Понятие конкуренции. Недобросовестная конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 00:47, реферат

Краткое описание

Конкуренция - это исходная категория, характеризующая сущность рыночной экономики. Имеется несколько определений этого понятия

Вложенные файлы: 1 файл

Конкуренция право.docx

— 69.53 Кб (Скачать файл)

Понятие конкуренции

Конкуренция - это исходная категория, характеризующая сущность рыночной экономики. Имеется несколько  определений этого понятия. Приведем некоторые из них:

1. Конкуренция - состязательность  хозяйствующих субъектов, когда  их самостоятельные действия  эффективно ограничивают возможность  каждого из них односторонне  воздействовать на общие условия  обращения товаров на соответствующем  товарном рынке (Закон о конкуренции  на товарных рынках).

Соответственно, конкуренция  на рынке финансовых услуг - состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные  действия эффективно ограничивают возможность  каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг (За кон о конкуренции на финансовых рынках).

Такое определение конкуренции  предполагает, что:

  • участниками рынка являются только хозяйствующие субъекты (предприятия, организации);
  • конкуренция присуща только совершенному рынку. Ни то, ни другое не является обоснованным, так как:
  • важнейшую роль в конкуренции играет рынок потребительских товаров (услуг), где активными участниками рынка на стороне покупателей выступают различные социальные группы населения;
  • наиболее интенсивная конкуренция реально имеет место в условиях достаточно "широкой" олигополии.

2. Конкуренция - борьба  фирм за ограниченный объем  платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных  им сегментах рынка.

Это определение предполагает только конкуренцию продавцов (предложение  превышает спрос), имеющую место  при олигополии в условиях развитой рыночной экономики.

3. Конкуренция - это центр  тяжести всей системы рыночного  хозяйства. Продавцы и покупатели  конкурируют между собой, чтобы  добиться каждый своей цели  за счет конкурентов (продавцы - более высокой прибыли; покупатели - более высокой полезности). Цена, установившаяся в ходе конкурентной  борьбы, выполняет функцию регулирования  спроса и предложения. В процессе  соперничества на рынке заключаются  сделки и изменяются доли участия  в рыночной сфере.

В этом неформальном определении  понятие конкуренции раскрывается более содержательно, так как  оно предполагает как совершенный, так и несовершенный рынок  и содержит указания о характере соперничества участников рынка, целевой направленности и функциях конкуренции.

Каждый субъект  предпринимательской деятельности имеет право на конкуренцию.

Субъектами конкуренции (конкурентами) являются хозяйствующие субъекты, в том числе финансовые организации.

Согласно ст. 4 Закона о  защите конкуренции под хозяйствующим  субъектом понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход. Таким образом, субъектами конкуренции на товарных рынках являются в первую очередь субъекты предпринимательской деятельности. К ним относятся индивидуальные предприниматели, унитарные и корпоративные предприятия, производственные кооперативы и другие коммерческие организации. Некоммерческие организации, вступающие в предпринимательские правоотношения для выполнения их уставных (основных) задач, также охватываются понятием «хозяйствующие субъекты» и выступают в качестве субъектов конкуренции.

Финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги: кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг. 
Установленные Законом о защите конкуренции запреты на действия (бездействие) хозяйствующих субъектов распространяются на действия (бездействие) группы лиц.

Группа лиц является специфическим  субъектом конкуренции. В отличие от хозяйствующего субъекта группа лиц не легализована, не легитимирована в качестве субъекта правовых отношений, кроме регулируемых антимонопольным законодательством. Более того, лица (или хотя бы одно из них), входящие в такую группу, отнюдь не заинтересованы в публичной огласке факта взаимного влияния и контроля друг над другом или совместного контроля над определенным товарным рынком.

В Антимонопольном законе содержится также понятие «аффилированные лица», являющееся более широким, чем понятие «группа лиц». Первое является родовым, а второе видовым понятием. Аффилированные лица не составляют единого субъекта права, хотя связи между ними имеют юридическое значение. Это значение выходит за рамки антимонопольного законодательства, в связи с чем вопрос об аффилированных лицах и понятие аффилированных лиц рассматриваются при анализе общих проблем предпринимательской правосубъектности.

При рассмотрении антимонопольного законодательства важно отметить, что аффилированными признаются лица, принадлежащие к одной и той же группе лиц. В случае выявления аффилированных лиц за ними устанавливается соответствующий контроль.

 

Антимонопольное законодательство РФ основывается на Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ и состоит из Закона о защите конкуренции, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ст. 3 Закона о защите конкуренции. Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности осуществляется также с помощью подзаконных нормативных правовых актов.

