Правовое положение индивидуальных предпринимателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является всестороннее изучение понятия индивидуальный предприниматель, выявление его правового положения, а также изучение системы правовых актов, системы регулирования предпринимательства.
Исходя из цели, автор ставит перед собой следующие задачи:
Рассмотрение основных признаков и значения предпринимательской деятельности без образования юридического лица;
Особенности оформления правого статуса индивидуальных предпринимателей;
Отдельной задачей исследования является рассмотрение процедуры признания индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом).

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и признаки индивидуального предпринимательства…………….5
Глава 2. Особенности правового статуса индивидуального предпринимателя…..10
Глава 3. Особенности государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя…………………………………………………17
3.1. Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя……………………………………………………………………...17
3.2. Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя……22
Заключение…………………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………...31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая гражданка.docx

— 75.84 Кб (Скачать файл)

Обязательственная правоспособность состоит из деликтоспособности, и реализуется, в договорных отношениях. Гражданский оборот или совокупность сделок, субъектом которых становится предприниматель, опосредует процесс движения товаров и услуг. Устанавливая договорные связи, предприниматель участвует в кооперации труда и обмена его результатами.  
Личная правоспособность базируется на личных неимущественных, неотчужденных от покупателя прав. В числе таких прав - а) право на имя (фирму); б) право на товарный знак (знак обслуживания); в) права, связанные с предметами творческой деятельности; г) право на защиту чести, достоинства, деловой репутации9

В статье 23 ГК РФ отражена специфика  правового статуса граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица.

Правоспособность очерчивает круг возможных субъективных прав и  юридических обязанностей будущего предпринимателя, но самостоятельно действовать  в соответствии с ними он может  лишь при наличии дееспособности.  
В соответствии с частью 1 статьи 21 ГК РФ полная гражданская дееспособность возникает по достижении гражданином восемнадцатилетнего возраста. Именно на эту статью обычно ссылаются некоторые авторы для обоснования того, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью с 18 лет. В других случаях указывают на два исключения: 1) ч. 2 ст. 21 ГК, предоставляющий возможность гражданину, не достигшему 18 лет, приобрести полную дееспособность со времени вступления в брак (для случаев, когда законом допускается вступление в брак ранее 18 лет); 2) ч. 1 ст. 27 ГК, допускающий возможность объявления в порядке эмансипации несовершеннолетнего, достигшего шестнадцати лет, полностью дееспособным по решению органа опеки и попечительства или суда. То есть, существует такая точка зрения, в соответствии с которой предпринимателем может быть лицо, достигшее возраста 16 лет. На основании действующего законодательства обоснованно мнение и о том, что возрастная граница дееспособных лиц в сфере предпринимательства может быть еще ниже. Так, по смыслу ч. 1 ст. 27 ГК гражданин к шестнадцати годам (возраст эмансипации) может уже работать по трудовому договору (в ст. 63 ТК РФ допускается участие в отдельных трудовых отношениях даже лиц, еще не достигших 14 лет) или с согласия родителей, усыновителей или попечителя заниматься предпринимательской деятельностью. Можно предположить, что имеется в виду предоставленная п. 1 ст. 26 ГК возможность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет совершать основную массу сделок с письменного согласия своих законных представителей (родителей, усыновителей или попечителя). Необходимость получения такого согласия (или последующего письменного одобрения) обусловлена возрастом участника сделки10

Конечно, требование закона о получении согласия законных представителей можно рассматривать как ограничение  самостоятельности предпринимателя, которая рассматривается в качестве неотъемлемого признака предпринимательской  деятельности (п. 1 ст. 2 ГК). Но это ограничение  особого рода - ведь оно применяется  в интересах самого гражданина. Кроме  того, такому ограничению подвергаются лишь отдельные аспекты его самостоятельности  в имущественном обороте. Тем  более что на основании п. 2 ст. 26 ГК несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет вправе распоряжаться  своими доходами самостоятельно, без  упомянутого ограничения11

Отсутствие дееспособности гражданина в сфере предпринимательства  нельзя восполнить действиями его представителей (как это происходит в других сферах имущественного оборота). Конечно, это  не исключает применения в процессе осуществления предпринимательской  деятельности института представительства. Однако вступать в отношения со своими представителями должен сам предприниматель. 

Также существует мнение, что  правосубъектность предпринимателя в частноправовых отношениях возникает с 14 лет. До наступления этого возраста любой гражданин обладает лишь абстрактной возможностью осуществлять предпринимательскую деятельность. 

При достижении указанного возраста у гражданина одновременно появляются две юридически значимые способности: 

1) иметь гражданские права  и обязанности в сфере предпринимательства;  
2) своими действиями приобретать и осуществлять в сфере предпринимательства гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Вместе они образуют правосубъектность предпринимателя и обеспечивают его существование как субъекта права.

