Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 19:42, доклад
Договор перевозки является одним из договоров, регулирующих отношения по территориальному перемещению объектов или людей с помощью транспортных средств.
Транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Будучи урегулированы нормами права, эти отношения принимают форму обязательственно- правовых.
Понятия и стороны договора
Договор перевозки является одним
из договоров, регулирующих отношения
по территориальному перемещению объектов
или людей с помощью
Транспорт образует самостоятельную
сферу экономической
Все договоры перевозки делятся на договоры перевозки груза (почты), перевозки пассажира и его багажа, а так-же договоры фрахтования. Рассмотрим поподробнее каждый из них.
По договору перевозки груза (почты) перевозчик обязуется доставить переданный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом) (ст. 785 ГК РФ).
По договору перевозки пассажира и его багажа перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж и выдать его управомоченному на получение багажа лицу. Пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и за провоз багажа, если он есть. Заключение договора удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией (ст. 786 ГК РФ).
По договору фрахтования (чартер) фрахтовщик
обязуется предоставить фрахтователю
за плату всю или часть
Общие условия, порядок заключения и форма договоров перевозки определяются Гражданским Кодексом РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами и иными нормативно-правовыми актами.
Каждый из вышеуказанных видов договора перевозки может разделяться от вида транспорта, осуществляющего перевозки. По этому признаку разделяют договоры:
Существуют следующие образцы договоров перевозки:
Права и обязанности по договору
Транспортировке грузов всегда предшествует согласование основных условий
перевозки (сроков и количества транспортных средств, необходимых для
перевозки, а также объемов
и характера перевозимых
такого согласования состоит в наиболее рациональном и экономичном
использовании перевозочных средств, отвечающем запросам рынка. В период, когда
в регулировании экономики преобладали административные начала, подавляющая
часть перевозок планировалась в централизованном порядке. Именно поэтому во
все транспортные уставы и кодексы включались разделы о планировании перевозок.
В настоящее же время планирование перевозок, как правило, носит
технико-экономический, а не административно-правовой характер
Заключение договора перевозки груза требует наличия организационных
предпосылок. Они воплощаются во встречных действиях сторон обязательства
перевозки: перевозчик должен подать под погрузку исправные транспортные
средства, а грузоотправитель — предъявить груз к перевозке (ст. 791 ГК РФ).
Предпосылки заключения договора грузовой перевозки сегодня могут приобретать
правовые формы:
· заявок (заказов) на железнодорожном, речном, автомобильном и
воздушном транспорте;
· договоров об организации перевозок (годовых, навигационных и др.)
на любых видах транспорта;
· административно-плановых актов в упоминавшихся особых случаях.
Кроме того, иногда все организационные предпосылки заключения договора
перевозки груза просто содержатся в самом договоре перевозки, имеющем кон
сенсуальную природу.
При системе заявок (заказов) грузоотправители представляют перевозчику
сведения о своих потребностях в осуществлении перевозок. Подача заявки
обеспечивает завязку процесса транспортировки груза, но не считается офертой
в договоре перевозки.
Договор об организации перевозок заключается в порядке, установленном ст. 798
ГК. Такая форма
взаимоотношений между
применяется при систематических перевозках грузов на долгосрочной основе. Суть
этого договора в том, что перевозчик обязуется в установленные сроки принимать,
а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. По
своей природе он не является договором перевозки, носит консенсуальный,
взаимный характер и направлен на обеспечение планомерных отправок грузов.
Договоры об организации перевозок получили: разное наименование в транспортных
уставах и кодексах (годовой договор — на автомобильном транспорте,
навигационный — на внутреннем водном и др.). Существенными условиями договора
считаются объемы и сроки предоставления транспортных средств и предъявления
грузов к перевозке порядок расчетов сторон и пр.
Выполнение действий, указанных в ст. 791 ГК РФ , происходит в порядке,
установленном транспортным законодательством.
Ответственность сторон по договору
Имущественная ответственность участников обязательства по перевозке грузов
строится на
общих принципах
РФ).
В ст. 793 ГК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего
исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность,
установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а
также соглашением сторон. Вместе с тем ответственность в обязательствах по
перевозке имеет и значительную специфику, отличающую ее от обычной
ответственности за нарушение обязательств.
Прежде всего
она относится к случаям
право на полное возмещение убытков по сравнению с общим порядком. Ограничения
могут распространяться на упущенную выгоду и даже на часть реального ущерба.
Кроме того, такая ответственность в значительной мере является односторонне-
нормативной: соглашения перевозчиков с грузовладельцами (отправителями и
получателями) об ограничении или устранении установленной законом
ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда
такие соглашения допускаются транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст.
793 ГК Рф ). Следовательно, по соглашению сторон уровень ответственности
перевозчика, а также иных субъектов грузоперевозочного обязательства может
быть повышен. В транспортных уставах и кодексах принципы ответственности
были сформулированы более жестко: недействительными признавались всякие
соглашения перевозчиков с клиентурой, которые изменяли (понижали или
повышали) или вообще устраняли ответственность какой-либо стороны
обязательства ( ст. 126 УАТ).
Таким образом, ответственности за нарушение обязательств по перевозке ныне
свойственны:
· ограничение права на взыскание части убытков;
· запрет на уменьшение или Устранение нормативной ответственности
перевозчика;
· возможность определения ее размера и пределов по соглашению сторон в
установленных случаях.
Особенностью ответственности за нарушение обязательств по перевозке грузов
является также то, что она может наступать не только за нарушение уже
заключенного договора перевозки, но и за несовершение действий, связанных с
организацией перевозок. Такова ответственность перевозчика за неподачу
транспортных средств и отправителя за их неиспользование (ст. 794 ГК РФ ).
Она может вытекать как из договорного основания (принятой заявки, договора об
организации перевозок, чартера), так и из иных оснований, предшествующих
договору перевозки (административный акт при поставках по государственному
контракту). По своей природе такая ответственность является
гражданско-правовой. Ее отличает формальный характер: п. 2 ст. 794 ГК РФ
устанавливает примерный перечень обстоятельств, при наступлении которых
перевозчик или отправитель освобождаются от ответственности за неподачу
транспортных средств и их неиспользование (непредъявление груза к перевозке).
К их числу относятся:
· непреодолимая сила, а также иные явления стихийного характера
(заносы, наводнения, пожары) и военные действия;
· прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных
направлениях, которые установлены в порядке, предусмотренном транспортным
уставом и кодексом;
· иные случаи, предусмотренные транспортными уставами и кодексами
(прекращение производства на срок не менее трех суток, задержка отправителем
судов под разгрузкой и другие специфические для отдельных видов транспорта
случаи).
Перечень этих обстоятельств в ГК РФ , уставах и кодексах рассматривается как
исчерпывающий. Все иные, не попавшие в него обстоятельства, хотя бы их
наступление и не зависело от сторон, не освобождают отправителя и перевозчика
от ответственности за несовершение действий по организации перевозок. Это
означает, что
перевозчики и отправители
транспортных средств и за их неиспользование независимо от вины, на началах
предпринимательского риска.