Понятие и система органов исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 19:22, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии с конституционным принципом разделения властей исполнительная власть является самостоятельной и независимой ветвью государственной власти. Ее основное назначение - организация практического исполнения Конституции и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направляемой на удовлетворение публичных (общественных) интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Содержание

1. Понятие и система органов исполнительной власти...........................................3
2. Система органов исполнительной власти в Российской Федерации..................5
3. Президент Российской Федерации.......................................................................6
4. Правительство Российской Федерации................................................................8
5. Государственная администрация.........................................................................9
6. Правовой статус правительства Российской Федерации....................................11
7. Органы исполнительной власти Субъектов Российской Федерации.................15
Список литературы..................................................................................................17

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 35.76 Кб (Скачать файл)

Правительство осуществляет руководство министерствами и ведомствами действующими, прежде всего, в экономической и социально-культурных сферах. Оно полностью отвечает за формирование, реализацию и результаты деятельности исполнительной власти в  этих сферах. В то же время Президент  непосредственно руководит государственной  администрацией, осуществляющей управление в таких сферах, как оборона, безопасность, внутренние дела, иностранные дела, предотвращение чрезвычайных ситуаций и ликвидация последствий стихийных  бедствий. Правительство вправе лишь координировать деятельность этих органов. Истоки такого разграничения руководящих  полномочий Президента и Правительства  заложены в ст. ст. 80, 83, 86, 87, 88 Конституции  РФ и закреплены ст. 32 закона "О  Правительстве Российской Федерации" 1997 г . Таким образом, в России, как  и во многих других полупрезидентских республиках, существует дуализм (двойственность) в руководстве исполнительной властью, которое осуществляют как Президент, так и Правительство. Этот дуализм проявляется также в порядке назначения должностных лиц федеральных исполнительных органов. Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности всех должностных лиц государственной администрации, назначение которых остается за пределами полномочий Президента. К ним относятся заместители федеральных министров, руководители федеральных органов исполнительной власти, не являющиеся министрами, их заместители, руководители органов и организаций при Правительстве РФ, члены коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

 

5. Государственная администрация

Государственная администрация на федеральном уровне представлена системой федеральных  органов исполнительной власти. Эта  система включает совокупность государственных  институтов различных организационно-правовых форм, виды которых определены Указом Президента РФ "О системе федеральных  органов исполнительной власти" от 14 августа 1996 г. № 1176. Содержание этой системы раскрывается через конкретную структуру ее организационных элементов, т.е. через конкретный перечень органов  исполнительной власти различных организационно-правовых форм, действующих в определенный период времени. Эта структура может  меняться в зависимости от изменения  целей и приоритетов социально-экономического развития, государственной политики в отношении отдельны отраслей управления. Она определяется Указами Президента РФ о структуре федеральных органов  исполнительной власти. Такие указы  издавались в 1996, 1997, 1998 и 2000 годах и  касались упразднения и реорганизации  отдельных министерств и ведомств и образования новой структуры  федеральных органов исполнительной власти 5.

Органы  федеральной государственной администрации, образующие ее конкретную структуру, создаются  только с таким наименованием  и статусом, которые предусмотрены  Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 1176. В соответствии с этим Указом на федеральном уровне действуют  органы исполнительной власти таких  организационно-правовых форм, как  министерства РФ, государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные  службы, российский агентства, федеральные  надзоры.

Министерство  РФ - это федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную  политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных законодательством, деятельность иных федеральных органов  исполнительной власти в этой сфере. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр (федеральный министр).

Государственный комитет РФ, федеральная комиссия РФ, - федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной  основе межотраслевую координацию  по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Возглавляет госкомитет и федеральную комиссию РФ Председатель, назначаемый и освобождаемый от должности Правительством РФ.

Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России - федеральные  органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу России возглавляет руководитель (директор), российское агентство - генеральный  директор, федеральный надзор - начальник. Руководителей всех этих органов  назначает и освобождает от должности  Правительство РФ, за исключением  руководителе органов, подведомственных Президенту РФ.

Территориальные органы министерств и ведомств РФ. Исполнительная власть РФ реализуется  не только через центральные органы государственной администрации, но и через их территориальные структуры  в тех случаях, когда эти органы образуют такие структуры. Территориальные  ораны созданы госкомитетом, Минобороны, Минюстиции, Министерством иностранных дел, Госатомнадзором и многими другими федеральными органами. Территориальные структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти образуют территориальный уровень системы исполнительной власти РФ. Эти территориальные органы именуются, как правило, главными управлениями или управлениями. Они возглавляются начальником, который назначается и освобождается от должности, руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти по согласованию с главой исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. В своей деятельности они руководствуются Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и правовыми актами управления соответствующего федерального органа исполнительной власти. Порядок создания и деятельности территориальных органов, размер ассигнований на их содержание устанавливает Правительство РФ. Главы исполнительной власти субъектов РФ вправе вносить предложения по вопросам деятельности этих органов на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ.

Вместе  с тем территориальные органы создаются в сфере исключительного  ведения Федерации и подчиняются  только вертикали своим ведомственными центральными органами.

 

 

 

6. Правовой статус правительства  Российской Федерации

Понятие и состав Правительства РФ. Правительство - это коллегиальный орган общей  компетенции, издающий от своего имени  административно-правовые акты и являющийся одним из основных институтов управления государственными делами. Правовой статус Правительства РФ определяется Конституцией РФ и федеральным конституционным  законом "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г. №2 - ФКЗ. Правительство  РФ представляет собой орган государственной  власти, осуществляющий исполнительную власть. Оно является коллегиальным  органом, возглавляющим единую систему  исполнительной власти в РФ. По общему правилу, Правительство РФ руководит  деятельностью всех федеральных  органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство которыми осуществляет Президент РФ. Руководство  Правительства распространяется на федеральные органы, действующие  в экономической и социально-культурных сферах, руководство Президента - на федеральные ведомства, управляющие  главным образом административно-политической сферой, и на само Правительство.

