Порядок и условия защиты чести, достоинства и деловой репутации Возмещение морального вреда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 22:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является анализ проблем правового регулирования вопросов защиты чести, достоинства и деловой репутации.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
определение понятия «чести, достоинства и деловой репутации»;
анализ способов защиты чести, достоинства и деловой репутации;
анализ порядка возмещения морального вреда.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Честь, достоинство и деловая репутация как правовые категории
1.1 Понятие чести, достоинства и деловой репутации………………………………....4
1.2 Право на честь, достоинство и деловую репутацию……………………………….7
Г Л А В А II Порядок и условия защиты чести, достоинства и деловой репутации Возмещение морального вреда
2.1Условия защиты чести, достоинства и деловой репутации……………………….10
2.2. Порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации……………………...14
2.3. Возмещение морального вреда, причиненного распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

гражд.право.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Честь, достоинство и деловая репутация как правовые категории

1.1 Понятие чести, достоинства и деловой репутации………………………………....4

1.2 Право на честь, достоинство и деловую репутацию……………………………….7

Г Л А В  А II Порядок и условия защиты чести, достоинства и деловой репутации Возмещение морального вреда

2.1Условия защиты чести, достоинства и деловой репутации……………………….10

2.2. Порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации……………………...14

2.3. Возмещение морального вреда, причиненного распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию………………………………..17

Заключение……………………………………………………………………………….20

Список использованной литературы…………………………………………………...22

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Правовое государство  призвано развить не только высшие социальные ценности общества в целом: демократию, гуманизм, справедливость, но и стать практическим инструментом, обеспечивающим реализацию организациями  и гражданами своих прав, а также их защиту в случае нарушения. И неудивительно, ведь в обществе происходит постоянное взаимодействие людей друг с другом и с предметами природы. Оно становится все более интенсивным, а его результат зачастую непредсказуемым. Нередки случаи, когда в ходе такого взаимодействия имущественным и личным неимущественным благам граждан, организаций и других субъектов гражданского права наносится ущерб.

Нематериальные  блага характеризуют социально-правовое положение личности в обществе. Они  отражают духовный интерес личности, ее индивидуальность, моральные и эстетические запросы, а их нарушение зачастую особенно болезненно для личности. Следовательно, вопросы защиты нематериальных благ должны быть четко определены в законодательстве, что и обусловливает актуальность выбранной темы. Честь является категорией исторической, она возникла с появлением человеческого общества, и поэтому ни это общество, ни личность не в состоянии отменить эту нравственную категорию. С самого начала своей биологической жизни человек наделяется нематериальными благами: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.д. И это далеко не исчерпывающий список. Нематериальные блага «следуют» за человеком всю его жизнь, обладают уникальностью, неповторимостью, характеризую его как личность. Их утрата будет означать биологическую или социальную смерть.

Согласно Конституции  РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени (ст. ст. 21, 23).

Объектом данного  исследования являются отношения, возникающие  по поводу защиты чести, достоинства  и деловой репутации.

Целью данного исследования является анализ проблем правового регулирования вопросов защиты чести, достоинства и деловой репутации.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

определение понятия  «чести, достоинства и деловой  репутации»;

анализ способов защиты чести, достоинства и деловой репутации;

анализ порядка  возмещения морального вреда.

 

ГЛАВА 1. Честь, достоинство и деловая репутация как правовые категории

1.1 Понятие чести, достоинства и деловой репутации

 

Понятия "честь", "достоинство", "репутация" определяют близкие между собой нравственные категории и различаются лишь в субъективном или объективном подходе при оценке этих качеств.

Честь - объективная оценка личности, определяющая отношение общества к гражданину или юридическому лицу, а также социальная оценка моральных и иных качеств личности.

Достоинство - внутренняя самооценка личности, осознание своих личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга, своего общественного значения и определяет субъективную оценку личности. Самооценка должна основываться на социально-значимых критериях оценки моральных и иных качеств личности.

В древнем Риме понятие чести (existimatio) смешивалось  с идеей гражданского полноправия; честь принадлежала человеку лишь постольку, поскольку он пользовался правами гражданства; лица, не являющиеся римскими гражданами, не пользовались честью. В русском древнем праве понятие чести сливалось с понятием родового достоинства. То есть, изначально честь определяющим образом сказывалась на статусе человека, его месте и положении в обществе.

