Правовое положение индивидуального предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

Предпринимательская деятельность- по гражданскому законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке (ст.2 ГК).
При анализе данного понятия можно выделить следующие его признаки. Первым из них является осуществление деятельности с целью получения прибыли. Каждый собственник имущества вправе свободно им распоряжаться по своему усмотрению себе во благо, что выражается, как правило, в плодах и доходах от имущества.

Содержание

1.Понятие и общие признаки субъекта предпринимательской деятельности без образования юридического лица
2.Порядок регистрации и лицензирования предпринимательской деятельности
3.Осуществление предпринимательской деятельности
а) открытие счета
б) бухгалтерская отчетность
4.Прекращение деятельности
5.Ответственность индивидуальных предпринимателей
6.Конституционные гарантии предпринимательской деятельности
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

pravovoe_polozhenie_individyal'nogo_predprinimatelya..doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

Поэтому, верно утверждение о том, что «с формальной, юридической точки зрения считать крестьянское хозяйство юридическим лицом и раньше (то есть, до вступления в силу части первой ГК РФ.) было нельзя, поскольку закон его таковым прямо не назвал». Подтверждением может служить закрепление в земельном законодательстве прав на землю крестьянского хозяйства за его главой как гражданином.

Ситуация несколько  изменилась после вступления в силу части первой ГК РФ, который не только не рассматривал крестьянское (фермерское) хозяйство в качестве организационно-правовой формы юридических лиц - коммерческих организаций, но и прямо относит данные хозяйства, точнее их глав, по статусу к другой категории субъектов гражданского права - физическим лицам-индивидуальным предпринимателям. Данное изменение статуса нашло отражение и в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 1995 года № 2/1 «О некоторых вопросах связанных с ведением в действие части первой ГК РФ». Вместе с тем подобные изменения статуса крестьянского хозяйства не могло привести к каким-либо существенным гражданско- правовым последствиям, поскольку согласно п.3 ст.23 ГК РФ  к предпринимательской деятельностью главы крестьянского (фермерского) хозяйства как индивидуального предпринимателя применяются правила Кодекса, которые регулируют деятельность коммерческих организаций.

Однако такое изменение правового статуса имеет серьезные налогово- правовые последствия, поскольку налогообложение физических лиц, даже являющихся гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и лиц юридических, особенно коммерческих организаций, существенным образом отличается, причем это различие не в пользу последних. Данное обстоятельство стало реальной основой для споров по поводу статуса крестьянских (фермерских) хозяйств уже после вступления в силу части первой ГК. Краеугольным камнем данных споров выступает вопрос о необходимости перерегистрации крестьянских (фермерских) хозяйств в результате принятия ГК РФ.

Основываясь на достаточно широкой трактовке ст. 7 Федерального закона от 30 ноября 1994 года «О введении в действие части первой ГК РФ», которая освобождает крестьянские ( фермерские ) хозяйства от уплаты регистрационного сбора при регистрации изменений их правового статуса в связи с приведением в соответствие с нормами части первой ГК , некоторые авторы делают вывод о том, что законодателем «предписывается необходимость изменения организационно- правовой формы крестьянских хозяйств, созданных до введения в действие нового ГК РФ».3 Но сами авторы задаются вопросом, о каких изменениях идет речь. Представляется, что исходной нормативной базой в данном споре должны быть не косвенные указания  Вводного закона, а прямые предписания самого ГК-п.2 ст.23, согласно которому глава крестьянского (фермерского) хозяйства признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Поскольку ГК не предусматривает возможности регистрации самого хозяйства, следовательно, речь идет о регистрации хозяйства до вступления в силу ГК, то есть на основании закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Таким образом, принимая во внимание правило об отсутствии у закона обратной силы, следует согласиться с тем, что с 1 января 1995 года все главы крестьянских фермерских хозяйств приобрели статус  индивидуальных предпринимателей со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе налоговыми.

К сожалению, Высший Арбитражный Суд РФ не придерживается мнения об автоматическом приобретении главой крестьянского (фермерского) хозяйства статуса индивидуального предпринимателя. Постановлением от 11 ноября 1997 года Президиум ВАС РФ отменил постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 мая 1997 года, исходившего из автоматического признания главы крестьянского хозяйства предпринимателем с соответствующими налоговыми последствиями, и указал на необходимость изменения статуса крестьянского хозяйства для утраты им статуса юридического лица.

