Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 15:45, реферат
Дебиторская задолженность представляет собой право предприятия истребовать погасить долг. Согласно гражданскому законодательству, права и обязанности могут возникнуть из договоров и иных сделок в результате создания или приобретения имущества и по иным обстоятельствам, предусмотренным ст. 7 Гражданского кодекса РК. В соответствии с положениями главы 16 ГК РК «В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.д. ...»
Проблема ликвидности (способность
актива конвертироваться в денежные
средства без значительной потери в
цене) дебиторской задолженности
становится ключевой почти в каждой
организации. В ней, в свою очередь,
выделяют несколько проблем: оптимальный
объем, оборачиваемость, качество дебиторской
задолженности. Решение этих проблем
требует квалифицированного управления
дебиторской задолженностью, что
является одним из способов укрепления
финансового положения фирмы. Опыт
реформирования предприятий показывает,
что меры по возврату дебиторской
задолженности входят в группу наиболее
действенных мер повышения
Планирование – это
Организация управления означает координацию действий по такой последовательности: вся область действий должна быть сгруппирована по выбранным функциям; лицам, которые ответственны за свою деятельность, должны быть предоставлены адекватные права.
Под мотивацией, стимулированием
Действия по контролю – это подготовка стандартов действий, сравнение фактических результатов со стандартными.
Таким образом, управление дебиторской задолженностью представляет собой часть общего управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности, обеспечении своевременной ее инкассации.
На уровень дебиторской
Средний срок оплаты счетов дебиторов
в днях – один из важнейших элементов
анализа дебиторской
В основе определения этого соотношения, лежит следующий принцип: средний срок платежей вычисляется с точностью до одного дня, и задержка кем-то из клиентов оплаты свыше этого срока может побудить компанию к некоторым действиям. Кроме того, фактические сроки оплаты легко сравнивать с теми нормативами, которые устанавливает руководство, т.е. при помощи этого показателя можно контролировать эффективность работы с клиентами. Чем меньше это число, тем быстрее дебиторская задолженность обращается в денежные средства, а следовательно, повышается ликвидность оборотных средств предприятия. Высокое значение коэффициента может свидетельствовать о трудностях со взысканием средств по счетам дебиторов.
При вычислении берется среднее
значение дебиторской задолженности
за расчетный период для сглаживания
пиковых значений – их использование
может привести к появлению «
Управление дебиторской
– определение политики предоставления кредита и инкассации для различных групп покупателей и видов продукции;
– анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объемов закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты;
– контроль расчетов с дебиторами по отсроченной или просроченной задолженности;
– определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшения безнадежных долгов;
– задание условий продажи, обеспечивающих
гарантированное поступление
– прогноз поступлений денежных средств от дебиторов на основе коэффициентов инкассации.
Получение платежей от дебиторов является одним из основных источников поступления средств на предприятие.
Дефицит денежных средств в экономике заставил предприятия изменить условия реализации своей продукции, что, в свою очередь, изменило существовавшие ранее отношения с покупателями и практику получения денег и потребовало от предприятий выработки новой политики предоставления кредита и инкассации.
Неоднородное влияние инфляции на различные группы товаров усложнило координацию политики в области закупок и политики продаж, что придало дополнительное значение внедрению эффективных процедур инкассации.
Учет реальных издержек или выгод от принимаемых кредитных решений может использоваться как инструмент расширения продаж и повышения оборачиваемости текущих активов.
Перечислим основные приемы управления дебиторской задолженностью:
– учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности;
– АВС-анализ и XYZ-анализ в отношении дебиторов;
– анализ задолженности по видам
продукции для определения
– оценка реальной стоимости существующей дебиторской задолженности;
– уменьшение дебиторской задолженности на сумму безнадежных долгов;
– контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;
– определение конкретных размеров скидок при досрочной оплате;
– оценка возможности факторинга
– продажи дебиторской
Предприятие реализует свою продукцию,
предоставляя отсрочку покупателям
не более 30 дней. На практике нередки
задержки платежей сверх этого срока.
Реальное представление о погашении
счетов дебиторов дает взвешенное «старение»
дебиторской задолженности. Из-за просроченной
дебиторской задолженности
Контроль и анализ дебиторской задолженности по срокам возникновения:
– позволяет оценить
– определяет области, в которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов;
– дает базу для создания резерва по сомнительным долгам;
– позволяет сделать прогноз поступлений средств.