В дореволюционной  юридической литературе честь (гражданская  честь) относилась к одному из условий, влияющих на правоспособность человека: «Гражданская честь состоит в  признании за человеком доброго  имени, того достоинства, которое считается принадлежностью всякого гражданина, не запятнавшего себя никакими неблаговидными деяниями»1. В литературе и на практике зачастую использовали такие понятия, как «вступить за честь» (поручиться за кого-либо), «клянусь за честь» (из клятвы). Честь называлась одним из основных благ человека, наряду со свободой и жизнью. Честь определяли и как совокупность свойств, необходимых человеку для выполнения его специфических целей.

Как отмечал  С.В. Познышев, «сквозь все разделяющие  и обособляющие людей различия (племенные, национальные, классовые и др.) разум прозревает единство человеческого рода и создает идею нравственной личности, нравственного достоинства человека, носителем которого является человек… В этой идее достоинства человека, как профессионального деятеля или члена известной корпорации, мыслится обладание определенными качествами, нужными для отправления той или иной профессии, для выполнения тех или иных специальных обязанностей»2. Поэтому честь зачастую определяли как присущее человеку достоинство, достоинство или как человека вообще, или как члена общества.

Понятия чести  и достоинства имеют определенную направленность, и поэтому при  толковании понятия чести необходимо отграничивать чувство чести от сознания собственного достоинства. Объектом данных понятий, прежде всего, является человек или группа людей, или коллектив, в более широком плане говорят о чести нации.

Характеристика  понятия чести содержит два аспекта - объективный и субъективный, или личный. Честь - это общественная оценка признания обществом, и ее содержание является социальным, не зависящим от индивидуального человека, основывается на сложившихся нравственных принципах и выступает как оценочная категория, направленная от общества к личности.

Субъективная  или личная сторона чести заключается в способности человека оценивать свои поступки, подавлять в себе эгоистические, безнравственные стремления и намерения, действовать в соответствии с принятыми в этом обществе моральными нормами и правилами. Личная сторона чести всегда неразрывна с социальной и поэтому подчиняется и обуславливается последней, оказывая на нее огромное воздействие, ведь человек не может "уклониться" от суждений окружающих его людей. Роль общественного мнения очень велика, и под его влиянием приходят и уходят политические партии и движения, политические и государственные деятели, а также могут происходить изменения в любой из жизненно важных сфер общественной деятельности. Честь является категорией исторической, она возникла с появлением человеческого общества, и поэтому ни это общество, ни личность не в состоянии отменить эту нравственную категорию. При этом общественная оценка не зависит от воли и желания самого оцениваемого лица. В основе представления о чести лежит определенный критерий нравственности, и в этом проявляется его объективный характер. Таким образом, честь является категорией, отражающей достоинство индивида в сознании других людей (его общественная оценка и положительная репутация человека).

Достоинство - это самооценка личности, основанная на его оценке обществом. Неразрывная связь чести и достоинства вполне объяснима и естественна, т.к., находясь в определенном коллективе, в обществе в целом, индивидуум не может не считаться с тем, как оценивает его коллектив или общество. В силу этой общественной оценки в сознании человека складывается представление о себе как о члене определенного коллектива, общества, о своем месте и значении для коллектива и общества в целом. Достоинство каждого человека заключается в духовных и физических качествах, ценных с точки зрения потребностей общества, а в то же время человек обладает определенной ценностью и безотносительно к его индивидуальным качествам, социальному положению и профессиональной принадлежности3.

Достоинство, как  и честь, сочетает в себе и социальную, и индивидуальную стороны. Социальный характер достоинства проявляется в том, что моральная ценность и общественно значимое качество личности достоинство определяется существующими общественными отношениями и нередко не зависит от человека. В то же время данная категория выступает еще и как чувство собственного достоинства, представляющее собой осмысление и переживание человеком своей моральной ценности и общественной значимости, которые обуславливаются общественными отношениями и зависят от них.

Честь и достоинство имеют неразрывную связь между собой, т.к. в их основе лежит единый критерий нравственности. Однако, несмотря на неразрывную связь между общественной оценкой лица и его самооценкой, между честью и достоинством существуют различия, которые заключаются в том, что честь - объективное общественное свойство, а в достоинстве на переднем плане - субъективный момент, самооценка. Честь и достоинство, в частности, граждан не одинаковы, поскольку не одинаковы их заслуги перед обществом. Содержание чести и достоинства любого человека постоянно обогащается и меняется по мере развития его общественной деятельности.

