информационной
безопасности решались, методами и способами
физической защиты средств добывания,
переработки и передачи информации, которые
были объедиднены в локальную сеть путем
администрирования и управления доступом
к сетевым ресурсам.
Шестая фаза (с 1973 г.) – использование
мобильных коммуникационных устройств
с широким спектром задач. Для обеспечения
информационной безопасности в компьютерных
системах с беспроводными сетями передачи
данных потребовалась разработка новых
критериев безопасности. Появились сообщества
хакеров, которые ставили перед собой
цель нанести ущерб информационной безопасности
отдельных пользователей, организаций
и целых стран. Информационный ресурс
стал важнейшим ресурсом государства,
а обеспечение его безопасности – важнейшей
и обязательной составляющей национальной
безопасности. Сформировалось информационное
право – новая отрасль международной
правовой системы.
Седьмая фаза (с 1985 г.) – создание
и развитие глобальных информационно
– коммуникационных сетей с использованием
космических средств обеспечения. Для
решения задач информационной безопасности
на данной фазе необходимо было создание
макросистемы информационной безопасности
человечества под защитой ведущих международных
форумов.
Информационной безопасность
- это защищенность информации и инфраструктуры,
которая поддерживает ее от любых случайных
или намеренных воздействий, итогом которых
может быть нанесение ущерба как самой
информации, так и ее владельцам или поддерживающей
структуре.
Информационная безопасность
организации – состояние защищенности
информационной среды организации, которое
обеспечивает ее формирование, использование
и развитие.
Информационная сфера состоит
из двух важных составляющих:
- информационно-техническая (искусственно
созданный человеком мир техники);
- информационно-психологическая (естественный
мир живой природы, включающий и человека).
В качестве стандартной модели
безопасности обычно приводят модель
из трех категорий:
- целостность – избежание несанкционированной модификации информации; целостность можно разделить
на статическую и динамическую;
- доступность – избежание временного
или постоянного сокрытия информации
от пользователей, получивших права доступа конфиденциальность.
В деле обеспечения информационной
безопасности успех может принести только
комплексный подход.
Выделяют следующие уровни
обеспечения информационной безопасности:
- законодательный;
- административный;
- процедурный;
- программно-технический.
Законодательный уровень является
наиболее важным для обеспечения информационной
безопасности. Большинство людей не совершают
противоправных действий не потому, что
это технически невозможно, а потому, что
это осуждается и/или наказывается обществом,
потому, что так поступать непринято.
Две группы мер на законодательном
уровне обеспечения информационной безопасности:
- меры ограничительной направленности; – меры, которые направлены на создание и поддержание в обществе негативного отношения к нарушениям и нарушителям информационной безопасности;
- направляющие и координирующие
меры, способствующие повышению образованности
общества в области информационной безопасности,
помогающие в разработки и распространении
средств обеспечения информационной безопасности.
Особо важное на законодательном
уровне - создать механизм, позволяющий
согласовать процесс разработки законов
с реалиями и прогрессом информационных
технологий.
Информационная безопасность
в Российском законодательстве регулируется
следующими нормативно – правовыми документами:
- Конституция РФ;
- Гражданский кодекс;
- Уголовный кодекс;
- Закон “Об информации, информатизации
и защите информации”;
- Другие законы и подзаконные
акты.
Главная цель мер административного
уровня – сформировать программу работ
в области информационной безопасности
и обеспечить ее выполнение, выделяя необходимые
ресурсы и контролируя состояние дел.
Основой программы является
политика безопасности, которая отражает
подход организации к защите своих информационных
активов. Под политикой безопасности принимается
совокупность документированных решений,
принимаемых руководством организации
и направленных на защиту информации и
ассоциированных с ней ресурсов.
Политика безопасности строится
на основе анализа рисков, признанными
реальными для информационной системы
организации.
Интересы
РФ в информационной сфере
Интересы личности в информационной
сфере заключаются в реализации конституционных
прав человека и гражданина на доступ
к информации, на использование информации
в интересах осуществления не запрещенной
законом деятельности, физического, духовного
и интеллектуального развития, а также
в защите информации, обеспечивающей личную
безопасность.
Интересы государства в информационной
сфере заключаются в создании условий
для гармоничного развития российской
информационной инфраструктуры, для реализации
конституционных прав и свобод человека
и гражданина в области получения информации
и пользования ею в целях обеспечения
незыблемости конституционного строя,
суверенитета и территориальной целостности
России, политической, экономической и
социальной стабильности, в безусловном
обеспечении законности и правопорядка,
развитии равноправного и взаимовыгодного
международного сотрудничества.
Интересы общества в информационной
сфере заключаются в обеспечении интересов
личности в этой сфере, упрочении демократии,
создании правового социального государства,
достижении и поддержании общественного
согласия, в духовном обновлении России.
На основе национальных интересов
РФ в информационной сфере формируются
стратегические и текущие задачи внутренней
и внешней политики государства по обеспечению
информационной безопасности.
Выделены четыре основные составляющие
национальных интересов Российской Федерации
в информационной сфере.
Первая составляющая национальных
интересов РФ в информационной сфере охватывает
соблюдение конституционных прав и свобод
человека и гражданина в области получения
информации и пользования ею, обеспечение
духовного обновления России, сохранение
и укрепление нравственных ценностей
общества, традиций патриотизма и гуманизма,
культурного и научного потенциала страны.
Вторая составляющая национальных
интересов РФв информационной сфере охватывает
информационное обеспечение государственной
политики РФ, которое связано с доведением
до российской и международной общественности
достоверной информации о государственной
политике РФ, ее официальной позиции по
социально значимым событиям российской
и международной жизни, с обеспечением
доступа граждан к открытым государственным
информационным ресурсам.
Для достижения этих целей требуется:
- укреплять государственные
средства массовой информации, расширять
их возможности по своевременному доведению
достоверной информации до российских
и иностранных граждан;
- ускорить формирование открытых государственных информационных ресурсов, повысить эффективность их хозяйственного использования.
Третья составляющая национальных
интересов РФ в информационной сфере охватывает
развитие современных информационных
технологий, отечественной индустрии
информации, в том числе индустрии средств
информатизации, телекоммуникации и связи,
обеспечение потребностей внутреннего
рынка ее продукцией и выход этой продукции
на мировой рынок, а также обеспечение
накопления, сохранности и эффективного
использования отечественных информационных
ресурсов. В современных условиях на этой
основе можно решать проблемы создания
наукоемких технологий, технологического
перевооружения промышленности, приумножения
достижений отечественной науки и техники.
Россия должна занять достойное место
среди мировых лидеров микроэлектронной
и компьютерной промышленности.
Четвертая составляющая национальных
интересов РФ в информационной сфере охватывает
защиту информационных ресурсов от несанкционированного
доступа, обеспечение безопасности информационных
и телекоммуникационных систем, как уже
развернутых, так и создаваемых на территории
России.
СПИСОК
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- В.Н. Лопатин, «Информационная безопасность
России: человек, общество, государство»;
- Н.Г. Иващенко, «Информационная безопасность
компании»;
- А.И. Гмурман, «Информационная безопасность»;
- В.И. Ярочкин, «Информационная безопасность», Учебник для вузов;
- С.А. Фомин, «Обеспечение национальной безопасности», курс лекций;
- В.С. Хижняк, «Классификация национальных
интересов современной России»;
- А.Х.Шаваев, «Национальная безопасность
и национальные интересы»;
- Г.В. Емельянов, «Информационная безопасность
России», Учебное пособие.
Страница из 8
Информация о работе Понятие информационной безопасности