Понятие коммерческой тайны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 01:22, реферат

Краткое описание

В 90-е годы коммерческая тайна предприятия определялась, как не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам. Но, к сожалению, данная норма действовала всего несколько месяцев, и вскоре была отменена Постановлением ВС РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 446-1. Так получилось, что долгое временя в нашей стране, были только государственные тайны. Коммерческих тайн не было, потому, как не было соответствующего закона. Федеральный закон РФ «О коммерческой тайне» разрабатывался более восьми лет и вступил в силу 16 августа 2004 года.

Содержание

Введение
1. Понятие коммерческой тайны
1.1. Сущность и значение коммерческой информации. Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны.
1.2. Порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне
2. Правовое регулирование коммерческой тайны
2.1. Установление режима коммерческой тайны
2.2. Ответственность работника за разглашение коммерческой тайны
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат интелектуальная собственность.rtf

— 236.53 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение

1. Понятие  коммерческой тайны

1.1. Сущность и значение коммерческой информации. Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны.

1.2. Порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне

2. Правовое  регулирование коммерческой тайны

2.1. Установление  режима коммерческой тайны

2.2. Ответственность  работника за разглашение коммерческой  тайны

Заключение

 

 

Введение 

 

     Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различного рода информации. Причем в  современных условиях информация представляет собой особого рода товар, имеющий  определенную ценность. Для предпринимателя  зачастую наиболее ценной является информация, которую он использует для достижения целей фирмы и разглашение  которой может лишить его возможностей реализовать эти цели, то есть создает  угрозы безопасности предпринимательской  деятельности. Конечно, не вся информация может, в случае ее разглашения, создавать  эти угрозы, однако существует определенная ее часть, которая нуждается в  защите.

  В 90-е годы коммерческая тайна предприятия определялась, как не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам.  Но, к сожалению, данная норма действовала всего несколько месяцев, и вскоре была отменена Постановлением ВС РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 446-1. Так получилось, что долгое временя в нашей стране, были только государственные тайны. Коммерческих тайн не было, потому, как не было соответствующего закона. Федеральный закон РФ «О коммерческой тайне» разрабатывался более восьми лет и вступил в силу 16 августа 2004 года.

     До  принятия закона в России граждане и фирмы были вынуждены самостоятельно охранять конфиденциальную информацию. Суд или прокуратура, изъяв коммерческие документы, не несли ответственность  за разглашение информации или передачу ее третьим лицам. Другими словами, надзорные или судебные органы при  проведении проверок финансовой деятельности какой-нибудь компании могли "случайно" передать нужную информацию ее конкурентам  и при этом остаться невиновными  с точки зрения закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение

1. Понятие  коммерческой тайны

1.1. Сущность и значение коммерческой информации. Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны.

1.2. Порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне

2. Правовое  регулирование коммерческой тайны

2.1. Установление  режима коммерческой тайны

2.2. Ответственность  работника за разглашение коммерческой  тайны

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

     Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различного рода информации. Причем в  современных условиях информация представляет собой особого рода товар, имеющий  определенную ценность. Для предпринимателя  зачастую наиболее ценной является информация, которую он использует для достижения целей фирмы и разглашение  которой может лишить его возможностей реализовать эти цели, то есть создает  угрозы безопасности предпринимательской  деятельности. Конечно, не вся информация может, в случае ее разглашения, создавать  эти угрозы, однако существует определенная ее часть, которая нуждается в  защите.

  В 90-е годы коммерческая тайна предприятия определялась, как не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам.  Но, к сожалению, данная норма действовала всего несколько месяцев, и вскоре была отменена Постановлением ВС РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 446-1. Так получилось, что долгое временя в нашей стране, были только государственные тайны. Коммерческих тайн не было, потому, как не было соответствующего закона. Федеральный закон РФ «О коммерческой тайне» разрабатывался более восьми лет и вступил в силу 16 августа 2004 года.

