Понятие, сущность Конституции Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 11:02, курсовая работа

Краткое описание

Конституция для России сегодня значит очень много. В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею. Разумеется, Конституция — это не собрание политических программ и философских концепций. В соответствии со своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический акт со всеми чертами и свойствами, присущими Основному закону. Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе.

Содержание

Введение 3
1. Понятие, сущность Конституции Российской Федерации. 6
2. Юридические свойства Конституции РФ. 12
3. Характерные черты Конституции России, как особого правового акта 16
Заключение 26
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)
 

 

      Курсовая по Конституционному праву России : Понятие, сущность Конституции Российской Федерации.

      Содержание.

Введение 3
1. Понятие, сущность Конституции Российской Федерации. 6
2. Юридические свойства Конституции РФ. 12
3. Характерные черты Конституции России, как особого правового акта 16
Заключение 26
Список литературы 28

      Введение

      Конституция для России сегодня значит очень  много. В Конституции и через  нее российское общество реализует  свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею. Разумеется, Конституция — это не собрание политических программ и философских концепций. В соответствии со своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический акт со всеми чертами и свойствами, присущими Основному закону. Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе. В ней закрепляются идеи и принципы, определяющие характер общества, базовые принципы экономики, политики, социальной сферы, государства и права. И Конституция тем успешнее выполняет свою функцию в развитии общества, чем она ближе к национальной идее, точнее и полнее выражает ее установки. Конституция, которая расходится с национальной идеей, игнорирует ее, не говоря уже о ситуации, когда она идет против национальной идеи, не может иметь никаких шансов на понимание и на его признание со стороны общества.

      Конституция, прежде всего, вносит порядок и организацию  в жизнь страны и, что особенно важно, определяет основы положения  человека в обществе, принципы взаимоотношений  человека и государства. В конституции закрепляются исходные принципы права, функции и основы организации государственных органов, формы и методы их деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни. Конституция определяет основные начала внешней политики государства, соотношение международного и внутригосударственного права.

      Действительно, Конституция, как правило, содержит нормы, определяющие форму и структуру государства, функции и полномочия важнейших государственных органов, основы правового статуса человека и гражданина. Но такое определение в наше время недостаточно. Оно не только не дает полного представления о Конституции, но и ограничивает ее общественное предназначение, сужает рамки ее реальных возможностей.

      Между тем Конституцию справедливо  называют главным, основным законом  государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие  в стране в виде определенного  организованного и взаимосвязанного целого, некой системы, единого комплекса, то Конституция — это основание, стержень и одновременно вершина всего права, фундамент всего его развития.

      Будучи  принята в условиях переходного  этапа, Конституция 1993 г. отличается тем, что ее отдельные положения носят декларативный характер и фиксируют скорее принципы, цели, чем существующие реальности. Речь идет как бы об эффекте опережающего действия Конституции. Возможно, что ее создатели не учли сложностей переустройства общества. Однако есть и другая весьма важная сторона дела. Авторитет Конституции используется для того, чтобы ускорить продвижение страны к намеченным целям. На государственные органы, общественные организации, всех граждан возлагается обязанность действовать в соответствии с положениями Конституции, реализовывать ее установления. Конституция призвана также направлять и стимулировать развитие всего права в заданном направлении. И тот факт, что этот процесс начался с самой Конституции, играет важную роль.

      И поэтому основной целью данной работы является характеристика основных положений Конституции Российской Федерации.

      Соответственно  в рамках первой главы будет рассмотрены  понятие, сущность и основные черты  Конституции как Основного Закона государства.

      Во  второй главе  буде дана характеристика юридических свойств Конституции  РФ.

      В третьей главе будет проведен анализ характерных черт Конституции  России, как особого правового  акта

 

       

      1.     Понятие, сущность Конституции Российской Федерации.

 

 

      Конституция - это закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина Конституция очеркивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом.[1]

      Термин "конституция" (с лат. - установление) употреблялся в древнем Риме для  обозначения одного из видов правовых актов императора (наряду с декретами, эдиктами и др.) В эпоху феодализма наряду с этим термином применялась и формулировка «основной закон», которая теперь часто используется как синоним слова «конституция».

