Права человека в Республике Узбекистан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 06:12, дипломная работа

Краткое описание

Права человека в Республике Узбекистан (для изучающих права человека)/авторы: к.ю.н. Исмаилов Бахадир Исламович, Рахимова Гулнора Исхаковна, Джамилова Лия Анваровна. – Ташкент, 2001г. – 22с.
В брошюре обобщѐн материал об исполнении Республикой Узбекистан требований международно-правовых документов в сфере прав человека, о порядке подготовки Национальных докладов Республики Узбекистан об исполнении норм международно-правовых актов, об образовании в сфере прав человека.

Вложенные файлы: 1 файл

04.pdf

— 245.42 Кб (Скачать файл)
Page 1
1
Национальный центр Республики Узбекистан по правам
человека
Исмаилов Б.И., Рахимова Г.И., Джамилова Л.А.
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ
УЗБЕКИСТАН
Ташкент 2001

Page 2

2
Права человека в Республике Узбекистан (для изучающих права человека)/авторы:
к.ю.н. Исмаилов Бахадир Исламович, Рахимова Гулнора Исхаковна, Джамилова Лия
Анваровна. – Ташкент, 2001г. – 22с.
В брошюре обобщѐн материал об исполнении Республикой Узбекистан
требований международно-правовых документов в сфере прав человека, о порядке
подготовки Национальных докладов Республики Узбекистан об исполнении норм
международно-правовых актов, об образовании в сфере прав человека.
К брошюре прилагается перечень международно-правовых документов в
области прав человека, ратифицированных Республикой Узбекистан и проект
Концепции оптимизации системы образования в сфере прав человека в Республике
Узбекистан.
Данное издание предназначено для исследователей и специалистов,
интересующихся проблемой образования в области прав человека.
Ответственный редактор: доктор юридических наук, профессор Саидов А.Х.
Рецензент : к.ю.н. Юнусова А.Т.
© Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека. 2001г.

Page 3

3
СОДЕРЖАНИЕ
* Введение
* Исполнение Республикой Узбекистан международно-правовых
обязательств в сфере обеспечения и защиты прав человека
* Образование в области прав человека в Республике Узбекистан
* Концепция оптимизации образования в сфере прав человека (проект)
* Список международных договоров по правам человека ратифицированных
Республикой Узбекистан
*
Права человека в системе законодательства Республики Узбекистан

Page 4

4
Введение
С обретением независимости Узбекистан встал на путь демократизации всех сторон
общественно-политической
жизни.
Духовный
потенциал
нашего
народа,
принадлежащие ему природные и технические ресурсы, крепнущие международные
связи дают уверенность в поэтапном создании всех условий для демократического
развития и соблюдения прав человека.
В своей речи на торжественном собрании, посвященном 7-ой годовщине
Конституции Республики Узбекистан, Президент И.А. Каримов отметил: «Поскольку
речь идѐт о том, чтобы Конституция отвечала международным демократическим
стандартам и требованиям, о еѐ коренном отличии от предыдущих конституций, то мы
должны говорить о том, что в ней особое место занимают права человека, все гарантии,
направленные на их защиту, что Основной Закон закрепил приоритет интересов
человека над интересами государства.
Права человека занимают ведущее место в современном мире. Нельзя переоценить
их роль в строительстве цивилизованного демократичного гражданского общества.
Главным условием строительства правового государства является поощрение и защита
основных прав и свобод, и, что не менее важно, создание реальной системы гарантий
прав каждого человека в обществе»
1
.
Мировая практика показывает, что демократизация общества невозможна без
действенной защиты и реального обеспечения, основных прав и свобод человека.
Республика Узбекистан проводит политику, направленную на реальное обеспечение
прав человека как конституционную основу своего прогресса.
Как показывает мировой опыт - реальное обеспечение прав человека, в
значительной степени зависит от того, насколько активно пропагандируются знания о
правах человека. За последние годы в Узбекистане наработан значительный
позитивный опыт в данной области. В школах и вузах Узбекистана читается курс
«Права человека». Особое внимание уделяется данному предмету в вузах, готовящих
специалистов для правоохранительных органов.
Особое место в процессе защиты и реального обеспечения, основных прав и свобод
человека занимает и процедура отчѐтности по ратифицированным Республикой
Конвенционным документам ООН в сфере обеспечения и защиты прав человека.
В данном издании рассказывается о процедуре отчетности и состоянии
образования в сфере прав человека в Республике Узбекистан.
1
Народное слово, 8 декабря, 1999.С.2.

Page 5

5
Исполнение Республикой Узбекистан международно-правовых обязательств в
сфере обеспечения и защиты прав человека
Республика Узбекистан, став полноправным субъектом международного
сообщества, активно включилась в процесс демократизации. На сегодняшний день,
только в сфере обеспечения и защиты прав человека республикой подписано около 60
международно-правовых документов. Особенно примечателен тот факт, что республика
ратифицировала все шесть основных конвенций по правам человека.
В соответствии с установившейся международно-правовой практикой, каждое
государство, присоединившееся к международному документу, берѐт на себя
обязательство по неукоснительному соблюдению документа, и в установленном
порядке докладывать соответствующим конвенционным органам.
В Узбекистане, координация деятельности по подготовке Национальных докладов
по исполнению Республикой Узбекистан норм международно-правовых документов в
области прав человека, к которым присоединилась республика, осуществляется
Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека.
В 1999-2001гг. Центром, в соответствии с установленным Правительством
Республики порядком, подготовлены Национальные доклады по исполнению
Республикой Узбекистан норм международно-правовых документов в сфере
обеспечения и защиты прав человека:
1. Об исполнении Республикой Узбекистан Конвенции «Против пыток и других
жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания»;
2. Об исполнении Республикой Узбекистан норм «Международного пакта об
экономических, социальных и культурных правах»;
3. Об исполнении Республикой Узбекистан норм «Международного пакта о
гражданских и политических правах»;
4. Об исполнении Республикой Узбекистан Конвенции «О правах ребенка»;
5. Об исполнении Республикой Узбекистан Конвенции «О ликвидации всех форм
дискриминации в отношении женщин».
6. Об исполнении Республикой Узбекистан Конвенции «О ликвидации всех форм
расовой дискриминации».
7. Об исполнении Республикой Узбекистан положений Венской конвенции 1993 г.;

