Согласно Концепции развития
гражданского законодательства Российской
Федерации количество организационно-правовых
форм некоммерческих организаций в действующем
законодательстве явно избыточно (по различным
оценкам - более 20).Отдельные виды юридических
лиц вообще ошибочно отнесены к некоммерческим
организациям. Так, потребительские общества
и сбытовые (торговые) потребительские
кооперативы в действительности являются
коммерческими организациями - производственными
кооперативами, а товарные и фондовые
биржи и негосударственные пенсионные
фонды, деятельность которых направлена
на извлечение прибыли, - хозяйственными
обществами.
Как отмечено в п.
7.1.2."Концепция развития гражданского
законодательства Российской Федерации"
выделение некоммерческих организаций
в отдельные виды, которым соответствуют
и особые организационно-правовые формы
юридических лиц, нередко проведено
искусственно, при отсутствии практически
значимых признаков, характеризующих
особенности их гражданско-правового
положения, либо при отсутствии для этого
реальной потребности.
Так
например, объединения работодателей
и торгово-промышленные палаты по существу
являются объединениями юридических лиц;
общественные фонды - обычными фондами,
от которых практически не отличается
автономная некоммерческая организация;
огороднические и дачные "некоммерческие
товарищества", общества взаимного
кредитования и взаимного страхования,
общины коренных малочисленных народов
не имеют принципиальных формообразующих
отличий от потребительских кооперативов;
государственные академии наук по существу
являются бюджетными учреждениями с несколько
расширенными правомочиями (право создания
других учреждений - институтов и территориальных
отделений и центров) и т.д.
По мнению автора, проблема
открытого перечня некоммерческих организаций
в Гражданском Кодексе, и существование
ряда законов, дополняющих данный перечень,
является основной причиной появления
организационно-правовых форм одинаковых
по содержанию, но с разными названиями.
Автор считает целесообразным внести
соответствующие изменения в Гражданский
кодекс Российской Федерации, направленные
на закрепление закрытого перечня организационно-правовых
форм некоммерческих организаций, одновременно
с этим сократить количество их наименований,
в частности, предлагается общественные
организации и объединения, политические
партии, профессиональные союзы, религиозные
организации и объединения объединить
под общее понятие общественная организация,
так как все вышеупомянутые организационно-правовые
формы имеют целевую правоспособность,
и выступают в единой по сути организационно-правовой
форме, для которой не имеет существенного
значения их основная деятельность, выходящая
за рамки гражданского права и не затрагиваемая
их гражданско-правовым статусом юридического
лица.
§ 3. Государственная регистрация некоммерческих
организаций
Если некоммерческая организация
намерена выступать в дальнейшем как участник
гражданско-правовых отношений (приобретать
имущественные права и обязанности), то
она должна пройти процедуры государственной
регистрации для приобретения прав юридического
лица, так как только статус юридического
лица позволяет некоммерческим организациям
защищать свои имущественные права и интересы,
и вместе с этим обязывает их нести юридическую
ответственность за ущемление прав и законных
интересов других юридических и физических
лиц.
Особо необходимо отметить,
что только приобретение статуса юридического
лица позволяет некоммерческим организациям
пользоваться налоговыми и прочими льготами.
Следует обратить внимание
на два момента:
- возможность возникновения
юридического лица без регистрации оставлена
в законодательстве только для общественных
и религиозных организаций (объединений)
и для некоммерческих партнерств;
- некоммерческие организации
создаются, как правило, с правами юридического
лица.
Некоммерческой организации
как юридическому лицу присущи следующие
характеристики: некоммерческая организация
должна иметь самостоятельный баланс
или смету, в праве в установленном порядке
открывать счета в банках на территории
Российской Федерации и за пределами ее
территории, имеет печать с полным наименованием
этой некоммерческой организации на русском
языке, вправе иметь штампы и бланки со
своим наименованием, а также зарегистрированную
в установленном порядке эмблему.
3.1.
