Правового регулирования назначения пенсии за выслугу лет на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 14:57, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является рассмотрение правового регулирования назначения пенсии за выслугу лет на современном этапе.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
-изучить основные этапы становления систем социального обеспечения;
-дать понятие пенсии по выслуге лет в Республике Казахстан;
-произвести анализ правового регулирования пенсии за выслугу лет в Республике Казахстан.

Вложенные файлы: 1 файл

право соц.обеспечения.docx

— 34.61 Кб (Скачать файл)

4. Право на пенсионные  выплаты за выслугу лет имеют  сотрудники правоохранительных  органов, права которых иметь  воинские и специальные звания, классные чины и носить форменную  одежду упразднены с 2012 года, по  достижении возраста, соответствующего  предельному возрасту состояния  на воинской и правоохранительной  службах для данной категории  лиц, зафиксированному по воинскому  (специальному) званию, классному чину[4] .

Право на пенсионные выплаты за выслугу лет имеют  военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел:

1) имеющие выслугу лет на военной службе, службе в органов внутренних дел не менее 25 лет, достигшие установленного законом РК предельного возраста состояния на службе; 
2) имеющие выслугу лет на военной службе, службе в органах внутренних дел не менее 25 лет, уволенных по сокращению штатов и состоянию здоровья;

3) лица официального состава, состоящие на военной службе, лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов внутренних дел, достигшие установленного законодательством РК предельного возраста.

Выслуга лет  исчисляется в порядке, устанавливаемом  законодательством Республики Казахстан, в целях расчета продолжительности  воинской службы, дающей право на пенсию. Исчисление выслуги лет военнослужащим производится в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. Время прохождения воинской службы не на воинских должностях засчитывается  в выслугу лет. Выслуга лет  засчитывается в общий трудовой стаж и в стаж государственной  службы.

Военнослужащим-женщинам, убывшим за границу в связи  с дальнейшим прохождением воинской службы (поступлением на учебу) мужа-военнослужащего, время пребывания за границей засчитывается  в выслугу лет.

Военнослужащим, до поступления на воинскую службу в Вооруженные Силы состоявшим на службе в правоохранительных и специальных  государственных органах, выслуга  лет засчитывается с учетом времени  их работы в правоохранительных и  специальных государственных органах  на должностях, предусматривающих присвоение воинских или специальных званий, классных чинов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Условия назначения пенсии  по выслуге лет. 

 

Исчисление выслуги лет  военнослужащим, сотрудникам специальных  государственных и правоохранительных органов, а также лицам, права  которых иметь воинские или специальные  звания, классные чины и носить форменную  одежду упразднены с 1 января 2012 года, производится в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. 
      При этом выслуга лет для назначения пенсионных выплат исчисляется календарно, за исключением случаев, установленных законодательством Республики Казахстан. В соответствии с Законом Республики Казахстан от 20 июня 1997 г. "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан". Положение определяет порядок и условия регистрации права, назначения и выплаты пенсий по выслуге лет. Граждане, имеющие право на назначение пенсий по выслуге по нормам пенсионного обеспечения, действующего до 1 января 1998 года, производят регистрацию этого права. Регистрация права на пенсию по выслуге лет производится до 1 января 1998 года в органах назначающих и (или) осуществляющих пенсионные выплаты.

Регистрация производится:

а) для лиц, имеющих право  на пенсию по выслуге лет в соответствии со статьями 35, 36, 38 Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении граждан  в Республике Казахстан" - отдельных  категорий работников авиации и  летно-испытательного состава, отдельных  категорий работников других отраслей народного хозяйства, некоторых  категорий артистов театров и  других театрально-зрелищных предприятий  и коллективов и статьей 27 Указа  Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, "О государственной  службе" - государственных служащих - в органах социальной защиты населения  по месту жительства;

б) для лиц, имеющих право  на пенсию в соответствии с Законом  Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц  начальствующего и рядового состава  органов внутренних дел и их семей" и Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Конституционного Закона, "О судах и статусе судей  в Республике Казахстан" - военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава, состоящих на военной службе, службе в органах внутренних дел, следственных и судебных органах - в  соответствующих пенсионных службах  или комиссиях по назначению пенсий Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, Государственного следственного Комитета, Генеральной  прокуратуры, Верховного Суда, Комитета Национальной безопасности Республики Казахстан.

Для регистрации  права на пенсию по выслуге лет  гражданам необходимо подать в орган, указанный в пункте 5 настоящего Положения, заявление (рапорт) о регистрации  права на пенсию по выслуге лет  и в установленном законодательством  порядке заявление (рапорт) о назначении пенсии по выслуге лет со всеми  необходимыми документами о возрасте, стаже, заработной плате (денежном довольствии).

Гражданину, обратившемуся  за регистрацией права на пенсию по выслуге лет и имеющему на нее  право, назначается пенсия по выслуге  лет по условиям норм пенсионного  обеспечения, действующим до 1 января 1998 года. Заработная плата (денежное довольствие) для исчисления размера пенсии по выслуге лет принимается на момент регистрации в установленном законодательстве порядке.

