Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 17:07, реферат
Проблема прав человека, выражаемая в той или иной форме, сопутствует всей истории человечества. На заре человечества в условиях родоплеменного строя проблема не могла стоять, т.к. в то время не было отчужденной от индивида власти. Само же возникновение проблемы прав человека неразрывно связано с развитием общества, государства и человеческой индивидуальности.
Исторически первой формой осмысления и утверждения индивидуального достоинства и автономии личности по отношению к власти стали идеи естественного права, возникшие в первом тысячелетии до н.э.
Впервые идеи встречаются у древнегреческих философов- софистов: Ликофрона, Антифона, Алкидама и других в VI-V вв. до н.э.Они утверждали,
что все люди равны от рождения и имеют одинаковые , обусловленные природой права. Само же государство Ликофрон трактовал как результат общественного договора.
Введение……………………………………………………………………3
Понятие и история прав человека……………………………………..4
Типология прав человека……………………………………………….6
Права человека и гражданина в Конституции Российской Федерации
……………………………………………………………………………….10
Основные документы, регулирующие права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации…………………………………12
Заключение…………………………………………………………………16
Список источников……………………………………………
- -
Содержание:
Введение…………………………………………………………
………………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список источников…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Проблема прав человека, выражаемая в той или иной форме, сопутствует всей истории человечества. На заре человечества в условиях родоплеменного строя проблема не могла стоять, т.к. в то время не было отчужденной от индивида власти. Само же возникновение проблемы прав человека неразрывно связано с развитием общества, государства и человеческой индивидуальности.
Исторически первой
формой осмысления и утверждения
индивидуального достоинства
и автономии личности по отношению
к власти стали идеи
Впервые идеи встречаются у древнегреческих философов- софистов: Ликофрона, Антифона, Алкидама и других в VI-V вв. до н.э.Они утверждали,
что все люди равны от рождения и имеют одинаковые , обусловленные природой права. Само же государство Ликофрон трактовал как результат общественного договора. Идею договорного происхождения государства и равенства всех людей перед небом отстаивал в V в. до н.э. китайский философ Мо-Цзы.
Значительный вклад в концепцию прав человека внес Аристотель. Он защищал права, присущие человеку от рождения, и, прежде всего, его право на частную собственность. Он не только признавал права гражданина государства, но различал естественное и условное, позитивное право, а также считал, что естественное право должно служить образцом для права условного, которое более изменчиво и является результатом деятельности властей и соглашений между людьми. Эта идея верховенства естественного права над законами государства получила свое развитие в современных теориях прав человека, в том числе в концепции правового государства.
Что представляют права человека в современном мире, как они трактуются и каковы их основные положения - об этом я поговорю ниже в представленной работе.
Специфической конкретизацией гуманистических представлений применительно к миру политики являются права человека. Они представляют собой принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть права называют свободами) или получать определенные блага (это- собственно права).1
Права человека
представляют собой один из
способов трактовки
и практического решения
Возможны четыре
основных способа
Патриархальный тип взаимоотношений индивида и власти предполагает сложную иерархию прав и обязанностей людей, неравенство их положения в отношениях власти. Он делит общество на различные сословия и группы, низшие из которых политически бесправны , высшие же обладают максимальными властными полномочиями, главным источником и распределителем которых является авторитарный правитель : монарх, диктатор и т.п.)
Индивидуалистический
способ взаимоотношений личности
и власти основан на
Взаимоотношения
индивида и власти во
В современной политической науке преобладает третий, парципаторный подход к взаимоотношениям индивида и власти. Он лишен крайностей и не рассматривает личность как изолированного, независимого от общества индивида, вынужденного в союзе с себе подобными создать государство и подчиняться ему в определенных вопросах, а исходит из неразрывности и противоречивости взаимоотношений между личностью, обществом и государством. В этом случае сама проблема прав человека усматривается не столько в ограждении индивида от государственного вмешательства, а в использовании государства в целях создания наилучших условий свободного существования и развития личности.
2. ТИПОЛОГИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
В наши дни для
большинства стран права
В узком значении- это только те права, которые не предоставляются, а лишь охраняются и гарантируются государством, действуют независимо от их конституционного закрепления и государственных границ. К ним относятся равенство всех людей перед законом, право на жизнь и телесную неприкосновенность, уважение человеческого достоинства, свобода от произвольного, незаконного ареста или задержания, свобода веры и совести, право родителей на воспитание детей, право на сопротивление угнетателям и др.
В широком значении права человека включают весь обширный комплекс прав и свобод личности , их различные виды.
Современная типология прав человека достаточно разнообразна. Наиболее общей их классификацией является деление всех прав на негативные (свободы) и позитивные.
Негативные права
определяют обязанности
Типичным примером этой группы прав и в целом негативного подхода к правам человекам является Билль о правах конституции США. Так, его первая статья гласит: « Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное исповедание , ограничивающих свободу слова или печати или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями о прекращении злоупотреблений». Практически все содержание Билля направлено на ограждение личности от всякого рода несправедливых и нежелательных посягательств со стороны правительства.
В отличие от негативных прав, позитивные права фиксируют обязанности государства , лиц и организаций предоставлять гражданину те или иные блага, осуществлять определенные действия. Характер позитивного права носят все социальные права. Это, например, право на социальное вспомоществование, образование, охрану здоровья, достойный уровень жизни и др. Осуществление позитивных прав невозможно без наличия у государства достаточных ресурсов. Их конкретное наполнение прямо зависит от богатства страны и демократичности ее политической системы. В случае ограничения ресурсов позитивного права могут гарантировать гражданам лишь «равенство в нищете», как это имело место во многих странах административного социализма.
Более конкретной и широко распространенной классификацией прав личности по сравнению с их делением на негативные и позитивные является
Их подразделение в соответствии со сферами реализации на гражданские (личные) , политические, экономические, социальные ( в узком значении этого слова), культурные и экологические.
Гражданские (личные) права- это естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека, имеющие в основном характер негативного права.
В конституциях многих государств гражданские права обычно объединяют в одну группу с правами политическими. Основанием для этого служит преимущественно негативный характер тех или других, а также направленность обоих видов этих прав на обеспечение свободы личности в ее индивидуальном и общественном проявлениях.
Политические права определяют возможности активного участия граждан в управлении государством и в общественной жизни. К ним относятся право человека на гражданство, избирательные права, свобода союзов и ассоциаций, демонстраций и собраний, право на информацию, свобода слова, мнений, в том числе свобода печати, радио и телевидения, свобода совести и некоторые другие.
К гражданским
и политическим правам
Гражданские, политические
и экономические права нередко
К правам второго поколения относят социальные права. Они призваны обеспечить материальные условия свободы и достойную жизнь каждому человеку. К данным правам относят собственно социальные, культурные и экологические права.
Культурные права призваны гарантировать духовное развитие человека. Они включают право на образование, доступ к культурным ценностям, свободу художественного и технического творчества, преподавания и некоторые другие.
Экологические права- это права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическими правонарушениями.
3. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И
ГРАЖДАНИНА В КОНСТИТУЦИИ
К основам правового положения человека и гражданина относятся его права, свободы и обязанности, гражданство. Права и свободы представляют краеугольный камень правового положения личности. Это зафиксировано в статье 2 Конституции РФ.2 Принципиальное значение имеют и декларированные в Основном Законе России полнота прав и свобод граждан и их правовое равенство. В частности, в п. 2 ст.6 записано, что каждый гражданин обладает на территории Российской Федерации всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией.
В Конституции РФ 1993г. получили
выражение и закрепление
1. Закрепление сферы и характера прав и свобод, установленных общепризнанными принципами международного права.
Согласно этому принципу, Российская Федерация признает и характеризует права и свободы, свойственные цивилизованному обществу. Эти права и свободы нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г3., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах4, Международном пакте о гражданских и политических правах, вступивших в силу в 1976г5, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г.
2. Принцип неотчуждаемости основных прав человека и принадлежность ему их от рождения.