Но даже обладая правоспособностью и дееспособностью, гражданин не может начинать предпринимательскую деятельность (п. 1 ст. 23 ГК). Он должен приобрести субъективное право на нее, которое возникает только при наличии особого юридического факта - государственной регистрации.  
В соответствии с ч. 1 ст. 23 ГК гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью, но не прошедший государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, не приобретает статуса предпринимателя. 12

Сама же государственная  регистрация осуществляется лишь при  условии наличия у гражданина необходимых правоспособности и  дееспособности, то есть государственная регистрация предпринимателя и его правоспособность и дееспособность явления взаимозависимые. В соответствии с законодательством государственная регистрация является одним из важнейших признаков предпринимательской деятельности. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации попадает под юрисдикцию статьи 171 УК РФ и квалифицируется как незаконное предпринимательство.  
Оборотной стороной обязанности пройти государственную регистрацию служит пассивная обязанность не осуществлять предпринимательскую деятельность без такой регистрации. Эта обязанность возникает непосредственно из закона одновременно с правом на предпринимательскую деятельность (элемент правоспособности) и существует в рамках общерегулятивных правоотношений. Такая обязанность в случае ее нарушения служит основой для возникновения охранительного правоотношения по поводу пресечения нарушения и наказания за его совершение. 

Физическое лицо, желающее осуществлять предпринимательскую  деятельность не на территории России, может быть зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя в иностранном государстве. В этом случае на основании ст. 1202 ГК РФ субъективное право такого лица на предпринимательскую деятельность должно определяться на основе права страны места регистрации индивидуального предпринимателя. Если это правило не может быть применено из-за отсутствия в соответствующем государстве обязательной регистрации предпринимателей, применению подлежит объективное право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности13

Право предпринимателя на предпринимательскую деятельность имеет пределы и ограничения. Пределами такого права следует  считать цель его осуществления (получение прибыли), а также сроки  действия лицензий (если в законодательстве не предусмотрено бессрочное действие лицензии) и иных разрешений, применяемых  в сфере государственного регулирования  рынка (временные пределы)14

Ограничения права на предпринимательскую  деятельность существуют в виде различных  обязанностей. Среди них особо  следует выделить обязанность не осуществлять предпринимательскую  деятельность без лицензии (общий  запрет). Этот запрет действует в  отношении всех предпринимателей, не имеющих соответствующей лицензии на осуществление лицензируемого в  соответствии с законом вида деятельности. 

Такой запрет ограничивает право на предпринимательскую деятельность по сравнению с содержанием этого  права, которое зафиксировано в  ч. 1 ст. 8 и ч. 1 ст. 34 Конституции РФ. Именно поэтому лицензирование должно осуществляться на основании федерального закона (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). 

Правовое значение лицензии заключается в том, что она  легализует предпринимательскую деятельность в соответствующей сфере. На основании  п. 1 ст. 49 ГК лицензию следует рассматривать  в качестве основания возникновения  абстрактной возможности заниматься лицензируемым видом деятельности15.

Помимо общей, специальной  и дополнительной правоспособности, правомерно говорить об исключительной правоспособности. Эту юридическую  категорию следует использовать в тех случаях, когда на основании  лицензии у предпринимателя возникает  право осуществлять лишь узкий круг определенных видов деятельности при  одновременном введении запрета  заниматься другими видами предпринимательства. Такая ситуация имеется в виду в ст. ст. 5 и 13 Федерального закона "О  банках и банковской деятельности", ст. ст. 6 и 32 Закона РФ "Об организации  страхового дела в РФ", п. 1 ст. 2 Федерального закона "Об инвестиционных фондах". 

Надлежащее оформление правового  статуса предпринимателя влечет для него существенные правовые последствия  в публично - правовой сфере. Речь идет о применении различных исключений из публичных обязанностей предпринимателей. Так, на основании ст. 221 и п. 1 ст. 227 НК РФ только зарегистрированные в соответствии с законодательством физические лица - предприниматели вправе применить профессиональные налоговые вычеты при исчислении налоговой базы налога на доходы физических лиц. В соответствии с п. 6 ст. 149 НК РФ перечисленные в ней операции предпринимателей освобождаются от налогообложения только при наличии у налогоплательщиков соответствующих лицензий. Обратим внимание, что указанные субъективные права предпринимателя не носят самостоятельного характера, зависят от реализации публичной обязанности по уплате налога и прекращаются одновременно с прекращением налоговой обязанности. 

Правосубъектность в публичноправовых отношениях обычно увязывается законодателем с правосубъектностью в частноправовых отношениях. Среди исключений следует упомянуть правовой статус индивидуального предпринимателя по налоговому законодательству.