порядок государственной регистрации
некоммерческой организации
В соответствии с порядком государственной
регистрации, установленным статьей 13.1
Федерального закона «О некоммерческих
организациях» решение о государственной
регистрации, служащее основанием для
внесения записи в ЕГРЮЛ, а значит для
возникновения правоспособности некоммерческой
организации, принимается уполномоченным
органом, который осуществляет проверку
учредительных документов создаваемого
юридического лица на соответствие Конституции
РФ и законодательству РФ и вправе отказать
в государственной регистрации в случае
обнаружившегося несоответствия учредительных
документов требованиям действующего
законодательства. Уполномоченный
орган (Министерство юстиции Российской
Федерации (Минюст России) является федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке и реализации государственной
политики и нормативно-правовому регулированию
в установленной сфере деятельности, в
том числе в сфере исполнения уголовных
наказаний, регистрации некоммерческих
организаций4)принимает решение о государственной
регистрации в течение 14 рабочих дней
со дня получения необходимых документов.
Затем документы направляются в регистрирующий
(налоговый) орган (Министерство Российской
Федерации по налогам и сборам является
уполномоченным федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим начиная с 1 июля
2002 г. государственную регистрацию юридических
лиц, с 1 января 2004 г. - государственную
регистрацию физических лиц в качестве
индивидуальных предпринимателей, а также
государственную регистрацию крестьянских
(фермерских) хозяйств.)5для внесения соответствующей
записи в Единый государственный реестр
юридических лиц. Такая запись должна
быть внесена в срок не более чем пять
рабочих дней со дня получения документов
от уполномоченного органа. После внесения
записи в ЕГРЮЛ налоговый орган сообщает
об этом уполномоченного органу, который
не позднее трех рабочих дней со дня получения
от регистрирующего органа информации
выдает свидетельство о государственной
регистрации.
3.2.
Круг лиц, которые могут быть заявителями
при государственной регистрации некоммерческой
организации
Круг лиц, которые могут быть
заявителями при государственной регистрации
некоммерческой организации, определен
Федеральным законом «О государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей».
В соответствии со статьей 9
указанного закона при государственной
регистрации юридического лица заявителями
могут являться следующие физические
лица:
- -руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица (во всех случаях, за исключением создания);
- -учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
- -руководитель юридического лица, выступающий учредителем регистрируемого юридического лица;
- -конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
- -иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом
органа местного самоуправления..
Случаи
уплаты государственной пошлины при государственной
регистрации
за государственную регистрацию
некоммерческой организации при создании |
4000 руб.
|
за государственную регистрацию
изменений, вносимых в учредительные документы
юридического лица |
800 руб.
|
за государственную регистрацию
ликвидации юридического лица (за исключением
случаев, когда ликвидация юридического
лица производится в порядке применения
процедуры банкротства) |
800 руб. |
В соответствии со статьей
333.33 Налогового кодекса Российской Федерации
государственная пошлина взимается в
следующих случаях и размерах:
В соответствии со статьей
333.33 Налогового кодекса Российской Федерации
государственная пошлина взимается в
следующих случаях и размерах:
Государственная пошлина должна
быть оплачена лицом, являющимся заявителем
при государственной регистрации создания,
в иных случаях - юридическим лицом, обращающимся
за совершением юридически значимых действий.
Документ, подтверждающий оплату
госпошлины, должен быть представлен в
уполномоченный орган в подлиннике.
3.3.
Нотариальное удостоверение документов
при государственной регистрации некоммерческой
организации
В нотариальном порядке требуется
засвидетельствовать только подпись заявителя
на заявлении о государственной регистрации
некоммерческой организации.
Действующий административный
регламент исполнения Министерством юстиции
Российской Федерации государственной
функции по принятию решения о государственной
регистрации некоммерческих организаций,
утвержденный Приказом Министерства юстиции
Российской Федерации от 31.03.2009 № 96 предусматривает
заверение представляемых для государственной
регистрации экземпляров уставов либо
подписью заявителя, либо нотариально.
Обязательного нотариального
удостоверения других документов, необходимых
для государственной регистрации, не требуется.
3.4.
