Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 20:48, реферат
Первые представления о государстве как организации, деятельность которой
основана на верховенстве закона, начали формироваться на ранних этапах
развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались
поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни в
рассуждениях мыслителей — философов, историков, юристов и писателей Древней
Греции, Рима, Китая и других стран. Мыслители античности (Сократ, Демокрит,
Платон, Аристотель, Плибий, Цицерон) считали, что разумное, справедливое и
гармоничное развитие общества возможно лишь в такой политической форме
общежития людей, при которой закон общеобязателен для всех граждан и для
самого государства
1. Понятие и признаки правового государства
2. Проблемы и пути формирования правового государства в России
3. Заключение
4. Список использованной литературы
Московский университет им. С.Ю. Витте
Факультет: Управления
Правоведение
Реферат
Правовое государство
Талипов Р.Н.
2013 год
П л а н.
1. Понятие и признаки правового государства
2. Проблемы и пути формирования правового государства в России
3. Заключение
4. Список использованной литературы
Понятие и признаки правового государства.
Первые представления о государстве как организации, деятельность которой
основана на верховенстве закона, начали формироваться на ранних этапах
развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались
поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни в
рассуждениях мыслителей — философов, историков, юристов и писателей Древней
Греции, Рима, Китая и других стран. Мыслители античности (Сократ, Демокрит,
Платон, Аристотель, Плибий, Цицерон) считали, что разумное, справедливое и
гармоничное развитие общества возможно лишь в такой политической форме
общежития людей, при которой закон общеобязателен для всех граждан и для
самого государства. Древнегреческий философ Платон подчеркивал, «где закон —
владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства
и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Его ученик —
Аристотель — вторил учителю: «Там, где отсутствует власть закона, нет места
и (какой-либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над
всеми». Цицерон говорил о государстве как о правовом общении и «общем
правопорядке». Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и
Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних
прогрессивных гуманистических взглядов и заложивших основы учений о правовом
государстве.
В период разложения феодализма и ранних буржуазных революций идею правовой
государственности разрабатывали прогрессивные мыслители того времени Н.
Макиавелли, Ж-Боден, Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье,
Д-Дидро, П. Гольдбах, Т. Джефферсон, М. Вольтер, Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо, Т.
Пейн и другие видные философы и мыслители.
И. Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории правого
государства, центральное место в которой занимает человек, личность. По
Гегелю, государство — это наиболее совершенная организация общественной
жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство
реализованной свободы. Но Гегель возводил государство в абсолют, стоящий над
личностью и обществом. В этом утверждении К. Маркс видел главный порок
гегелевской концепции государства. Маркс исходил из открытой им классовой
теории общественного развития, согласно которой юридический закон есть
продукт и отражение материальных производственных отношений классового
общества. Идею правового
государства Маркс выразил
примечательными словами: «Свобода состоит в том, чтобы превратить государство
из органа, стоящего над обществом, в орган, всецело этому обществу
подчиненный».
Прогрессивная политико-правовая мысль Западной Европы в лице Р. Иеринга, Г.
Еллинека, Л Дюги, Ориу, Р. Паунда, Ч. Спенсера и других сходилась во мнении,
что правовым можно считать лишь такое государство, где законодатель так же
подзаконен, как и гражданин.
Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской политико-
правовой мысли. Они излагались в трудах Д.Н. Писарева, А.И. Герцена, Н.Г.
Чернышевского, Н.М. Муравьева, А.М. Радищева и в работах видных правоведов и
философов дооктябрьского периода: Н.М. Коркунова, П.И. Новгородцева, С.А.
Муромцева, Г.Ф. Шершеневича, Н.А. Бердяева и др.
Во многих современных
научных исследованиях
правового государства считаются:
Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Этот
принцип означает высокий авторитет закона в обществе, всеобщее уважение к нему.
Авторитет закона выражается в строгом соответствии ему всех подчиненных (т.е.
подзаконных) правовых актов в том, что решения государственных органов и
должностных лиц (например, о приеме в вуз, увольнении, предоставлении жилья и
т.д.) вносятся на основании закона с соблюдением всех его требований.
Все граждане, должностные лица, органы государства и организации должны
неуклонно исполнять и соблюдать законы государства. Основной Закон
государства — Конституция, в которой сформулированы принципы государственной
и общественной жизни, прочный режим правовой законности, стабильность
правового порядка в обществе.
