Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 04:55, контрольная работа
Граждане Российской Федерации вступают в различные общественные отношения во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни и имеют соответствующие права и обязанности. Положение ст. 60 Конституции РФ о возможности самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности соответствует положению действующего гражданского законодательства о наступлении гражданского совершеннолетия по достижении 18-летнего возраста. С этого момента гражданин становится полностью дееспособным (ст. 21 ГК). Дееспособный гражданин может самостоятельно заключать договоры, распоряжаться собственностью, выдавать доверенности, совершать иные юридические действия, что обеспечивает ему возможность принимать активное участие в общественной жизни. Он несет самостоятельную ответственность за свои действия.
содержание:
Введение…………………………………………………………
Граждане Российской Федерации вступают в различные общественные отношения во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни и имеют соответствующие права и обязанности. Положение ст. 60 Конституции РФ о возможности самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности соответствует положению действующего гражданского законодательства о наступлении гражданского совершеннолетия по достижении 18-летнего возраста. С этого момента гражданин становится полностью дееспособным (ст. 21 ГК). Дееспособный гражданин может самостоятельно заключать договоры, распоряжаться собственностью, выдавать доверенности, совершать иные юридические действия, что обеспечивает ему возможность принимать активное участие в общественной жизни. Он несет самостоятельную ответственность за свои действия.
Однако возможны ситуации, когда гражданин в силу своего малолетнего возраста или психического расстройства не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и обязанности и защищать свои законные интересы. В этих случаях он нуждается в посторонней помощи, оказание которой и является целью установления опеки или попечительства.
Институт опеки и попечительства регулируется нормами семейного права, как, по моему мнению, подотрасли гражданского права, но гражданское право вообще, естественно, играет здесь огромную роль. Однако если Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) определяет общие положения, касающиеся опеки и попечительства, то Семейный кодекс РФ (СК РФ) уделяет внимание в основном опеке над несовершеннолетними.
При написании работы я знакомилась с действующим законодательством по данному вопросу и сравнивала его с существовавшим ранее. Я также изучила труды ученых-правоведов на эту тему, в частности, работы Ершовой Н.Е. Собранный ею теоретический и практический материал представляет собой большой структурированный объем аналитического видения проблемы опеки и попечительства.
1. Понятие опеки, попечительства и патронажа в гражданском праве
Опека и попечительство традиционно рассматривались в теории как комплексный институт семейного и гражданского права, в рамках которого осуществляется правовое регулирование отношений, направленных на восполнение недостающего объема дееспособности граждан. Кроме того, опека и попечительство являются формой воспитания детей, лишившихся родительской заботы.
Каждый участник правовых отношений, в том числе и гражданин, должен обладать правосубъектностью. Она складывается из двух составляющих: правоспособности и дееспособности. Правоспособность - это способность индивида иметь права и нести обязанности. Ею наделен каждый человек с момента рождения. Дееспособность - это способность своими действиями приобретать права, принимать на себя обязанности и исполнять их. Осуществление прав и обязанностей предполагает, что гражданин сознает значение и предвидит последствия своих действий, в том числе и те негативные последствия, которые связаны с совершением им неправомерных действий, невыполнением взятых им на себя обязательств. Это требует определенных знаний и жизненного опыта, поэтому закон связывает наступление дееспособности в полном объеме с достижением определенного возраста. В гражданском праве он равен 18 годам. Гражданин, достигший этого возраста, вправе самостоятельно осуществлять весь объем прав и обязанностей, закрепленный в законе.
Соответственно разграничивается и правовое регулирование отношений по опеке и попечительству по новому гражданскому и семейному законодательству: права и обязанности опекунов и попечителей, установленные в целях воспитания несовершеннолетних детей, переданных под опеку (попечительство), определяются семейным законодательством, тогда как гражданско-правовым регулированием опосредуются в целом отношения, возникающие по поводу приобретения, осуществления и исполнения гражданских прав и обязанностей в интересах других граждан. С этой точки зрения гражданское, семейное и гражданско-процессуальное законодательство рассматривают опекунов и попечителей наряду с родителями (усыновителями) в качестве законных представителей малолетних и несовершеннолетних детей, недееспособных и ограниченно дееспособных граждан (ст. 26, 28-30 ГК, ст. 48 ГПК, 145-146 СК).
Целями опеки и попечительства, таким образом, являются: защита прав и интересов недееспособных или неполностью дееспособных граждан, их представительство во всех учреждениях и организациях, в том числе в судах, без специального полномочия (ст. 31 ГК), а в отношении детей, которым опека (попечительство) избраны в качестве формы воспитания, - и содержание, воспитание, образование подопечных1.
