Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:26, доклад
В системе высших органов власти зарубежных стран глава государства занимает юридически первое место, хотя его фактическая роль в большинстве случаев отнюдь не соответствует этому положению. Он возглавляет всю государственную машину, обладает по букве конституции обширными полномочиями, наделен такими качествами, как безответственность, несменяемость, нейтральность. В странах с республиканской формой правления главой государства является президент, который, как высшее должностное лицо республики, всегда избирается, за исключением тех случаев, когда этот пост занимается в результате государственного переворота.
В системе
высших органов власти зарубежных стран
глава государства занимает юридически
первое место, хотя его фактическая
роль в большинстве случаев отнюдь
не соответствует этому положению.
Он возглавляет всю
Статус Президента Италии как главы государства обладает определенными отличительными особенностями, что обусловлено тем, что Италия является парламентской республикой. Прежде всего, это касается порядка избрания Президента. В парламентских республиках (за исключением Австрии, Ирландии, Исландии, где выборы президента прямые) президент избирается путем многостепенных выборов (чаще всего двухстепенных). Воля избирателей при многостепенных выборах опосредствуется в основном общенациональным представительным учреждением - парламентом. В этой системе избрания президента можно выделить три разновидности:
1) президент
избирается парламентом, в
2) для
избрания президента создается
избирательная коллегия, состоящая
из депутатов парламента и
представителей органов
3) в
некоторых федеративных
Конституцией Италии установлен второй порядок избрания президента. Статьей 83 Конституции Итальянской Республики предусмотрено, что Президент республики избирается парламентом на совестном заседании его членов. В выборах участвуют по три делегата от каждой области, избираемых областным советом с обеспечением представительства меньшинства. Область Валль д'Аоста имеет лишь одного делегата. Избрание Президента Республики производится тайным голосованием большинством двух третей собрания. После третьего голосования достаточно абсолютного большинства.
Анализируя
существующие в настоящее время
системы избрания глав государств в
зарубежных странах с республиканской
формой правления, можно обнаружить
следующую закономерность: чем больше
парламент отстранен от избрания
президента, тем больше роль президента
в осуществлении
Президент Италии избирается сроком на 7 лет, им может быть избран гражданин, достигший 50-летнего возраста и пользующийся гражданскими и политическими правами. Президент обладает широкими полномочиями. Он утверждает законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента и назначения новых выборов.
Президент республики является главой государства и представляет национальное единство. В отношениях с Парламентом он осуществляет следующие полномочия:
1) направляет палатам парламента послания;
3) разрешает представлять
4) промульгирует законы, издает декреты, имеющие силу закона, и положения;
5) может, заслушав председателей
палат, распустить их обе или
одну из них, за исключением
последних шести месяцев
В предусмотренных
Конституцией случаях Президент
Италии назначает народный референдум,
а в случаях, предусмотренных
законом – государственных
Президент является главнокомандующим Вооруженных сил, председательствует в создаваемом согласно закону Верховном совете обороны, объявляет по решению палат состояние войны.
В отношениях
с судебной властью его полномочия
заключаются в
Никакой
акт Президента не действителен без
контрасигнатуры предложившего
его министра, который и принимает
на себя за этот акт ответственность.
Данное положение не является институтом,
свойственным только конституционному
праву Италии. Конституции зарубежных
государств наделяют главу государства
свойством безответственности, юридическим
выражением которого является институт
контрасигнатуры. Любой акт (указ, прокламация,
приказ, ордонанс и т. д.), исходящий
от главы государства, приобретает
юридическую силу только в том
случае, если он получает скрепу (подпись)
премьер-министра или соответствующего
министра, к ведомству которого этот
акт относится. Без такого скрепления
акт главы государства
Если Президент не может осуществлять свои функции, его замещает председатель Сената. Если Президент умер или ушел в отставку, председатель Палаты депутатов назначает выборы нового Президента в течении 15 дней.
Благодаря
контрасигнатуре его актов
Президент Республики может, заслушав председателей палат, распустить обе палаты или одну из них. Он не может использовать это право в последние шесть месяцев своих полномочий.
Таким образом,
особенности конституционно-
2. СТРУКТУРА, ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ И ПОЛНОМОЧИЯ ПАРЛАМЕНТА ИТАЛИИ
Структура парламента Италии является бикамеральной и включает Палату депутатов и Сенат.