срок представления документов для
государственной регистрации
В соответствии с пунктом 4 статьи
13.1 Федерального закона «О некоммерческих
организациях» документы, необходимые
для государственной регистрации создания
некоммерческой организации, представляются
в уполномоченный орган или его территориальный
орган не позднее чем через
три месяца со дня принятия решения
о создании такой организации.
В соответствии с частью 7 статьи
32 Федерального закона «О некоммерческих
организациях» некоммерческие организации
обязаны информировать уполномоченный
орган об изменении сведений, указанных
в пункте 1 статьи 5 Федерального закона
«О государственной регистрации юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей»,
за исключением сведений о полученных
лицензиях, в течение трех дней со дня
наступления таких изменений и представлять
соответствующие документы для принятия
решения об их направлении в регистрирующий
орган.
3.5.
Срок осуществления государственной
регистрации
Процесс государственной регистрации
разбит на две стадии. Уполномоченный
орган – Министерство юстиции Российской
Федерации (его территориальный орган)
принимает решение о государственной
регистрации в
течение 14 рабочих дней со дня получения
всех необходимых документов. После принятия
решения о государственной регистрации
уполномоченный орган направляет в регистрирующий
(налоговый) орган сведения и документы,
необходимые для осуществления налоговым
органом функций по ведению единого государственного
реестра юридических лиц. На основании
указанного решения и представленных
уполномоченным органом сведений и документов
регистрирующий орган в
срок не более чем пять рабочих дней
со дня получения этих сведений и документов
вносит в единый государственный реестр
юридических лиц соответствующую запись
и не позднее рабочего
дня, следующего за днем внесения такой
записи, сообщает об этом в орган, принявший
решение о государственной регистрации
некоммерческой организации. Орган,
принявший решение о государственной
регистрации некоммерческой организации, не
позднее трех рабочих дней со дня получения
от регистрирующего органа информации
о внесении в единый государственный реестр
юридических лиц записи о некоммерческой
организации выдает
заявителю свидетельство о государственной
регистрации.
В государственной регистрации
некоммерческой организации может быть отказано по
следующим основаниям:
1)если учредительные
документы некоммерческой организации
противоречат Конституции Российской
Федерации и законодательству
Российской Федерации;
2)если ранее
зарегистрирована некоммерческая
организация с таким же наименованием;
3)если наименование
некоммерческой организации оскорбляет
нравственность, национальные и
религиозные чувства граждан;
4)если необходимые
для государственной регистрации
документы, предусмотренные настоящим
Федеральным законом, представлены
не полностью, либо представлены
в ненадлежащий орган;
5)если выступившее
в качестве учредителя некоммерческой
организации лицо не может
быть учредителем в соответствии
с пунктом 1.2 статьи 15 Федерального
закона «О некоммерческих организациях»
(подробнее рассмотрено в п. 3.7)
6) если решение
о реорганизации, ликвидации некоммерческой
организации, о внесении изменений
в ее учредительные документы
или об изменении сведений, указанных
в пункте 1 статьи 5 Федерального
закона "О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей", принято лицом
(лицами), не уполномоченным на
то федеральным законом и (или)
учредительными документами некоммерческой
организации;
7) если установлено,
что в представленных для государственной
регистрации документах содержатся
недостоверные сведения;
8) в случае
неустранения в установленный срок оснований,
повлекших приостановление государственной
регистрации.
В случае, если представленные
для государственной регистрации документы,
предусмотренные настоящим Федеральным
законом, оформлены в ненадлежащем порядке,
уполномоченный орган вправе принять
решение о приостановлении государственной
регистрации некоммерческой организации
до устранения заявителем оснований, вызвавших
приостановление государственной регистрации,
но не более чем на три месяца.
Неустранение заявителем оснований,
вызвавших приостановление государственной
регистрации некоммерческой организации,
в установленный указанным решением срок
является основанием для принятия уполномоченным
органом решения об отказе в государственной
регистрации.
3.6
Учредители и учредительные документы
некоммерческой организации.
Учредителями некоммерческой
организации в зависимости от ее организационно-правовых
форм могут выступать полностью дееспособные
граждане и (или) юридические лица, иностранные
граждане и лица без гражданства, законно
находящиеся в Российской Федерации.