Права и свободы человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Современная Беларусь — это достаточно цивилизованное европейское государство, имеющее свою историю, свои традиции, свою богатую и самобытную культуру. Центральное место в системе духовных ценностей белорусского народа занимают права и свободы человека, которые в концентрированном виде отражают реальные экономические, социально-политические, правовые и духовные усилия человеческого существования. Стремление белорусов к свободе, обладанию естественными правами человека, к сохранению своей национальной самобытности и человеческого достоинства лежало в основе развития революционно-демократического движения в Беларуси.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Права и свободы человека в период становления белорусской государственности………………………………………………………………..5
2. Права и свободы белорусской нации в составе Российской Империи………………………………………………………………………….10
3. Права и свободы человека в период становления БССР…………………………………………….………………………………..15
4. О совершенствовании законодательства Республики Беларусь в области защиты прав человека……..…………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………..24
Список использованных источников……………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………3

1. Права и  свободы человека в период  становления белорусской государственности………………………………………………………………..5

2. Права и  свободы белорусской нации в составе Российской Империи………………………………………………………………………….10

3. Права и свободы человека в период становления БССР…………………………………………….………………………………..15

4. О совершенствовании законодательства Республики Беларусь в области защиты прав человека……..…………………………………………..19

Заключение………………………………………………………………..24

Список использованных источников……………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современная Беларусь — это достаточно цивилизованное европейское государство, имеющее  свою историю, свои традиции, свою богатую  и самобытную культуру. Центральное  место в системе духовных ценностей белорусского народа занимают права и свободы человека, которые в концентрированном виде отражают реальные экономические, социально-политические, правовые и духовные усилия человеческого существования. Стремление белорусов к свободе, обладанию естественными правами человека, к сохранению своей национальной самобытности и человеческого достоинства лежало в основе развития революционно-демократического движения в Беларуси.

Актуальность  и значимость данной темы выражается, прежде всего, в том, что в условиях современного этапа развития Республики Беларусь, как суверенного государства постоянно совершенствуются законодательные акты, которые влияют на развитие гражданского общества, регулируют права и свободы граждан. Ведь гражданское общество включает в себя целенаправленную трудовую деятельность индивидов, свободу предпринимательства и другие свободы, собственность, правильное взаимодействие личности и общества, четко работающую судебную систему, осуществляющую защиту на основе права, деятельность органов правопорядка. А это значит, что каждый гражданин Республики Беларусь должен знать свои права и обязанности и руководствоваться ими в своих действиях.

Целью курсовой работы является изучение вопросов развития прав человека в Республике Беларусь.

Исходя из поставленной цели, задачи, которые должны быть решены в процессе исследования:

а) Права и  свободы человека в период становления  белорусской государственности.

б) Права и  свободы белорусской нации в составе Российской Империи

в) Права и  свободы человека в период становления БССР.

г) Изучение вопроса  о совершенствовании законодательства Республики Беларусь в области защиты прав человека

В работе использованы законодательные акты Республики Беларусь, правовая литература, а также хрестоматии  и учебники по общей теории права различных авторов. Многочисленные источники позволяют составить целостное представление о состоянии прав и свобод человека в различные периоды развития Беларуси.

Методологическую  основу настоящего исследования составили  общенаучные и частнонаучные методы, специальные методы познания, анализа, наблюдения, систематический и исторический методы, а также теоретическое исследование прав человека в Республике Беларусь.

В истории конституционализации и реализации прав и свобод человека в Беларуси можно выделить четыре основных этапа, ограниченных между собой важными историческими событиями.

Первый —  охватывает годы с момента возникновения  белорусской государственности  и завершается ликвидацией Российской империей государственной независимости  Беларуси (Х-конец XVIII вв.). Второй этап в реализации прав и свобод белорусов начинается после полного присоединения белорусских земель к Российской империи и продолжается до Великой октябрьской революции (1795 — 1917). Третий этап в имплементации прав и свобод человека в Беларуси охватывает период с 1917 года до середины 90-х годов ХХ столетия. Четвертый этап в развитии прав и свобод человека обозначился в 90-е годы ХХ столетия и продолжается в настоящее время.

Начало новому этапу было положено принятием 27 июля 1990 года Декларации о государственном суверенитете Белорусской ССР.

25 августа 1991года  декларации был придан статус  конституционного закона.

19 сентября 1991 года  утверждается новое название  нашей суверенной страны —  Республика Беларусь.

