Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 15:41, курсовая работа
Цели:
1. Дать определение понятию «свобода совести».
2. Раскрыть нормативное содержание права граждан на свободу совести в Российской Федерации.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. ПОНЯТИЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИ………………………………………6
1.1. Анализ понятия «свобода совести» в юридическом и философском аспектах………………………………………………………………………………6
1.2. Нормативное содержание права граждан на свободу совести в Российской Федерации…………………………………………………………………………..12
Глава 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………18
2.1. Взаимодействие государственных органов и религиозных объединений…...........................................................................................................18
2.2. Гарантии свободы совести……………………………………………….……26
Заключение…………………………………………………………………………30
Список использованной литературы ………………………………………..……33
Местный уровень – включает в себя решения органов муниципального (местного) самоуправления, принятые ими в рамках своей компетенции по обращениям граждан и религиозных объединений.
В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Это открывает возможности применения норм международного права органами власти РФ в своей деятельности по регулированию и защите прав и свобод человека и гражданина, в том числе и применительно к проблемам свободы веры, религий и убеждений. В некоторых регионах страны стали уже действительностью судебные решения по защите конституционных прав граждан, опирающиеся на международные нормы. Таким образом, мы можем говорить и о международно-правовом уровне законодательства РФ о свободе совести. 13
Если говорить о конституционных принципах свободы вероисповедания и свободы совести, то следует отметить, что Основной закон вобрал в себя все достижения современного правоведения и соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, относящихся к регулированию и обеспечению свободы вероисповедания и свободы совести. В первых двух главах Конституции РФ «Основы конституционного строя» и «Права и свободы человека и гражданина» представлены и охарактеризованы те базисные положения, которые определяют взаимоотношения человека и государства и чрезвычайно важны для обеспечения религиозной свободы, а также характеризуют содержание и сущность свободы совести.
Например, статья 28 Конституции РФ, гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Эта формулировка в значительной мере повторяет подходы, свойственные статье Международного пакта о гражданских и политических правах, в которой свобода совести и религии соединяется со свободой мысли, включая в нее свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений.14
Следует помнить, что статья 28 Конституции непосредственно посвящена правам человека в области религии. Конечно, она не единственная, регулирующая отношения в этой области. Добавим, что в Конституции РФ закреплены и некоторые другие важные для утверждения религиозной свободы принципы: равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от их отношения к религии; неотчуждаемость прав и свобод и принадлежность их каждому от рождения; право на получение и распространение информации любым законным способом; запрет на пропаганду и агитацию, возбуждающие религиозную ненависть или религиозное превосходство; право на альтернативную гражданскую службу; неприкосновенность частной жизни граждан и другие (ст. ст. 14,13, 19, 17, 22, 26, 23, 29 59).
Как не трудно заметить, Конституция в целом является гарантом прав и интересов конфессий и верующих, и именно поэтому, на, указанных выше статьях, мы остановимся подробно в следующих главах.
Следует отметить, что свобода совести и вероисповедания регламентируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. Провозглашая и гарантируя свободу религии, закон вместе с тем преследует те религиозные объединения, деятельность которых сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, с побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению противоправных действий.
Принятый закон в основном отвечает международно-правовым обязательствам России, взятым ею на себя в качестве государства-участника Международного пакта о гражданских и политических правах и Европейской конвенции о защите основных прав и свобод человека. В преамбуле Закона (п. 1 – 3), как и в статьях 28, 19 (ч. 2) и 29 (ч. 2) Конституции Российской Федерации, подтверждается право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений.
В то же время
ряд положений Закона вступает в
противоречие с принципами, установленными
упомянутыми международно-
По сравнению с общим международно-правовым принципом равенства всех религий, зафиксированным в Конституции Российской Федерации (согласно ч. 1 ст. 14 «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», а согласно ч. 2 этой же статьи «религиозные объединения... равны перед законом»), в Законе о свободе совести по сути закрепляется привилегированное положение отдельных религий.
В преамбуле Закона (п. 4-5) делается ссылка на «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры» и на уважение «христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия России».
Возникает два вопроса. Во-первых, какие религии подпадают под определение «других» – католицизм, униатство или же, скажем, пятидесятники и молокане, которые также могут рассматриваться как часть исторического наследия России. Во-вторых, означает ли это неуважение к другим религиям, не поименованным в Законе – конфуцианству, индуизму и так далее – не являющимися частью этого наследия. При нынешних формулировках преамбулы строгого юридического ответа на эти вопросы не существует.15
Противоречит как Европейской конвенции, так и прецедентам органов Совета Европы, являющимся важным источником «европейского» права, проводимое в Законе (статьи 6 и 7) разграничение между религиозными объединениями и религиозными группами.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона религиозные группы, в отличие от религиозных объединений, не подлежат государственной регистрации и не пользуются правами юридического лица.
Закон, кроме того, проводит различие между «традиционными» религиозными организациями и религиозными организациями, у которых отсутствует «документ, подтверждающий их существование на соответствующей территории не менее 15 лет» (п. 1 ст. 9 Закона).
«Нетрадиционные» религиозные организации лишены многих прав и в соответствии с п. 3 ст. 27 Закона не могут:
Части 3 и 4 ст. 16
Закона о свободе совести
Подводя итог сказанному можно сделать вывод, что законодательство Российской Федерации о свободе совести и вероисповедания в целом соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, хотя отдельные нормы требуют дальнейшего усовершенствования и приведения в соответствие с международными договорами РФ.
ІІ. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
2.1. Взаимодействие государственных органов и религиозных объединений
В настоящее время, наряду с такими характеристиками, как демократическое, социальное и правовое, РФ определяется и как светское государство.
Безусловно, будучи конституционным принципом, светскость государства не просто констатирует действительность, а носит нормативный характер, тем самым определяя общую направленность конституционно правового регулирования общественных отношений. Именно этот принцип государства лежит в основе всяких отношений государства с религиозными объединениями и проведения государственной политики в мировоззренческой сфере общества.
В силу светского характера государства никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14 Конституции РФ). Эти конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе "О свободе совести и религиозных объединениях" (1997 г.). Ныне действующее законодательство большее внимание уделяет регулированию корпоративных прав, определяя правовой статус, права и условия деятельности религиозных объединений.
ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» трактует религиозное объединение как добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры.
Инновацией ФЗ является выделение правового положения религиозных объединений в качестве самостоятельного объекта, регулируемого нормами закона РФ. Характеристике их правового статуса посвящены 2-я и 3-я главы закона. Статьи 2-й главы устанавливают виды религиозных объединений, освещают вопросы их создания, содержания устава, порядок государственной регистрации, основания отказа в ней и ликвидации либо запрета деятельности религиозного объединения, характеризуют правовое положение представительств иностранных религиозных организаций. Нормы 3-й главы регламентируют права и условия деятельности религиозных организаций, затрагивая в том числе общие вопросы внутренних установлений, религиозных обрядов и церемоний, благотворительной и культурно-просветительской деятельности, освещая создание учреждений профессионального религиозного образования, международные связи и контакты, а также некоторые гражданско-правовые аспекты деятельности религиозных организаций (в том числе право собственности, предпринимательская деятельность и т.п.).
Касаясь взаимоотношений
государства и религиозных
В свою
очередь, и религиозные
По закону религиозные объединения:
По просьбам
религиозных объединений
Создание
религиозных объединений