В отличие от ранее действовавшего законодательства, предусматривающего опеку над имуществом, новый ГК установил институт его доверительного управления (ст. 38 ГК). В рамках данного института орган опеки и попечительства определяет управляющего имуществом и заключает с ним договор о доверительном управлении.
Другим имуществом подопечного распоряжается опекун (попечитель) по правилам ст. 37 ГК.
Опека и попечительство различаются объемом возлагаемых на опекуна и на попечителя полномочий, исходя из объема дееспособности их подопечных: опека устанавливается над малолетними (до 14 лет) и недееспособными гражданами, а попечительство - над несовершеннолетними (в возрасте от 14 до 18 лет) и гражданами, ограниченными в дееспособности по суду.
Разновидностью попечительства является патронаж (ст. 41 ГК), устанавливаемый по просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять, защищать свои права и исполнять обязанности. Полномочия попечителя в рамках патронажа определяются договором поручения или доверительного управления имуществом.
Органами опеки и попечительства являются
органы местного самоуправления, самостоятельно
определяющие свою структуру.
Функции по опеке и попечительству
в отношении несовершеннолетних, как правило,
возлагаются на отделы (управления) образования
либо специально созданные с этой целью
отделы (комитеты) семьи и детства, опеки
и попечительства.
В отношении недееспособных и ограниченно
способных граждан функции по опеке и
попечительству возлагаются на отделы
(управления) здравоохранения либо уполномоченные
ими учреждения.
Функции по опеке и попечительству несовершеннолетних
и нетрудоспособных граждан могут быть
возложены и на органы социальной защиты
населения.
Функциональные обязанности соответствующих
органов и должностных лиц органов местного
самоуправления, осуществляющих подбор кандидатов в опекуны (попечители),
доверительных управляющих, подготовку
необходимых документов для назначения
опекунов (попечителей), надзор и контроль
за их деятельностью, определяются законодательством
субъектов РФ, правовыми актами, издаваемыми
органами местного самоуправления в пределах
их компетенции2.
Назначение опекуна или попечителя производится
постановлением главы администрации по
месту жительства лица, нуждающегося в
опеке или попечительстве, в течение месяца
с момента, когда указанным органам стало
известно о необходимости установления
опеки или попечительства (ст. 35 ГК).
В отдельных случаях опека или попечительство
могут быть назначены по месту жительства
опекуна (попечителя). Если в течение месяца
опекун (попечитель) не назначен, исполнение
его обязанностей временно возлагается
на соответствующий орган опеки и попечительства.
Назначение (неназначение) опекуна или
попечителя может быть обжаловано в суде
заинтересованными лицами.
Опекунами (попечителями), как правило,
назначаются близкие родственники подопечного,
а при их отсутствии или нежелании - другие
лица с их согласия и с учетом требований,
предъявляемых законом к опекуну (попечителю).
В отношении граждан, находящихся или
помещенных в воспитательные, лечебные
и аналогичные им учреждения функции опекунов
и попечителей осуществляют указанные
учреждения.
Прекращение опеки и попечительства возможно
в трех формах (ст. 39-40 КГ).
1. Освобождение опекунов (попечителей)
от исполнения ими своих обязанностей
производится органом опеки и попечительства
в случае возвращения несовершеннолетнего
его родителям или его усыновления; при
помещении подопечного в соответствующее
воспитательное, лечебное и аналогичное
им учреждение; по просьбе опекуна (попечителя)
при наличии уважительных причин, делающих
невозможным дальнейшее выполнение им
своих функций не по его вине.
2. Отстранение опекуна (попечителя)
возможно в случае ненадлежащег
В подобных случаях орган опеки и попечительства
обязан принять необходимые меры для привлечения
бывшего опекуна (попечителя) к ответственности:
возбудить уголовное дело, предъявить
иск о возмещении ущерба, причиненного
подопечному, и др.
3. Прекращается опека (попечительство)
по достижении установленного законом возраста, при вступлении
несовершеннолетнего в брак, его эмансипации
(п. 2 ст. 21 и ст. 27 ГК), а также по решению
суда о признании подопечного дееспособным
или об отмене ограничений его дееспособности.
Прекращение опеки и попечительства в
любой из трех форм оформляется постановлением
главы администрации.
Гражданский и семейный кодексы РФ содержат достаточно четкий перечень требований к опекунам, а также закрепляют их права и обязанности. В соответствии с законодательством опекуном или попечителем может стать гражданин, достигший 18-летнего возраста, полностью дееспособный. Не может стать опекуном или попечителем гражданин, хотя и удовлетворяющий всем указанным условиям, но лишенный родительских прав.