Page 6

6
8. Об исполнении Республикой Узбекистан положений Пекинской Платформы
Действий 1984г.
Проекты Национальных докладов подготавливались в соответствии с
международно-правовой практикой и в установленные Правительством Республики
Узбекистан сроки и порядке.
В соответствии с требованиями международно-правовых норм, каждое государство,
подписавшее или присоединившееся к Международно-правовому документу
регламентирующему конкретный блок вопросов в сфере обеспечения и защиты прав
человека, в течение 2 лет с момента подписания и в последующем, раз в четыре года,
должно представлять Национальные доклады о ходе выполнения норм международно-
правового документа. В соответствии с установившейся практикой подготовка
Национальных докладов проходит следующие основные стадии:
1.
Подготовительная - рабочая группа собирает фактический материал по
конкретному направлению, составляет и рассылает перечень наиболее важных
вопросов, которые должны быть отражены в докладе. Запросы рассылаются тем
министерствам, ведомствам, учреждениям, организациям и неправительственным
организациям, деятельность которых в той или иной степени должна быть отражена в
докладе.
2.
Обобщения -
рабочая группа собирает
для обобщения первичный
фактический материал и формирует первоначальный проект Национального доклада и
отправляет на рецензирование в соответствующие министерства, ведомства,
учреждения, организации и неправительственные организации. В рецензировании
Национальных докладов активное участие принимают: Министерство иностранных дел,
Министерство социального обеспечения, Министерство труда, Министерство по делам
культуры, Министерство народного образования. Министерство здравоохранения,
Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Министерство макроэкономики
и статистики, Уполномоченный по правам человека при Олий Мажлисе Республики
Узбекистан, Институт мониторинга действующего законодательства при Олий
Мажлисе Республики Узбекистан, Прокуратура, Комитет женщин, Фонды «Камолот»,
«Экосан», «Соглом авлод учун», Детский фонд, и негосударственные некоммерческие
организации, с которыми тесно и плодотворно сотрудничает Национальный центр.
3.
Составление Основного документа -
рабочая группа, обобщив и
систематизировав накопленный материал, составляет Основной документ и рассылает
заинтересованным учреждениям. Помимо этого, в порядке информации экземпляр

Page 7

7
Национального доклада направляется в Аппарат Президента Республики Узбекистан и
Кабинет Министров Республики Узбекистан.
4. Направление Национального доклада в соответствующее подразделение ООН -
рабочая группа, рассмотрев поступившие предложения и замечания, составляет
Национальный доклад и через Министерство иностранных дел отправляет его в
соответствующее подразделение ООН.
17-19 ноября 1999 г. на 23 сессии Комитета ООН против пыток (Отделение ООН в
Женеве) прошло слушание первого Национального доклада Республики Узбекистан об
исполнении норм Конвенции ООН «Против пыток и других жестоких, бесчеловечных
или унижающих достоинство видов обращения и наказания».
Парламент Республики Узбекистан ратифицировал Конвенцию 31 августа 1995г.
В ходе детального рассмотрения представленного документа, членами Комитета
против пыток было задано более 40 вопросов связанных с различными аспектами
проблемы имплементации норм Конвенции в национальную правовую систему.
Следует отметить, что Комитет против пыток дал положительную оценку
Национальному докладу (в частности докладчик от Комитета против пыток Г.Камара
назвал его «безупречным, искренним и не стремящимся что-либо скрыть»).
В результате рассмотрения указанного доклада Комитетом против пыток были
приняты заключение и рекомендации Комитета по Национальному докладу Республики
Узбекистан (документ САТ/С/ХХШ/Сопс1.7) от 19 ноября 1999г.
В своѐм заключении Комитет против пыток отметил высокий уровень первого
Национального доклада Республики Узбекистан, его открытость и конструктивность.
Правительственной делегации Узбекистана были предложены рекомендации по
более полному внедрению норм Конвенции в национальную правовую систему, а также по
совершенствованию работы по подготовке Национальных докладов. По докладу были
сделаны и отдельные замечания. Комитет обратил внимание на неполный характер
понятия «пытки», благодаря которому некоторые аспекты определяемые в статье 1
Конвенции, остаются безнаказанными, речь шла о невозможности привлечения к
ответственности частного лица виновного в совершении пытки по подстрекательству
должностного лица, а также об отсутствии криминализации покушения на совершение
пытки.
Другое замечание касалось того факта, что, несмотря на большое количество жалоб о
недозволенных методах следствия, мало количество обвинительных приговоров
вынесенных в результате их рассмотрения.

Page 8

8
Комитетом было обращено внимание и на то, что в законодательстве Узбекистана в
нарушение норм Конвенции отсутствует официальный запрет на принудительное
возвращение, высылку или выдачу какого-либо лица другому государству, в котором ему
грозит опасность применения пыток.
В результате рассмотрения доклада Комитетом были предложены следующие
рекомендации:
*
Принять во исполнение статьи 4 определение пытки, строго соответствующие
Конвенции;
*
реформировать систему рассмотрения жалоб относительно применения пыток
или жестокого обращения с тем чтобы свести к минимуму возможность безнаказанности;
*
обеспечить на практике полное соблюдение принципа недопустимости принятия
доказательств, полученных с помощью пыток;
*
ввести официальный запрет на принудительное возвращение, высылку или
выдачу какого-либо лица другому государству, в котором ему грозит опасность
применения пыток;
*
включить в следующий доклад Комитету отсутствующие или неполные ответы
на соответствующие вопросы, в частности относительно числа лиц содержащихся под
стражей, а также числа казненных в результате вынесения им смертных приговоров в
течение последних двух лет.
23 августа 2000г. на 57 сессии Комитетом ООН по предотвращению расовой
дискриминации был рассмотрен первоначальный доклад «Об исполнении Республикой
Узбекистан Конвенции «О ликвидации всех форм расовой дискриминации»».
Парламент Республики Узбекистан ратифицировал Конвенцию 31 августа 1995г.
На заседании Комитета было отмечено, что предоставленный Республикой
первоначальный доклад объективно и правдиво отражает динамику имплементации
Узбекистаном положений Конвенции «О ликвидации всех форм расовой
дискриминации». Документ определяет общие ориентиры государственной политики
Узбекистана в реализации норм и принципов Конвенции. В целом, исполнение норм
конвенции признанно вполне удовлетворительным (документ СЕRD/С/YYII/Сопс1.7) от
23 августа 2000г.
В целях оптимизации процессов имплементации Комитет рекомендовал делегации
Узбекистана и в дальнейшем придерживаться намеченных ориентиров. Было

