Правительство Российской Федерации: порядок формирования, структура, полномочия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:03, контрольная работа

Краткое описание

Принятая Конституция весьма существенно изменила статус Правительства, повысив его, а также закрепила его самостоятельность. Так в соответствии со ст.10 Конституции, Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Прежняя Конституция возлагала непосредственное руководство исполнительной власти на Президента, а также предусматривала подотчетность Правительства федеральным представительным и законодательным органам (Съезду народных депутатов и Верховному Совету) и Президенту.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
2. Правительство Российской Федерации………………………... ……………….4
3.Состав и порядок формирования РФ……………..………………………………8
4. Полномочия Правительства РФ………………………………………………...10
Заключение………………………………………………………………………….14
Список литературы…………………………………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

вар10.docx

— 816.63 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 имени Ярослава Мудрого


Гуманитарный институт

Юридический факультет

Кафедра истории государства  и права

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине «Правоведение» на тему:

«Правительство Российской Федерации: порядок формирования, структура, полномочия»

(вариант №10)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Великий Новгород

2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………...3

2. Правительство Российской Федерации………………………... ……………….4

3.Состав и порядок формирования РФ……………..………………………………8

4. Полномочия Правительства РФ………………………………………………...10

Заключение………………………………………………………………………….14

Список литературы…………………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки. Характеристики этой ветви власти отражают состояние  государственности в целом, позволяют  оценить потенциал и перспективы  государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.

12 декабря 1993 года в  России была принята новая  Конституция Российской Федерации,  которая послужила отправной  точкой нового этапа государственно-политического  развития России.

 В соответствии со  ст.11 Конституции, Правительство  осуществляет государственную власть  в Российской Федерации наряду  с Президентом, Федеральным собранием  и судами Российской Федерации.  А согласно ст.110 Конституции,  федеральное Правительство осуществляет  исполнительную власть Российской  Федерации. Из содержания этих  положений ясно, что Правительство  — высший орган исполнительной  власти.

 

            Принятая Конституция весьма  существенно изменила статус  Правительства, повысив его, а  также закрепила его самостоятельность.  Так в соответствии со ст.10 Конституции, Государственная власть  в Российской Федерации осуществляется  на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Прежняя Конституция возлагала непосредственное руководство исполнительной власти на Президента, а также предусматривала подотчетность Правительства федеральным представительным и законодательным органам (Съезду народных депутатов и Верховному Совету) и Президенту.

             В сравнении виден прогресс  в осуществлении государственной  власти в Российской Федерации.

 

             В современном облике Правительства  более последовательно выражены  прерогативы федеральной исполнительной  власти с учетом принципа разделения  властей, ответственность Правительства  за проведение социально-экономических  преобразований в стране, осуществление  единой государственной политики  в отраслях и сферах народного  хозяйства.

 Одной из основных  функций Правительства является  функция исполнения федеральный  законов, систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений. Данная задача пронизывает деятельность Правительства, предопределяет содержание и характер его полномочий, под законность его решений, т.е. принятие их на основе и во исполнения Конституции, федеральных законов и указов Президента.

 

2 ПРАВИТЕЛЬСТО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Правительство Российской Федерации  согласно Конституции РФ осуществляет исполнительную власть. Положение Правительства  как высшего органа федеральной исполнительной власти России обеспечивается его полномочиями, закрепленными в Конституции РФ и Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» ( с изм. И доп. От 31 декабря 1997 г.).

Правительство РФ возглавляет  единую систему дополнительной власти в РФ, обеспечивает в соответствии с Конституцией осуществление полномочий федеральной исполнительной власти на всей территории России. Оно направляет работу министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, организует исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров России, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Правительство возглавляет  и обеспечивает согласованную деятельность системы федеральных органов  исполнительной власти, состоящей из 80 федеральных министерств и ведомств, многие из которых образуют в субъектах Федерации свои территориальные органы Конституция повышает статус Правительства, закрепляет его самостоятельность [1].

 В отличие от прежней  Конституции, которая возлагала  непосредственное руководство исполнительной  властью на Президента, а также  предусматривала подотчетность  Правительства федеральным представительным  и законодательным органам и  Президенту, действующая Конституция  исходит из самостоятельности  всех ветвей власти и подобной  субординации и подчиненности не предусматривает.

 В современном облике  Правительства более последовательно  выражены прерогативы федеральной  исполнительной власти с учетом  принципа разделения властей,  ответственность Правительства  за проведение социально - экономических  преобразований в стране, осуществление  единой государственной политики  в отраслях и сферах народного  хозяйства, отнесенных к ведению  Российской Федерации и совместному  ведению Федерации и субъектов,  входящих в ее состав. Важно  отметить, что Основной Закон  России создает реальные предпосылки  к тому, чтобы Правительство стало  действительно способным реализовать  намеченные им программы по  стабилизации экономики и нести  всю полноту ответственности  за свои решения и действия.

 От других федеральных  органов Правительство отличается, прежде всего, предметом и сферой  деятельности. Оно не занимается  принятием законов, как Федеральное  Собрание, а обеспечивает управление  экономикой всей страны. Достаточно  сказать, что Правительство разрабатывает  федеральный бюджет и отчитывается о его исполнении, осуществляет управление федеральной собственностью, обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, государственную поддержку культуры, науки, образования и здравоохранения [1].