Конституция сформулировала лишь самые общие принципы формирования палат (ст. 56—59). Палата депутатов, состоящая из 630 членов, избирается на общенациональной основе. 315 сенаторов избираются по областям (всего их 20). Активное (право избирать) и пассивное (право избираться) избирательное право при выборах в Палату депутатов закрепляется за гражданами, начиная соответственно с 18 и с 25 лет. Сенат избирается гражданами, достигшими 25 лет, сенаторами могут стать избиратели не моложе 40 лет. В отличие от Палаты депутатов, в Сенате имеется невыборное пожизненное членство: сенаторами по праву становятся все бывшие президенты республики, а кроме того, Президент может назначить пять пожизненных сенаторов за выдающиеся заслуги в общественной деятельности, науке и культуре (согласно действующей конституционной практике, это положение трактуется в том смысле, что общее число вакансий не должно превышать пяти)1.
В Конституции
не содержится сколько-нибудь существенных
указаний на собственно избирательную
систему, действующую при выборах
палат, что связано с
Законы о выборах в Палату депутатов (1957 г.) и в Сенат (1948 и 1958 гг.), действующие по сегодняшний день, оформили существенные различия при формировании двух палат. При избрании Палаты депутатов действует пропорциональная система, а при избрании Сената — мажоритарная с элементами пропорционализма. Не вдаваясь в тонкости избирательно-правовой практики, отметим ее характерные черты.
Выборы в Палату депутатов проводятся по многомандатным округам. Голосование осуществляется по спискам (обычно партийным) с указанием основных преференций. Места распределяются пропорционально поданным за списки голосам. Для распределения неучтенных голосов (остатков) образуется единый общенациональный избирательный округ, суммирующий их по спискам уже в масштабе всей страны.
Выборы
в Сенат проводятся по одномандатным
избирательным округам в рамках
одной области. Избиратели голосуют
за конкретного кандидата, который
может быть и, как правило “связан”
обязательствами по взаимному использованию
полученных голосов с кандидатами
по другим округам данной области (на
практике это обычно кандидаты от
одной партии). Эта “связь” не
имеет значения, если кто-либо из кандидатов
получает 65% голосов, — он автоматически
становится сенатором. В случае же неполучения
никем из кандидатов квалифицированного
большинства областная
Полномочия обеих палат длятся пять лет и могут быть продлены только в случае войны. Новый состав палат избирается не позднее 70 дней по истечении полномочий прежней легислатуры, а первое заседание палат нового созыва должно быть проведено не позднее, чем на 20-й день после выборов (ст. 60—61 Конституции).
Как уже
отмечалось, статья 88 Конституции Италии
предоставляет главе
Современный
итальянский бикамерализм исходит
из существования двух конституционных
принципов: равенства и функциональной
автономии палат. Принцип равенства
палат выводится, как правило, из
положений ст. 70 (“Законодательная
функция осуществляется обеими палатами”)
и ст. 94 (“Правительство должно получить
доверие обеих палат”): в осуществлении
важнейших, законодательной и контрольной,
функций палаты равны. Впрочем, Конституция
вовсе не знает какого-либо разграничения
компетенции палат, разве что
по проверке полномочий собственных
членов (ст. 66). Что касается принципа
функциональной автономии, то он выводится
в первую очередь из ст. 55, в которой
формулируется разделение парламента
на палаты и здесь же ограничивается
их право собираться на совместные
заседания исключительно
В ст. 64 итальянской
Конституции записано: “Каждая палата
принимает свой Регламент абсолютным
большинством голосов своих членов”.
Статус парламентских регламентов
в системе итальянского законодательства
неоднозначен. С одной стороны, это
внутренние документы органов
Ряд вопросов, связанных с внутренней парламентской деятельностью, определяет сама Конституция. Так, в Конституции, не говоря уже о принципах законодательной деятельности парламента, затрагиваются также вопросы, связанные с датами созыва палат на очередные сессии (ст.62), формированием руководящих органов (ст. 63), кворумом (ст. 64) и т.п. Разумеется, конституционные положения не могут быть так или иначе обойдены либо, тем более, нарушены в регламентах палат.
Ныне действующие регламенты палат итальянского парламента были приняты в 1971 г. Следует отметить, что, несмотря на автономию палат, документы весьма похожи друг на друга, а многие их положения совпадают. Тексты регламентов согласованы, и это понятно: ни одна из палат не должна находиться в привилегированном положении перед другой, так или иначе препятствовать выполнению другой палатой ее функций или затруднять общепарламентский процесс.
Надлежащие
организацию и функционирование
палат призваны обеспечить председатели
палат и соответствующие бюро
(президиумы), избрание которых палатами
предусмотрено в самой
Председатели
палат избираются тайным голосованием.
Но если для избрания на пост председателя
Палаты депутатов кандидату необходимо
получить большинство в две трети
от состава палаты в первом туре,
такое же большинство, но от числа
присутствующих во втором и абсолютное
большинство в третьем и