     До  принятия закона в России граждане и фирмы были вынуждены самостоятельно охранять конфиденциальную информацию. Суд или прокуратура, изъяв коммерческие документы, не несли ответственность  за разглашение информации или передачу ее третьим лицам. Другими словами, надзорные или судебные органы при  проведении проверок финансовой деятельности какой-нибудь компании могли "случайно" передать нужную информацию ее конкурентам  и при этом остаться невиновными  с точки зрения закона. Оглавление

Введение

1. Понятие  коммерческой тайны

1.1. Сущность и значение коммерческой информации. Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны.

1.2. Порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне

2. Правовое  регулирование коммерческой тайны

2.1. Установление  режима коммерческой тайны

2.2. Ответственность  работника за разглашение коммерческой  тайны

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

     Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различного рода информации. Причем в  современных условиях информация представляет собой особого рода товар, имеющий  определенную ценность. Для предпринимателя  зачастую наиболее ценной является информация, которую он использует для достижения целей фирмы и разглашение  которой может лишить его возможностей реализовать эти цели, то есть создает  угрозы безопасности предпринимательской  деятельности. Конечно, не вся информация может, в случае ее разглашения, создавать  эти угрозы, однако существует определенная ее часть, которая нуждается в  защите.

  В 90-е годы коммерческая тайна предприятия определялась, как не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам.  Но, к сожалению, данная норма действовала всего несколько месяцев, и вскоре была отменена Постановлением ВС РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 446-1. Так получилось, что долгое временя в нашей стране, были только государственные тайны. Коммерческих тайн не было, потому, как не было соответствующего закона. Федеральный закон РФ «О коммерческой тайне» разрабатывался более восьми лет и вступил в силу 16 августа 2004 года.

     До  принятия закона в России граждане и фирмы были вынуждены самостоятельно охранять конфиденциальную информацию. Суд или прокуратура, изъяв коммерческие документы, не несли ответственность  за разглашение информации или передачу ее третьим лицам. Другими словами, надзорные или судебные органы при  проведении проверок финансовой деятельности какой-нибудь компании могли "случайно" передать нужную информацию ее конкурентам  и при этом остаться невиновными  с точки зрения закона.

1. Понятие коммерческой тайны

1.1. Сущность и значение  коммерческой информации. Понятие коммерческой  информации и коммерческой  тайны. 

 

     Коммерческая  тайна - это информация, которая является секретной в том понимании, что  она в целом или в определенной форме и совокупности ее составляющих является неизвестной. Коммерческая тайна  не является легкодоступной для лиц, которые обычно имеют дело с видом  информации, к которому она принадлежит. В связи с этим, коммерческая тайна  имеет коммерческую ценность и выступает  предметом адекватных мероприятий  по сохранению ее секретности, применяемых  лицом, которое законно контролирует эту информацию.

     Коммерческая  тайна может включать в себя сведения технического, организационного, коммерческого, производственного и другого  характера, за исключением тех, которые  в соответствии с законом не могут  быть отнесены к коммерческой тайне.

Таким образом, коммерческая тайна - это информация, которой присуща совокупность следующих  признаков:

она не является государственной тайной;

коммерческая тайна имеет непосредственное отношение к уставной деятельности предприятия;

ее разглашение может причинить предприятию существенный материальный убыток;

на предприятии  действует адекватная система мероприятий  по ее защите.

     Анализ  законодательных актов промышленно  развитых стран по вопросам защиты коммерческой тайны позволяет определить совокупность сведений, сокрытие которых  противоречит интересам государства  и общества. В наиболее общем виде это информация:

 

о нерациональном природопользовании

о сверхнормативном загрязнении окружающей среды

о несоблюдении техники безопасности в производстве, представляющем реальную угрозу здоровью и жизни людей

о нарушении специального законодательства, регулирующего деятельность предпринимателей (например, законов о качестве продукции и защите прав потребителя)

о занятии  деятельностью, не предусмотренной  уставом данного предприятия  или запрещенной законами данной страны

 

о злоупотреблении  и недобросовестности руководителей  и работников фирмы

о фактах проявления недобросовестной конкуренции

о возможностях и реальных случаях, уклонения от правильной уплаты налогов

 

о причинах и фактах невыполнения договоров  и др.

