Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2014 в 13:31, контрольная работа
В условиях конкурентного рынка информация приобрела статус самостоятельного объекта коммерческих отношений и пристального внимания конкурентов. Каждому бизнесмену, несомненно, есть, что скрывать от конкурентов. Обладание определенной сведениями во многом обеспечивает успешность коммерческой деятельности предприятия, исключает принятие ошибочных решений, способствует увеличению прибыли, помогает избежать убытков и лишних расходов, дает преимущество перед другими игроками рынка.
В условиях конкурентного рынка информация приобрела статус самостоятельного объекта коммерческих отношений и пристального внимания конкурентов. Каждому бизнесмену, несомненно, есть, что скрывать от конкурентов. Обладание определенной сведениями во многом обеспечивает успешность коммерческой деятельности предприятия, исключает принятие ошибочных решений, способствует увеличению прибыли, помогает избежать убытков и лишних расходов, дает преимущество перед другими игроками рынка.
Базы данных контрагентов и их ценовая
политика, производственные разработки
и стратегические планы развития – все
это является предметом пристального
интереса бизнес-структур и рыночным товаром,
а проблема защиты информации от несанкционированного
распространения уже давно стала актуальна
для большинства современных российских
предприятий. В коммерческий обиход прочно
вошла категория - «коммерческая тайна».
Официальное понятие коммерческой тайны
давно в Гражданском кодексе РФ и Федеральном
законе РФ «О коммерческой тайне».
Коммерческая тайна - как информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, любая информация, несанкционированное распространение которой может нанести ущерб ее законному владельцу (коммерческому предприятию или частному предпринимателю), который принял меры для ее защиты (ввел режим «коммерческой тайны»). При этом перечень сведений, которые не могут быть коммерческой тайной, установлен законом.
Признаки отнесения информации к коммерческой
тайне:
1. Такие сведения связаны с предпринимательской деятельностью компании.
2. Подобная информация принадлежит фирме и не является собственностью иных лиц.
3. «Секретные» сведения имею действительную или потенциальную коммерческую ценность для третьих лиц в силу своей неизвестности для них.
4. Собственник такой информации ограничил доступ к ней.
5. Фирма принимает необходимые меры к охране конфиденциальности этих сведений.
Сведения, содержащие коммерческую тайну,
определяются предприятием самостоятельно,
исходя, по общему правилу, из специфики
своей хозяйственной деятельности. Главный
признак конфиденциальной коммерческой информации - ее ценность
для конкурентов. К таким сведениям можно
отнести любые данные, связанные с осуществлением
предпринимательской деятельности.
Не может быть коммерческой тайной: Содержание учредительных документов предприятия, сведения о должностных лицах, которые могут действовать от имени фирмы без доверенности, о нарушениях законодательства и привлечении предприятия к ответственности, о численности, составе и системе оплаты труда не могут составлять коммерческую тайну. Годовую бухгалтерская отчетность.
государство обязало владельца
такой информации самому организовывать
и обеспечивать ее охрану.
Итак, предприятию необходимо:
1. определить перечень закрытой информации, т.е. круг сведений, которые станут коммерческой тайной. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, утверждается руководителем предприятия.
2. установить порядок обращения с секретными сведениями и контроль за соблюдением этих правил, иными словами – ограничить доступ к секретным сведениям.
3. организовать учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация будет предоставлена или передана.
4. включить в трудовые договоры с работниками пункты, предусматривающие ответственность за разглашение коммерческой тайны в течение всей работы на предприятии и установить срок, в течение которого сохраняется обязательство соблюдать конфиденциальность после увольнения.
5. включить положения о неразглашении в хозяйственные договоры с контрагентами, получающими доступ к коммерческой тайне.
6. пометить документы и другие носители закрытой информации грифом «Коммерческая тайна» с указанием полного наименования и местонахождения фирмы.
7. назначить ответственных лиц за соблюдение режима.
Из всего сказанного видно, что понятие «коммерческая тайна» включает в себя не только собственно секретную информацию. Это, в первую очередь, целый комплекс мероприятий, направленных на обеспечение режима секретности. Важнейшим условием их реализации будет являться правильно организованный документооборот. Разработке соответствующего раздела трудового договора или отдельного соглашения с работником, хозяйственного договора и локального нормативного акта необходимо уделить самое серьезное внимание, поскольку в случае несанкционированного распространения работником или деловым партнером такой информации, эти документы составят юридическую основу для привлечения этого лица к ответственности и взыскания причиненного ущерба.