Page 9

9
предложено внести отдельные дополнения в Уголовный Кодекс Республики
Узбекистан.
29 января 2001 г. в Нью Йорке на 24 сессии Комитета ООН «По ликвидации
дискриминации в отношении женщин» (CEDAW) был рассмотрен первоначальный
доклад Республики Узбекистан «Об исполнении Республикой Узбекистан Конвенции
«О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин»».
Конвенция является универсальным международным документом, в котором
установлены стандарты в области прав женщин по всему диапазону гражданских,
политических, экономических, социальных и культурных аспектов как общественной,
так и частной жизни.
Парламент Республики Узбекистан ратифицировал Конвенцию 31 августа 1995г.
В ходе обсуждения документа Председатель комитета Ч. Абака выразила
признательность
правительству
Республики
Узбекистан
за
представление
первоначального Национального доклада, отметила его высокий уровень и дала ему
позитивную оценку.
В своем выступлении член Комитета г-жа Фериде Акар отметила большие усилия
Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова, направленные на обеспечение
политической стабильности и безопасности страны как важнейшего фактора в деле
защиты прав и свобод женщин.
Члены Комитета подчеркнули позитивное влияние на улучшение положения
женщин функционирования системы национального механизма по защите прав
женщин, включающего в себя Секретариат по социальной защите семьи, материнства и
детства Кабинета Министров, Омбудсман, Национальный центр по правам человека,
Институт мониторинга действующего законодательства, Комитет женщин и женские
НПО.
В ходе рассмотрения Национального доклада членами Комитета было задано более
ста вопросов, затрагивающих различные аспекты практической реализации положений
Конвенции и осуществления повторов, в ходе подготовки ответов члены Делегации
обобщили близкие по своему содержанию вопросы и дали по ним конкретные ответы.
Позитивно отметив тот факт, что Узбекистан ратифицировал конвенцию без каких
либо оговорок к основным статьям, она призвала Правительство Узбекистана
присоединиться к Дополнительному Протоколу к Конвенции от 15 октября 1999г.
((А/54/4) GA UN).

Page 10

10
Комитетом было указано на необходимость закрепления в законодательстве
Республики Узбекистан понятия «дискриминация женщин» и принятие отдельного
закона в целях прямого применения норм Конвенции судебными органами.
Анализ итогов работы делегации республики по представлению первоочередного
доклада Республики Узбекистан по выполнению основных положений Конвенции по
ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в ходе 24-й сессии
Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин позволяет сделать
следующие выводы и предложения, реализация которых позволит повысить уровень
представления очередного национального доклада:
Подготовку рассмотрений и защиту основных положений национальных докладов
Республики Узбекистан следует рассматривать как одну из эффективных форм
мониторинга в области обеспечения гендерного равенства женщин и мужчин, защиты
прав и свобод женщин.
В соответствии с программой подготовки докладов желательно изыскивать
возможность приглашения в Узбекистан членов Комитета до рассмотрения докладов.
При представлении докладов на комитетах следует концентрироваться на мерах,
осуществленных в период между передачей доклада и его представлением в комитете,
на тех мероприятиях, которые свидетельствуют о позитивном развитии процесса
реализации положений конвенций.
Образование в области прав человека в Республике Узбекистан
Узбекистан - страна с высоким уровнем грамотности. Уровень грамотности по
переписи 1989 года составляет 99,9%. В настоящее время на каждые 1000 работающих
приходится 986 имеющих образование, из них специалисты с высшим и незаконченным
высшим образованием 142 (15% от числа лиц, имеющих образование), со средним
специальным образованием 199 (21%), средним общим - 480 (13,4%). Каждый
четвертый занятый в народном хозяйстве имеет высшее или среднее специальное
образование.
В настоящее время в республике функционирует 9 627 общеобразовательных
школ из них 221 начальных, 1846 девятилетних, 6 996 школ старшей ступени, 85
специальных и школ-интернатов для детей с отклонениями в физическом и умственном
развитии.

Page 11

11
Специальные школы-интернаты предусмотрены для глухих, слабослышащих,
слепых, слабовидящих детей, для детей с нарушениями интеллекта и тяжелыми
нарушениями речи, для детей с ДЦП и полиомиелитом, а также для детей с задержкой
психического развития. Воспитанники этих учебных заведений обучаются по 14 видам
учебных планов.
10 марта 1997 года Правительством Узбекистана было принято распоряжение
"О разработке Национальной программы по подготовке кадров" и образованы комиссия
и рабочие группы по подготовке документа, а также, определены основные
концептуальные положения для разработки нового закона об образовании.
29 августа 1997 года Парламент Республики Узбекистан принял новый Закон "Об
образовании" и утвердил Национальную программу по подготовке кадров.
6 октября 1997 года был принят Указ Президента "О коренном реформировании
системы образования и подготовки кадров, воспитании совершенного поколения".
Создана Республиканская комиссия по осуществлению Национальной программы по
подготовке кадров во главе с Премьер - Министром У. Султановым и определены
основные задачи комиссии.
Национальная программа по подготовке кадров разработана на основе анализа
национального опыта и мировых достижений в системе образования. Она
ориентирована на формирование нового поколения кадров с высокой общей и
профессиональной культурой, творческой и социальной активностью, умения
самостоятельно ориентироваться в общественно - политической жизни, способных
ставить и решать задачу на перспективу. В рамках данной программы в республике
осуществляется полный переход к обязательному общему среднему и среднему
специальному, профессиональному образованию.
Для повышения качества образования Национальной программой по подготовке
кадров предусматривается развитие сети школ и общеобразовательных учебных
заведений нового типа - гимназий, школ с углубленным изучением отдельных предметов.
Реализуется государственные целевые программы «Маънавият ва маърифат»,
«Экономическое образование», «Сельская школа», «Реабилитация детей с отклонениями
в развитии» и другие. В республике проводится целенаправленная государственная
политика по поддержке одаренных детей и учащейся молодежи. На базе областных
администраций создаются специальные центры и фонды по выявлению талантливых
юношей и девушек и оказанию содействия в развитии их способностей.

Page 12

12
В рамках Национальной программы в республике начата реорганизация
профессионально-технического образования с учетом территориальных особенностей
формирования рынка труда, в первую очередь в сельской местности. Сейчас в этой
системе функционируют 442 учебных заведения, в том числе 209 профессиональных
школ, 180 профессиональных лицеев и 53 бизнес школы с общим контингентом
учащихся 220 тысяч человек, среди которых 43 % - девушки.
За годы независимости число высших учебных заведений в Узбекистане увеличилось
с 54 в 1992 году до 61 в 2001 году.
Послевузовское образование может быть получено в высших учебных заведениях и
научно-исследовательских учреждениях через магистратуру, аспирантуру, докторантуру.
В республике обучается около 4 тысяч аспирантов (69% - в системе высшего
образования, 31% - в научно-исследовательских институтах). Доля женщин-аспиранток в
их числе составляет около 31%.
В условиях рыночных преобразований и возрастания потребности в
квалифицированных кадрах, с учетом роста технического совершенствования
производства и появления новых отраслей требуется улучшение профессионального
обучения и переобучения кадров как средства их адаптации на рынке труда. В
значительной мере этому будет способствовать реализация Национальной программы по
подготовке кадров, рассчитанная на 1997-2005 годы. В настоящее время в системе
повышения квалификации н переподготовке кадров в республике функционируют 23
института, 16 факультетов, 4 центра и 14 курсов повышения квалификации.
Изучение международных документов в области прав человека и защиты его от
преступных посягательств входит в учебные программы подготовки курсантов в
учебных заведений МВД Республики Узбекистан (Академия, Высшее военно-
техническое училище и др.), системы повышения квалификации сотрудников
Министерства юстиции, Прокуратуры и Службы Национальной безопасности.
Периодически аналогичные документы правового характера изучаются на занятиях по
боевой и служебной подготовке сотрудников органов внутренних дел.
На специализированных курсах обучения и переподготовки сотрудников СНБ
осуществляется преподавание учебной дисциплины «Права человека», в рамках которой,
наряду с другими международно-правовыми институтами в области прав человека и
гражданина, изучаются положения Международного Пакта ООН о гражданских и
политических правах и Дополнительного протокола к нему и др.