Закон о защите конкуренции  распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк РФ, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (ст. 3 Закона о защите конкуренции).

Закон о защите конкуренции  направлен на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности в РФ, защиту конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. 
Конкуренция является экономической категорией и означает состязательность, соперничество, борьбу между участниками рынка в достижении одной цели. В процессе осуществления хозяйственной деятельности, хозяйствующие субъекты соперничают по поводу лучших условий производства и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг. Главная цель соперничества конкурентов в процессе осуществления предпринимательской деятельности — получение максимально возможной прибыли. Достигать такой цели конкуренты могут как законными, так и незаконными средствами, например, злоупотребляя доминирующим положением. Законные средства можно квалифицировать как добросовестную конкуренцию, а незаконные — как недобросовестную конкуренцию.

К функциям конкуренции относят:

  • функцию регулирования (основные производственные факторы направляются в те сферы, где в них существует наибольшая потребность);
  • функцию мотивации (стимулирование предпринимателей снижать издержки производства, предлагать на рынке наилучшую по качеству и цене продукцию);
  • функцию распределения (перераспределение дохода в пользу наиболее продуктивных предпринимателей);
  • функцию контроля (ограничение односторонних действий предпринимателей и предоставление потребителю возможности выбора).
  • дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие остаются при своем, третьи — разоряются).

В целом конкуренция представляет собой многозначное явление. Ее называют основным механизмом осуществления  товарно-денежной формы взаимосвязи между производителями, основным механизмом рыночной экономики, важнейшим элементом хозяйственного механизма, свойством, чертой, атрибутом рынка, главным двигателем современного прогресса. Каждая из приведенных характеристик отражает те или иные стороны этого сложного явления.

Правовая сущность конкуренции  отражена в законах и других нормативных правовых актах.

Согласно ст. 4 Закона о  защите конкуренции конкуренция  — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается их возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Закон о защите конкуренции  определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами государственной власти и местного самоуправления (ст. 1 Закона). Поддержка свободы конкуренции — одна из основных целей антимонопольного регулирования. Термин «добросовестная конкуренция» (в отличие от недобросовестной) в Законе о защите конкуренции не употребляется. Тем не менее именно добросовестная конкуренция подразумевается в приведенном понятии. И поддержка именно добросовестной конкуренции гарантируется ст. 8 Конституции РФ.

В юридической литературе под конкурентными действиями понимаются совершаемые субъектами предпринимательства для приобретения ими правомерных преимуществ в своей деятельности, состязательные действия, направленные на получение прибыли посредством привлечения спроса покупателей (потребителей) и удовлетворения их потребностей.

Прибыль извлекается главным  образом посредством реализации соответствующего товара (работы, услуги) потребителю. А в результате такой реализации возможно и удовлетворение потребностей потребителей. 
Рынок финансовых услуг охватывается понятием «товарный рынок», поскольку законодатель приравнял финансовую услугу к товару.

 Следует учитывать, что само по себе количество производителей (продавцов) на рынке еще не обязательно предполагает наличие конкуренции между ними, так как последние могут заключить различные соглашения, исключающие конкуренцию: например по поддержанию единых цен, объема товаров, по разделу рынка и т.д. Поэтому количество продавцов и покупателей, отсутствие барьеров для входа на рынок и другие факторы выступают в качестве условий осуществления конкурентных действий (существования конкурентных отношений), а не содержания таковых.

Федеральный антимонопольный  орган утверждает порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции. Признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (в том числе сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке).

 Свобода совершения конкурентных действий имеет законодательные ограничения в отношении:

 содержания конкурентных действий;

 субъектов, имеющих право осуществлять конкурентные действия;

 сфер предпринимательской деятельности, в которых могут осуществляться конкурентные действия.

Ограничения и запреты, касающиеся содержания конкурентных действий, установлены  в действующем законодательстве РФ. Так, не допускается экономическая  деятельность, направленная на монополизацию  и недобросовестную конкуренцию (ч.2 ст.34 Конституции РФ). Запрету подлежат также использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (абз.2 п.1 ст.10 ГК РФ).

 Законодательство содержит запреты на совершение конкретных ценовых и неценовых конкурентных действий. Из числа ценовых действий противоправными являются: установление монопольно высоких или монопольно низких цен, демпинговых цен и некоторые другие. Из неценовых действий к неправомерным относятся, например, продажа товара с незаконным использованием товарного знака и иных средств индивидуализации субъекта предпринимательства, дискредитация конкурентов в рекламе и др.

