Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 21:29, реферат
Деловая репутация физических и юридических лиц неразрывно связаны с правом, поскольку их ущемление или утрата влекут за собой потерю нормальных общественных связей, а значит, и утрату определенного статуса в своих правоотношениях с другими субъектами. Поэтому деловая репутация является важнейшей социально-правовой ценностью и потребностью для любого государства и общества и нуждаются в соответствующей законодательной защите
«Если репутация - это сложившееся о лице мнение, основанное на оценке общественно значимых его качеств, то деловая репутация - оценка профессиональных качеств. Касательно деловой репутации коммерческих организаций следует отметить, что она в качестве нематериального блага в отдельных случаях относится к нематериальным активам коммерческой организации.
Деловая репутация - это морально-правовая категория позитивно-объективного характера, определяющая деловые качества физического или юридического лица в общественном сознании» , - указывает судья Верховного Суда РФ С. Потапенко.
Деловая репутация принадлежит не только гражданину, но и юридическим лицам. В условиях рынка и конкуренции репутация высоко ценится в деловом мире.
Деловая репутация складывается в процессе профессиональной, производственной, посреднической, торговой и иной деятельности гражданина или юридического лица. В юридической литературе деловая репутация связывается прежде всего с предпринимательской деятельностью.
Деловая репутация представляет собой относящуюся к общественно значимой деятельности лица его оценку обществом, мнение общества о качествах, достоинствах и недостатках этого лица.
Деловая репутация - набор качеств и оценок, с которыми их носитель ассоциируется в глазах своих клиентов, потребителей, контрагентов, поклонников (для шоу-бизнеса), коллег по работе и персонифицируется среди других профессионалов в этой области деятельности. Деловая репутация присуща не только индивидуальному предпринимателю, но и любому другому работающему гражданину.
Деловая репутация - сопровождающееся положительной оценкой общества отражение деловых качеств юридического лица в общественном сознании. Она формируется, главным образом, благодаря его публичной деятельности.
Деловая репутация гражданина определяется уровнем его квалификации и характеристикой профессиональной деятельности, а юридического лица - оценкой производственной или иной деятельности в соответствии с его правовым статусом в условиях предпринимательских и рыночных отношений.
А.Л. Анисимов отождествляет понятия «деловая репутация» и «социальный престиж» и определяет их как сравнительную оценку социальной значимости индивида, группы людей или социального института, юридического лица, его положения в обществе, закрепленную в общественном мнении. Как видно, существует многообразие определений деловой репутации. Учитывая данное обстоятельство, А.М.Эрделевский предложил: «В завершение рассмотрения вопроса о содержании понятий достоинства, чести, доброго имени и деловой репутации хотелось бы выразить мнение о целесообразности замены последних трех терминов одним термином – «репутация». Именно такой единый термин успешно применяется в англосаксонском праве. При этом вопрос о виде репутации решается, в случае необходимости, в зависимости от вида субъекта, чья репутация подверглась умалению. Так, например, коммерческое юридическое лицо защищает свою коммерческую репутацию, учреждение, выполняющее функции государственного органа, - управленческую репутацию и т.п.» Поскольку законодатель пока не спешит вводить подобный обобщенный термин деловой репутации, то для понимания сущности указанных понятий остается руководствоваться мнением правоведов и здравым смыслом.
Деловая репутация - это оценка общественным мнением таких качеств субъекта гражданских правоотношений, которые непосредственно связаны с исполнением гражданином профессиональных обязанностей и осуществлением предпринимательской деятельности, а также осуществлением юридическим лицом своей деятельности.
Деловая репутация физических и юридических лиц неразрывно связаны с правом, поскольку их ущемление или утрата влекут за собой потерю нормальных общественных связей, а значит, и утрату определенного статуса в своих правоотношениях с другими субъектами. Поэтому деловая репутация является важнейшей социально-правовой ценностью и потребностью для любого государства и общества и нуждаются в соответствующей законодательной защите
Правовая защита деловой репутации
В современных условиях защита прав человека все более очевидно становится одной из доминант общественного прогресса, основой которого является общечеловеческий интерес, приоритет общечеловеческих ценностей. Подлинный прогрессприоритетен без должного обеспечения прав и свобод человека, в том числе права на честь, достоинство и деловую репутацию.
К особой группе объектов гражданских прав относятся нематериальные блага, под которыми понимается не имеющие экономического содержания и неотделимые от личности их носителя блага и свободы, признанные действующим законодательством.
Характерная особенность этой группы состоит в том, что они:
· не имеют материального (имущественного) содержания;
· неотделимы от личности их носителя;
· обладают свойством индивидуализации самой личности обладателя этих прав.
