Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 20:48, реферат

Краткое описание

Первые представления о государстве как организации, деятельность которой
основана на верховенстве закона, начали формироваться на ранних этапах
развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались
поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни в
рассуждениях мыслителей — философов, историков, юристов и писателей Древней
Греции, Рима, Китая и других стран. Мыслители античности (Сократ, Демокрит,
Платон, Аристотель, Плибий, Цицерон) считали, что разумное, справедливое и
гармоничное развитие общества возможно лишь в такой политической форме
общежития людей, при которой закон общеобязателен для всех граждан и для
самого государства

Содержание

1. Понятие и признаки правового государства
2. Проблемы и пути формирования правового государства в России
3. Заключение
4. Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Контр. 1 правоведение.docx

— 35.73 Кб (Скачать файл)

Московский университет  им. С.Ю. Витте

 

Факультет: Управления

Правоведение

Реферат

Правовое государство

Талипов Р.Н.

2013 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П л а н.

1.     Понятие и  признаки правового государства

2.     Проблемы  и пути формирования правового  государства в России

3.     Заключение

4.     Список использованной  литературы

 

                Понятие и признаки правового государства.               

Первые представления  о государстве как организации, деятельность которой

основана на верховенстве закона, начали формироваться на ранних этапах

развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались

поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни в

рассуждениях мыслителей — философов, историков, юристов и писателей Древней

Греции, Рима, Китая и других стран. Мыслители античности (Сократ, Демокрит,

Платон, Аристотель, Плибий, Цицерон) считали, что разумное, справедливое и

гармоничное развитие общества возможно лишь в такой политической форме

общежития людей, при которой закон общеобязателен для всех граждан и для

самого государства. Древнегреческий  философ Платон подчеркивал, «где закон  —

владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства

и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Его ученик —

Аристотель — вторил учителю: «Там, где отсутствует власть закона, нет места

и (какой-либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над

всеми». Цицерон говорил  о государстве как о правовом общении и «общем

правопорядке». Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и

Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних

прогрессивных гуманистических  взглядов и заложивших основы учений о правовом

государстве.

В период разложения феодализма и ранних буржуазных революций идею правовой

государственности разрабатывали  прогрессивные мыслители того времени Н.

Макиавелли, Ж-Боден, Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье,

Д-Дидро, П. Гольдбах, Т. Джефферсон, М. Вольтер, Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо, Т.

Пейн и другие видные философы и мыслители.

И. Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории правого

государства, центральное  место в которой занимает человек, личность. По

Гегелю, государство —  это наиболее совершенная организация общественной

жизни, в которой все  строится на правовой основе, представляющей царство

реализованной свободы. Но Гегель возводил государство в абсолют, стоящий над

личностью и обществом. В  этом утверждении К. Маркс видел  главный порок

гегелевской концепции государства. Маркс исходил из открытой им классовой

теории общественного развития, согласно которой юридический закон есть

продукт и отражение материальных производственных отношений классового

общества. Идею правового  государства Маркс выразил следующими

примечательными словами: «Свобода состоит в том, чтобы превратить государство

из органа, стоящего над  обществом, в орган, всецело этому  обществу

подчиненный».

Прогрессивная политико-правовая мысль Западной Европы в лице Р. Иеринга, Г.

Еллинека, Л Дюги, Ориу, Р. Паунда, Ч. Спенсера и других сходилась во мнении,

что правовым можно считать  лишь такое государство, где законодатель так же

подзаконен, как и гражданин.

Идеи правового государства  нашли широкое отражение и  в русской политико-

правовой мысли. Они излагались в трудах Д.Н. Писарева, А.И. Герцена, Н.Г.

Чернышевского, Н.М. Муравьева, А.М. Радищева и в работах видных правоведов и

философов дооктябрьского периода: Н.М. Коркунова, П.И. Новгородцева, С.А.

Муромцева, Г.Ф. Шершеневича, Н.А. Бердяева и др.

Во многих современных  научных исследованиях основными чертами и признаками

правового государства считаются:

     Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Этот

принцип означает высокий  авторитет закона в обществе, всеобщее уважение к нему.

Авторитет закона выражается в строгом соответствии ему всех подчиненных (т.е.

подзаконных) правовых актов в том, что решения государственных органов и

должностных лиц (например, о приеме в вуз, увольнении, предоставлении жилья и

т.д.) вносятся на основании  закона с соблюдением всех его  требований.

Все граждане, должностные  лица, органы государства и организации должны

неуклонно исполнять и  соблюдать законы государства. Основной Закон

государства — Конституция, в которой сформулированы принципы государственной

и общественной жизни, прочный  режим правовой законности, стабильность

правового порядка в обществе.