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ индивидуальными  предпринимателями признаются не только физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и  осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, но и частные нотариусы, охранники  и детективы. Согласно ст. 1 Основ  законодательства РФ "О нотариате" нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. 

Из сказанного видно, что  правосубъектность предпринимателя  конституируется в законе не произвольно, а с учетом сложившихся отношений  и целей законодателя. Поэтому  в законодательной и правоприменительной  деятельности следует различать  частноправовые и публично - правовые аспекты этого важного качества предпринимателей16

 
 

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА В КАЧЕСТВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЕДПРИНИМАТЕЛЯ

3.1      Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя

Для того чтобы стать полноправным участником хозяйственной деятельности, предприниматель должен оформить свой правовой статус, то есть приобрести право  на осуществление предпринимательской  деятельности, которое заключается  в государственной регистрации  лица в качестве индивидуального  предпринимателя. Регистрации подлежат все физические лица, право на предпринимательскую деятельность которых не ограничено законом. В то время как учредители юридического лица обращаются за государственной регистрацией для того, чтобы созданная ими организация приобрела свойства субъекта права, была наделена правоспособностью, физическое лицо уже является субъектом гражданского права с момента рождения.

Процедура же государственной  регистрации физического лица в  качестве индивидуального предпринимателя  необходима, с одной стороны, для  того, чтобы гражданин мог пользоваться гарантиями предпринимательской деятельности, а с другой - для возложения на него вытекающих из такой деятельности обязанностей по налогообложению, соблюдению правил ведения указанной деятельности. Целями государственной регистрации  являются также осуществление государственного контроля за экономической деятельностью, получение статистической информации, обеспечение государственных, муниципальных и иных органов и организаций содержащимися в государственном реестре сведениями о предпринимателях и их контрагентах, других лицах17

Следует отметить, что процедура  государственной регистрации носит  сугубо формальный характер. Регистрирующий орган не вправе рассматривать вопросы  о целесообразности регистрации, соблюдении физическим лицом правовых норм (кроме относящихся непосредственно к регистрации), готовности гражданина к предпринимательству, наличии у него необходимого имущества, образования, профессиональных навыков и т.п. Его задача состоит в том, чтобы проверить полноту и правильность оформления представляемых для регистрации документов и факт оплаты заявителем государственной пошлины в установленном размере.

В соответствии со ст. 22.1 в  регистрирующий орган по месту жительства заявителя представляются: 

- подписанное заявителем  заявление о государственной  регистрации физического лица  в качестве индивидуального предпринимателя (по форме №Р21001);  
- копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, - для граждан Российской Федерации;  
- копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, - для иностранных граждан; 

- копия документа, предусмотренного  федеральным законом или признаваемого  в соответствии с международным  договором Российской Федерации  в качестве документа, удостоверяющего  личность лица без гражданства,  регистрируемого в качестве индивидуального  предпринимателя, - для лиц без  гражданства;  
- копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством России или международным договором Российской Федерации (если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, не содержит сведений о дате и месте его рождения);  
- копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, - для иностранных граждан или лиц без гражданства;  
- подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном порядке адрес места жительства физического лица в Российской Федерации (если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, или документа, подтверждающего право физического лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе);  
- для несовершеннолетних граждан - нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака таким лицом, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении такого лица полностью дееспособным;  
- документ об уплате государственной пошлины.  
Отметим, что подпункт "з" пункта 1 статьи 22.1 определяет специфику представления документов несовершеннолетними гражданами (в возрасте от 14 до 18 лет), не обладающими полной дееспособностью, а также несовершеннолетними, признанными в законном порядке полностью дееспособными (вступившими в брак до достижения возраста 18 лет либо прошедшими процедуру эмансипации). Вместе с тем статья не предусматривает особенностей комплекта документов, которые могли бы представляться в регистрирующий орган совершеннолетними гражданами, ограниченными судом в дееспособности, с согласия их законных представителей, хотя Гражданский кодекс не запрещает таким лицам заниматься предпринимательской деятельностью. Из содержания же ст. 22.1 можно сделать два противоречащих друг другу и при этом одинаково не основанных на праве вывода: Закон о госрегистрации не требует согласия законных представителей лиц, ограниченных судом в дееспособности, на осуществление ими предпринимательской деятельности; Закон не допускает участия указанных лиц в предпринимательской деятельности. Поэтому п. 1 ст. 22.1 следовало бы дополнить подпунктом примерно следующего содержания: "...нотариально удостоверенное согласие законного представителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, дееспособность которого ограничена судом по основаниям, установленным статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации".  Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя производится в срок не более пяти рабочих дней со дня представления всех необходимых документов в регистрирующий орган. Не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации регистрирующий орган обязан выдать заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. В данном случае таким документом является свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя18.

Информация о работе Правовое положение индивидуальных предпринимателей