На назначенную  пенсию по выслуге лет распространяются условия индексации пенсионных выплат, предусмотренных пунктом 3 статьи 5 Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан".

Выплата пенсии по выслуге лет, назначенной в  связи с регистрацией права на пенсию по выслуге лет, производится органами, осуществляющими пенсионные выплаты после 1 января 1998 года, по оставлении гражданином должности (службы), занимаемой на момент подачи заявления (рапорта) о  регистрации права. Решение об отказе в назначении пенсии по выслуге лет принимается и обжалуется в порядке, установленном законодательством. Гражданам, зарегистрировавшим право на пенсию по выслуге лет органами, указанными в пункте 5 настоящего Положения, выдается справка о регистрации права и назначении пенсии по выслуге лет

Назначение  пенсионных выплат за выслугу лет, государственной  базовой пенсионной выплаты (далее - пенсии) осуществляется соответствующими уполномоченными государственными органами:

1) Министерством обороны  Республики Казахстан - военнослужащим, проходившим службу в Вооруженных  Силах, органах военной прокуратуры,  по чрезвычайным ситуациям и  их подразделениях;  
2) Министерством внутренних дел Республики Казахстан - военнослужащим и сотрудникам, проходившим службу в органах внутренних дел, финансовой полиции, государственной противопожарной службе и их подразделениях;

3) Комитетом национальной  безопасности Республики Казахстан  - военнослужащим, проходившим службу  в органах национальной безопасности;

4) Службой охраны Президента  Республики Казахстан - военнослужащим, проходившим службу в Службе  охраны Президента;

5) Республиканской гвардией  Республики Казахстан - военнослужащим, проходившим службу в Республиканской  гвардии; 

6) Комитетом уголовно-исполнительной  системы Министерства юстиции  Республики Казахстан - лицам,  имеющим специальные звания, проходившим  службу в органах и учреждениях  уголовно-исполнительной системы;   

7) Службой внешней разведки  Республики Казахстан "Сырбар" - военнослужащим, проходившим службу  в Службе внешней разведки "Сырбар".

Уполномоченные  государственные органы, указанные  в пункте 3 настоящих Правил, определяют перечень документов, подтверждающих прохождение службы и размер денежного  содержания на день увольнения военнослужащего, сотрудника органов внутренних дел, Комитета уголовно-исполнительной системы  Министерства юстиции Республики Казахстан, органов финансовой полиции и  государственной противопожарной  службы, которым присвоены специальные  звания, и на которых распространяется порядок, установленный законодательством  Республики Казахстан для сотрудников  органов внутренних дел. Прием документов осуществляют соответствующие структурные  подразделения уполномоченных государственных  органов, в том числе ведомства  или территориальные органы (далее - подразделения).  

Условиями для  назначения пенсии второй категории  граждан — занятым управлением  воздушным движением — являются: для мужчин — достижение 55 лет, общий  трудовой стаж не менее 25 лет, из них  не менее 12 лет и 6 месяцев работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов; для женщин —  достижение 50 лет, общий трудовой стаж не менее 20 лет, из них не менее 10 лет  работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов. Рассматриваемая  пенсия хотя и названа пенсией  за выслугу лет, однако в ней налицо и признак пенсии по старости —  определенный возрастной ценз, он ниже общего пенсионного возраста на 5 лет. По условиям, необходимым для назначения пенсии, эта пенсия близка к пенсии по старости в связи с особыми  условиями труда. Работа по непосредственному  управлению полетами воздушных судов  — не менее 12 лет и 6 месяцев или 10 лет (соответственно у мужчин и  женщин) исчисляется по календарю, со дня ее начала и до дня ее окончания. В выслугу лет работникам, осуществляющим управление воздушным движением, засчитывается  работа в летном составе авиации. Условиями для установления пенсии третьей категории граждан —  занятым в инженерно-техническом  составе по обслуживанию воздушных  судов — являются: для мужчин достижение 55 лет, общий трудовой стаж работы в гражданской авиации  не менее 25 лет, из них не менее 20 лет  по непосредственному обслуживанию воздушных судов; для женщин —  достижение 50 лет, общий трудовой стаж в гражданской авиации не менее 20 лет, из них не менее 15 лет по непосредственному  обслуживанию воздушных судов. Здесь  также налицо признак пенсии по старости — определенный возрастной рубеж. Для  третьей категории граждан установлено  специфическое требование для получения  пенсии — общий трудовой стаж в  гражданской авиации. Вполне очевидно, что в этот общий стаж должна засчитываться  любая работа в системе гражданской  авиации — в качестве рабочего или служащего, независимо от наименования профессии, должности и характера  выполняемой работы (например, работа в качестве экспедитора или медсестры лечебного учреждения гражданской авиации). В общий трудовой стаж в гражданской авиации работникам инженерно-технического состава засчитывается, в частности, работа в летном составе авиации и работа по управлению воздушным движением[5].

