Понятие и стороны договора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 19:42, доклад

Краткое описание

Договор перевозки является одним из договоров, регулирующих отношения по территориальному перемещению объектов или людей с помощью транспортных средств.
Транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Будучи урегулированы нормами права, эти отношения принимают форму обязательственно- правовых.

Вложенные файлы: 1 файл

Понятия и стороны договора.doc

— 54.00 Кб (Скачать файл)

Понятия и стороны  договора

Договор перевозки является одним  из договоров, регулирующих отношения  по территориальному перемещению объектов или людей с помощью транспортных средств.

Транспорт образует самостоятельную  сферу экономической деятельности. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Будучи урегулированы нормами права, эти отношения принимают форму обязательственно- правовых.

Все договоры перевозки делятся  на договоры перевозки груза (почты), перевозки пассажира и его багажа, а так-же договоры фрахтования. Рассмотрим поподробнее каждый из них.

По договору перевозки груза (почты) перевозчик обязуется доставить  переданный ему отправителем груз в  пункт назначения и выдать его управомоченному лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом) (ст. 785 ГК РФ).

По договору перевозки пассажира и его багажа перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж и выдать его управомоченному на получение багажа лицу. Пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и за провоз багажа, если он есть. Заключение договора удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией (ст. 786 ГК РФ).

По договору фрахтования (чартер) фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю за плату всю или часть вместимости  одного или нескольких транспортных средств на один или несколько  рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ст. 787 ГК РФ).

Общие условия, порядок заключения и форма договоров перевозки  определяются Гражданским Кодексом РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами и иными нормативно-правовыми актами.

Каждый из вышеуказанных видов  договора перевозки может разделяться  от вида транспорта, осуществляющего перевозки. По этому признаку разделяют договоры:

  • Железнодорожной (регулируется Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации". А также многочисленными правилами перевозки. Например, правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. N 111 и правила оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утв. постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2003 г. N 703.
  • Автомобильной (регулируется Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112, а также иными правилами перевозок груза.
  • Речной (регулируется Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ).
  • Морской (регулируется Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ).
  • Воздушной (регулируется Воздушным кодексом Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ).
  • Смешанной перевозки.

Существуют следующие образцы договоров перевозки:

  • по срокам действия - разовые и длительные;
  • по территориальному признаку - внутригосударственные и международные;
  • по числу транспортных предприятий, участвующих в перевозке - местные, прямые и прямые смешанные перевозки.

 

 

Права и обязанности по договору

 

Транспортировке грузов всегда предшествует согласование основных условий

перевозки (сроков и количества транспортных средств, необходимых для

перевозки, а также объемов  и характера перевозимых грузов). Основная задача

такого согласования состоит  в наиболее рациональном и экономичном

использовании перевозочных средств, отвечающем запросам рынка. В период, когда

в регулировании экономики  преобладали административные начала, подавляющая

часть перевозок планировалась  в централизованном порядке. Именно поэтому во

все транспортные уставы и  кодексы включались разделы о планировании перевозок.

В настоящее же время планирование перевозок, как правило, носит

технико-экономический, а не административно-правовой характер

Заключение договора перевозки груза требует наличия организационных

предпосылок. Они воплощаются во встречных действиях сторон обязательства

перевозки: перевозчик должен подать под погрузку исправные транспортные

средства, а грузоотправитель — предъявить груз к перевозке (ст. 791 ГК РФ).

Предпосылки заключения договора грузовой перевозки сегодня могут приобретать

правовые формы:

·        заявок (заказов) на железнодорожном, речном, автомобильном и

воздушном транспорте;

·         договоров об организации перевозок (годовых, навигационных и др.)

на любых видах транспорта;

·        административно-плановых актов в упоминавшихся особых случаях.

Кроме того, иногда все организационные предпосылки заключения договора

перевозки груза просто содержатся в самом договоре перевозки, имеющем кон

сенсуальную природу.

При системе  заявок (заказов) грузоотправители представляют перевозчику

сведения о  своих потребностях в осуществлении  перевозок. Подача заявки

обеспечивает  завязку процесса транспортировки  груза, но не считается офертой

в договоре перевозки.