Неразрывно  с честью и достоинством стоит  и такое понятие, как "репутация", которая в известном смысле совпадает  с понятием чести в ее внешнем, объективном значении. Репутация формируется главным образом в процессе публичной (трудовой, профессиональной) деятельности юридического лица (физического лица), вследствие открытого распространения информации о нем, а также благодаря сведениям, скрываемым самим лицом во избежание своей дискредитации.

Репутация человека зависит от него самого, т.к. формируется  на основе его поведения. Репутация  может быть положительной или  отрицательной и имеет подвижный характер в зависимости от того, на какой информации она базируется.

Репутация завоевывается  делом, отсюда, по всей видимости, родилось такое понятие, как "деловая репутация", которое в условиях развития новых  экономических отношений в настоящее  время приобретает все большее  значение.

Необходимо  отличать понятия чести и достоинства от понятия деловой репутации по субъективному составу гражданских правоотношений.

Носителем деловой  репутации может быть только субъект - производитель материальных благ (товаров, услуг, работ), т.е. юридическое лицо, а носителем чести и достоинства может быть любое физическое лицо.

Второе отличие  состоит в том, что деловая репутация не является личной, а честь - это оценка личности обществом, достоинство - внутренняя самооценка личности. Они появляются с возникновением субъекта, который автоматически их приобретает. Деловая репутация - это создавшееся с течением времени общественное мнение, которое может быть как отрицательным, так и положительным.

Третье отличие  заключается в том, что нарушение  деловой репутации строится на элементах  нематериальных объектов хозяйствующих субъектов, которые являются предметом его репутации в конкретной области и в конкретный момент деятельности и не должны затрагивать общую оценку, данную хозяйствующему субъекту обществом.

Деловой репутацией может обладать любой индивидуально-определенный хозяйствующий субъект:

а) гражданин-предприниматель;

б) гражданин, работающий по гражданско-правовому договору;

в) гражданин, работающий по трудовому договору (контракту);

г) юридическое лицо.

 

 

 

 

 

 

 1.2 Право на честь, достоинство и деловую репутацию

 

Вопрос о  чести, достоинстве и деловой  репутации - это, прежде всего, вопрос о  правах человека, об их реальном обеспечении. Гражданско-правовое понятие и толкование этих категорий предполагает наличие  правовой нормы, отражающей эти блага. Ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает право на честь, достоинство и деловую репутацию, это право относится к гражданским неимущественным правам. Речь идет о благах, лишенных материального (имущественного) содержания. Они неразрывно связаны с личностью носителя: не могут отчуждаться или передаваться иным способом другим лицам, ни по каким основаниям. Нематериальные блага (права) граждане и юридические лица приобретают либо в силу рождения (создания), либо в силу закона. Так, жизнь, здоровье, достоинство личности, честь и доброе имя - это те блага, которые гражданин приобретает при рождении. А вот правами на неприкосновенность частной жизни, свободу передвижения и выбора места жительства и др. гражданин обладает в силу закона. Применительно к юридическим лицам в силу их создания возникают такие нематериальные права, как деловая репутация, а в силу закона - право на фирму, товарный знак4.

Честь, достоинство  и деловая репутация реально  существуют в силу того, что люди вступают в сложные и многообразные отношения между собой, в общественные отношения. Подобные отношения регулирует право путем закрепления в своих нормах соответствующей модели правоотношения, когда один субъект - носитель права, другой - носитель субъективной обязанности.

Для того чтобы  раскрыть понятие и содержание права  на честь, достоинство и деловую  репутацию, необходимо уяснить, какие  действия может совершать субъект  этого права, каким должно быть его  поведение.

Каждый субъект  права, помимо возможности иметь субъективные права и обязанности, наделяется определенной совокупностью политических, имущественных, личных субъективных прав, определяющих его правовое положение. В число этих прав входит право на честь, достоинство и деловую репутацию. Эти права возникают не в результате осуществления правоспособности, а наряду с ней являются элементами правосубъектности гражданина или организации.

Информация о работе Порядок и условия защиты чести, достоинства и деловой репутации Возмещение морального вреда