Наиболее часто употребляемыми
способами воздействия на дебиторов
с целью погашения
Весьма актуален вопрос о правомочности
сопоставления дебиторской и
кредиторской задолженности. Здесь
позиции аналитика и бухгалтера
могут быть диаметрально противоположными:
первый допускает возможность
При этом бухгалтер обычно приводит следующие аргументы. Иногда считают, что дебиторская задолженность может быть любой, лишь бы она не превышала кредиторскую, и что при анализе следует принимать во внимание только разность между ними. Это мнение глубоко ошибочно, так как предприятие обязано погашать свою кредиторскую задолженность независимо от того, получает оно долги от своих дебиторов или нет. В связи с этим при анализе дебиторской и кредиторской задолженностей их следует рассматривать отдельно: дебиторскую – как средства, временно отвлеченные из оборота, а кредиторскую – как средства, временно привлеченные в оборот. При предоставлении поставщиками отсрочки платежа, как правило, в контракте явно не указывается, сколько эта услуга будет стоить компании-покупателю. Тем не менее в договоре, содержащем условие о возможности выплаты с рассрочкой, всегда существуют так называемые скидки. Например, нередко в контракте встречается следующая формулировка: «Товар поставляется с рассрочкой платежа в две недели. В случае оплаты в день отгрузки покупателю предоставляется скидка в размере 5% стоимости товара». Иначе говоря, предприятие кредитуется под 5% на срок в две недели. Нетрудно посчитать, что за год стоимость такого кредита составит 120%. Для сравнения, средний процент по банковскому кредиту, полученному на год, составит 12–13% в валюте, или 15–16% в рублях.
Такой разрыв в стоимости кредитных средств связан с тем, что, кредитуя, производитель, как и банк, берет на себя риски. Однако для банка это основной вид деятельности, а для производителя – не свойственная ему функция. Вследствие этого производитель, как правило, оценивает кредитные риски значительно выше, чем банк, и требует более высокую плату (процентную ставку) за подобное кредитование.
Из всего сказанного вытекают общие рекомендации управления дебиторской задолженностью:
1) установить контроль за состоянием расчетов с покупателями;
2) следить за соотношением
3) использовать предоставление
скидок при долгосрочной
Ускорить платежи можно путем совершенствования расчетов, своевременного оформления расчетных документов, предварительной оплаты, применения вексельной формы расчетов и т.д.
Следующий большой блок проблем, связанных
с управлением дебиторской
Процесс управления дебиторской задолженностью
невозможен без кредитной политики
– свода правил, регламентирующих
предоставление коммерческого кредита
и порядок взыскания
Приведем типичную структуру этого документа:
1) цели кредитной политики;
2) тип кредитной политики;
3) стандарты оценки покупателей;
4) подразделения,
Цели кредитной политики. Целями кредитной политики должны быть повышение эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность, увеличение объема продаж (прибыли от продаж) и отдачи на вложенные средства.
Помимо формализации целей управления дебиторской задолженностью в кредитной политике следует определить задачи, решение которых позволит достичь целевых значений (например, выход на новые рынки сбыта, завоевание большей доли существующего рынка, формирование репутации, минимизация стоимости кредитных ресурсов). Каждая сформулированная задача должна иметь количественное измерение и сроки выполнения.
Типы кредитной политики. В процессе
формирования принципов кредитной
политики необходимо решить, каким
образом руководству фирмы
Тип кредитной политики неразрывно
связан с типом политики управления
оборотными активами. Различают три
принципиальных типа комплексного управления
оборотными активами – консервативный,
умеренный и агрессивный. Применительно
к кредитной политике фирмы характерными
признаками каждой из стратегий являются
отношение к кредитному риску
и различная степень
Консервативный тип кредитной политики направлен на минимизацию кредитного риска. Если «консерватизм» считать залогом ликвидности, то при этом типе кредитной политики фирма существенно повышает ликвидность дебиторской задолженности и не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения реализации продукции (рентабельность) в кредит. Осуществляя такой тип кредитной политики, фирма существенно сокращает круг покупателей товара в кредит за счет групп повышенного риска; минимизирует сроки предоставления кредита и его размера; ужесточает условия предоставления кредита и повышает его стоимость;
использует жесткие процедуры
инкассации дебиторской задолженности.
В результате такого типа управления
оборотными активами доля оборотных
активов в общих активах
Умеренный тип кредитной политики
фирмы характеризует типичные условия
ее осуществления в соответствии
с принятой коммерческой и финансовой
практикой и ориентируется на
средний уровень кредитного риска
при продаже продукции с
Агрессивный (мягкий) тип кредитной политики приоритетной целью ставит повышение рентабельности, т.е. максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации товара в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита. В результате такого типа управления оборотными активами их доля в общих активах составляет более 50%, продолжительность оборота оборотных средств – 95 дней. В настоящее время используют даже такой вариант – 0% за кредит, когда торговая компания заключает договор с банком и сама расплачивается за проценты, при этом проценты включены в стоимость товара, покупатель платит только за перевод денег 0,5–1%.
Информация о работе Понятие и классификация дебиторской задолженности