Понятие, содержание и признаки функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 08:05, контрольная работа

Краткое описание

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом.

В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, и структура государства, т.е. его внутреннее строение, которое определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.

Содержание

Часть I. Понятие, содержание и признаки функции государства………3

1. Понятие “функция государства” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……. . . 3

2. Содержание функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …. . . . . . . . . . ……. . . . 4

3. Признаки функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …. . ……... . . 5

4. Эволюция функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …. ……. . . . . . . . . 6

5. Классификация функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …. . . ……. . . . . . . . 8

6. Функции Российского государства . . . . . . . . . . . . . . . . . …….. . . . ...10

Часть II. Как высказывание философов повлияли на развитие идеи правового государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………12

Список литературы……………………………………………………….14

Вложенные файлы: 1 файл

Госуд-во и право Контрольная работа.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)

      Внутренние  и внешние функции любого государства  тесно связаны, поскольку внешняя  политика, определяющая линию поведения  с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства.

      По  сферам общественной жизни функции  государства могут быть разделены  на:

      - экономические;

      - политические;

      - социальные;

      - осуществляемые в духовной сфере.

      Высказывается также мнение, что функции государства  следует делить на основные и неосновные. Тут нужно заметить, что, конечно, такое деление весьма и весьма условно, так как критерий такого образного разграничения достаточно четко не определен. Можно сказать, что каждая функция государства, как правило, является объективно необходимой для данного государства. Все виды деятельности государства равно важны, но это не исключает, разумеется, возможности определения на разных этапах приоритетных направлений, на которых следует сосредоточить внимание в первую очередь. И вот эти направления становятся тогда для государства основными.

      К числу критериев также можно  отнести принцип разделения властей и попробовать классифицировать функции государства на основе этого принципа. Здесь соответственно функции подразделяются на:

      - законодательные (правотворческие);

      - управленческие;

      - правоохранительные (в том числе  судебные);

      - информационные.

      Особенность данной классификации состоит в  том, что она отражает процесс  реализации государственной власти. Эту классификацию можно с  полным основанием назвать чисто формальной, привязанной к совокупности ветвей государственной власти – законодательной (представительной), исполнительной, судебной – но тем не менее весьма часто используемой в научных и практических целях. Здесь следует обратить особое внимание на информационную функцию, которая характеризует деятельность четвертой власти – средств массовой информации. Она – эта функция – имеет свое собственное содержание, способы и структуру, свое обеспечение. Специфика этой функции заключается в особых способах ее воздействия на общество – целенаправленная информированность населения, а подчас и манипулирование общественным сознанием (примером тому могут служить выборы: победа кандидата, "держащего" в своих руках средства массовой информации, практически предрешена), другие способы передачи информации создают необходимые условия для существования и функционирования других ветвей власти, всего государства.

      Классификация функций государства, опирающаяся  на разделение властей, далеко не у всех ученых-юристов вызывает признание. Дело состоит в том, что это, как считают многие ученые, собственно, даже и не функции государства, а функции осуществления государственной власти или ветвей власти: правотворчество, управление, судебная деятельность и так далее. Происходит, по их глубокому мнению, смешение функций государства и государственной власти. 

      6. Функции Российского государства 

      В соответствие с классификацией функции, основывающейся на принципе разделения властей, функции государства подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные. Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает механизм реализации государственной власти. Каждая из названных функций осуществляется, как правило, не одним, а совокупностью органов, принадлежащих к определенной ветви власти – законодательной (представительной), исполнительной и судебной.

      Марксистско-ленинская  доктрина исходила из понимания социалистической государственной власти как единой, объединяющей законодательные и  управленческие функции в одном органе, и отвергала принцип разделения властей из-за его якобы  буржуазной принадлежности. Такой подход был воспринят практикой советской государственности, так  как в условиях административно-командной системы он позволял камуфлировать принадлежность власти в стране: в Конституции декларировалось, что властью обладает народ, в действительности ею безраздельно владела партийно-государственная верхушка.

      В Конституции РФ разделение властей  закреплено в качестве одного из основополагающих принципов конституционного строя страны. Таким образом, указанная классификация функций государства получает конституционное обоснование. Таким образом, указанная классификация функций государства получает конституционное обоснование.

      Анализ  реальной действительности позволяет сделать вывод, что современному Российскому государству присущи следующие внутренние функции  обеспечение народовластия, экономическая, социальная функция, налогообложение, экологическая функция, функция охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.

      К внешним функциям следует отнести функции интеграции в мировую экономику, внешнеэкономического партнерства и государственной поддержки иностранных инвестиций, обороны страны, поддержки мирового правопорядка, сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.)

        Рассматривая все эти вопросы,  необходимо обязательно учитывать  следующее обстоятельство:

      Деление функций государства на внутренние и внешние во многом является условным. Ведь деятельность государства внутри страны - в сферах экономики, политики, культуры и других – зависит, а не редко и в значительной степени, от внешних условий, от внешнеэкономических и культурных связей. Особенно ярко это проявляется в современных условиях, когда возникают такие образования, как Европейский Союз, Содружество Независимых Государств и так далее. Здесь, например, вообще различать внешние и внутренние функции государства просто невозможно. 

      Часть II. Как высказывание философов повлияли на развитие идеи    правового государства 

      Платон  писал: "Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет  силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон —  владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги". Схожие взгляды высказывал и Аристотель: "Там, где отсутствует власть закона, нет места и (какой-либо) форме государственного строя».

      Слово «диктатура» происходит от латинского dictatura и значит предписывать что-либо для обязательного исполнения. Исходя из этого, приведенные выше высказывания древних философов наталкивают нас на мысль о безоговорочных преимуществах данного вида власти.

      С другой стороны высказывания таких мыслителей, как  Локк: «Свобода людей состоит в незыблемом для всех правиле, установленном законодательной властью, суть которого выражается в свободе следовать собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека», а также Дидро: «… истинным законодателем может быть лишь народ, лишь воля народа является источником политической власти», наталкивают на мысль, что главой всему должен быть человек. И право его свободы не чем не ограничено. Это может привести к анархии, т.е. власти толпы.

        Таким образом, только разумный  симбиоз двух, казалось бы, противоположных сторон могли привести к существующей ныне в России политической системе – демократии. Где свобода одного человека ограничивается законом и свободой его соседа. Именно эта идея лежит в основе создания конституции. А она в свою очередь является основным показателем современного правового государства.

       

Информация о работе Понятие, содержание и признаки функции государства