Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 10:58, реферат
Главной целью данной работы является рассмотрение того, как
действующее законодательство регулирует отношения, связанные с
использованием товарных знаков. Исходя из этой цели можно поставить
следующие задачи:
- раскрыть понятие товарного знака, установить его признаки;
- рассмотреть виды товарных знаков;
- уточнить вопросы, касающиеся использования товарных знаков
Соглашение охватывает авторские и смежные права, товарные знаки,
наименования мест происхождения товаров, промышленные образцы, патенты, топологию интегральных микросхем, торговые секреты. Кроме того, оно содержит детальное описание средств защиты, которые члены ВТО должны предоставлять обладателям прав интеллектуальной собственности. Однако есть один аспект прав интеллектуальной собственности, который выведен за рамки Соглашения.
Наиболее яркий пример постепенного развития принципа исчерпания прав
интеллектуальной
Права интеллектуальной собственности чаще всего предоставляются на
основании национального законодательства и являются национальными по своей природе. Они включают в себя право обладателя предотвращать в определенных случаях импорт товаров, в том числе и из других стран-членов ЕС. Различные уровни защиты прав интеллектуальной собственности в странах ЕС могут неблагоприятно влиять на конкуренцию и свободу движения товаров внутри ЕС. Компании, в особенности производители наукоемкой и высокотехнологичной продукции, могут предпочесть производить и продавать свои товары в той стране ЕС, где уровень защиты прав интеллектуальной собственности наиболее высок.
Статья 30 Договора об учреждении ЕЭС предусматривает, что
«количественные ограничения на импорт, а также любые меры, равнозначные по своим последствиям, запрещаются между государствами-членами», за исключением специально оговоренных в Договоре случаев.
Разрешить конфликт между отдельными положениями Договора об учреждении ЕЭС, а также между Договором об учреждении ЕЭС и национальным законодательством стран ЕС в сфере интеллектуальной собственности был призван суд ЕС.
Суд ЕС при рассмотрении ряда дел, касающихся осуществления прав
промышленной и торговой собственности, выработал доктрину исчерпания прав интеллектуальной собственности, с помощью которой удается сгладить
вышеуказанные противоречия.
Действие принципа исчерпания прав может быть кратко сформулировано
следующим образом: чем быстрее будет признано, что права исчерпаны, тем
меньше осуществление прав интеллектуальной собственности будет служить
ограничением международной торговли. Факт помещения на рынок (введения в хозяйственный оборот) товара или услуги, являющихся объектом промышленной или торговой собственности, должен рассматриваться в равных условиях, независимо от того, в какой стране ЕС товар или услуга впервые помещены на рынок (введены в хозяйственный оборот). Таким образом, с одной стороны, обладатели прав промышленной или торговой собственности не могут полагаться на такие права для предотвращения помещения на рынок (введения в хозяйственный оборот) в другой стране ЕС товаров или услуг, введенных в оборот в какой -либо стране ЕС самим обладателем прав или с его согласия. С другой стороны, обладатель прав интеллектуальной собственности в стране импорта не может запретить импорт только по причине того, что товар или услуга были впервые введены в оборот не в этой стране.
Представим себе, что товар вводится в хозяйственный оборот на территории Великобритании владельцем зарегистрированного в Великобритании товарного знака (патента или авторского права), параллельно имеющим такую же защиту своих прав, например, во Франции. В соответствии с правилами ЕС в этом случае владелец товарного знака (патенообладатель или владелец авторских прав) не сможет использовать средства защиты, предоставляемые французским законодательством, для запрещения третьим лицам, купившим товары на рынке Великобритании, ввозить и продавать их во Франции (так называемый параллельный импорт), поскольку введение товара в хозяйственный оборот в Великобритании владельцем товарного знака (патентообладателем или владельцем авторских прав) или с его согласия исчерпало его исключительные права в отношении объекта интеллектуальной собственности на всей территории Европейского Союза.
Право ЕС не распространяется на национальный статус прав или режим
обладания правами в отношении промышленной или торговой собственности.
