Понятие муниципальное хозяйство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 22:38, реферат

Краткое описание

В основе развития местного сообщества, как правило, лежат экономические процессы. Поэтому экономическую деятельность местного сообщества чаще всего описывают с помощью поня¬тий «муниципальная экономика» и «муниципальное хозяйство». При этом соотношение этих терминов, как и их содержание, имеет различное толкование.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие муниципального хозяйства…………………………………4
2. Проблемы развития и исходные понятия теории муниципального хозяйства……………………………………………………………….6
3. Субъекты и объекты муниципального хозяйства……………………8
4. Структура муниципального хозяйства……………………………….9
5. Инфраструктура муниципального хозяйства……………………….10
Заключение………………………………………………………………………11
Список используемой литературы……………………………………………..12

Вложенные файлы: 1 файл

реферат-муниципальное хозяйство.docx

— 31.17 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Факультет: Государственное и муниципальное  управление

Специальность: Государственное и муниципальное  управление

 

РЕФЕРАТ

 

 

по дисциплине «Муниципальное хозяйство»

ТЕМА:

«Понятие муниципальное хозяйство»

 

Выполнила:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

 

 

Введение………………………………………………………………………….3

    1. Понятие муниципального хозяйства…………………………………4
    2. Проблемы развития и исходные понятия теории муниципального хозяйства……………………………………………………………….6
    3. Субъекты и объекты муниципального хозяйства……………………8
    4. Структура муниципального хозяйства……………………………….9
    5. Инфраструктура муниципального хозяйства……………………….10

Заключение………………………………………………………………………11

Список используемой литературы……………………………………………..12 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В основе развития местного сообщества, как  правило, лежат экономические процессы. Поэтому экономическую деятельность местного сообщества чаще всего описывают  с помощью понятий «муниципальная экономика» и «муниципальное хозяйство». При этом соотношение этих терминов, как и их содержание, имеет различное толкование.

Муниципальная экономика представляет собой относительно новый раздел отечественной экономической науки. Это во многом объясняет отсутствие четкого определения предмета исследования, неразработанность понятийного и научно-иссле- довательского аппарата и в свою очередь определяется проблемами и особенностями не только российской, но и зарубежной практики местного самоуправления.

Так, прежде всего, необходимо отметить, что  в мировой экономической науке муниципальная экономика часто сводится к городской экономике. Среди причин такого подхода обычно называют индустриальный характер современной цивилизации, в которой большинство населения живет и производит национальное богатство в городах. (По данным ООН, в 2000 г. городскими жителями было 66% населения земли.) При этом экономика города определяется как наука, изучающая пространственный выбор фирм и домохозяйств. Однако такая позиция не учитывает роли муниципалитетов в социально-экономическом развитии территорий и, прежде всего, реализации функции производства общественных товаров.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие муниципального хозяйства

 

Под хозяйством понимается некоторая  совокупность хозяйственных субъектов  ограниченных видом собственности, определенным характером деятельности, территорией на которой осуществляется деятельность.

Государственное хозяйство любой современной  страны ограничено её границами, а сами права государства при осуществлении  хозяйственной деятельности на прямую зависимость от формы собственности  хозяйствующих на его территории субъектов.

Государство имеет ряд особенностей при осуществлении  хозяйственной деятельности, поскольку  оно с одной стороны выступает  как равноправный субъект хозяйственных  отношений с другой стороны, как  субъект, выполняющий в силу своего особого статуса функцию регулирования  хозяйственных отношений на своей  территории. МСУ несет на себе как  признаки государства, так и признаки хозяйственного субъекта. В этой двойственности природы МСУ кроется корень долгих дискуссий в определении муниципального хозяйства.

Первая группа исследователей рассматривает муниципальное хозяйство лишь как совокупность предприятий и учреждений, относящихся к муниципальной собственности (коммунальное хозяйство) и подходят к решению вопроса с позиции кому принадлежит данная собственность.

Подобный  подход снимает с органов МСУ  заботу о создании условий для  развития территории МО и значительно  снижает их интерес в создании условий для инвестиционной и  иной деятельности, направленной на создание благоприятных условий для хозяйствования на данной территории.