8 декабря в Вискулях (Беловежская пуща) было подписано соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).

Таким образом  в курсовой работе будут рассмотрены  основные этапы развития прав человека в Республике Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Права и свободы человека в период становления белорусской государственности

Белорусская нация  и государственность, как известно, начинают складываться в I тыс. н.э. Анализ исторических источников показывает, что основу белорусской нации  образовали южные и западные славяне, которые колонизировали землю Беларуси в VI — VIII веках. Те, которые поселились по рекам Двина и Неман, стали называться кривичами; которые разместились вдоль реки Припять — дреговичами; по верхнему Днепру и Сожи — радимичами. До их прихода на этой земле жили балты (лиетувисы, латыши, вятичи, голяды). Позже белорусы ассимилировали и частично вытеснили балтов. Эти племена переняли у белорусов язык и даже православную религию, обычаи и т.д.[ 1,c.15 ].

Древние племенные  союзы (кривичи, дреговичи, радимичи) постепенно переросли в государственные образования — княжества. Наиболее крупным из них было Полоцкое княжество. Первое летописное упоминание о нем относится к 980 году, называется князь Рогволод, который княжил в Полоцке. Полоцкое княжество было первым древним белорусским государством со всеми соответствующими атрибутами: суверенной властью династии князей, вече, администрацией, собственным войском, денежной системой.

Наибольшего могущества Полоцкое княжество достигло во второй половине ХI века при правлении Всеслава Чародея. В это время в Полоцке был построен знаменитый Софийский собор, который символизировал равенство Полоцка с Новгородом и Киевом. Полоцкому княжеству принадлежали земли вдоль Двины до Балтийского моря, где начинался большой торговый путь «из варягов в греки». Такое геополитическое расположение определило экономический и политический расцвет княжества. Полоцкое княжество охватило большую часть современной Беларуси[ 1,c.16 ].

Важными государственными образованиями на территории Беларуси в то время были Туровское и Смоленское княжества, затем Минское, Пинское и Витебское.

В середине XIII века Полоцкое княжество утрачивает свою ведущую роль в государственном  строительстве. Центр политической жизни на белорусских землях перемещается в Понеманье, где проживали славянские племена кривичи и дреговичи, а также балтские — литва и ятвяги. Здесь возникло новое славяно-балтское государство — Великое Княжество Литовское (ВКЛ).

События, что  происходили в начале XIII века, усложнили  дальнейшее развитие белорусского государства. В 1201 году немцами в устье Двины была основана Рига, а через год здесь возник орден меченосцев (Ливонский орден). Все это создало непосредственную угрозу для Полоцка, привело к потере выхода к морю, отрицательно повлияло на экономическое развитие княжества.

Внешняя угроза для нормального  развития Полоцкого княжества привела  к присоединению его в 1307 году к Великому Княжеству Литовскому. Возникла крупнейшая средневековая  феодальная монархия Европы — Великое  Княжество Литовское. Город Новогрудок стал первой столицей этого федеративного государства. Большую часть ВКЛ составляли славянские земли, балтские земли занимали 1/5 часть всей площади. Славянская часть нового государства была более развитой в социально-экономическом и культурном плане. Балты в то время еще не имели своей письменности.

Доминантой эволюции ВКЛ  на протяжении ряда столетий была политическая и духовная культура Полотчины. Официальным  государственным и повседневным разговорным языком в федеративном государстве был старобелорусский язык. А как известно, государственным языком в любом государстве является язык господствующей, а точнее титульной, нации[ 12,c.28 ].

В1323 году князь Гедымин  перенес столицу сначала в  Троки, а потом в Вильню, которая  оставалась политическим центром ВКЛ до конца его существования. Вильня была основана славянами-кривичами, затем здесь появились балты. Долгое время после исчезновения ВКЛ для белорусов Вильня оставалась центром политической и культурной жизни. В октябре 1939 года Сталин единоличным решением передал Вильню Литве.

В 1385 году, чтобы противостоять  внешней агрессии со стороны крыжаков и татаро-монголов, ВКЛ заключило  Кревскую унию, союз с Польшей, которая  предприняла попытку установить свое господство над Княжеством. Восстановил  самостоятельность ВКЛ великий князь Витовт (1392 — 1430). В14222 году к ВКЛ была присоединена Жемойтия — историческая территория современной Литвы. В середине XV столетия изменилось и название государства, оно стало называться Великое Княжество Литовское, Русское и Жемойтское. Следовательно, белорусская нация сохранила свою самобытность и культуру и в Великом Княжестве Литовском.