 Важнейшим результатом совершения конкурентных действий, как следует из законодательных определений конкуренции, должно быть ограничение возможности субъектов предпринимательства в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров (работ, услуг) на соответствующем рынке. В противном случае следует говорить не о конкуренции, а о монопольном (доминирующем) положении. Однако определений таких важнейших понятий, как "общие условия обращения товаров" и "общие условия предоставления финансовых услуг", нормативные акты не содержат.

 Представляется, что основополагающим общим условием обращения (оборота) товаров (работ, услуг, в том числе финансовых) является предусмотренная законом свобода совершения сделок (договоров) по продаже и приобретению товаров (работ, услуг) на рынке, включая свободу установления договорных цен (ст.421 ГК РФ).

 

 

Недобросовестная  конкуренция


Недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести ущерб их деловой репутации (ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Исходя из приведенных  понятий, недобросовестная конкуренция  может осуществляться посредством только активных действий хозяйствующих субъектов. При этом действия хозяйствующих субъектов направлены на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности. Чтобы действия хозяйствующих субъектов квалифицировать как недобросовестную конкуренцию, необходимо доказать, что эти действия являются противоправными, т.е. противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

С одной стороны, включение  морально-нравственных категорий в  нормативный правовой акт и придание им юридического значения можно расценивать  позитивно, тем более, если речь идет о регулировании конкурентных отношений. Для России это особо актуально, поскольку в нашей стране построение общества конкурентной экономики начиналось в условиях духовной разрухи. С другой стороны, названные морально-нравственные категории в определенной степени неконкретны, что может служить причиной их различного толкования и даже некоторого злоупотребления ими как со стороны хозяйствующих субъектов, так и со стороны государственных органов, применяющих законы.

Еще одним признаком недобросовестной конкуренции является причинение убытков другим хозяйствующим субъектам либо нанесение ущерба их деловой репутации. При этом, чтобы действия хозяйствующих субъектов квалифицировать как недобросовестную конкуренцию, достаточно лишь угрозы причинения убытков или нанесения ущерба деловой репутации другим хозяйствующим субъектам. 
В ст. 14 Закона о защите конкуренции приводятся возможные формы недобросовестной конкуренции. Перечень этих форм не является исчерпывающим. Согласно ч. 1 данной статьи не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

  • распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
  • введение в заблуждение в отношении характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
  • некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
  • продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, работ, услуг;
  • незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Первая из приведенных  форм недобросовестной конкуренции (распространение ложных, неточных или искаженных сведений) характеризуется тем, что хозяйствующий субъект распространяет недостоверную информацию о конкуренте. Данная форма недобросовестной конкуренции называется еще прямой дискредитацией конкурента. Вторая форма недобросовестной конкуренции (введение в заблуждение) заключается в том, 
что хозяйствующий субъект распространяет недостоверную информацию о своих товарах. Третья форма недобросовестной конкуренции (некорректное сравнение) называется еще косвенной дискредитацией конкурента. Четвертая форма (введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности) выражается в смешении товаров хозяйствующего субъекта и его конкурентов (паразитировании). Пятая форма, связанная с раскрытием охраняемой законом информации, направлена на дезорганизацию деятельности конкурента.

Согласно ч. 2 ст. 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, работ или оказываемых услуг. 
Решение федерального антимонопольного органа о нарушении положений ч. 2 названной статьи в отношении приобретения и использования права на товарный знак направляется заинтересованным лицом в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности для признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку. 
Закон о защите конкуренции по существу приравнивает формы недобросовестной конкуренции к формам монополистической деятельности.

Понятие монополии. Естественные монополии


Закон о защите конкуренции, как и Антимонопольный закон, не дает определения понятия «монополия». Нет такого определения и в  других нормативных правовых актах. В работах российских ученых-юристов, а также в зарубежных правовых доктринах, например в США, монополия  рассматривается как антипод  конкуренции.

Термин «монополия» используется в российском законодательстве и  юридической литературе для характеристики:

  • доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке (предприятия, занимающие доминирующее положение, часто называют предприятиями-монополистами);
  • особых полномочий (привилегий, прав) субъектов предпринимательства на осуществление какого-либо вида предпринимательской деятельности на рынке.

Монополия рассматривается  также как тип структуры товарного  рынка — рыночная структура, включающая одну фирму, уникальную продукцию и практически непреодолимые барьеры на входе для других хозяйствующих субъектов. Понятие «монополия» отражает концентрацию капитала, производства, торговли в руках одного или нескольких хозяйствующих субъектов

Если исходить из того, что  с правовой точки зрения монополия  представляет собой исключительное право на какие-либо действия или объекты, то можно выделить три основных типа монополий.