Вторая группа исследователей к муниципальному хозяйству относит всю совокупность хозяйств, расположенных на территории МО, поскольку властные полномочия органов МСУ распространяется на его хозяйствующие субъекты, что ставит МСУ с другими хозяйствующими и предполагает известные монопольные права, а так же дает им необоснованные преимущества в конкуренции с частным сектором на территории МО. При подобном подходе происходит размывание понятий власти и подрыв её авторитета, что приводит к недобросовестному исполнению МСУ той части общественных дел, исполнение которых возложено на нее законом.

По определению  Велихова муниципальное хозяйство  – это деятельность города в лице его городских публичных органов  направленные к удовлетворению известных  коллективных потребностей городского населения

Муниципальное хозяйство – совокупность предприятий  и учреждений, осуществляющих на территории МО хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных потребностей населения.

Система МСУ занимает особое место в государстве и выполняет 2 важнейшие функции:

  1. Связь между государством и населением;
  2. Связь между государством и мелкими собственниками.

МСУ обладает всеми признаками власти и обязательностью  её исполнения для населения МО. Статья 3 конституции РФ гласит: «народ осуществляет свою власть непосредственно, через органы государственной власти и органы МСУ».

Велихов определяет 4 основных отличия органов  государственной власти и органов  МСУ, вызванных общественным характером этой власти.

  1. МСУ в отличии от госвласти – это власть подзаконная, действующая в пределах и на основании законов принимаемых госвластью.
  2. МСУ возможно лишь тогда, когда строго определена часть общественных дел, которыми оно занимается.
  3. Для реализации полномочий по предметам введенья МСУ должно иметь собственные ресурсы в виде самостоятельного бюджета и муниципальной собственности.
  4. Эта власть требует обязательного наличия представительства населения, то есть она выборная по своей природе.

Формирование  введенья предметов МСУ происходит с 2-х сторон:

  1. Со стороны населения, которое поручает исполнение органам МСУ определенных функций
  2. Со стороны государства, которое передает не только функции, но и полномочия по принятию от его имени общеобязательных решений, оставляя за собой право контроля за исполнением по результатам деятельности.

МСУ –  власть производная от государственной, действующая с позволения государства и в рамках четко обозначенных государством в законе.

 

 

 

2.  Проблемы развития и исходные понятия теории муниципального хозяйства

Особенности муниципального хозяйства как научной дисциплины всецело вытекают из внутренних признаков этого хозяйства. В «Основах городского хозяйства» он писал: «Наука о муниципальном, т. е. единичном, хозяйстве, руководимом единой волей, интересуется не столько причинами, сколько планомерно поставленными и осуществляемыми целями. Она носит, следовательно, не каузаль- но-теоретический и абстрактный характер, а характер прикладной, описательный (идиографический) и телеологический. Муниципальная наука как практически прикладная дисциплина в первооснову свою кладет знание города и общие законы урбанизма, с одной стороны, и общую экономическую теорию — с другой. Однако не только в развитии и углублении отдельных частей этих наук, в их применении к практике состоит задача муниципальной науки ».

