Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:28, курсовая работа
Целью данной работы является определение понятия юридического лица, изучение организационно-правовых форм юридических лиц, способов участия различных видов юридических лиц в имущественном обороте и их ответственность. Также принимается во внимание новая форма юридического лица – хозяйственное партнерство.
Введение
I. Понятие и признаки юридического лица
II. Коммерческие юридические лица
2.1. Хозяйственные товарищества
2.1.1. Полные товарищества
2.1.2. Товарищества на вере
2.2. Хозяйственные общества
2.2.1. Общества с ограниченной ответственностью
2.2.2. Акционерные общества
2.3. Производственные кооперативы
2.4. Унитарные предприятия
2.5. Новая форма юридического лица – хозяйственное партнерство
III. Некоммерческие юридические лица
3.1. Потребительские кооперативы
3.2. Общественные и религиозные организации (объединения)
3.3. Фонды
3.4. Учреждения
3.5. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
3.6. Товарищества собственников жилья
Заключение
Использованная литература
Члены производственного кооператива имеют право на участие в управлении его делами, и получение части прибыли, ликвидационную квоту (остаток имущества, распределяемый между членами кооператива после его ликвидации и удовлетворения претензий кредиторов); свободный выход из кооператива с получением своего пая; передачу пая или его части другим лицам.
Производственный кооператив является единственным собственником своего имущества. Деление его имущества на паи не приводит к созданию общей долевой собственности, а является лишь способом определения размеров возможных требований члена кооператива к этой коммерческой организации в случае его выхода. В производственном кооперативе обязательно образуются паевой (уставной) фонд, резервный (страховой), а также неделимые (фонды подлежащие разделу между членами кооператива только в случае его ликвидации, после удовлетворения претензий кредиторов) и другие фонды.
Система кооперативных органов состоит из общего собрания его членов (высший орган), наблюдательного совета и исполнительных органов: правления и (или) председателя (п. 1 ст. 110 ГК). Обязательным для кооперативов является принцип комплектования его органов только из числа членов.
Специфической особенностью правового статуса кооператива является то, что член определенного кооператива является одновременно и его работником и его хозяином. В то же время субсидиарная ответственность помогает обеспечить стабильность имущественной базы кооператива.
2.4 Государственные и муниципальные предприятия.
Еще одним видом коммерческих организаций являются государственные и муниципальные предприятия. Специфика этих субъектов гражданского права состоит в том, что их имущество находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 1 ст. 113 ГК). Поэтому они являются единственным видом коммерческих юридических лиц, которые имеют не право собственности на принадлежащее им имущество, а вторичное вещное право. Таким образом, государственным (муниципальным) предприятием называется юридическое лицо, учрежденное государством либо органом местного самоуправления в предпринимательских целях или в целях выпуска особо значимых товаров (производства работ или оказания услуг), имущество которого состоит в государственной (муниципальной) собственности.9
Учредительными документами государственных и муниципальных предприятий является устав.
В отличие от
других предпринимательских
Различают унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения и унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.
Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, создаются по решению уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления и существует за счет самостоятельно извлеченной прибыли. При этом собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам такого предприятия, за исключением случаев субсидиарной ответственности по обязательствам обанкротившегося вследствие его указаний юридического лица.
До государственной регистрации унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, его собственник обязан полностью оплатить уставный фонд. Следовательно, поэтапное формирование уставного фонда для унитарных предприятий, в отличие от других коммерческих организаций, не допускается.
Правовое положение унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (федерального казенного предприятия), весьма специфично. С одной стороны, казенное предприятие создается для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) и, следовательно, осуществляет коммерческую деятельность. С другой стороны, оно может осуществлять свою хозяйственную деятельность за счет бюджетных средств, выделенных федеральной казной. Таким образом, правоспособность казненного предприятия занимает промежуточное положение между правоспособностью коммерческой и некоммерческой организаций, т.е. такое юридическое лицо может быть условно охарактеризовано как «предпринимательское учреждение».10
Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, создается по особому решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (п. 1 ст. 115 ГК).