Договор об организации  перевозок заключается в порядке, установленном ст. 798

ГК. Такая форма  взаимоотношений между перевозчиком и грузовладельцем

применяется при  систематических перевозках грузов на долгосрочной основе. Суть

этого договора в том, что перевозчик обязуется  в установленные сроки принимать,

а грузовладелец  — предъявлять к перевозке  грузы в обусловленном объеме. По

своей природе  он не является договором перевозки, носит консенсуальный,

взаимный характер и направлен на обеспечение планомерных отправок грузов.

Договоры об организации перевозок получили: разное наименование в транспортных

уставах и кодексах (годовой договор — на автомобильном  транспорте,

навигационный — на внутреннем водном и др.). Существенными условиями договора

считаются объемы и сроки предоставления транспортных средств и предъявления

грузов к  перевозке порядок расчетов сторон и пр.

Выполнение  действий, указанных в ст. 791 ГК РФ , происходит в порядке,

установленном транспортным законодательством.

 

 

Ответственность сторон по договору

 

Имущественная ответственность участников обязательства по перевозке грузов

строится на общих принципах ответственности в гражданском праве (гл. 25 ГК

РФ).

В ст. 793 ГК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения или  ненадлежащего

исполнения  обязательств по перевозке стороны несут ответственность,

установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а

также соглашением  сторон. Вместе с тем ответственность  в обязательствах по

перевозке имеет  и значительную специфику, отличающую ее от обычной

ответственности за нарушение обязательств.

Прежде всего  она относится к случаям ограниченной ответственности, сужающей

право на полное возмещение убытков по сравнению  с общим порядком. Ограничения

могут распространяться на упущенную выгоду и даже на часть реального ущерба.

Кроме того, такая  ответственность в значительной мере является односторонне-

нормативной: соглашения перевозчиков с грузовладельцами (отправителями и

получателями) об ограничении или устранении установленной законом

ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда

такие соглашения допускаются транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст.

793 ГК Рф ). Следовательно,  по соглашению сторон уровень  ответственности

перевозчика, а также иных субъектов грузоперевозочного обязательства может

быть повышен. В транспортных уставах и кодексах принципы ответственности

были сформулированы более жестко: недействительными  признавались всякие

соглашения  перевозчиков с клиентурой, которые  изменяли (понижали или

повышали) или  вообще устраняли ответственность какой-либо стороны

обязательства ( ст. 126 УАТ).

Таким образом, ответственности за нарушение обязательств по перевозке ныне

свойственны:

·       ограничение права на взыскание части убытков;

·       запрет на уменьшение или Устранение нормативной ответственности

перевозчика;

·       возможность определения ее размера и пределов по соглашению сторон в

установленных случаях.

Особенностью  ответственности за нарушение обязательств по перевозке грузов

является также  то, что она может наступать не только за нарушение уже

заключенного  договора перевозки, но и за несовершение действий, связанных с

организацией  перевозок. Такова ответственность  перевозчика за неподачу

транспортных  средств и отправителя за их неиспользование (ст. 794 ГК РФ ).

Она может вытекать как из договорного основания (принятой заявки, договора об

организации перевозок, чартера), так и из иных оснований, предшествующих

договору перевозки (административный акт при поставках по государственному

контракту). По своей природе такая ответственность является

гражданско-правовой. Ее отличает формальный характер: п. 2 ст. 794 ГК РФ

устанавливает примерный перечень обстоятельств, при наступлении которых

перевозчик  или отправитель освобождаются  от ответственности за неподачу

транспортных средств и их неиспользование (непредъявление груза к перевозке).

К их числу относятся:

·        непреодолимая сила, а также иные явления стихийного характера

(заносы, наводнения, пожары) и военные действия;

·        прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных

направлениях, которые установлены в порядке, предусмотренном транспортным

уставом и кодексом;

·        иные случаи, предусмотренные транспортными уставами и кодексами

(прекращение  производства на срок не менее трех суток, задержка отправителем

судов под разгрузкой и другие специфические для отдельных видов транспорта

случаи).

Перечень этих обстоятельств в ГК РФ , уставах  и кодексах рассматривается как

исчерпывающий. Все иные, не попавшие в него обстоятельства, хотя бы их

наступление и  не зависело от сторон, не освобождают  отправителя и перевозчика

от ответственности  за несовершение действий по организации  перевозок. Это

означает, что  перевозчики и отправители несут  ответственность за неподачу

транспортных  средств и за их неиспользование независимо от вины, на началах

предпринимательского риска.


Информация о работе Понятие и стороны договора