Теория муниципального хозяйства  — наука достаточно молодая. Она зародилась в конце XIX в., но до сих пор не имеет четко оформленного и устоявшегося научного аппарата. Во многом это связано с тем, что муниципальное хозяйство развивалось не в виде самостоятельной научной дисциплины, а в рамках различных наук. Так, история города рассматривалась теоретиками общей истории и истории хозяйства, теория современного города — экономистами и социологами, городское самоуправление — специалистами по государственному и административному праву, городские планировка и строительство разрабатывались архитекторами и инженерами, городская санитария — гигиенистами, социальная политика муниципалитетов — школой катедер-социализма и т. д. По мнению JI.A. Велихова, наиболее богатый источник коммунального и, в частности, муниципального знания находится, без сомнения, в Германии — этой классической стране самого полного и строгого городского благоустройства. Группой немецких ученых составлена почти исчерпывающая (для страны) «Энциклопедия коммунального знания» в четырех солидных томах. В Германии также созданы первые высшие учебные заведения, специально посвященные муниципальному знанию, а именно основанная в Дюссельдорфе в 1911 г. «Академия коммунального управления» с юридическим уклоном и в Кельне в 1914 г. «Высшая муниципальная школа». В начале XX в. муниципальная наука начинает активно развиваться в США, где в 1914 г. в Чикаго открывается «Муниципальная академия» (с техническим уклоном). В России наука о муниципальном хозяйстве активно разрабатывается в первой трети XX в. Так, в Петербурге в 1909 г. возник и просуществовал 9 лет специально созданный муниципальный журнал «Городское Дело», вокруг которого сгруппировались теоретики и практики муниципального хозяйства. В Москве вопросы городского хозяйства рассматривали «Известия Московской городской думы». В 1922-1927 гг. были организованы съезды завкомхозов, появились специальные коммунальные журналы, два коммунальных музея, был опубликован целый ряд трудов, посвященных систематизации отдельных вопросов коммунального, в частности муниципального знания, и, наконец, был основан коммунальный вуз. Однако изменение политической ситуации в стране привело к ослаблению интереса и фактически полному свертыванию исследований по вопросам муниципального хозяйства вплоть до 1980-1990 гг.

Концентрация  производства и населения в городах  объясняется "рядом преимуществ, получаемых как производителями, так и потребителями. Подобные преимущества могут носить различный характер. Абсолютное преимущество — преимущество, которым обладает город, способный, используя данный объем ресурсов, производить больше, чем другие города, располагающие тем же количеством ресурсов. На первый взгляд, торговля этого города с другими будет лишена смысла. Однако целесообразность торговли определяется не абсолютными, а сравнительными преимуществами, поскольку, даже если один город в состоянии обеспечить себя всем набором благ в большом объеме, он может извлечь дополнительную выгоду из специализации на выпуске продукции, где он обладает большим преимуществом. Сравнительное преимущество — преимущество, которым обладает город, если может произвести данный товар с меньшими альтернативными затратами, чем другие города.

 

  1. Субъекты и объекты муниципального хозяйства

Муниципальное хозяйство можно  представить как совокупность субъектов и объектов, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение потребностей населения. В теории муниципального хозяйства принято выделять две основные субъект-объектные группы.

Органы местного самоуправления играют особую роль в муниципальном хозяйстве.

 

С другой стороны, как субъект хозяйственной  деятельности, обладающий определенной собственностью, любой орган местного самоуправления изначально наделен всеми базовыми признаками предпринимательской структуры и потому имеет полное право вступать в экономические взаимоотношения с любыми другими хозяйствующими субъектами — предприятиями, учреждениями, организациями как находящимися, так и не находящимися в муниципальной собственности.

 

 

  1. Структура муниципального хозяйства

Структура муниципального хозяйства может быть определена как совокупность локализованных на территории компонентов (частей, элементов) и связей всех видов деятельности, определяемых системой общественного разделения труда и делением на сферы трудовой деятельности (отрасли, подотрасли, виды производства).

 

Одним из исходных критериев типологии  структуры муниципального хозяйства является функциональный подход, впервые предложенный для экономического анализа А. Фишером (1934) и впоследствии уточненный К. Кларком (1940) в рамках его исследований по экономике города. В соответствии с ним в структуре муниципального хозяйства можно выделить: ■ первичный сектор — деятельность, связанная с получением

первичных ресурсов, ассоциируемых с фактором производства «земля» (сельское и лесное хозяйство, рыболовство, горнодобывающая промышленность);

  • вторичный сектор — отрасли обрабатывающей промышленности;
  • третичный сектор — сфера услуг, строительство, ремесленная деятельность (ремонт обуви, швейные ателье и др.).

 

В современных условиях происходит усложнение общественной жизни и производственных процессов, это сопровождается дальнейшей специализацией деятельности. В 1960-х гг. произошла так называемая третичная революция (тертиаризация) — революция услуг.

 

 

 

 

 

  1. Инфраструктура муниципального хозяйства

Информация о работе Понятие муниципальное хозяйство