Президент РФ не является главой Правительства  РФ, но вправе председательствовать на его заседаниях, осуществлять контроль за его действиями и решениями, в  том числе за выполнением своих  указов. Он назначает (с согласия Государственной  Думы) Председателя Правительства РФ, назначает (по предложению Председателя Правительства РФ) и освобождает  от должности министров - членов Правительства. Таким образом, в состав Правительства  РФ не может быть определен без  решающего участия Президента РФ.

В состав Правительства РФ входит: Председатель правительства, его заместители  и федеральный министр.

Председатель  Правительства РФ возглавляет Правительство. В соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами  президента РФ он определяет основные направления деятельности Правительства  и организует его работу. Определение  основных направлений правительственной  деятельности происходит путем выбора Председателем Правительства главных  участков работы на которых должны быть сосредоточены усилия Правительства  в рамках целей и приоритетов  внутренней и внешней политики, определяемой Президентом РФ. Председатель Правительства  РФ представляет Правительство Российской Федерации и за ее пределами, ведет  заседание Правительства, обладая  правом решающего голоса, подписывает  правовые акты Правительства, представляет Президенту РФ предложения о поощрении  министров и наложении на них  взысканий.

Заместители Председателя Правительства РФ в  соответствии распределениям обязанностей между ними координируют работу федеральных  органов исполнительной власти, дают им поручения, контролируют их деятельность, участвуют при необходимости  в заседаниях коллегий этих органов.

Федеральные министры как члены Правительства  участвуют в подготовке его решений  и обеспечивают их исполнение. Они  не могут действовать вопреки  официальной позиции Правительства. В состав Правительства входит также  руководитель аппарата правительства - министр РФ. Понятие "федеральный  министр" распространяется как на руководителей министерств, так  и на руководителей других федеральных  ведомств, если этот ранг был им присвоен Президентом. Однако в этом случае руководитель ведомства не становится автоматически  членом Правительства с правом решающего  голоса на его заседании. Президентом  может быть введена должность  федерального министра не являющегося  руководителем федерального министерства. Таким образом, практическое количество правительства РФ определяется Президентом  РФ. При осуществлении своих полномочий министры подотчетны Правительству, а  по вопросам, отнесенным Конституцией РФ и федеральными законами к полномочиям  Президента, и Президенту РФ.

Президиум. Для решений оперативных вопроса  Правительство РФ по предложению  его Председателя может образовывать Президиум. Состав Президиума Правительства  определяются не законом и указом Президента, а самим Правительством. В соответствии с Постановлением Правительства от 1 октября 1998 г. № 1145 в него входят 12 членов Правительства: Председатель Правительства, 5 его заместителей, 6 федеральных министров: финансов, обороны, иностранных дел, государственного имущества, внутренних дел, экономики  и торговли. Заседание этого внутреннего  рабочего органа Правительства проводятся по мере необходимости (обычно раз в  неделю). Его решения принимаются  большинством голосов и не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства. Любое решение Президиума может быть отменено Правительством.

На  членов Правительства в связи  с их пребыванием в его составе  распространяются ограничения, предусмотренные  Законом "Об основах государственной  службы российской Федерации" 1997 г.

Общие и основные полномочия Правительства  РФ определены в статье 114 Конституции  РФ и в статье 13 Закона "О Правительстве  Российской Федерации" 1997г. В соответствии с этими нормативно-правовыми  актами Правительство РФ:

осуществляет  реализацию внутренней и внешней  политики Российской Федерации;

осуществляет  регулирование в социально-экономической  сфере;

разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

обеспечивает  в России единую финансовую кредитную, денежную политику;

осуществляет  управление федеральной собственностью;

обеспечивает  проведение единой государственной  политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального  обеспечения, экологии;

осуществляет  меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности  и общественного порядка, борьбе с преступностью, обороны и государственной  безопасности;

обеспечивает  единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;

формирует федеральные целевые программы  и обеспечивает их реализацию;

реализует предоставленное ему право законодательной  инициативы.

Общие полномочия Правительства РФ применительно  к отдельным сферам и областям жизнедеятельности государства  и общества конкретизируются в восьми статьях (ст. 14-21) Закона "О Правительстве  РФ" 1997г. Однако полномочия Правительства  не ограничиваются их перечнем, приведенном  в данных статьях. При определении  компетенции Правительства РФ используется принцип общего нормирования его  полномочий: Правительство осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ.

Правовыми формами реализации Правительством своих полномочий являются постановления  и распоряжения, которые обязательны  к исполнению в Российской Федерации. Постановления носят нормативный  характер, а распоряжения издаются по оперативным и текущим вопросам и не являются нормативными актами. Все правовые акты Правительства - как  распоряжения, так и постановления - могут быть обжалованы в суд. Правительство  вправе также принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие  правового характера.

В своей  деятельности Правительство руководствуется  принципами верховенства Конституции  РФ, федеральных конституционных  законов и федеральных законов, а также принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, профессионализма, гласности и обеспечения  прав и свобод человека и гражданина.

Основной  формой деятельности Правительства  как коллегиального органа являются его заседания, которые проводятся не реже одного раза в месяц. Они  могут носить открытый и закрытый характер. Подготовка и проведение заседания осуществляются в соответствии с регламентом Правительства  РФ 6. Все члены Правительства обязаны лично участвовать в его заседаниях, поскольку лишь они имеют право решающего голоса. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов Правительства.

Информация о работе Понятие и система органов исполнительной власти