      Термин  «конституция» употребляется много  столетий, но ни в античном мире, ни в средние века его значение не совпадало с современным. Тогда не существовало основных законов, которые являлись бы юридической базой текущего законодательства (хотя и были  некоторые достаточно значимые акты, например, Золотая булла 1222 г. в Венгрии или Великий мартовский ордонанс 1357 г. во Франции, включавшие, как правило, нормы различных отраслей права) Теоретическое обоснование необходимости конституции, разработка ее понятия, принятие первых конституций (США в 1787 г., Франция и Польша в 1791 г.) были связаны с борьбой молодой, революционной буржуазии против феодального строя и феодального права.[2]

      Конституция в любом государстве - это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права.

      Конституция учреждает политическую форму существования  общества, систему государственных  органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина.

      Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму  его существования, конституция  служит правовой базой для текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения конституции. Причем, важно подчеркнуть, что оно не может и не должно "развивать" или дополнять конституцию. Соответствуя Основному закону государства, текущее  законодательство наполняет его положения конкретным содержанием. При этом конституционные нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего законодательства.[3]

      Конституция – прежде всего юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в этом качестве она составляет предмет науки  конституционного права.

      В мировой конституционно-правовой теории нет единого взгляда на содержание Конституции. Конституции разных стран являют собой весьма пеструю картину, что отражает различие исторических условий их принятия и уровня конституционного правосознания. В то же время для мировой конституционной теории и практики характерна определенная унификация представлений о содержании современной конституции на базе утвердившихся общих взглядов на демократию. Ни у кого не вызывает сомнений, что первейшей целью и задачей конституции в любой стране должны стать гарантии прав и свобод человека и гражданина, что устройство государственной власти может быть демократическим и эффективным только при соблюдении принципа разделения властей, что народный суверенитет воплощается через представительную систему, формируемую на основе   

    всеобщего избирательного права, и т.п., то есть сложилась определенная модель демократического государства, соответствующего принципам  современной цивилизации.[4] Эта модель указывает, что непременно должно быть включено в конституционный текст, а что является предметом внеконституционного законодательного регулирования или вообще лишним.

      Если  понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют ее  как особое правовое явление, то раскрытие сущности  конституции связано  с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю конституция выражает.

      По  вопросу о том, в чем состоит  сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых взглядов.

      Одним из распространенных представлений  является трактовка сущности конституции  как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили  договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет.

      Согласно  таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

      Теологическая теория видит сущность конституции  в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума.

      Некоторые представители школы естественного  права полагают, что сущность конституции  заключается в воплощении в ней  многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают, по этой концепции, в отличие от «революционных» конституций, которые составляются в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствовании чужого опыта.

      Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом   

    рассматривается как самоограничение государственной  власти: поскольку возможности государственной  власти безбрежны, то, чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции.

      Марксистско-ленинская  теория, которая являлась теоретической  основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции  в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю господствующего класса, то есть является классовой по своей сущности.

      Конституции можно классифицировать по различным  основаниям.

      В зависимости  от  способа объективирования государственной воли господствующего класса или всего общества конституции подразделяются  на писанные, т.е. составленные в виде единого документа, чем и является Конституция РФ, и не писанные – состоящие из законов  парламента, содержащих нормы конституционного характера, судебных прецедентов и правовых обычаев.[5]

      По  способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции можно  классифицировать на жесткие и гибкие. Жесткими являются  конституции, для принятия и изменения которых установлена более сложная процедура, чем для обычных законов государства. К гибким конституциям относятся те, которые принимаются и изменяются в упрощенном порядке, т.е. в порядке, установленном для обычных парламентских законов.[6]

      Конституция РФ по способу изменения, внесения поправок и дополнений является жесткой, что  характерно для писаных конституций.

      По  форме закрепления политической власти различаются монархические и республиканские конституции. Конституция РФ является республиканской.

      По  формам закрепления государственного устройства конституции подразделяются на федеральные и унитарные. Федеральная  конституция закрепляет принципиальные устои образования федеративного государства: цели объединения субъектов в единый государственный союз, государственно-правовой статус целого и частей (федерации и субъектов), разграничение полномочий между ними. Федеральными являются конституции США, Германии, Индии, и в том числе России. Унитарными – конституции Италии, Испании, Китая, Франции, республик в составе России. [7]

Информация о работе Понятие, сущность Конституции Российской Федерации