Понятие и формы внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 20:38, контрольная работа

Краткое описание

Одной из важнейших сфер деятельности российских предприятий на современном этапе является внешнеэкономическая. До падения административно-командной системы экономика нашего государства представляла собой замкнутый механизм. Долгие годы органами власти проводилась политика автаркии, являвшаяся тормозом экономического и технического прогресса. При такой политике отечественные предприятия не нуждались в выходе на внешние рынки, и развитие внешнеэкономической деятельности не представляло для них интереса.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 63.02 Кб (Скачать файл)

Введение

Одной из важнейших сфер деятельности российских предприятий  на современном этапе является внешнеэкономическая. До падения административно-командной системы экономика нашего государства представляла собой замкнутый механизм. Долгие годы органами власти проводилась политика автаркии, являвшаяся тормозом экономического и технического прогресса. При такой политике отечественные предприятия не нуждались в выходе на внешние рынки, и развитие внешнеэкономической деятельности не представляло для них интереса. После падения "железного занавеса" у предприятий появились возможности использования преимуществ внешнеэкономических связей, а также вхождения в мировой процесс интеграции и кооперации производства. Отечественные предприятия стали проявлять активность во внешнеэкономической деятельности.

В результате этого возникла объективная необходимость в  изучении внешнеэкономической деятельности. Ведь для наиболее эффективного ее осуществления очень важно обладать достаточными теоретическими и практическими  знаниями в этой области, которых, к  сожалению, не имеется у многих руководителей  на российских предприятиях. Внешнеэкономическая  деятельность начала активно изучаться  только в конце 80-х начале 90-х годов, когда плановая экономика изжила себя и разрушился "железный занавес". До этого времени она не представляла интереса для изучения, так как отечественные предприятия осуществляли свою деятельность только в масштабах нашей страны и не нуждались в выходе на внешние рынки. Сейчас ситуация коренным образом изменилась. Поэтому тема этого исследования представляется весьма актуальной и нуждающейся в изучении.  

1.Понятие  и формы внешнеэкономической деятельности

1.1. Понятие ВЭД

Внешнеэкономическая деятельность может  рассматриваться как деятельность государства по развитию сотрудничества с другими государствами в  области торговли, экономики, техники, культуры, туризма. Основной правовой формой такого сотрудничества являются международные договоры. Это могут  быть многосторонние договоры, устанавливающие  основные принципы и направления  взаимодействия государств в названных  сферах. Примером может служить Соглашение о сотрудничестве в области внешнеэкономической  деятельности государств-участников СНГ  от 15 мая 1992 г.

Кроме многосторонних, заключаются  двусторонние договоры, которые направлены на урегулирование двусторонних отношений  по конкретным вопросам. При этом такие  договоры играют значительную роль в  экономическом и ином сотрудничестве, поскольку в них; не только устанавливаются  права и обязанности договаривающихся сторон, но и определяются конкретные аспекты такого взаимного сотрудничества и проблемы, подлежащие урегулированию.

Двусторонние договоры, прежде всего  торговые, направлены, кроме того, на установление льготного режима для  лиц, занятых во внешней торговле. При этом в таких договорах, как  правило, предусматривается режим  наибольшего благоприятствования, означающий, что физическим и юридическим  лицам договаривающихся государств будут предоставлены права не менее благоприятные, чем для  таковых лиц третьих государств.

Государства могут устанавливать  и иные, кроме режима наибольшего  благоприятствования, льготные режимы. Так, страны участницы СНГ заключают  двусторонние договоры, направленные на создание режима свободной торговли. Суть этого режима заключается в  том, что договаривающиеся государства  не применяют таможенные пошлины, налоги и сборы в отношении товаров, произведенных на их территориях.

В то же время под внешнеэкономической  деятельностью понимается предпринимательская  деятельность, связанная с перемещением через таможенную границу Российской Федерации товаров (продукции) и  капитала (финансовых средств), а также  оказание услуг и выполнение работ  на территории иностранного государств.