Однако осуществление прав интеллектуальной собственности таким образом, что это приводит к изоляции или закрепляет изоляцию национальных рынков, противоречит главной цели Договора о ЕЭС - объединению множества национальных рынков в один и, следовательно, запрещается. Например, предоставление лицензии на использование объекта промышленной или торговой собственности и условия такой лицензии подпадают под действие права ЕС.
Итак, странам Европы и Европейскому Союзу потребовалось несколько
десятков лет для того, чтобы сформулировать и законодательно закрепить
принцип исчерпания прав интеллектуальной собственности. Это лишний раз
доказывает сложность связанных с применением этого принципа проблем и его важность для развития международной торговли и создания условий для более тесного экономического сотрудничества.
Итак, товарный знак защищает исключительные права продавца на
пользование марочным названием или марочным знаком (эмблемой). Сейчас наша страна строит рыночные отношения, входит в международный рынок и вопрос о товарных знаках имеет большое значение.
Товарные знаки выступают в роли своеобразных указателей, помогающих
потребителям выбирать те или иные товары. Товарный знак является лицом
фирмы, способствует ее узнаваемости.
В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные,
изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.
Использование товарного знака - это не только право, но и обязанность
владельца товарного знака.
Владелец товарного знака может проставлять рядом с товарным знаком
предупредительную маркировку, указывающую на то, что применяемое
обозначение является товарным знаком, зарегистрированным в Российской
Федерации.
Российское законодательство обеспечивает защиту прав владельца товарного знака следующими способами. Владелец товарного знака вправе потребовать:
- прекратить дальнейшее незаконное использование прав на товарный знак.
- удалить с товара или его упаковки незаконно используемого товарного
знака.
- опубликовать судебное решение в целях восстановления своей деловой
репутации.
- официально признать свои права на товарный знак.
В Европе право интеллектуальной собственности существует уже около века, однако оно все еще несовершенно. Существует противоречие между принципом свободного движения товаров и национальными законодательствами о интеллектуальной собственности. Суду ЕС с помощью принципа исчерпания прав интеллектуальной собственности удалось несколько сгладить существующее противоречие. В качестве способа полного устранения противоречия Суд ЕС предлагает принятие мер по гармонизации национальных законодательств о интеллектуальной собственности стран-членов ЕС.
Россия стремится стать полноправным членом экономического сообщества на европейском и мировом уровне. Для достижения этой цели ей необходимо, среди прочего, пересмотреть законодательство, относящееся к интеллектуальной собственности. Законодательное закрепление недвусмысленной формулировки принципа исчерпания прав интеллектуальной собственности могло бы стать одним из практических шагов в этом направлении.
Например, в отношении товарных знаков, на основании анализа соответствующих положений Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» принцип исчерпания мог бы быть сформулирован следующим образом:
«Если товары с зарегистрированным товарным знаком введены в хозяйственный оборот самим владельцем товарного знака или с его согласия на территории РФ, то допускается их дальнейшее распространение без согласия владельца.»
Принцип национального исчерпания прав может быть сформулирован и в
отношении других видов прав интеллектуальной собственности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Панкратов Ф.Г., Серегина
Т.К. Коммерческая
высш. и средн. спец. учеб. Заведений. - 3-е изд. - М.: Информационно-
внедренческий центр «Маркетинг», 1997. - 328с.
2. Сергеев А.П. Право
интеллектуальной
Федерации.
3. Преступления в сфере экономики.
4. Гражданский Кодекс. ч.3
5. Государство и право, 1998, №1, Зубарев Л.В. Интеллектуальная
собственность и свободное движение товаров.
6. Государство и право, 1998, №1, Еременко В.И. Пресечение недобросовестной
конкуренции в Российской Федерации.
7. Государство и право, 1998, № 4, Чернышева С.А. Актуальные проблемы права
интеллектуальной
факультета Казанского государственного университета.
8. Хозяйство и право, 1998, №4, Иванов А.А. О некоторых вопросах защиты
прав на товарный знак.