     Связанность государства правом. Законы издаются государством, но

государство не вправе считать  их своей «собственностью». Ведь в основе закона

лежит воля народов России, их мудрость. Вот почему, разрабатывая законы,

государство выносит законопроекты  на всенародное голосование или  обсуждение.

Принятый закон обязателен для государства, его органов  и должностных лиц так

же, как и для каждого человека.

     Реальное обеспечение прав и свобод граждан, необходимых для

функционирования правового  гражданского общества. Свобода человека в обществе

выступает как его право. Право становится всеобщим масштабом и равной мерой

свободы. Реальное проявление права свободы воплощается в формуле «Все, что не

запрещено индивиду законом, ему дозволено».

     Взаимная ответственность государства и личности в рамках действующего

законодательства. Государство  берет на себя обязательство обеспечивать

справедливость и равенство  в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь

праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут

ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. На таких же

правовых началах строится ответственность личности перед государством.

Соблюдение правовых требований — юридическая обязанность всех — государства,

личности, организаций. В  правовом государстве нет и не может быть такого органа

или должностного лица, которое  было бы изолировано от ответственности, к

которому нельзя было бы предъявить иск. Перед конституцией и законом все

равны.

     Разделение властей является основным принципом организации и

деятельности правового  государства. Разграничение единой государственной

власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращают

возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления

государством, не допускает сосредоточения власти в одних руках или группы лиц.

Деление власти на законодательную, исполнительную и судебную

поддерживается особой системой «сдержек и противовесов», направленной на

обеспечение не только взаимодействия, но и взаимоограничения полномочий в

установленных законом пределах.

В настоящее время в  Российской Федерации наблюдается  чрезвычайно

гипертрофированная бюрократизация исполнительной власти и ее аппарата,

стремящегося узурпировать законодательные полномочия под завесой

демократической риторики о  разделении властей.

В заключение можно дать следующее определение правового  государства.

     Правовое государство — это такое демократическое государство, в котором

обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед

законом и независимым  судом, где признаются и гарантируются  права и свободы

человека, а в основу организации  власти положен принцип разделения

(обособления) властей.

 

Проблемы и  пути формирования правового государства  в России.

Россия вступила на путь формирования правового государства  в 1906—1907 гг.,

что было связано с начавшимся в эти годы процессом ее перехода к

конституционному строю.

В 1917 г. процессы, происходящие в государственной жизни страны, получили

новое направление, новое  содержание: возникло Советское государство. Его

первая Конституция 1918 г. закрепляла диктатуру пролетариата и беднейшего

крестьянства. Как известно, диктатура представляет собой власть, которая не

связана законами. В этих условиях, конечно, вопрос о правовом государстве, о

господстве права, верховенстве закона был неуместен. Более того, утверждался

правовой нигилизм, который сочетался с нигилизмом государственным, с

недооценкой роли и значения государственно-правовых начал, институтов, норм,

процедур и гарантий в  общественной и политической жизни.

В теории и практике советского государственного строительства отвергался

принцип разделения властей. Он трактовался как буржуазный и неприемлемый для

управления Советским  государством.

Лишь в конце 80-х годов  стало возможным сколько-нибудь серьезно вести речь о

необходимости создания правового  государства.

     1. В качестве одного из направлений решения этой задачи можно выделить

дальнейшее реформирование всей системы государственной власти. В основе этих

преобразований  — принцип разделения властей, закрепленный впервые у нас в

статье 13 Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации от 12

июня 1990 г.

Новая Конституция Российской Федерации (ст. 10:

«Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе

разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы

законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.»)

закрепляет это разделение. В соответствии со статьей 11 Конституции

Российской Федерации  государственную власть в РФ осуществляют: Президент

Российской Федерации (согласно ст. 80 Конституции РФ он — глава  государства:

1.          «Президент Российской Федерации  является главой государства.

2.          Президент Российской Федерации  является гарантом Конституции

Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном

Конституцией Российской Федерации порядке он принимает  меры по охране

суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной

целостности, обеспечивает согласованное функционирование и  взаимодействие

органов государственной  власти.

3.          Президент Российской Федерации  в соответствии с Конституцией

Российской Федерации  и федеральными законами определяет основные направления

внутренней и внешней  политики государства.

4.         Президент Российской Федерации  как глава государства представляет

Российскую Федерацию  внутри страны и в международных  отношениях.»);

Федеральное Собрание, состоящее  из двух палат — Совета Федерации и

Государственной Думы (это  парламент РФ — представительный и законодательный

орган Российской Федерации); Правительство Российской Федерации и суды

Российской Федерации.

Конечно, еще много предстоит  сделать для выработки процедур, формирования

определенных традиций и  правил взаимодействия этих структур государственной

Информация о работе Правовое государство