Правовой формой реализации этой деятельности служат внешнеторговые контракты, являющиеся специфическим видом хозяйственного договора. В качестве примера можно  назвать договоры по экспорту или  импорту продукции, договор о  строительстве какого-либо объекта  на территории иностранного государства. Кроме традиционных видов внешнеэкономической деятельности (обмен товарами, оказание услуг и т.д.), появляются и новые виды, такие как передача высокого качества телефонных, радио- и телевизионных сигналов с помощью спутников и кабелей, купля-продажа программ для электронно-вычислительных машин и баз данных, топологий интегральных микросхем.

Объектами правового регулирования  внешнеэкономической деятельности являются отношения по экспорту-импорту  между хозяйствующими субъектами, а  также отношения, связанные с  оказанием слуг и выполнением  работ на территории иностранных  государств. Экспортно-импортные отношения  возникают по поводу поставки товаров (продукции) за рубеж или на территорию России. Отношения, возникающие при  ведении внешнеэкономической деятельности, могут также касаться, перемещения  капитала (финансовых средств) на территорию иностранного государства при осуществлении инвестирования или проведении расчётов.

Наряду с объектом правового  регулирования внешнеэкономической  деятельности можно выделить и предмет  конкретных правоотношений, возникающих  между хозяйствующими субъектами в  этой области. Предметом таких правоотношений являются поставка товаров, строительство  объектов, перевозка внешнеторговых грузов, инвестирование капитала на территории иностранных государств, оплата товаров, услуг, работ и т. д.

1.2. Формы осуществления ВЭД

В зависимости  от того, что является объектом внешнеэкономической  деятельности, необходимо выделить следующие  формы осуществления внешнеэкономической  деятельности:

  1. Внешнеторговая деятельность в узком смысле, т.е. деятельность по экспорту и импорту товаров, а также иным операциям по перемещению товаров и передаче имущественных прав;
  2. Внешняя торговля услугами и выполнение работ;
  3. Инвестиционная деятельность, или перемещение капиталов, т.е. вложение имущества в осуществление предпринимательской деятельности за рубежом; 
  4. Научно-техническое сотрудничество (перемещение объектов интеллектуальной собственности) – договоры о создании и/или передаче объектов интеллектуальной собственности, лицензионные договоры, научно-техническое сотрудничество (включая франчайзинг) ;


Итак, нами сделан первый предварительный  шаг в процессе  формирования правового определения понятия  «внешнеэкономической деятельности»  и его содержания с точки зрения видов (форм) деятельности. Как мы видели в примере с Пепси, в реальной ситуации эти формы переплетены  и их выделение осуществляется в  первую очередь в теоретических  целях – к примеру, для разграничения  сферы действия законов, международных  соглашений и т.д. Мы будем использовать данную классификацию в дальнейшем в учебных целях – при изучении особенной части права внешнеэкономической  деятельности, а также при анализе  термина «внешнеэкономическая деятельность»  с точки зрения законодательства.

 

1.3. Государственное воздействие на осуществление внешнеэкономической деятельности

Государственное воздействие на субъектов внешнеэкономической деятельности может быть прямым, например, предоставление конкретным экспертам льгот по уплате таможенных пошлин или косвенным, например, путем установления высоких импортных тарифов на какую-либо продукцию, с тем, чтобы побудить участников внешнеэкономической деятельности импортировать не эти, а другие товары.

Такое воздействие осуществляется путем принятия законодательных  и иных нормативных актов, регулирующих отношения, возникающие при ведении  внешнеэкономической деятельности, и имеет своей целью защиту как публичных, так и частных  интересен.

Государственное воздействие осуществляется по следующим направлениям:

а) обеспечение упрочения  экономики, ее стабильности и развития

Все государственное регулирование  направлено на эти цели, и частности  государство планирует экспортно-импортные  операции, осуществляет таможенный, а  также валютный контроль, обеспечивая  репатриацию валютной выручки с тем, чтобы не допустить оттока капитала из страны и, следовательно, защитить свои экономические интересы.

б) обеспечение безопасности здоровья граждан и защиты окружающей среды

Государство устанавливает специальные  требования к ввозу определенных товаров, предусматривая наличие у  импортера сертификата качества, ветеринарных, санитарных свидетельств. Обязательное наличие сертификата  и знака соответствия продукции  установленным требованиям предусмотрено  в Законе РФ «О сертификации продукции  и услуг» от 10 июня 1993 г.