Page 13

13
Кроме того, процесс обучения имеет свое продолжение в ходе практической
деятельности сотрудников. Ежегодно в системе профессиональной учебы сотрудников
Службы национальной безопасности на проводимых лекциях, семинарах, диспутах
рассматриваются вопросы соблюдения Конституции, соответствующих законов и
программ республики, международных соглашений в области прав человека и
гуманитарного права, а также других документов, касающихся вопросов правого
обеспечения.
Прокуратурой Республики Узбекистан, в сотрудничестве с международными
организациями, проводятся тренинги для прокурорских работников по вопросам
соблюдения прав человека и имеющихся международных Соглашений в этом
направлении.
Так, только в 2000 году совместно с Бюро Организации по безопасности и
сотрудничеству в Европе по связи в Центральной Азии, были проведены тренинги:
с 01 по 04 мая 2000 года в урочище Бельдерсай тренинг для региональных
представителей Омбудсмана;
с 12 по 20 августа 2000 года - в городах Ташкенте, Ургенче, Фергане - по теме:
«Международные стандарты прав человека в области уголовного судопроизводства»;
с 13 по 17 декабря 2000 года - в городе Самарканде - тренинг для региональных
представителей Омбудсмана по взаимодействию с правоохранительными органами и
судами.
В целом, правоохранительными органами Республики Узбекистан принимаются
меры к надлежащему исполнению законодательства и обеспечению надлежащей защиты
прав граждан.
Начиная с 1996 года, в республике под эгидой Комитета женщин Узбекистана
проводится цикл образовательных семинаров по следующим темам:
1. «Женщина и бизнес» – 14 семинаров с общим охватом 3 000 чел.
2. «Женщина и право» – 14 семинаров с общим охватом 4 000 чел.
3. «Женщина и здоровье» – 14 семинаров с общим охватом 5 000 чел.
4. «Женщина на уровне принятия решений» – 14 семинаров с общим охватом
5 000 чел.
По 12 приоритетным направлениям Пекинской платформы действий проводятся
семинары и тренинги совместно с учреждениями ООН и международными
организациями, аккредитованными в Узбекистане, Комитетом женщин Узбекистана и
другими женскими неправительственными организациями:

Page 14

14
во-первых, по правовой грамотности и правовым вопросам – 2500 семинаров с
общим охватом 100 000 чел.
во-вторых, по вопросам охраны репродуктивного здоровья и репродуктивных прав
5 000 семинаров с общим охватом 200 000;
в- третьих, по вопросам предпринимательства и малого бизнеса – 6 000 семинаров
с общим охватом 240 006;
в-четвертых, по вопросам постоянного экологического образования – 10 000
семинаров с общим охватом 400 000;
в-пятых, по вопросам профилактики домашнего насилия – 400 семинаров с общим
охватом 16 000;
в-шестых, по вопросам профилактики наркомании и ВИЧ/ СПИД инфекции – 12
000 семинаров с общим охватом 480 000;
Всего на сегодняшний день проведено 35 956 семинаров с общим числом
участников 1 541 000 человек.
29 августа 1997 года Парламентом Узбекистана утверждена Национальная
программа повышения правовой культуры в обществе, в которой были определены
следующие приоритетные направления государственной политики в области правого
образования:
обеспечение повышения правовой культуры и социальной активности населения
во взаимоотношениях гражданина, общества и государства;
усиление роли органов самоуправления, общественных объединений, средств
массовой информации в формировании правовой культуры населения;
обеспечение населения правовой информацией, государственная поддержка
издания и распространения научно-популярной юридической литературы;
совершенствование средств и методов правового обучения и правового
воспитания;
развитие современной системы юридического образования, подготовки и
переподготовки кадров;
стимулирование исследования научных основ правовой культуры населения на
основе использования национальных традиций и мирового опыта.

Page 15

15
В рамках этой программы были созданы: Центр по изучению прав человека и
гуманитарного права при ТГЮИ, Центр по пропаганде правового посвящения при
ТГЮИ; Центр повышения квалификации юристов при Министерстве юстиции
Республики Узбекистан, кафедра: «Теория и практика правы человека» в Академии
МВД Республики Узбекистан; кафедра ЮНЕСКО «По правам человека, мира,
демократии, толерантности и международного взаимопонимания» при Университете
мировой экономики и дипломатии.
Постановлением Кабинета Министров от 29 мая 1998 года за №-235 «О
Национальной программе мероприятий по реализации Национальной программы
повышения правовой культуры в обществе» было предусмотрено:
- Создание
новых, издание дополненных действующих учебных материалов:
«Основы права», «Права человека», «Основы государства и права» - для академических
лицеев, профессиональных колледжей, 9 классов;
«Правовые знания» - для 5-8 классов;
«Правовая азбука» - для 1-4 классов;
- Издание сборника международных документов и изучение их в высших учебных
заведениях;
- Создание специальных программ и учебных пособий с учетом требований
международных стандартов.
Сегодня уже проделана значительная работа по реформированию системы
образования в области прав человека эта работа
Разработка и внедрение Национальной программы действий в области
образования прав человека, многофункциональной системы защиты прав и свобод,
является одной из основных направлений деятельности Национального центра
Республики Узбекистан по правам человека.
В ходе ее реализации разрешаются следующие задачи:
1. Совершенствование законодательства в области прав человека.
2. Оказание правовой помощи и судебной защиты прав человека.
3. Создание системы внесудебной защиты прав человека.
4. Выработка стратегии защиты прав отдельных категорий лиц:
-
социально уязвимые слои населения;
-
группы населения, проживающие в зонах экологического бедствия;
-
верующие, представители различных конфессий;
-
лица, находящиеся в местах лишения свободы;

Page 16

16
-
военнослужащие.
5. Развитие конструктивных форм деятельности неправительственных правозащитных
организаций.
6. Обеспечение свободы информации как гарантии соблюдения прав человека.
7. Организация многоцелевой системы образования в области прав человека – от
сугубо профессиональных курсов до популярных информационно-просветительских
программ.
8. Формирование путей интеграции в мировое сообщество на основе развития
института прав и свобод человека в Республике Узбекистан.
Осознавая важность проблемы образования в области прав человека, учитывая, что
требования общества меняются. Социальные, экономические и политические условия
требуют перемен, ставится задача совершенствования системы образования в области
прав человека. Образование является ключевым фактором в обеспечении и
поддержании стабильной демократии и развитой экономики. Для того чтобы быть
эффективной в этом отношении, система образования должна соответствующим
образом моделировать в собственной практике те ценности и цели, которые по ее
утверждению, она поддерживает.
В последние годы все более значимую роль в пропаганде правовых знаний (в
особенности знаний в области прав человека) играют и негосударственные
некоммерческие организации (ННО), значительная часть которых специализируется на
пропаганде знаний об определенных правах и свободах человека.