2.5. Новая форма юридического лица – хозяйственное партнерство11.
В апреле 2011 года стало известно, что Правительство собирается ввести новую организационно-правовую форму юридического лица — хозяйственное партнерство, действующее на основе долевого принципа. Согласно законопроекту, хозяйственным партнерством признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой принимают участие партнеры, внесшие свою долю. Вклад может быть не только денежный, но и в виде имущественных и нематериальных активов. Создание партнерства путем реорганизации существующего юридического лица (слияния, разделения, выделения, преобразования) не допускается.
Кроме того, в качестве участников партнерства не могут выступать госорганы и органы местного самоуправления, а количество дольщиков не должно превышать 50 человек. В противном случае партнерство в течение года должно быть преобразовано в акционерное общество. Если же число участников хозяйственного партнерства уменьшится до одного человека, оно должно быть ликвидировано.
По задумке инициаторов закона новая юридическая форма должна импонировать инвесторам. «Партнеры не отвечают по обязательствам партнерства и несут риск убытков, связанных с деятельностью партнерства, в пределах сумм внесенных ими вкладов», — говорится в документе. Управление деятельностью хозяйственного партнерства осуществляется пропорционально долям в складочном капитале партнерства.
«Принятие законопроекта о хозяйственном партнерстве добавит степеней свободы молодым инновационным компаниям», – уверен менеджер налоговой практики Deloitte Василий Марков. Однако введение новой организационно-правовой формы, возможно, потребует и дополнительных уточнений налогового законодательства. «Например, в существующей сейчас редакции законопроекта в хозяйственном партнерстве возможно распределение прибыли непропорционально долям владения. При этом налоговое законодательство определяет дивиденды как пропорциональное долям владения распределение прибыли. Следовательно, могут возникать вопросы по трактовке распределения прибыли хозяйственных партнерств в налоговых правоотношениях», — поясняет Марков.
Источник, знакомый с документом, считает, что использование формы хозяйственного партнерства может быть интересно любому бизнесу, который держится на конкретных людях, — будь это консалтинговая компания, адвокатская практика или стоматологический кабинет. «Возможность вводить гибкие формы управления бизнесом, распределения прибыли, выхода и входа в бизнес — это то, чего не хватает существующим формам ООО и ЗАО», — говорит он.
Генеральный директор АКГ «МЭФ-Аудит» Ян Гританс, напротив, считает хозпартнерства и инвестиционные товарищества (другая организационно-правовая форма, которая обсуждается в правительстве) абсолютно бесполезными новыми правовыми конструкциями. По его мнению, они способны привести к дополнительным спорам в правовой цивилистике. «Количество и формы юридических лиц уже оговорены в первой части ГК РФ и специальных федеральных законах. Введение производных элементов симбиоза простого товарищества и хозяйственных товариществ, коими практически по своей сути являются хозяйственные партнерства и инвестиционные товарищества, лишняя почва для дискуссий, которые могут решаться в судах, а толкование и введение новых разделов материального права только усложнит жизнь адвокатам и судьям», — предостерегает он.
3. Некоммерческие юридические лица.
3.1. Потребительские кооперативы.
Гражданский кодекс РФ относит к некоммерческим организациям потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды, учреждения и ассоциации (союзы). Но поскольку законодательство не устанавливает исчерпывающего перечня таких юридических лиц, допускается возникновение иных разновидностей подобных организаций (например, некоммерческое партнерство, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд и др.).