Такая практика неизбежно порождает существование двух видов крестьянских (фермерских) хозяйств: 1) обладающих статусом юридического лица и 2) глава которых является индивидуальным предпринимателем. Вряд ли законодатель, принимая Гражданский кодекс, стремился создать подобную неопределенную правовую ситуацию, выгодную лишь фискальным органам, которые пользуясь отсутствием и на федеральном, и на местном уровне механизма перерегистрации крестьянских (фермерских) хозяйств и даже его ориентиров, осуществляют налогообложение данных хозяйствующих субъектов по правилам, установленным для организаций. Отсутствие у законодателя намерения допустить одновременное существование двух видов крестьянских (фермерских) хозяйств подтверждается положениями законов, направленных на конкретизацию норм ГК, в частности ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», предусмотревшим особенности банкротства крестьянских (фермерских) хозяйств по сравнению с иными индивидуальными предпринимателями и обычными гражданами и не указавшим на особенности банкротства данных хозяйств как юридических лиц. Законодатель устанавливает единый статус крестьянских (фермерских) хозяйств.4

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства признаётся индивидуальным предпринимателем. Такое хозяйство может быть создано только одним гражданином или совместно с членами семьи, либо партнёрами с целью производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции. В соответствии со статьёй 257 ГК имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. В Постановлении Пленумов  ВС РФ и ВАС РФ от 28 февраля 1996 года указано, что крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом. Его глава признаётся предпринимателем с момента государственной регистрации хозяйства и, следовательно, к предпринимательской деятельности последнего применяются правила ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или сущности правоотношений. Поэтому споры с участием главы крестьянского (фермерского) хозяйства подведомственны арбитражным судам.5

Крестьянское хозяйство подлежит регистрации в местном органе самоуправления, в ведении которого находится данный земельный участок. Специфика вещно- правового статуса главы крестьянского (фермерского) хозяйства в отличие от остальных предпринимателей заключается прежде всего в обособлении имущества главы крестьянского хозяйства, приобретенного и используемого для хозяйства, то есть для предпринимательской деятельности. Данное имущество подчиняется режиму общей совместной собственности (п.2 ст. 257 ГК РФ). Остальное имущество главы  крестьянского хозяйства находится только в его собственности. Иные члены крестьянского хозяйства никаким правами в отношении данного имущества не обладают.

2.Порядок  регистрации и лицензирования  предпринимателей без образования  юридического лица.

 

Одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является государственная регистрация ее субъектов. Прохождение данной процедуры необходимо для подтверждения легитимности функционирования конкретного лица в хозяйственном обороте. Придавая регистрации общеобязательный характер, государство преследует не только цели контроля за законностью создания, реорганизации и ликвидации предприятии, но и полного первичного учета участников предпринимательской деятельности, а также сбора данных об их правовом, имущественном и организационном положении.

Порядок регистрации индивидуальных предпринимателей установлен двумя нормативными актами:  Законом РСФСР от 7 декабря 1991 г. «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» и Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента № 1482.

В настоящее время в России первичная регистрация большинства субъектов предпринимательства осуществляется в заявительном порядке, предусматривающем возможность отказа в ней только по формальному основанию: несоответствие учредительных документов требованиям законодательства.

В отличие от отечественного законодательства право зарубежных стран нередко придает регистрации предпринимателей декларативный характер. Это означает, что лицо признается субъектом предпринимательства в силу самого факта совершения в виде промысла коммерческих сделок (независимо от акта регистрации). Предпринимателями де-факто почти во всех западных государствах признаются граждане, осуществляющие коммерческую деятельность без образования  юридического лица.6

Государственная регистрация физического лица, изъявившего желание заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в России осуществляется регистрирующим органом сельской, поселковой, районной или городской администрации по месту его постоянного жительства или временного проживания. До регистрации гражданин должен уплатить государственную пошлину (регистрационный сбор), величина которой не может превышать минимальную месячную оплату труда. Регистрационный сбор уплачивается физическим лицом, который изъявил желание заниматься предпринимательской деятельности без образования юридического лица.

Конкретный размер ставки сбора для отдельных плательщиков в пределах установленного размера ставки определяет соответствующая местная администрация при рассмотрении заявления о регистрации (ст.2 ФЗ «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью»).

Категории плательщиков, освобождаемых от уплаты этого сбора или имеющих по нему льготу, устанавливаются органами администрации. Регистрационный сбор уплачивается через учреждения банка либо иные учреждения, наделенные полномочиями принимать платежи от населения в доход бюджета, и возврату не подлежит.