 Одной из основных  функций Правительства являются  организация исполнения федеральных  законов, систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений. Данная задача пронизывает деятельность Правительства, предопределяет содержание и характер его полномочий, подзаконность его решений, т.е. принятие их на основе и во исполнение Конституции, федеральных законов и указов Президента.

 Как установлено в  Конституции Российской Федерации, "народ осуществляет свою власть  непосредственно, а также через  органы государственной власти  и органы местного самоуправления".

 Правительство Российской  Федерации, наряду и совместно  с другими органами государственной  власти, осуществляет власть, принадлежащую  многонациональному народу Российской  Федерации; значит, его нельзя  принижать ни в отношениях  с Президентом Российской Федерации,  ни в отношениях с Федеральным  Собранием Российской Федерации  (его обеими палатами), ни в  отношениях с судебными органами, ни в общественном мнении. Правительство как орган государственной власти имеет свой правовой статус, организационную структуру, формы и методы деятельности, состав управленческих кадров, материально - финансовое обеспечение и другие атрибуты.

 Проведенное Конституцией Российской Федерации разделение осуществления государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, определило, что исполнительная власть соотносится с законодательной и призвана обеспечивать, прежде всего, практическую реализацию Конституции и законов Российской Федерации. Отсюда логично проистекают и взаимоотношения органов исполнительной власти с органами судебной власти.

 Исполнительная власть  объективно, даже если это недостаточно  четко отражено в конституциях  или иных нормативных правовых  актах, выполняет перед обществом,  во взаимоотношениях с ним  такие функции:

 

 а) обеспечивает практическое  исполнение законов и актов  главы государства путем их  применения в конкретных ситуациях  и для решения конкретных вопросов;

 б) непосредственно  управляет общественными процессами, поведением и деятельностью людей  в целях поддержания и качественного  преобразования воспроизводственной  системы - системы создания, обращения  и потребления материальных, социальных  и духовных продуктов;

 в) выполняет по  отношению к гражданам и их  организациям экономические, социальные  и правовые функции, возложенные  в современный период на государство  и его аппарат;

 г) осуществляет государственный  менеджмент (непосредственное управление) в отношении объектов государственной  собственности, вовлеченных в  рыночный экономический оборот.

 В контексте с предыдущими принципиальное значение принадлежит положению о том, что "Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации".

 Коллегиальность - один  из важнейших атрибутов демократии, поскольку позволяет объединять  знания, опыт и интересы разных  людей для лучшего решения  общественных проблем.

 Достоинства коллегиальности  состоят в том, что она:

 а) формирует в рамках  соответствующей структуры информационное  поле, подпитывающее разнообразной  и профессионально обработанной  информацией каждого ее участника;

 б) создает в организации  социально - психологический микроклимат,  обеспечивающий сотрудничество  и взаимопомощь между всеми  ее участниками, даже при наличии  естественных противоречий во  взглядах и интересах;

 в) позволяет проводить  "мозговые атаки", сосредоточивая  возможности объединенного интеллекта  организации на поиски оптимальных  вариантов решений;

 г) способствует лучшему  исполнению принятых решений,  поскольку заранее согласовывает  интересы и цели участников  данной организации;

 д) укрепляет авторитет соответствующей организации в обществе за счет солидарности и общих ценностей ее участников.

 Правительство является  высшим исполнительным органом  государственной власти Российской  Федерации и в силу этого  возглавляет единую систему исполнительной  власти Российской Федерации.

 Следовательно, политика  и акты Правительства обязательны  для всех без исключения федеральных  органов исполнительной власти  Российской Федерации. Правительство  Российской Федерации управляет  деятельностью органов исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации по вопросам, отнесенным  Конституцией к ведению Российской  Федерации и совместному ведению  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации; решения  и действия Правительства в  рамках правового регулирования  общественных отношений распространяются  на деятельность исполнительных  органов местного самоуправления; акты Правительства подлежат  исполнению администрациями государственных  предприятий, учреждений и организаций,  а также другими субъектами правоотношений [3].

 Таким образом, наряду  с исполнением и применением  правовой основы (системы действующих  законов и иных нормативных  правовых актов) одним из направлений  деятельности Правительства Российской  Федерации выступают совершенствование  и развитие этой правовой основы, обеспечение ее рациональности  и эффективности [2].

3 СОСТАВ И ПОРЯДОК  ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Правительство РФ состоит  из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства  РФ и федеральных министров.

В силу Конституции весь состав Правительства утверждается Президентом РФ в соответствии с  предлагаемой структурой федеральных  органов исполнительной власти.

Структура федеральных органов  исполнительной власти включает перечень этих органов как основу для представления  кандидатур на соответствующие должности  в Правительстве; структура федеральных  органов исполнительной власти предопределяется задачами и полномочиями Правительства  по осуществлению исполнительной власти, закрепленными в ст. 114 Конституции  и конкретизированными в Федеральном  конституционном законе "О Правительстве  Российской Федерации". Для реализации этих полномочий создаются также  другие федеральные органы, образующие в своей совокупности вместе с  Правительством структуру федеральных  органов исполнительной власти.

Информация о работе Правительство Российской Федерации: порядок формирования, структура, полномочия