   Гражданским кодексом Российской Федерации [1, ст. 139, п. 1] установлено, что «сведения, которые  не могут составлять служебную или  коммерческую тайну, определяются законом  и иными правовыми актами». В  настоящее время ст. 5 ФЗ «О коммерческой тайне» определяет перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну:

 

1) содержащихся  в учредительных документах юридического  лица, документах, подтверждающих факт  внесения записей о юридических  лицах и об индивидуальных  предпринимателях в соответствующие  государственные реестры;

 

2) содержащихся  в документах, дающих право на  осуществление предпринимательской  деятельности;

 

3) о  составе имущества государственного  или муниципального унитарного  предприятия, государственного учреждения  и об использовании ими средств  соответствующих бюджетов;

 

4) о  загрязнении окружающей среды,  состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и  радиационной обстановке, безопасности  пищевых продуктов и других  факторах, оказывающих негативное  воздействие на обеспечение безопасного  функционирования производственных  объектов, безопасности каждого  гражданина и безопасности населения  в целом;

 

5) о  численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об  условиях труда, в том числе  об охране труда, о показателях  производственного травматизма  и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих  мест;

 

6) о  задолженности работодателей по  выплате заработной платы и  по иным социальным выплатам;

 

7) о  нарушениях законодательства Российской  Федерации и фактах привлечения  к ответственности за совершение  этих нарушений;

 

8) об  условиях конкурсов или аукционов  по приватизации объектов государственной  или муниципальной собственности;

 

9) о  размерах и структуре доходов  некоммерческих организаций, о  размерах и составе их имущества,  об их расходах, о численности  и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного  труда граждан в деятельности  некоммерческой организации;

 

10) о  перечне лиц, имеющих право  действовать без доверенности  от имени юридического лица;

 

11) обязательность  раскрытия, которых или недопустимость  ограничения доступа, к которым  установлена иными федеральными  законами.

  Коммерческая тайна, в соответствии с гражданским законодательством РФ, это информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности. Следовательно, коммерческая тайна не может быть общеизвестной и общедоступной информацией, открытое ее использование несет угрозу экономической безопасности предпринимательской деятельности, в связи с чем предприниматель осуществляет меры по сохранению ее конфиденциальности и защите от незаконного использования.

 

 

 

 

1.2. Порядок отнесения  коммерческих сведений  к коммерческой  тайне

 

     Первым  вопросом, который необходимо решить при организации охраны коммерческой тайны, является определение круга  сведений, составляющих коммерческую тайну, а также возможное распределение  их по категориям важности в зависимости  от их ценности, характера и размера  ущерба, который может быть нанесен  предприятию при разглашении  этих сведений. К решению этой проблемы следует подходить особенно тщательно. Если какие-либо данные, прямые или  косвенные, будут упущены из внимания, то все принимаемые меры могут  оказаться неэффективными. С другой стороны, излишние меры по ограничению  доступа к информации осложнят работу и приведут к неоправданным экономическим  издержкам. Правильная организация  выделения и защиты коммерческой тайны должна не только не мешать работе предприятия, но даже способствовать его  прибыльной деятельности.

     При этом сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия, отражаются в  "Перечне сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, утверждаемом руководителем  предприятия. При разработке Перечня  необходимо учитывать требования ст. 5 ФЗ «О коммерческой тайне», в которой  оговорены сведения, которые не могут  составлять коммерческую тайну.

     Практика  показывает, что данный вопрос лучше  решать коллегиально. Для разработки Перечня приказом руководителя предприятия  создается комиссия из наиболее квалифицированных  и компетентных специалистов основных подразделений и представителей службы безопасности.

     Для подготовки перечня сведений, относящихся  к коммерческой тайне предприятия, целесообразно привлечь наиболее компетентных специалистов, знакомых как с деятельностью  предприятия в целом, так и  с работой отдельных подразделений. Создается группа в составе не более 4-5 человек, в которую желательно включить:

Информация о работе Понятие коммерческой тайны