Связанность государства правом. Законы издаются государством, но
государство не вправе считать их своей «собственностью». Ведь в основе закона
лежит воля народов России, их мудрость. Вот почему, разрабатывая законы,
государство выносит законопроекты на всенародное голосование или обсуждение.
Принятый закон обязателен для государства, его органов и должностных лиц так
же, как и для каждого человека.
Реальное обеспечение прав и свобод граждан, необходимых для
функционирования правового гражданского общества. Свобода человека в обществе
выступает как его право. Право становится всеобщим масштабом и равной мерой
свободы. Реальное проявление права свободы воплощается в формуле «Все, что не
запрещено индивиду законом, ему дозволено».
Взаимная ответственность государства и личности в рамках действующего
законодательства. Государство берет на себя обязательство обеспечивать
справедливость и равенство в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь
праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут
ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. На таких же
правовых началах строится ответственность личности перед государством.
Соблюдение правовых требований — юридическая обязанность всех — государства,
личности, организаций. В правовом государстве нет и не может быть такого органа
или должностного лица, которое было бы изолировано от ответственности, к
которому нельзя было бы предъявить иск. Перед конституцией и законом все
равны.
Разделение властей является основным принципом организации и
деятельности правового государства. Разграничение единой государственной
власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращают
возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления
государством, не допускает сосредоточения власти в одних руках или группы лиц.
Деление власти на законодательную, исполнительную и судебную
поддерживается особой системой «сдержек и противовесов», направленной на
обеспечение не только взаимодействия, но и взаимоограничения полномочий в
установленных законом пределах.
В настоящее время в Российской Федерации наблюдается чрезвычайно
гипертрофированная
стремящегося узурпировать законодательные полномочия под завесой
демократической риторики о разделении властей.
В заключение можно дать
следующее определение
Правовое государство — это такое демократическое государство, в котором
обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед
законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы
человека, а в основу организации власти положен принцип разделения
(обособления) властей.
Проблемы и пути формирования правового государства в России.
Россия вступила на путь формирования правового государства в 1906—1907 гг.,
что было связано с начавшимся в эти годы процессом ее перехода к
конституционному строю.
В 1917 г. процессы, происходящие
в государственной жизни
новое направление, новое содержание: возникло Советское государство. Его
первая Конституция 1918 г. закрепляла диктатуру пролетариата и беднейшего
крестьянства. Как известно, диктатура представляет собой власть, которая не
связана законами. В этих условиях, конечно, вопрос о правовом государстве, о
господстве права, верховенстве закона был неуместен. Более того, утверждался
правовой нигилизм, который сочетался с нигилизмом государственным, с
недооценкой роли и значения государственно-правовых начал, институтов, норм,
процедур и гарантий в общественной и политической жизни.
В теории и практике советского государственного строительства отвергался
принцип разделения властей. Он трактовался как буржуазный и неприемлемый для
управления Советским государством.
Лишь в конце 80-х годов стало возможным сколько-нибудь серьезно вести речь о
необходимости создания правового государства.
1. В качестве одного из направлений решения этой задачи можно выделить
дальнейшее реформирование всей системы государственной власти. В основе этих
преобразований — принцип разделения властей, закрепленный впервые у нас в
статье 13 Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации от 12
июня 1990 г.
Новая Конституция Российской Федерации (ст. 10:
«Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе
разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы
законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.»)
закрепляет это разделение. В соответствии со статьей 11 Конституции
Российской Федерации государственную власть в РФ осуществляют: Президент
Российской Федерации (согласно ст. 80 Конституции РФ он — глава государства:
1.
«Президент Российской
2.
Президент Российской
Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном
Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране
суверенитета Российской
Федерации, ее независимости и
целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие
органов государственной власти.
3.
Президент Российской
Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления
внутренней и внешней политики государства.
4.
Президент Российской
Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.»);
Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Совета Федерации и
Государственной Думы (это парламент РФ — представительный и законодательный
орган Российской Федерации); Правительство Российской Федерации и суды
Российской Федерации.
Конечно, еще много предстоит
сделать для выработки
определенных традиций и правил взаимодействия этих структур государственной