Регулирование и защита нематериальных благ осуществляются комплексно, нормами ряда отраслей права. Существует, по крайней мере, две точки зрения на предмет гражданско-правового регулирования отношений по поводу нематериальных благ и связанных с ними личных неимущественных прав. По мнению одной группы ученых, гражданское право не регулирует, а лишь охраняет личные неимущественные права. По мнению других, правовое регулирование и охрана прав не могут противопоставляться, поскольку регулирование означает охрану прав, а их охрана осуществляется путем регулирования соответствующих отношений.
Деловая репутация, как один из объектов неимущественных прав, а также способы правовой защиты данного объекта, регулируется статьями, выделенными в отдельную главу. Глава VIII включает в себя ряд статей посвященных определению нематериальных благ, установление их свойств и особенностей защиты, в частности, статья 150 ГК РФ дает некоторый перечень нематериальных благ, куда относятся: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения и ряд иных понятий, которые законодатель относит к нематериальным благам, принадлежащим гражданину от рождения или в силу закона.
Следует отметить, что данная статья, также указывает на не отчуждаемость и невозможность передачи иным способом данных прав. Значимость данной статьи заключается в особенности приобретения, закрепления и возможности использования данных прав за определенной личностью, но не отчуждаемость нематериальных благ не исключает того, что их осуществление и защита могут быть поручены третьим лицам, например иск о защите чести и достоинства несовершеннолетних могут предъявить их законные представители. Особенность осуществления личных неимущественных прав состоит в том, что законном определяются не пределы реализации нематериальных благ управомоченным лицом, а устанавливаются границы вторжения посторонних лиц в личную сферу и, если эти пределы нарушаются, допускается применения принудительных мер к их восстановлению.
1234
ащита деловой репутации. Ущерб деловой репутации
Понятие «деловая репутация», равно как и критерии ее умаления, не имеет четкого определения в российском законодательстве, поэтому данная категория дел относится к числу самых сложных в юридической практике. Для отстаивания прав и получения компенсации пострадавшему лицу необходим грамотный юрист и надлежащая доказательная база.
Деловая репутация юридического лица
В соответствии со ст. 150 ГК РФ, деловая репутация – нематериальное благо, которое представляет собой положительную общественную оценку деловых и профессиональных качеств, деятельности лица.
Положительную деловую репутацию организации принято считать частью ее рыночной стоимости и нематериальным активом компании. Представления о предприятии формируются на основе информации о различных сторонах ее деятельности. Восприятие (оценку) организации создают те, кто вступает с ней в экономические отношения: контрагенты, клиенты, потребители и партнеры.
Распространение не соответствующих действительности сведений о низком качестве производимых товаров и услуг, о недобропорядочном поведении юридического лица по отношению к клиентам и партнерам, о нахождении организации на стадии банкротства наносит ущерб. А именно влечет убыль в сложившемся общественном мнении и утрату доверия партнеров, снижение интереса у потенциальных контрагентов, негативное отношение клиентов к опороченному лицу и прочие негативные последствия. Все они в сумме приводят к снижению прибылей, т.е. материальному вреду.
Способы защиты деловой репутации
Основными способами защиты деловой репутации по ст. 152 ГК РФ являются следующие:
- опровержение недостоверной
- размещение ответа на
- возмещения ущерба, причиненного
распространением
Компенсация выполняет одновременно две функции: восстановление опороченной деловой репутации денежным способом и возложение гражданско-правовой ответственности путем взыскания с причинителя вреда определенных сумм. Удовлетворить требование о компенсации вреда, причиненного деловой репутации юридического лица, возможно только при удовлетворении общего требования о защите деловой репутации.
Доказательство и оценка ущерба деловой репутации
Очевидно, что компенсация вреда, причиненного деловой репутации юридического лица, зависит от предоставления доказательств. Сведения признаются порочащими деловую репутацию хозяйствующего субъекта, если они:
- имеют порочащий характер (обязанность доказывания на истце);
- получили распространение в печатных изданиях, в Интернете или на телевидении и стали известны третьим лицам (обязанность доказывания на истце);
- преданы общественности
- не соответствуют
Отсутствие доказательств хотя бы по одному из пунктов ведет к тому, что иск в гражданско-правовом порядке удовлетворению не подлежит.
Как было сформулировано выше, ущерб деловой репутации тесно связан с общественным мнением, которое выступает источником информации об изменениях восприятия предприятия. В значительном числе случаев для того, чтобы доказать нанесенный вред, и, тем более, корректно оценить его размер, необходимо провести исследование деловых партнеров или потребителей. Социологическая экспертиза позволяет сказать, насколько значимо в их глазах пострадала или могла бы пострадать деловая репутация хозяйствующего субъекта.