Понятие нормативно-правового акта, его признаки и виды в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 12:57, курсовая работа

Краткое описание

Демократическое развитие России, становление цивилизованного рынка и правового государства – это те задачи, которые стоят в данный момент перед современным российским обществом. Представляется, что их решение немыслимо без построения эффективно действующей, логичной, непротиворечивой и сбалансированной нормативно – правовой базы, включающей в себя различные виды актов. Их изучение является традиционным направлением научных исследований, которое не только не потеряло своей актуальности, но и приобрело в свете реалий сегодняшнего дня особую теоретическую и практическую значимость, что обусловлено множеством объективных факторов, среди которых важнейшими являются преобразование правовой системы современного российского государства, реальное претворение принципа верховенства закона в правовой действительности, формирование эффективных механизмов обеспечения прав и свобод граждан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие нормативно-правового акта, его признаки и виды в Российской Федерации 4
2. Порядок подготовки, государственной регистрации, опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов в РФ 8
3. Действие нормативно-правового акта во времени, в пространстве и по кругу лиц......................................................................................................................12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................................17

Вложенные файлы: 1 файл

Система нормативно-правовых актов в РФ.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

9. Направление  принятого (утвержденного) правового  акта управления в Министерство юстиции РФ для его государственной регистрации (если в силу действия специальных нормативных актов это является обязательным).

10. Официальное  опубликование правового акта  управления и вступление его в силу [7, стр. 128].

 

3. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВГО АКТА ВО ВРЕМЕНИ,

 В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ

 

Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу и утраты им юридической силы.

Нормативно-правовые акты могут вступать в силу.

а) с момента принятия;

б) со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие (таким временем может быть момент опубликования);

в) по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования.

Утрата юридической силы происходит вследствие:

а) истечения срока, заранее установленного в самом нормативном акте;

б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта;

в) замены одного нормативно-правового акта другим актом, устанавливающим новые правила регулирования той же социальной сферы.

По общему правилу закон обратной силы не имеет, то есть он не распространяется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу. На практике это означает, например, что суд даже во время действия нового закона будет решать дело в соответствии с прежним законом, если имущественный спор возник до вступления в силу нового закона. В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу:

а) если указание на это имеется в самом акте;

б) если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответственность.

Также в порядке исключения может быть применен еще один принцип действия нормативно-правового акта во времени - «переживание закона», когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может продолжать регулирование некоторых вопросов.

Таким образом, нормальным, типичным принципом действия закона во времени является принцип немедленного действия, когда закон с момента вступления его в силу действует только «вперед»: ревизии сложившихся до него юридических прав и обязанностей он не производит.

В пространстве нормативно-правовые акты в зависимости от своего вида могут действовать трояким образом:

а) распространяться на всю территорию государства;

б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны;

в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории [9, стр. 57].

При этом под государственной территорией понимается часть земного шара (включающая в себя сушу, недра, воздушное и водное пространство), которая находится под суверенитетом данного государства и на которую государство распространяет свою власть. Суверенитет государства распространяется на территорию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящихся в открытом море или космосе.

Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью. Принцип экстерритори-альности означает, что в пределах границ любого государства в соответствии с нормами международного права могут находиться участки территории и лица, на которых не распространяется юрисдикция данного государства.

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. Однако из этого правила имеются исключения:

а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Вооруженных Силах России);

б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству;

в) некоторые нормативно-правовые акты Российской Федерации распространяют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс).

Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрасту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение своей работы я хочу указать, что в нормативном регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. В правовом государстве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом коренных интересов, прав и свобод личности. Нормативно-правовые акты следует отличать от иных формально схожих (но не правовых) актов, содержащих типичные нормативные предписания, выраженные в документально-письменной форме. Все нормативно-правовые акты должны функционировать как единая система, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам. Выделяются следующие основные специфические черты нормативно-правового акта. Во-первых, нормативно-правовой акт, принимаемый только высшим представительным органом - парламентом (Федеральным Собранием - в России), представляющим в формально-юридическом смысле весь народ, или же непосредственно самим народом путем референдума. Во-вторых, нормативно-правовой акт обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, верховенством и является главенствующей формой права. В-третьих, закон как источник права, исходящий от высшего представительного органа, выражающего (по крайней мере теоретически) волю и интересы всего общества или народа, тоже должен отражать волю и интересы всего общества или народа. Для отечественной и зарубежной правовой теории довольно традиционным стало рассмотрение закона в качестве выразителя «общей воли». В-четвертых, закон, в отличие от других нормативно-правовых актов, издается по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С его помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важные общественные отношения. В-пятых, закон принимается, изменяется и дополняется в особом законодательном порядке. Законодательная процедура существует в каждом государстве. Она закрепляется, как правило, особыми актами - положениями или регламентами высших органов государственной власти и является объективно необходимой.

Изменения в правовом регулировании в России, продолжающиеся с начала 90-х годов прошлого века кардинально изменили всю отечественную систему правового регулирования. В первую очередь эти изменения затронули систему законодательства. Именно система нормативных правовых актов рассматривается теперь как главный инструмент правового воздействия на совокупность общественных отношений, остальные формы права выполняют роль вспомогательного правового регулятора.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Борисов Г. А. «Теория государства и права: учебник». Белгород: Изд-во БелГУ, 2013. – 292с.

2. «Государство и право», 2012, № 8. Статья «Кодификационные акты, их специфика и значение в системе права».

3. Мелехин А. В. «Теория государства и права: учебник». – М.: Маркет ДС, 2011. – 640с.

4. Старилов Ю. Н. «Курс общего административного права» 3 т. Т. II: Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА - М), 2012. — 600 с.

5. Сырых В. М. «Теория государства и права: Учебник для вузов» - 3-е изд. М.:ЗАО Юстицинформ, 2010. – 704 с.

6. Скурко Е.В. Правотворчество и  формирование системы законодательства РФ в условиях глобализации. Актуальные проблемы (По материалам «круглого стола» ИГП РАН) // Государство и право, 2010, № 4

7. Хабриева Т.Я. Российская конституция  и эволюция федеративных отношений // Государства и право, 2012, № 8.

8. Хропанюк В. Н. Теория государства  и права. Учебное пособие. - М., 2011.

9. Шалютин Б.С. Закон и закон (юр.) // Законность, 2011, № 4.

10. Яценко В. Н. Судебный контроль нормативных актов // Государство и право, 2013, № 11.

 

 


Информация о работе Понятие нормативно-правового акта, его признаки и виды в Российской Федерации