Данный перечень требований расширен в п. 3 ст. 146 СК РФ, где сказано, что опекунами или попечителями не могут также стать лица:
1) страдающие хроническим
2) ранее отстраненные от
3) у которых дети были отобраны без лишения родительских прав, т.е. ограниченные в родительских правах;
4) бывшие усыновители, если усыновление было отменено по их вине;
5) которые по состоянию здоровья
не могут осуществлять воспитан
Рассматривая пункт 5 перечисленных требований, нужно сказать, что 1 мая 1996 года постановлением Правительства РФ №542 был утвержден специальный перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять ребенка под опеку (попечительство), взять в приемную семью. К их числу относятся:
- туберкулез;
- заболевания внутренних органов
- злокачественные
- инфекционные заболевания, до снятия с диспансерного учета;
- психические заболевания, вследствие которых больной был признан недееспособным или ограниченно дееспособным;
- алкоголизм, наркомания, токсикомания;
- заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II групп, исключающей трудоспособность3.
При выборе опекуна или попечителя должны учитываться и его личные качества, способность выполнения им данных обязанностей, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве. Для соблюдения последнего правила по возможности стараются учитывать желание самого подопечного. Согласие подопечного с кандидатурой попечителя обязательно и при установлении патронажа.
Особую роль личные качества опекуна играют при установлении опеки над душевно больными. Совместное проживание с человеком психически нездоровым создает множество житейских проблем, хлопотно в бытовом отношении и далеко не всегда бывает вполне безопасным. Кроме того, нужен известный навык в обращении с больным человеком, опыт применения психотропных лекарств и знание симптомов заболевания, требующих своевременного врачебного вмешательства4. Естественно, что легче и лучше с проблемами ухода справляются ближайшие родственники больного, привыкшие к нему за время совместного проживания. Тем более что на их стороне бывают и личные симпатии подопечного, значительно облегчающие уход за ним.
В случаях, когда столь близких родственников из числа возможных кандидатов на опекунство нет, предпочтительнее выбирать опекуна из числа социально положительных людей, имеющих определенный медицинский опыт и изъявивших желание взять на себя подобные обязанности.
При установлении опеки или попечительства над несовершеннолетними к опекунам и попечителям также предъявляется ряд дополнительных требований. Так как основная задача подобной опеки и попечительства - это создание для несовершеннолетнего условий, максимально приближенных к семейному воспитанию, предпочтение при выборе опекуна или попечителя отдается семейным парам. Также желательно, чтобы ребенок знал своего опекуна (попечителя) до установления опеки или попечительства, что способствовало бы установлению между ними теплых, доверительных отношений. Поэтому при наличии малейшей возможности, опекуна или попечителя для несовершеннолетнего стараются подбирать из числа его родственников или людей, с которыми ребенок хорошо знаком.
Немаловажное значение для регулирования правового статуса опекунов и попечителей имеет положение о необходимости согласия гражданина на выполнение подобных обязанностей. Данное правило отсутствовало в отечественном законодательстве вплоть до 1967 года, когда был принят Кодекс о браке и семье РСФСР. Объясняется это тем, что Кодекс законов о браке семье и опеке был принят в 1927 году, когда еще сохранялся высокий процент детской беспризорности. Основной задачей стоявшей перед институтом опеки и попечительства было спасение детей от голода и смерти, с чем вполне мог справиться любой гражданин. Однако на практике случаи, когда гражданина назначали опекуном или попечителем без его согласия, были крайне редки.
По общему правилу опека и попечительство носят безвозмездный характер. Содержание подопечного осуществляется за счет его имущества, пенсии или пособия. Это позволяет защитить интересы подопечного и избежать согласия на назначение опекуном или попечителем из корыстных побуждений.
Осуществление опекуном (попечителем) своих обязанностей начинается с момента вынесения органом исполнительной власти местного самоуправления решения о назначении опекуна (попечителя). Ему выдается опекунское удостоверение. Являясь законным представителем подопечного, опекун может совершать все действия, которые мог бы совершать подопечный, если бы был полностью дееспособным. Закон предусматривает и определенные исключения из этого правила, имеющие целью оградить подопечного от возможных злоупотреблений со стороны опекуна. Так, в соответствии с п. 2 ст. 37 ГК РФ опекун не вправе совершать, а попечитель - давать соглашение на совершение ряда сделок, таких как дарение, обмен, сдача в аренду имущества подопечного и т.д., влекущих уменьшение имущества подопечного без согласия органов опеки и попечительства.
Информация о работе Понятие опеки, попечительства и патронажа в гражданском праве