Page 17

17
по состоянию на 01.02.2001г.
СПИСОК
международно-правовых документов по правам человека, к которым
присоединилась Республика Узбекистан

Название документа
Место и дата
полписания
Сведения о
присоединении
и дата
Конвенционные документы
1.
Всеобщая декларация прав и
свобод человека
Нью-Йорк, 10.12.1948г.
Резолюция 217 А (III)
Генеральной Ассамблеи
ООН
30.09.1991г.
№ 366-XII
2.
Международный
пакт
о
гражданских
и
политических
правах
Нью-Йорк, 16.12.1966г.
Резолюция 2200 А (III)
Генеральной Ассамблеи
ООН
31.08.1995г.
№ 127-I
3.
Международный
пакт
об
экономических,
социальных
и
культурных правах
Нью-Йорк, 16.12.1966г.
Резолюция 2200 А (ХХI)
Генеральной Ассамблеи
ООН
31.08.1995г.
№ 126-I
4.
Факультативный
протокол
к
международному
пакту
о
гражданских
и
политических
правах
Нью-Йорк, 16.12.1966г.
Резолюция 2200 А (XII)
Генеральной Ассамблеи
ООН
31.08.1995г.
№ 128-I
5.
Конвенция о ликвидации всех форм
дискриминации
в
отношении
женщин
Нью-Йорк, 18.12.1997г.
Резолюция 34/180
Генеральной Ассамблеи
ООН
06.05.1995г.
№ 87-I
6.
Конвенция о правах ребенка с
поправкой в П.2 ст.43
Нью-Йорк, 20.11.1989г.
Резолюция 44/25
Генеральной Ассамблеи
ООН
09.12.1992 г.
№ 757-XII
7.
Конвенция против пыток и других
жестоких,
бесчеловечных
или
унижающих достоинство видов
обращения и наказания
Нью-Йорк, 10.12.1984г.
Резолюция 39/46
Генеральной Ассамблеи
ООН
31.08.1995г.
№ 130-I
8.
Международная
Конвенция
о
ликвидации всех форм расовой
дискриминации
Нью-Йорк, 21.12.1965г.
Резолюция 2106 А (XX)
Генеральной Ассамблеи
ООН.
31.08.1995г.
№ 129-I

Page 18

18
Рамочные документы
9.
Партнерство
во
имя
мира:
рамочный документ
Брюссель, 10.01.1994г.
Подписан в
Брюсселе
13.07.1994г.
10.
Всемирная
Декларация
об
обеспечении выживания, защиты и
развития детей
Нью-Йорк, 30.09.1990г.
ООН
Подписана в
Ташкенте.19.12
.1994г.19.12.19
94г. № 189-1
11.
Основное
соглашение
между
ЮНИСЕФ
и
Правительством
Республики Узбекистан
Нью-Йорк, 1991г. ООН
Подписано в
Ташкенте.19.12
.1994г.
Ратифицирован
о 22.12.1995г.
№ 189-1
12.
Основное
соглашение
между
ЮНИСЕФ
и
Правительством
Республики
Узбекистан
от
19.12.1995
Ташкент, 1991г. ООН
22.12.1995г.
№ 189-1
13.
Конвенция 47 о
сокращении
продолжительности
работы
до
сорока часов в неделю
Женева, 21.06.1935г.
06.05.1995г.
№ 83-I
14.
Конвенция
52
о
годовых
оплачиваемых отпусках
Женева, 24.06.1936г.
06.05.1995г.
№ 84-I
15.
Конвенция
103
об
охране
материнства
Женева, 1919г. пересм.
28.06.1952г.
06.05.1995г.
№ 85-I
16.
Конвенция 122 о политике в
области занятости
Женева, МОТ,
09.07.1964г.
06.05.1995г.
№ 86-I
17.
Конвенция о
принудительном
труде
Женева, 28.06.1930г.
Генеральной
конференцией
Международной
организации труда на ее
четырнадцатой сессии
30.08.1997г.г.
№492-I
Ведомости
Олий Мажлиса
Республики
Узбекистан
1997г.г., № 9
ст. 248
18.
Конвенция
о
применении
принципов права на организацию и
на
ведение
коллективных
переговоров
Женева, МОТ,
01.07.1949г.
30.08.1997г.г.
№496-I
Ведомости
Олий Мажлиса
Республики
Узбекистан
1997г. г.№ 9,
ст. 252

Page 19

19
19.
Конвенция
о
равном
вознаграждении мужчин и женщин
за труд равной ценности
Женева, 29.06.1951г.
Генеральной
конференцией
Международной
организации труда на ее
тридцать четвертой
сессии
30.08.1997г.
№493-I
Ведомости
Олий Мажлиса
Республики
Узбекистан
1997г. г.№ 9,
ст. 249.
20.
Конвенция
о
защите
прав
представителей
трудящихся на
предприятии и предоставляемых
им возможностях
Женева, МОТ,
23.06.1997г.
30.08.1997г.
№494-I
Ведомости
Олий Мажлиса
Республики
Узбекистан
1997г. г.№ 9,
ст. 250
21.
Конвенция
о
содействии
коллективным переговорам
Женева, МОТ,
19.06.1981г.
30.08.1997г.
№495-I
Ведомости
Олий Мажлиса
Республики
Узбекистан
1997г.№ 9, ст.
251
22.
Конвенция о дискриминации в
области труда и занятий
Женева, МОТ,
04.06.1958г.
30.08.1997г.
№499-I
Ведомости
Олий Мажлиса
Республики
Узбекистан
1997г.№ 9, ст.
255
23.
Конвенция
об
упразднении
принудительного труда
Женева,
МОТ,25.06.1957г.
30.08.1997г.
№498-I
Ведомости
Олий Мажлиса
Республики
Узбекистан
1997г. № 9, ст.
254
24.
Конвенция о политических правах
женщин
Нью-Йорк, 31.03.1953г.
30.08.1997г.
№501-I
Ведомости
Олий Мажлиса
Республики
Узбекистан
1997г. № 9, ст.
257