Вместе с квитанцией об уплате регистрационного сбора гражданин должен представить составленное по установленной форме заявление (бланк заявления выдается в регистрирующем органе), паспорт и 3 фотографии размером 3х4 см. В заявлении указываются сведения о гражданине, включая фамилию, имя, отчество, место рождения, паспортные данные (номер и серия паспорта, кем и когда выдан), почтовый адрес места постоянного жительства или временного проживания. Эти требования закреплены в п.6 Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. В случае регистрации по месту временного проживания необходимо указать срок регистрационного учета по этому месту.

Документы представляются в регистрирующий орган его учредителем либо направляются в регистрирующий орган ценным почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения. Датой предоставления документов для регистрации является дата их фактической подачи или дата почтового отправления, указанная в квитанции о почтовом отправлении. Кроме того, к документам прикладывается конверт с обратным адресом и знаками оплаты почтового перевода.

Заявление с просьбой  о регистрации рассматривается в 15-дневный срок и гражданину выдается разрешение на право заниматься предпринимательской деятельностью. Разрешение на занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью выдается на срок до пяти лет.

 На основании выданного  регистрационной палатой разрешения  лицам, желающим заниматься предпринимательской деятельностью необходимо получить регистрационное удостоверение в том же регистрирующем органе. Государственная регистрация предпринимателей осуществляется регистрирующим органом в день предоставления документов либо в трехдневный срок с момента получения документов по почте. В тот же срок заявителю выдается свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя на срок, указанный в его заявлении.

Свидетельство о регистрации выданное физическому лицу подлежит возврату в 15-дневный  срок:

а)  по истечении срока, на который выдано свидетельство;

б) с момента подачи предпринимателем местной администрации, выдавшей свидетельство, заявления о прекращении предпринимательской деятельности.

в)  в иных случаях, предусмотренных законодательством ( ст.3 ФЗ «О регистрационном сборе...»

Выбирая направление своей деятельности, будущий предприниматель должен помнить, что согласно ФЗ РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25.09.98 г. № 158 ФЗ некоторые виды деятельности, осуществляемые  на территории  РФ предприятиями, организациями, учреждениями, а также физическими лицами, ведущими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, подлежат лицензированию. Лицензия - официальный документ, который разрешает данному предпринимателю осуществлять указанную в ней деятельность в течение установленного лицензией срока, а также определяет условия её осуществления. Для того чтобы получить необходимую лицензию, предпринимателю следует предоставить в органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, следующие документы:

1.заявление о выдаче  необходимой лицензии с указанием:

-фамилии, имени, отчества, данных  документа, удостоверяющего личность  гражданина;

-вида деятельности, который  предполагается осуществлять;

-срока, в течение которого будет осуществляться указанный вид деятельности;

2.копию свидетельства о государственной  регистрации гражданина в качестве  индивидуального предпринимателя (с  предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом)

3.справку о постановке лицензиата на учет в налоговом органе

4.документ, подтверждающий внесение  платы за рассмотрение лицензирующим  органом заявления соискателя  лицензии

Положением о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено предоставление и иных документов. Но в любом случае требовать от заявителя документы, не предусмотренные положением о лицензировании соответствующего вида деятельности, запрещено.

Все документы, предоставленные для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется заявителю с отметкой о дате приема документов указанным органом.

За рассмотрение лицензирующим органом заявление соискателя лицензии взимается плата, максимальный размер которой не может превышать трехкратный размер оплаты труда.

Решение о выдаче лицензии или об отказе в этом должно быть принято в течении тридцати дней со дня получения от предпринимателя заявления с полным комплектом документов. Более короткие сроки принятия решения  о выдаче или об отказе в выдаче лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Иногда для оформления лицензии необходимо провести экспертизу (в том числе независимую). В таком случае решение должно быть приятно в течение 15-дневного срока после получения экспертного заключения, но не позднее 60 дней со дня подачи заявления, оформленного в установленном порядке, со всеми необходимыми документами. Если же сложность и объем экспертизы достаточно велики и не позволяют получить экспертное заключение оперативно, то срок принятия решения о выдаче лицензии и об отказе в этом может быть продлен на 30 дней. Соответствующее решение принимается руководителем органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности.

Информация о работе Правовое положение индивидуального предпринимателя