Создаваемые или функционирующие  при непосредственном регулирующем воздействии со стороны государства. К ним относятся государственные и естественные монополии. Данные монополии являются легальными. Государственные и естественные монополии возникают на законном основании. 
Возникающие в результате обладания исключительными правами, например, на объекты интеллектуальной собственности. Такие монополии также являются легальными.

Монополии, образуемые самостоятельно хозяйствующими субъектами (доминирующее положение). Эти монополии называют искусственными, рыночными.

Государственные монополии  могут создаваться в соответствии с законодательством и действуют, как правило, в течение определенного времени. Так, согласно ст. 4 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», государственная монополия на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории РФ может вводиться федеральным законом.

Естественные монополии  характеризуются тем, что их формирование происходит объективно и не зависит  от воли людей или государства. Функционирование естественных монополий, в силу их природных свойств и истоков (отсюда и название — «естественные»), целесообразно и эффективно только в условиях фактической монополии, при регулировании и определенной поддержке со стороны государства. В сферах естественных монополий закладывается основа для функционирования всей экономики.

Природные свойства и истоки естественных монополий предопределяют и их заведомую невыгодность для экономики. Поэтому в ряде стран естественные монополии находятся в ведении государства, хотя, например, в силу изменения политической ситуации, такие сферы могут денационализироваться (как это происходило с железнодорожным транспортом в Великобритании). Тем не менее, передача сфер естественных монополий в частную собственность и, соответственно, образование хозяйствующих субъектов, приносящих прибыль (а иначе не могут действовать корпоративные предприятия), далеко не всегда необходимы и оправданы. Это касается и форм регулирования деятельности субъектов естественных монополий.

Закон о естественных монополиях распространяется на отношения, которые  возникают на товарных рынках РФ и  в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Предусмотренное данным законом регулирование деятельности субъектов естественных монополий не может применяться в сферах деятельности, не относящихся к естественным монополиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ст. 2 Закона о естественных монополиях).

Деятельность субъектов  естественных монополий регулируется также специальными законами, к которым, в частности, относятся: Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (в ред. от 30 декабря 2004 г.), Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»' (в ред. от 9 мая 2005 г.), Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»2 (вред, от 7 июля 2003 г.) и др. 
Под естественной монополией в ст. 3 Закона о естественных монополиях понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Субъектами естественных монополий являются хозяйствующие  субъекты (юридические лица), занятые производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Согласно ст. 4 Закона о  естественных монополиях, данным законом  регулируется деятельность субъектов  естественных монополий в следующих сферах:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • транспортировка газа по трубопроводам;
  • железнодорожные перевозки;
  • услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
  • услуги общедоступной электрической и почтовой связи;
  • услуги по передаче электрической энергии;
  • услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
  • услуги по передаче тепловой энергии.

Органами регулирования  естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

  • ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;
  • определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей (ст. 6 Закона о естественных монополиях).

Согласно Положению о  Федеральной службе по тарифам, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 332, ФСТ является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной  службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331, ФАС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа). ФАС, в частности, осуществляет контроль и надзор:

- за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и результатом которых может являться ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка;

- за соблюдением требований обеспечения доступа на рынки услуг естественных монополий и оказанием услуг субъектами естественных монополий на недискриминационных условиях;

- за соблюдением установленных законодательством о естественных монополиях требований об обязательности заключения договоров субъектами естественных монополий.

Согласно ст. 11 Закона о  естественных монополиях, органы регулирования естественных монополий вправе:

  • принимать обязательные для субъектов естественных монополий решения о введении, об изменении или о прекращении регулирования, о применении методов регулирования, предусмотренных этим федеральным законом, в том числе об установлении цен (тарифов);
  • принимать в соответствии со своей компетенцией решения по фактам нарушения данного закона;
  • направлять субъектам естественных монополий обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений закона, в том числе об устранении их последствий, о заключении договоров с потребителями, подлежащими обязательному обслуживанию, о внесении в заключенные договоры изменений, о перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной ими в результате действий, нарушающих закон;
  • принимать решения о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него;
  • направлять органам исполнительной власти и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или об изменении принятых ими актов, не соответствующих закону, и (или) о прекращении нарушений закона;
  • принимать решения о наложении штрафа на субъект естественной монополии;
  • привлекать к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа руководителей субъектов естественных монополий, должностных лиц органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в случаях, предусмотренных законом; 
    обращаться в суд с иском, а также участвовать в рассмотрении в суде дел, связанных с применением или с нарушением закона;
  • осуществлять иные полномочия, установленные законами.

Хозяйствующие субъекты, доминирующие на рынке

Информация о работе Понятие конкуренции. Недобросовестная конкуренция