в) обеспечение возможности  доступа отечественных хозяйствующих субъектов на зарубежные рынки

Повсеместно в практике мировой  торговли применяются ограничения  по импорту ряда товаров. Эти ограничения  могут быть как временными, так  и постоянными. Обладание информацией  по вопросам условий осуществления  экспорта является необходимой предпосылкой для успешного ведения внешнеэкономической  деятельности, для достижения должного уровня конкурентоспособности российских предпринимателей.

В этих целях российскому правительству  необходимо по примеру других государств создать систему по оказанию информационный и консультационных услуг отечественным  экспортерам, что обусловлено обязанностью государства содействовать развитию экономики, в том числе экспорту российских товаров. Соответствующая база для этого имеется в виде органов, представляющих Россию за рубежом и имеющих большие возможности по сбору необходимой информации.

г) обеспечение государственных  нужд

Закон России от 28 мая 1992 г. «О поставках  продукции и услуг для государственных  нужд» дает следующее определение  понятия государственных нужд: «государственные нужды—это потребность Российской Федерации в продукции, необходимой  для решения общенациональных проблем, реализации социально-экономических, оборонных, научно-технических, природоохранных и других целевых программ, а также иных задач».

При поставке продукции для государственных  нужд предусмотрено также льготное кредитование, освобождение предприятий, поставляющих такую продукцию на экспорт, от обязательной продажи части  валютной выручки.

д.) обеспечение конкурентоспособности  отечественных предпринимателей

С целью защиты российских предпринимателей и недопущении нанесения им материального ущерба устанавливаются, в частности. Специальные антидемпинговые и компенсационные пошлины им некоторые импортные товары, как это предусмотрено в ст. ст. 8, 9, 10,11 Закона «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г., а также путем издания специальных институтов, осуществляющих поддержку российских экспортеров.

Так, постановление Правительства  от 7 июля 1993 г. № 633 «Об образовании  Российского экспортно-импортного банка» предусматривает в целях  обеспечения государственной поддержки  внешней торговли создание Российского  экспортно-импортного банка. Банк создается  в форме акционерного общества закрытого  типа. Контрольный пакет акций  банка принадлежит государству.

Основными функциями Российского  экспортно-импортного банка являются предоставление и привлечение кредитов, финансирование и гарантирование экспортно-импортных  операций, и страхование рисков, связанных с этими операциями.

е.) обеспечение стимулирования развития отдельных отраслей экономики  и содействие научно-техническому прогрессу

В этих целях государство может  проводить льготное кредитование покупок  нового оборудования, осуществлять страхование  экспортных кредитов, предусматривать  ряд льгот по экспортно-импортным  операциям с тем, чтобы обеспечить модернизацию производства, повысить конкурентоспособность как с целью обеспечения нужд отечественной промышленности, так и с целью продвижения российских товаров на зарубежные рынки.

ж) обеспечение нужд отдельных отраслей экономики Обеспечение этих нужд может осуществляться государством различными способами. Например, чтобы обеспечить предприятия отдельных отраслей необходимым сырьем, государство может непосредственно через уполномоченные органы заключить договоры поставки продукции для государственных нужд, возможно, и содействие и обеспечении сырьем и оборудованием путем установления льготного режима импорта такой продукции, а также путем ограничения экспорта продукции, без которой не могут работать отечественные предприниматели.

 

    1. . Регулирование экспорта и импорта путем квотирования и лицензирования

Квотирование и лицензирование представляют собой нетарифный метод  государственного регулирования экспортно-импортных  операций.

Квотирование — это количественное ограничение какой-либо продукции (товаров), устанавливаемое государственными органами ни определенный срок.

Лицензирование — это выдача компетентными государственными органами разрешений на ввоз или вывоз определенных видов продукции (товаров).

Регулирование экспорта и импорта  путем квотирования предусмотрено  Таможенным кодексом РФ. Ст. 21 гласит: «На ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств могут устанавливаться ограничения исходи из соображений экономической политики, выполнения международных обязательств Российской Федерации, защиты экономическим основы суверенитета Российской Федерации, защиты внутреннего и потребительского рынка, в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц акции иностранных государств и их союзов и по другим достаточно важным основаниям в соответствии с актами законодательства Российским Федерации и международными договорами Российской Федерации»

Информация о работе Понятие и формы внешнеэкономической деятельности