Общая цель создания некоммерческих организаций заключается в служении интересам общества, в достижении общественных благ. Примерный перечень общественных благ, ради достижения которых создаются некоммерческие организации, приводится в Законе о некоммерческих организациях. Они обозначены как цели социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные и управленческие. Каждая из перечисленных целей может трактоваться чрезвычайно широко, но, общая цель – социальная.12
Потребительский
кооператив как некоммерческое объединение
граждан, юридических лиц, в том
числе и совместно с
ГК РФ предусматривает, что особенности правового положения потребительских кооперативов должны определяться специальными законами об отдельных видах таких кооперативов – потребительской, жилищной и жилищно-строительной, садоводческой и иной кооперации (п. 6 ст. 115 ГК РФ), и поэтому содержит лишь некоторые наиболее общие положения об особенностях имущественного и правового положения потребительских кооперативов. К их числу относится правило о необходимости иметь полностью оплаченный паевой фонд (п. 4 ст. 116 ГК РФ), конкретный размер которого определяется федеральными законами для каждого вида кооперативов отдельно. Вместе с тем при отсутствии предпринимательской деятельности и соответствующих доходов потребительский кооператив может покрывать свои убытки лишь за счет дополнительных взносов его участников. Данная ситуация является специально предусмотренной уставной обязанностью его членов, которая соответственно является гарантией имущественных интересов кредиторов потребительского кооператива. Отсутствие таких гарантий дает кредиторам основание ставить вопрос о ликвидации кооператива, в том числе предусматривается возможность банкротства этой некоммерческой организации (п. 1 ст. 85 ГК РФ).
Устав потребительского кооператива может предусматривать осуществление им некоторых видов предпринимательской деятельности, а полученные доходы могут распределяться между членами кооператива либо идти на иные нужды, определенные его общим собранием. В данном случае эта деятельность не меняет в целом основных уставных задач и объема целевой правоспособности потребительского кооператива, а потому и не ведет к превращению его в производственный кооператив.
В соответствии с п. 4 ст. 218 ГК РФ у члена кооператива при полном внесении своего паевого взноса возникает право собственности на предоставленное ему в пользование имущество, и поэтому многие потребительские кооперативы (жилищные, дачные, гаражные и т.п.) по сути, имеют временный характер. По мере уплаты их членами соответствующих паевых взносов такие кооперативы лишаются своей основной имущественной базы и подлежат преобразованию в кооперативы по совместному использованию собственниками своего имущества и некоторых объектов, оставшихся в собственности кооператива.
3.2 Общественные и религиозные организации (объединения).
К некоммерческим организациям, как добровольным объединениям граждан для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей, относятся общественные и религиозные организации. Они также являются юридическими лицами, и лишь в этом качестве могут выступать как участники имущественных правоотношений и приобретают правовое положение, регулируемое нормами гражданского права.
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.14
Учредителями общественных организаций (объединений) могут быть граждане и юридические лица, но только такие юридические лица, которые также являются общественными объединениями. Учредителей должно быть не менее трех.
В составе общественного объединения следует различать членов объединения и его участников. Членство имеет формальный характер – оно оформляется индивидуальными заявлениями или иными документами, позволяющими учитывать количество членов в целях обеспечения их равноправия и реализации прав и обязанностей, предусмотренных уставом.
Гражданское законодательство регулирует следующие основные положения правового статуса некоммерческих организаций (ст. 117 ГК РФ).
1. Участники таких организаций не имеют ни вещных, ни обязательственных прав на имущество таких юридических лиц (п. 3 ст. 48 ГК РФ). Таким образом, граждане как члены общественных и религиозных организаций не приобретают никаких имущественных доходов и выгод, а также не вправе требовать возврата членских взносов, пожертвований и иного имущества, переданного ими такой организации.
2. Общественные и религиозные организации являются собственниками своего имущества и не несут ответственности по долгам своих членов, так же как последние ни в субсидиарном, ни в каком-либо ином порядке не отвечают по долгам созданных ими организаций. Доходы от деятельности коммерческих организаций, созданных общественными или религиозными организациями, поступают на нужды этих юридических лиц и не могут распределяться между членами таких некоммерческих организаций.15 При ликвидации общественной или религиозной организации остаток имущества, оставшийся после расчетов со всеми кредиторами, не подлежит распределению между ее членами.