Между тем самостоятельный  путь формирования белорусской нации  и культуры, отличный от русской, польской и литовской наций, до сих пор  оспаривают некоторые российские историки и политологи, в том числе и белорусские ортодоксальные марксисты. Российские исследователи продолжают утверждать, вопреки историческим фактам, что в основе образования белорусской нации лежит белорусский субстрат.

Первые памятники права, в которых нашли свое отражение права и свободы человека, появились в Беларуси в X — XII веках. В их ряду следует прежде всего отметить свод княжеских постановлений этого периода под названием «Русская правда». Полоцкие и Смоленские грамоты XIII — XIV веков закрепляли права отдельных категорий граждан этих земель. Правом владеть и распоряжаться недвижимым имуществом, заниматься хозяйственной деятельностью и вести торговлю наделялись даже холопы, или рабы. В XIV веке привилегии имели только феодалы-католики, поэтому наблюдался переход из православия в католичество.

Привилеями 1432 и 1434 годов  юридически (но не фактически) были уравнены в своих правах православные и  католики. В это время в культуру привилегированного сословия Беларуси проникают новые религии — протестантизм, кальвинизм и др. Последние были особенно популярны из-за республиканских моментов в этих учениях.

Существенным продвижением на пути к решению вопроса прав человека явилось законодательство ВКЛ. В памятниках права этого периода нашли отражение многие идеи, закрепленные позже во Всеобщей декларации прав человека. Так, уже в Судебнике Казимира IV 1486 года утверждался принцип презумпции невиновности[ 12,c.36 ].

Наиболее значительными  памятниками права Великого Княжества  Литовского являются статуты (1529, 1566, 1588). Прежде всего, следует отметить статут 1588 года, автором которого был великий канцлер ВКЛ Лев Сапега. Третий статут действовал на протяжении 250 лет, до 1840 года. Статут был первым в Европе сводом законов, куда вошли нормы местного государственного права. Статут заложил в ВКЛ основы правового государства, где господствовал закон, а не личная воля властителя. Предусматривалось ограничение власти великого князя через такие институты власти, как Сойм и Рада. В статье 1 раздела I провозглашался принцип единства права для всего населения Княжества. Это было новым явлением в законодательной практике европейских государств.

Большое значение в Статуте  придавалось созданию справедливого  суда. В Полоцкой Руси прибегали  к большому количеству присяжных. В1581 году были учреждены независимые суды в каждом повете. Так, гражданин имел право обжаловать решения и действия должностных лиц. Статут 1588 года закрепил гласность судебного процесса, участие защитников, состязательность сторон. В статье 2 Статута говорилось о том, что государство не имеет права наказывать по заочному обвинению, даже если это касается государственной измены.

В Статуте 1588 года впервые  в законодательной практике европейских  стран была разграничена законодательная и исполнительная власть. Законы могли создаваться выборным исполнительным органом — Соймом, а великий князь их подписывал.

В ВКЛ по традиции, заложенной еще в Полоцком княжестве, действовал принцип, утверждающий, что представители  всех слоев общества — высших и низших, независимо от национальной принадлежности, объявлялись полноправными гражданами[ 6,c. 73].

Великое княжество Литовское  было полиэтнической страной — белорусы, балты, украинцы, поляки, евреи, татары.

В Великом Княжестве Литовском  реально соблюдалось право на свободу мыслей и вероисповеданий. Поэтому в белорусской истории вплоть до XIX века не встречаются случаи осуждения на смертную казнь за вольнодумство, атеизм, а также проявление религиозного фанатизма. Напротив, здесь находили убежище и защиту диссиденты из соседних стран.

Законодательство ВКЛ  отражало права и свободы различных  слоев населения. И поскольку  Статут 1588 года явился памятником права  феодального периода, то он, естественно, отразил все его противоречия. Равенство всех перед законом сосуществовало рядом с сохранением привилегий высшего шляхетного сословия, которое выполняло руководящую и организующую роль в обществе. Несмотря на эти недостатки, Статут оказал значительное влияние на развитие права во всей Европе. На его основе была составлена первая в Европе конституция — Конституция Речи Посполитой 1791года.

Информация о работе Права и свободы человека