Page 20

20
25.
Конвенция о
техническом
и
профессиональном образовании
Париж, 10.11.1989г.
30.08.1997г.
№502-I
Ведомости
Олий Мажлиса
Республики
Узбекистан
1997г. № 9, ст.
258
26.
Конвенция
о
борьбе
с
дискриминацией
в
области
образования
Париж, 15.12.1960г.
30.08.1997г.
№4 1997г.-I
Ведомости
Олий Мажлиса
Республики
Узбекистан
1997г. г.№ 9,
ст. 253
27.
Декларация о праве народов на мир Рез. №39/11 ГА ООН от
12.11.1984г.
30.08.1997г.
№503-I
Ведомости
Олий Мажлиса
Республики
Узбекистан
1997г.№ 9, ст.
259
28.
Декларация о праве на развитие
Рез.№41/128 ГА ООН от
04.12.1986г.
30.08.1997г.
№504-I
Ведомости
Олий Мажлиса
Республики
Узбекистан
1997г. № 9, ст.
260
29.
Декларация о ликвидации всех
форм
нетерпимости
и
дискриминации на основе религии
или убеждений
Рез.№36/55 ГА ООН от
25.11.1981г.
30.08.1997г.
№505-I
Ведомости
Олий Мажлиса
Республики
Узбекистан
1997г..№ 9, ст.
261
30.
Декларация
принципов
международного
культурного
сотрудничества
Париж, ЮНЕСКО
04.11.1966г.
30.08.1997г.
№506-I
Ведомости
Олий Мажлиса
Республики
Узбекистан
1997г.№ 9, стр.
262

Page 21

21
31.
Кодекс поведения должностных
лиц по поддержанию правопорядка
Нью-Йорк, Рез.№34/169
ГА ООН от 17.12.1997г.
30.08.1997г.
№507-I
Ведомости
Олий Мажлиса
Республики
Узбекистан
1997г. № 9, ст.
263
32.
Основные
принципы
независимости судебных органов
VII Конгресс ООН по
предупреждению
преступности
и
обращению
с
правонарушителями
и
одобрены резолюциями
ГА ООН №40/32 от
29.11.1985г. и №40/146
от 13.12.1985г.
30.08.1997г.
№508-I
Ведомости
Олий Мажлиса
Республики
Узбекистан
1997г. № 9, ст.
264
33.
Конвенция о борьбе с захватом
заложников
Нью-Йорк, 1979г.
Резолюция ГА ООН
34/146
26.12.1997г.
№ 554 –1
Ведомости
Олий Мажлиса
Республики
Узбекистан №
1
1998 г. ст.21
34.
Конвенция о борьбе с вербовкой,
использованием, финансированием
и обучением наемников
26.12.1997г.
№ 555-1
Ведомости
Олий Мажлиса
Республики
Узбекистан №
1
1998 г. ст.22
35.
Гаагская конвенция о гражданских
аспектах похищения детей в другие
страны
Гаага
Имеется оговорка ко
второму абзацу статьи
26 от 15.04.1999г. № 776
–1. 14-15.04.1999г.
01.05.98
№ 629-1
Ведомости
Олий Мажлиса
Республики
Узбекистан №
5-6
1998 г. стр.438

Page 22

22
36.
Конвенция о
предупреждении
преступления геноцида и наказания
за него
Резолюция 260 А (III)
ГА OOН 09 1948г.
Вступила
в
силу
12.01.1951г.
20. 08. 1999г.
№ 835-1
Ведомости
Олий Мажлиса
Республики
Узбекистан №
9
1999 г.
37.
Соглашение о
партнѐрстве и
сотрудничестве,
учреждающее
партнѐрство между Республикой
Узбекистан с одной стороны, и
Европейскими сообществами и их
государствами-членами, с другой
стороны
Рим. 30.08.1996г.
Вступило в
силу
01.06.1999г.
№ 292-1
ДОКУМЕНТЫ ОБСЕ
38.
Заключительный акт СБСЕ
Хельсинки, 01. 08.
1997г.
39.
Документ
Копенгагенского
совещания
конференции
по
человеческому измерению СБСЕ
Копенгаген,
29.06.1990 г.
40.
Парижская Хартия для новой
Европы, совещание СБСЕ 1990 г.
Париж, 21.11.90.
Париж, 21.11.1990г.
Подписана в
Париже
27.11.1993г.
41.
Доклад-совещание экспертов СБСЕ
по
вопросам
национальных
меньшинств
Женева, 12.07.1991г.
42.
Документ Московского совещания
Конференции по
человеческому
измерению СБСЕ
Москва, 03.10.1991г.
43.
Декларация Хельсинской встречи на
высшем уровне
Хельсинки, 10.07.1992г.
44.
Всемирная конференция по правам
человека, Венская декларация и
программа действий
Вена, июнь 1993 г.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО
45.
Конвенция об улучшении участи
раненых и больных в действующих
армиях
Женева,
Дипломатическая
конференция
12.08.1949г.
вступила в силу
21.10.1950г.
03.09.1993г.
№ 946-XII

Page 23

23
46.
Конвенция
об
обращении
с
военнопленными
Женева,
Дипломатическая
конференция
12.08.1949г.
вступила в силу
21.10.1950г.
03.09.1993г.
№ 946-XII
47. .
Конвенция об улучшении участи
раненых, больных и лиц, потерпевших
кораблекрушение,
из
состава
вооруженных сил в море
Женева,
Дипломатическая
конференция.
12.08.1949г.
вступила в силу
21.10.1950г.
03.09.1993г.
№ 946-XII
48. .
Конвенция о защите гражданского
населения во время войны
Женева,
Дипломатическая
конференция.
12.08.1949г.
вступила в силу
21.10.1950г.
03.09.1993г.
№ 946-XII
49. .
Дополнительный
протокол
к
Женевским Конвенциям от 12 августа
1949 года, касающимся защиты жертв
международных
вооруженных
конфликтов (Протокол 1)
Женева,
Дипломатическая
конференция.
08.07.1977г.
03.09.1993г.
№ 946-XII
50.
Дополнительный
протокол
к
Женевским Конвенциям от 12 августа
1949 года, касающимся защиты жертв
вооруженных
конфликтов
не
международного характера (Протокол
2)
Женева,
Дипломатическая
конференция.
08.07.1977г.
03.09.1993г.
№ 946-XII
51.
Конвенции
о
запрещении
или
ограничении применения конкретных
видов обычного оружия, которые
могут
считаться
наносящими
чрезмерные
повреждения
или
имеющими неизбирательные действия
и о согласии на обязательность для
республики Протоколов I, II, III, IV к
указанной Конвенции
Женева, 10.10.1980г.
30.08.1997г.
№ 500-1
Ведомости Олий
Мажлиса
Республики
Узбекистан
№ 9 ст. 256
52.
Конвенция о запрещении военного
или любого иного враждебного
использования средств воздействия на
природную среду
Нью-Йорк,
10.12.1997г.
Резолюция ГА ООН
53.
Конвенция о защите культурных
ценностей в случае вооруженного
конфликта
Гаага 14.05.1954 г .
22.12.1995г.
№ 180-1
54.
Конвенция о мерах, направленных на
запрещение
и
предупреждение
незаконного вывоза и передачи право
собственности
на
культурные
ценности
1970г.
22.12.1995г.
№ 181-1

