Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 19:23, реферат
Согласно Закона Республики Беларусь « О нормативных правовых актах» от 10.01.2000 № 361-З (ред. от 02.07.2009), нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение;
Введение
Согласно Закона Республики
Беларусь « О нормативных
Подзаконные НПА являются составной частью правовой системы государства и отыгрывают важную роль в управлении, регулировании общественных отношений. Общественные отношения, регулируемые определёнными отраслями права, могут регулироваться не только законами, но также и другими подзаконными НПА, которые хотя и имеют меньшую юридическую силу, но вместе с законами регулируют более обширную область общественных отношений.
Так как юридическая сила является основным критерием для классификации нормативных правовых актов, необходимо точное понимание роли, места и значимости как законов так и подзаконных нормативных правовых актов в общей системе государственно-правового регулирования.
Понятия и виды подзаконных нормативных актов
Подзаконный акт – нормативный правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон.
По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные ведомственные и внутриорганизационные акты.
Это нормативно - правовые акты общей компетенции действия которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты следуют за законами. Посредством подзаконным актов осуществляется государственное управление обществом, координируются экономические, социальные и другие вопросы общественной жизни. К общим подзаконным актам относятся нормотворческие предписания высших органов исполнительной власти. В зависимости от формы государственного правления они находят выражения в двух разновидностях подзаконных актов:
2. Местные подзаконные
акты (например: решения местных
органов управления и
Это нормативно - правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы представительной власти и органы местного самоуправления. Действие этих актов ограниченно подвластной им территорией. Нормативные предписания местных органов государственной власти и управления обязательны для всех лиц, проживающих на данной территории. Это могут быть нормативные решения или постановление совета, муниципалитета, мэрии, префекта по самым различным вопросам местного характера.
3. Ведомственные нормативные правовые акты (приказы, инструкции, правила, положения, регламент).
В ряде стран определённые
структурные подразделения
4. Внутриорганизационные подзаконные акты (приказы, инструкции, правила, положения).
Это такие нормативно
- правовые акты, которые издаются
различными организациями для
регламентации своих
5. Акты судебной власти
(Акты Конституционного Суда
Решением судебных
органов приобретают
Правотворческие функции
судов формируются самой
Высшие органы судебной
власти не только
Приказ – нормативный правовой акт функционально-отраслевого характера, издаваемый руководителем республиканского органа в соответствующей сфере государственного управления.
Инструкция – нормативный правовой акт, детально определяющий содержание и методические вопросы регулирования в определенной области общественных отношений.
Правила – кодифицированный нормативный правовой акт, конкретизирующий нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений в определенных сферах и по процедурным вопросам.
Устав (положение) – нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности государственного органа (организации), а также порядок деятельности государственных служащих и иных лиц в определенных сферах деятельности.
Заключение
Нормативно - правовой акт это письменный документ соответствующего государственного органа, которым устанавливаются, изменяются или прекращаются нормы права, содержащие правила общего характера. Этим он отличается от других актов, рассчитанных на однократные действие актов применения права или индивидуальных актов. На практике можно часто встретить смешанные акты, содержащие и нормы права, и индивидуальные предписания применения права. Все нормативные акты связаны между собой, располагаются в определённой системе, подчинены друг другу или соотносятся друг с другом, обладают юридической силой, под которой понимается внутреннее свойство нормативно-правового акта, обусловленное местом органа, его принявшего, в системе государственных органов. Юридическая сила нормативно - правового акта зависит не только от места и положения органа, но и от его компетенции, который он наделяется государством по закону.
В понятии нормативно-
В нормативном регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. В правовом государстве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом коренных интересов, прав и свобод личности.
Подзаконные акты принимаются на основании и во исполнение законов.
Список источников
Информация о работе Понятия и виды подзаконных нормативных актов