Понятия и виды подзаконных нормативных актов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 19:23, реферат

Краткое описание

Согласно Закона Республики Беларусь « О нормативных правовых актах» от 10.01.2000 № 361-З (ред. от 02.07.2009), нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение;

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие и виды подзаконных нормативных актов.docx

— 25.77 Кб (Скачать файл)

Введение

 Согласно Закона Республики  Беларусь « О нормативных правовых  актах» от 10.01.2000 № 361-З (ред. от 02.07.2009), нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение;

Подзаконные НПА являются составной частью правовой системы государства и отыгрывают важную роль в управлении, регулировании общественных отношений. Общественные отношения, регулируемые определёнными отраслями права, могут регулироваться не только законами, но также и другими подзаконными НПА, которые хотя и имеют меньшую юридическую силу, но вместе с законами регулируют более обширную область общественных отношений.

Так как юридическая сила является основным критерием для классификации нормативных правовых актов, необходимо точное понимание роли, места и значимости как законов так и подзаконных нормативных правовых актов в общей системе государственно-правового регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятия и виды подзаконных нормативных актов

Подзаконный акт – нормативный правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон.

По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные ведомственные и внутриорганизационные акты.

 

  1. Общие подзаконные акты.

Это нормативно - правовые акты общей компетенции действия которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты следуют за законами. Посредством подзаконным актов осуществляется государственное управление обществом, координируются экономические, социальные и другие вопросы общественной жизни. К общим подзаконным актам относятся нормотворческие предписания высших органов исполнительной власти. В зависимости от формы государственного правления они находят выражения в двух разновидностях подзаконных актов:

  • Подзаконные нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь (например: указ, директива). В системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяются конституцией страны или специальными конституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные стороны жизни, связанные с государственным управлением. Указ Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы.
    • Постановление правительства (Постановление Совета Министров Республики Беларусь). Это подзаконные нормативные акты, принимаемые в контексте с указами президента и призванные в необходимых случаях урегулировать более дробные вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением и т.д. В соответствии со ст. 28 Закона Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь» Совет Министров Республики Беларусь на основании и в целях исполнения Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ принимает постановления и контролирует их исполнение.
    • Постановления палат Национального собрания. Постановления палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принимаемые палатами Парламента – Национального собрания Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь. Ст. 104 Конституции определяет, что «Постановление Палаты представителей принимаются в форме постановлений». Это подзаконные нормативные акты издаваемые палатами Национального Собрания Республики Беларусь необходимые для регулирования определённых общественных отношений.

 

2. Местные подзаконные  акты (например: решения местных  органов управления и самоуправления).

Это нормативно - правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы представительной власти и органы местного самоуправления. Действие этих актов ограниченно подвластной им территорией. Нормативные предписания местных органов государственной власти и управления обязательны для всех лиц, проживающих на данной территории. Это могут быть нормативные решения или постановление совета, муниципалитета, мэрии, префекта по самым различным вопросам местного характера.

 

3. Ведомственные нормативные  правовые акты (приказы, инструкции, правила, положения, регламент).

 В ряде стран определённые  структурные подразделения правительственных  органов (министерства, ведомства) также  наделяются правотворческими функциями, которые делегируются законодательной  властью, президентом или правительством. Это нормативно - правовые акты  общего действия, однако они распространяются  лишь на ограниченную сферу  общественных отношений ( таможенные, банковские, транспортные, государственно - кредитные, и другие ).

 

4. Внутриорганизационные  подзаконные акты (приказы, инструкции, правила, положения).

 Это такие нормативно - правовые акты, которые издаются  различными организациями для  регламентации своих внутренних  вопросов и распространяются  на членов этих организаций. В  рамках, определённых актами высшей  юридической силы, внутриорганизационные  нормативные акты регулируют  самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности  государственных учреждений, предприятий, воинских частей и других организаций.

 

5. Акты судебной власти (Акты Конституционного Суда Республики  Беларусь, Верховного Суда Республики  Беларусь (постановления Пленума  Верховного Суда Республики Беларусь), Высшего Хозяйственного Суда  Республики Беларусь (постановления  Пленума Высшего Хозяйственного  Суда Республики Беларусь), Генерального  прокурора Республики Беларусь).

 Решением судебных  органов приобретают нормативный  характер в результате обобщения  судебной практики, которая в  своей основе носит индивидуальный, правоприменительный характер. Судебная  практика выступает источником  права в тех случаях, когда  в силу неясности, противоречивости  или неопределённости нормативных  предписаний суд вынужден конкретизировать  или уточнять содержание правовых  норм или создавать новые нормы  вследствие обнаруженных пробелов в праве.

 Правотворческие функции  судов формируются самой судебной  практикой, потребностями правового  урегулирования тех общих жизненных  случаев, которые не предусмотрены  законом. Накопленный опыт правоприменительной  практики позволяет судам принимать  такие решения, которые имеют  общеобязательное значение при  рассмотрении той или иной группы юридических дел.

 Высшие органы судебной  власти не только конкретизируют  действующие нормы права, но и  создают в пределах своей компетенции  новые правовые нормы с целью  руководящего разъяснения применения  законодательства по вопросам, возникающим  при практическом разрешении  юридических дел. Однако необходимо  иметь в виду, что обязательная  сила судебной практики состоит  не в ней самой, а в велениях  законодательной власти. Правотворческая  деятельность судов в правовом  государстве всецело основывается  на своих законных полномочиях, в рамках законности и принципов  данной системы права.

Приказ – нормативный правовой акт  функционально-отраслевого характера, издаваемый руководителем республиканского органа в соответствующей сфере государственного управления.

Инструкция – нормативный правовой акт, детально определяющий содержание и методические вопросы регулирования в определенной области общественных отношений.

Правила – кодифицированный нормативный правовой акт, конкретизирующий нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений в определенных сферах и по процедурным вопросам.

Устав (положение) – нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности государственного органа (организации), а также порядок деятельности государственных служащих и иных лиц в определенных сферах деятельности.

Заключение

 

Нормативно - правовой акт это письменный документ соответствующего государственного органа, которым устанавливаются, изменяются или прекращаются нормы права, содержащие правила общего характера. Этим он отличается от других актов, рассчитанных на однократные действие актов применения права или индивидуальных актов. На практике можно часто встретить смешанные акты, содержащие и нормы права, и индивидуальные предписания применения права. Все нормативные акты связаны между собой, располагаются в определённой системе, подчинены друг другу или соотносятся друг с другом, обладают юридической силой, под которой понимается внутреннее свойство нормативно-правового акта, обусловленное местом органа, его принявшего, в системе государственных органов. Юридическая сила нормативно - правового акта зависит не только от места и положения органа, но и от его компетенции, который он наделяется государством по закону.

 В понятии нормативно-правового  акта необходимо видеть не  только государственно - волевое, но  и специфическое юридическое  содержание, а так же внутреннюю  форму его существования и  внешнюю форму выражения. Нормативно - правовые акты, как понятие характеризует  связь права с государством, поскольку  именно государственная воля  опосредует связь права с объективно  существующими общественными отношениями.

В нормативном регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. В правовом государстве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом коренных интересов, прав и свобод личности.

Подзаконные акты принимаются на основании и во исполнение законов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников

 

  1. Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З (ред. от 02.07.2009) "О нормативных правовых актах Республики Беларусь".
  2. Конституция Республики Беларусь 1994: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.
  3. Закон Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь» 23 июля 2008 г. № 424-З. Принят Палатой представителей 24 июня 2008 года. Одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года

 

 


Информация о работе Понятия и виды подзаконных нормативных актов