Лицо, обратившееся за назначением пенсий, представляет в подразделение по месту жительства следующие документы:

1) заявление установленного  образца по форме согласно  приложению 1 к настоящим Правилам;  
2) копии документов, удостоверяющих личность (удостоверение личности, паспорт гражданина Республики Казахстан, удостоверение лица без гражданства, вида на жительство иностранца, удостоверение оралмана до получения гражданства Республики Казахстан);  
3) документ, подтверждающий регистрацию по постоянному месту жительства (копия книги регистрации граждан, справка с адресного бюро, справка сельских и/или аульных акимов);  
4) копию документа об открытии пенсионного счета (карт-счета) в учреждении банка.  

Выслуга на военной службе является одним из важнейших институтов права социального обеспечения военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, лиц, уволенных с военной и правоохранительной службы. Выслуга лет на военной службе, под которой понимается продолжительность нахождения гражданина на военной и (или) правоохранительной службе, учитываемая при определении объема и видов предоставляемых ему социальных гарантий и компенсаций, включая пенсионное обеспечение, выступает основанием для дифференциации уровня социального обеспечения указанных категорий граждан. 
Назначение пенсии за выслугу лет независимо от достижения общеустановленного пенсионного возраста призвано, кроме того, создавать условия для адаптации военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов к гражданской жизни, способствовать переходу в другие сферы занятости, не допуская при этом существенного снижения уровня жизни в связи с изменением рода деятельности и профессии[6].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проведя анализ нормативных  правовых актов, содержащих нормы назначении пенсии по выслуге лет государственным  служащим, сотрудникам силовых структур и ведомств, а также о мерах  социальной поддержки военнослужащих, проходивших службу в условиях отличных от нормальных, можно сделать следующие  выводы:

 во-первых, количество  нормативных правовых актов, содержащих  меры социальной поддержки вышеуказанных  граждан, достаточно велико, что  создает определенные затруднения  в их поиске и применении. Каждый нормативный правовой акт содержит определенный перечень гарантий, зависящий от специфики регулируемых данным актом отношений; 
       во-вторых, не во всех нормативных правовых актах, устанавливающих меры социальной поддержки, содержатся сами эти меры и социальные гарантии. Многие нормы носят отсылочный характер. Данное обстоятельство также создает определенные проблемы с реализацией этих гарантий; 
       в-третьих, наблюдается некоторое неравенство в мерах социальной поддержки вышеуказанных военнослужащих. Это проявляется, в частности, в праве на льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет. Одни категории военнослужащих данной социальной гарантией пользуются, а другие, проходящие (проходившие) военную службу в равнозначных условиях, такого права не имеют.

Пенсией за выслугу лет  именуется и та пенсия, которая  устанавливается при наличии  соответствующего специального стажа (выслуги) и достижении определенного возраста. Пенсии за выслугу лет введены не для всех работников, а лишь для отдельных категорий. Введение пенсий за выслугу лет объясняется спецификой определенной деятельности, службы. После длительного выполнения напряженной и ответственной работы дальнейшее ее выполнение по различным причинам не всегда возможно и целесообразно, например, в связи с некоторыми обычными изменениями, психологическими и эмоциональными перегрузками, накопившимися за многие годы.

Пенсия за выслугу  лет не носит самостоятельного характера. По сути, она является дополнением  к трудовой пенсии по старости (инвалидности) и отдельно от трудовой пенсии по старости (инвалидности) не устанавливается. Пенсией  за выслугу лет признается выплата, устанавливаемая дополнительно  к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с  Законом о трудовых пенсиях. Выслуга  лет установленной продолжительности  служит юридическим фактом, дающим право на пенсию (независимо от возраста при условии увольнения с работы, в связи с которой назначается  пенсия). Круг субъектов, имеющих право  на пенсию за выслугу лет, довольно широк. В него входят: работники, занятые  на работах с особыми условиями  труда; работники гражданской авиации; лица, занятые лечебной и иной работой  по охране здоровья населения; артисты  и другие категории творческих работников; военнослужащие; государственные служащие. Возникновение права на пенсию по выслуге лет законодатель связывает  с наличием у работника (служащего) необходимого стажа. Как правило, на практике, основная сложность заключается  в подсчете стажа для назначения пенсии за выслугу лет. Так, если для  государственных служащих такой  стаж установлен в срок не менее 15 лет, то для работников летно-испытательного состава он составляет не менее 25 лет. Сотрудники таможенных органов должны иметь стаж в размере 20 лет и  более и т.д. Отдельными законодательными актами может устанавливаться льготное исчисление стажа для пенсии за выслугу  лет. Условия, и порядок назначения пенсии за выслугу лет во многом зависит от специфики пенсионного  обеспечения конкретных категорий  служащих.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.Конституция РК –  Изд-во Жеты Жаргы, 1995г. С послед. изм и доп.

2.Сборник нормативных  актов по социальному обеспечению  – Алматы: ЮРИСТ,2002

3.Закон РК «О гос.службе» система – ЮРИСТ

4.Ж.Хамзина Социально-обеспечительные правоотношения в РК Алматы: Издательство ЮРИСТ,2002

Информация о работе Правового регулирования назначения пенсии за выслугу лет на современном этапе