Page 24

24
55.
Конвенция об охране всемирного
культурного и природного наследия
1972г.
22.12.1995г.
№ 182-1
56.
Конвенция о запрещении разработки
производства
и
накопления
бактериологического
(биологического)
и
токсического
оружия и их уничтожения
Нью-Йорк,
10.04.1972г.
16.12.1997г.
Резолюция 2826
(ХХУI) ГА
22.12.1995г.
№ 185-1
57.
Конвенция о запрещении разработки,
производства,
накопления
и
применения химического оружия и
его уничтожения
Париж,
Дипломатическая
конференция
.
1993 г.
26.04.1996г.
№ 236-1
Охрана окружающей среды
(коллективные права)
58.
Измирское Соглашение (ЭКО)
28.11.92 г. Исламабад
06.05.93 г. №
830-XII
59
Конвенция о запрещении военного
или любого иного враждебного
использования средств воздействия на
природную среду
28.11.92 г. Исламабад
06.05.93 г.
№ 830-XII
60
Рамочная Конвенция по изменению
климата
09.05.92 г. Нью Йорк
20.06.93г.
61
Конвенция по сохранению озонового
слоя
22.03.85 г. Вена
18.05.93 г.
62
Монреальский
протокол
по
веществам, разрушающим озоновый
слой
16.09.87г. Монреаль
18.05.93г.
63
Конвенция
по
борьбе
с
опустыниванием в тех странах,
которые
испытывают
серьезную
засуху
и/или
опустынивание,
особенно в Африке
15.10.94г. Париж
31.08.95г.
№125-1
64
Конвенция по энергетической Хартии
СБСЕ
16-17.12.91г. Гаага
Подписано в
Гааге
16-17.12.91г.
65Конвенция о
запрещении
разработки,
производства
и
накопления
бактериологического
(биологического)
оружия и их уничтожения
10.04.72г.
22.12.95г.
№185-1
66
Конвенция о запрещении разработки,
производства
и
накопления
химического
оружия
и
его
уничтожения
1993г. ООН
26.04.96г. №236-
1
67
Договор
о
всеобъемлющем
запрещении ядерных испытаний
10.09.96г. Нью Йорк
Подписано 03.1-
.96г.
Ратифицировано
25.04.97г.
№432-1

Page 25

25
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ
УЗБЕКИСТАН
Гражданские (личные) права
Конституция Республики Узбекистан от 08.12. 92;
Гражданский кодекс Республики Узбекистан от 21.12.95;
Уголовный кодекс Республики Узбекистан от 22.09.1994;
Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан от 22.09.1994;
Уголовно-исполнительный кодекс Республики Узбекистан от 25.12.1997;
Кодекс об административной ответственности от 22.09.1994;
Законы Республики Узбекистан:
«О гражданстве Республики Узбекистан» от 02.07.92;
«Об обращениях граждан» от 06.05.94;
«Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»
от 30.08.95;
«О гарантиях избирательных прав граждан» от 05.05.94;
«О средствах массовой информации» от 14.06.97;
«О свободе и гарантиях доступа к информации» от 24.04.97;
«О защите профессиональной деятельности журналиста» от 24.04.97;
«Об адвокатуре» от 27.12.96;
«Об Уполномоченном Олий Мажлиса по правам человека» от 24.04.97;
«О свободе совести и религиозных организациях» от 14.06.91;
«О наркотических средствах и психотропных веществах» 19.08.1999;
«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера» 20.08. 1999;
«О психиатрической помощи» 31.08. 2000;
“О гражданской защите“ 26.05.2000;
«О борьбе с терроризмом» 14.02. 2001;
«О судах» (новая редакция) 13.02.2001;
Политические права
Конституция Республики Узбекистан от 08.12. 92;
Законы Республики Узбекистан:
«Об основах государственной независимости Республики Узбекистан» от 31.08.91;
«Об общественных объединениях» от 15.02.91;
«О средствах массовой информации» от 14.06.97;
«О выборах президента» от 18.11.91;
«О референдуме» от 18.11.91;
«О профессиональных союзах и гарантии их деятельности» от 02.07.92;
«О конституционном суде» от 30.08.95;
«Об органах самоуправления граждан» от 02.09.93;
«О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан» от 22.09.94;
«О выборах в областные, районные и городские советы народных депутатов» от
05.05.94;
«О гарантиях избирательных прав граждан» от 05.05.94;
«Об обращениях граждан» от 06.05.94;

Page 26

26
«О статусе депутатов» от 06.05.95;
«О политических партиях» от 26.12.96;
«Об уполномоченном Олий Мажлиса по правам человека» от 24.04.97;
«О Центральной избирательной комиссии» от 30.04.98;
«О защите конституционных органов власти» от 09.12.92;
«Об основах государственной молодежной политики» от 20.11.91;
«О Кабинете Министров» от 06.05.93;
«О гражданстве» от 02.07.92;
«Об органах самоуправления граждан» от 14.04.1999;
«О всенародном обсуждении проектов законов» от 14.12.2000;
Экономические права
Конституция Республики Узбекистан от 8.12.1992;
Гражданский кодекс Республики Узбекистан от 21.12.95;
Трудовой кодекс Республики Узбекистан от 21.12.95;
Налоговый кодекс Республики Узбекистан от 24.04.97;
Земельный кодекс Республики Узбекистан от 30.04.98;
Законы Республики Узбекистан:
«Об охране труда» от 06.05.93;
«О собственности» от 31.10.90;
«Об аренде» от 19.11.91;
«Об инвестиционной деятельности» от 24.12.98;
«О банках и банковской деятельности» от 25.04.96;
«О банкротстве» от 05.05.94;
«О валютном регулировании» от 07.05.93;
«О дехканском хозяйстве» от 03.07.92;
«О предприятиях» от 15.02.91;
«О хозяйственных обществах и товариществах» от 09.12.92;
«О предпринимательстве и гарантиях предпринимательской деятельности» от 14.04.99;
«О защите прав потребителей» от 25.04.96;
«О занятости населения» от 13.01.92;
«О залоге» от 09.12.92;
«Об изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах» от 06.05.94;
«Об авторском праве и смежных правах» от 30.08.96;
«О лизинге» от 14.04.99;
“О гарантиях свободы предпринимательской деятельности“ 25.05.2000;
“О лицензировании отдельных видов деятельности“ 25.05.2000;
“О внешнеэкономической деятельности“ 26.05.2000;
«Об аудиторской деятельности» (новая редакция) от 26.05.2000;
«Об ответственности юридических лиц за правонарушения в области строительства» от
15.12.2000;
Социальные права
Конституция Республики Узбекистан от 08.12. 1992;
Семейный кодекс Республики Узбекистан от 30.04.98;

Page 27

27
Законы Республики Узбекистан:
«О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан» от 18.11.91;
«О государственном пенсионном обеспечении граждан» от 03.09.93;
«О дополнительных льготах женщинам» от 14.04.99;
«Об образовании» от 29.08.97;
«О национальной программе по подготовке кадров» от 29.08.97;
«О государственном санитарном надзоре» от 03.07.92;
«О принудительном лечении лиц страдающих алкоголизмом» от 09.12.92;
«Об охране здоровья граждан» от 29.08.96;
«О наркотических средствах и психотропных веществах» от 19.08.99;
«О профилактике заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-
инфекция)» от 19.08.99;
«О физической культуре и спорте» от 14.01.92;
«Об охране природы» от 09.12.92;
«Об особо охраняемых природных территориях от 07.05.93;
«Об охране и использовании растительного мира» от 26.12.97;
«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера» от 20.08.99;
«О дополнительных льготах женщинам» от 14.04.1999;
«О негосударственных некоммерческих организациях» от 14.04.1999;
“Об экологической экспертизе“ 25.05.2000;
Культурные права
Конституция Республики Узбекистан от 08.12. 1992;
Законы Республики Узбекистан:
«О средствах массовой информации» от 26.12.97;
«Об издательской деятельности» от 30.08.96;
«О защите профессиональной деятельности журналиста» от 24.04.97;
«О национальной программе повышения правовой культуры в обществе» от 29.08.97;
«О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 29.08.98;
«О рекламе» от 25.12.98;
«О туризме» от 20.08.99;
“О физической культуре и спорте“ (новая редакция) 25.05.2000;

Page 28

28
Приложение
(Проект)
КОНЦЕПЦИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ПРАВ
ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
2
Реалии действительности требуют координации действий в данной области.
Значительно интенсифицировать процесс обучения правам человека может создание
Координационного Совета по вопросам правового просвещения при Национальном
центре Республики Узбекистан по правам человека (что предусмотрено Положением о
Национальном центре Республики Узбекистан по правам человека, утвержденного
Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от13 ноября 1996 года,
№ - 339) в целях проведения последовательной политики, на основании которой будет
развиваться, и совершенствоваться система образования в области прав человека;
разработки единых для всей страны требований по уровню образования в области прав
человека.
Основные задачи Координационного Совета:
Сформировать систему подготовки и переквалификации кадров по правам человека
на каждом уровне образования
(общего образования, средне специального
образования, высшего образования и другие).
Облегчить гражданам доступ к образованию по правам человека.
Подготовить правовые основы и целевые программы профессионального
совершенствования в сфере прав человека;
Разработка процесса обучения (на всех уровнях образования)
Новые методики преподавания (практическая подготовка)
Перейти от базовых знаний к знаниям плюс компетентность.
Подготовка учебников, методических пособий и рекомендаций по изучению курса
«Права человека» и смежных курсов в соответствии с требованиями новой учебной
программы;
Подготовка тренеров.
Организация тренинговых программ с привлечением тренеров, которые были уже
обучены в рамках программ ОБСЕ, Омбудсмана, ООН, ЮНИСЕФ, Фондов Сороса,
Евразия, Коунтерпарт Консорциум и другие.
Организация деятельности выездных целевых библиотек и семинаров, экспозиций
по правам человека в регионы Республики Узбекистан.
Формирование
системы
охвата
внешкольных
учреждений
(центры
дополнительного образования, летние лагеря, интернаты, детские дома и др.).
Разработка
специальных
программ
содействию
комиссиям
по
делам
несовершеннолетних в профилактике преступности и правонарушений.
Разработка специальных программ обучения организационно-правовой защиты
прав верующих и меньшинств.
Организация и стимулирование научно-исследовательской деятельности в сфере
прав человека
2
Проект разработан отделом Образования по вопросам прав человека Национального
центра Республики Узбекистан по правам человека.

Page 29

29
ПРИОРИТЕТЫ В ОБЛАСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗНАНИЙ И
НАВЫКОВ:
1. Организация профессиональной подготовки:
Основные типы повышения квалификации:
- Общие курсы продолжительностью не менее трех недель;
- Курсы по конкретному предмету продолжительностью до двух недель;
- Инструкционные курсы продолжительностью до одной недели;
- Семинары, практика по изучению отдельной проблемы, группа, конференция и т.д.
2. Содействие в материально-технической поддержке.
- Разработка проектов.
- Получение грантов или спонсорская помощь.
3. Совершенствование деятельности работы публичных библиотек.
- Обеспечение литературой по правам человека и международных документов по
правам человека.
- Оснащение технической базой (компьютеры, ксероксы)
Обеспечение доступа к сети «Интернет»

Page 30

30

Приложение
(Проект)
Координационный Совет
по вопросам правового просвещения при
Национальном центре Республики Узбекистан
по правам человека
1.Национальный Центр Республики Узбекистан по правам человека
2. Министерство народного образования Республики Узбекистан
3. Министерство высшего и среднего специального образования
Республики Узбекистан
4. Министерство внутренних дел Республики Узбекистан
5. Министерство обороны Республики Узбекистан
6. Министерство здравоохранения Республики Узбекистан
7. Министерство труда и социальной защиты Республики Узбекистан
8. Комитет женщин Республики Узбекистан
9. Академия МВД Республики Узбекистан
10.Центр
повышения
квалификации
прокурорско-следственных
работников Прокуратуры Республики Узбекистан
11. Центр повышения квалификации юристов при Министерстве юстиции
Республики Узбекистан
12.Центр повышения квалификации работников народного образования
им. А.Авлоний
13. Республиканский центр Образования
14.Центр по изучению прав человека и гуманитарного права при ТГЮИ
15.Центр по пропаганде правового просвещения при ТГЮИ
16.Центр изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр»
17.Ташкентский центр общественного просвещения
18.Фонд "Махалля"
19.Детский фонд
20.Фонд "Камолот"
21.Фонд "Экосан"

Информация о работе Права человека в Республике Узбекистан