Правовое положение индивидуальных предпринимателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 06:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение вопросов государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Задачи работы состоят в исследовании ограничении и запретов на осуществление предпринимательской деятельности, а также в раскрытии порядка государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

Содержание

Введение
Глава 1. Ограничения и запреты на осуществление предпринимательской деятельности
Глава 2. Порядок государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя
2.1 Документы, необходимые для государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя
2.2 Порядок и сроки государственной регистрации индивидуального предпринимателя
2.3 Основания отказа в государственной регистрации индивидуального предпринимателя
2.4 Проблема соотношения эмансипации и государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

правовое положение ИП.docx

— 50.18 Кб (Скачать файл)

Существующая к настоящему моменту очень богатая арбитражная практика показывает, что при неправомерных действиях регистрирующих органов при необоснованных отказах в регистрации, суд удовлетворяет требования заявителей в полном объеме и обязывает регистрирующий орган осуществлять государственную регистрацию. Множество примеров приведено в решениях арбитражных судов самых разных инстанций. В частности постановлениях кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 марта 2003 г. N Ф09-688/03АК, Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 декабря 2003 г. N А33-5482/03-С1-Ф02-4338/03-С2, Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 мая 2004 г. N А33-16349/03-С2-Ф02-1848/04-С2. В постановление апелляционной инстанции по делу N А56-48777/03, решении арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 апреля 2004 г. дело N А56-7572/04.

 

2.4 Проблема соотношения эмансипации и государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя

 

В современном российском законодательстве отсутствуют правовые нормы, в полной мере, исчерпывающим образом очерчивающие круг лиц, имеющих право обратиться с заявлением в регистрирующий орган и в последующем осуществлять предпринимательскую деятельность. Восполнять возникший пробел следует, отталкиваясь от того факта, что предпринимательская дееспособность представляет собой составную часть его гражданско-правовой дееспособности.

В соответствии с п. 1 ст. 21 ГК РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста. Таким образом, с позиции гражданского законодательства лицо, не достигшее указанного возраста, является несовершеннолетним и не обладает полной дееспособностью.

В то же время ГК РФ установлены два исключения из общего правила приобретения дееспособности: вступление несовершеннолетнего в брак (п. 2 ст. 21) и эмансипация (ст. 27). Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия - по решению суда. Для начала процедуры эмансипации необходимо, чтобы несовершеннолетний достиг возраста 16 лет и работал по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимался предпринимательской деятельностью.

Итак, уже с 14 лет гражданин вправе заключать сделки с согласия своих законных представителей, если иное не установлено законом. В связи с этим на страницах юридической литературы высказывались различные точки зрения, преобладающую часть которых можно разделить на две группы: 1) гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью по достижении 14-летнего возраста; 2) ему для этого необходимо приобрести дееспособность в полном объеме.

Мы придерживаемся первой точки зрения. Объясняется это следующим. В п. 1 ст. 27 ГК РФ содержится указание на то, что "несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет... занимается предпринимательской деятельностью". Это позволяет сделать вывод о длительности процесса (предпринимательской деятельности) ко времени наступления указанного события, момент возникновения которого (процесса) может быть связан с более ранним сроком, нежели достижение несовершеннолетним шестнадцатилетнего возраста. Следовательно, из смысла указанной правовой нормы прямо следует допускаемая законом возможность несовершеннолетних в означенном возрастном промежутке (14 - 16 лет) заниматься предпринимательской деятельностью с согласия их законных представителей.

Таким образом, копия свидетельства о вступлении в брак несовершеннолетнего, которая может быть представлена им в регистрирующий орган при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, подтверждает, что он вправе самостоятельно действовать, приобретая и осуществляя соответствующие права, принимать на себя гражданские обязанности и исполнять их, нести ответственность, в том числе имущественную, за свои действия, т.е. обладает не только правоспособностью, но и дееспособностью, достаточной для осуществления предпринимательской деятельности без согласия его законных представителей. Для подтверждения наличия указанных прав статьей 22.3 Закона о регистрации предусмотрена также возможность представления несовершеннолетним копии решения органа опеки и попечительства или копии решения суда об объявлении его полностью дееспособным (о его эмансипации).

Кроме того, ГК РФ косвенно допускает возможность осуществления несовершеннолетним предпринимательской деятельности без признания его полностью дееспособным. Единственное условие, которое должно быть соблюдено, - получение согласия на это от родителей, усыновителей или попечителя. Именно такой документ, причем нотариально удостоверенный, должен представить несовершеннолетний в регистрирующий орган, если он не приобрел дееспособность вследствие вступления в брак либо не был объявлен дееспособным вследствие эмансипации. При этом может возникнуть вопрос относительно возраста, с которого несовершеннолетний может, предоставив указанное согласие, зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. В частности, Закон о регистрации не устанавливает конкретный критерий возраста несовершеннолетнего в качестве условия для осуществления его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В то же время следует учитывать, что статья 22.3 Закона о регистрации предусматривает необходимость представления для осуществления государственной регистрации основного документа, удостоверяющего личность, который гражданам РФ выдается с 14-летнего возраста. При этом ГК РФ также исходит из того, что правоспособность и дееспособность в сфере предпринимательской деятельности возникают у физических лиц в 14-летнем возрасте. Поэтому несовершеннолетний, даже если он не вступил в брак и не признан эмансипированным, может зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя только при условии достижения им 14-летнего возраста и представления им наряду, с иными документами нотариально удостоверенного согласия на осуществление предпринимательской деятельности от родителей, усыновителей или попечителя.

Однако вызывает вопросы факт отнесения к основаниям приобретения дееспособности согласно разд. 10 заявления формы N Р21001 нотариально удостоверенного согласия родителей, усыновителей или попечителя на ведение предпринимательской деятельности несовершеннолетним.

Данная формулировка входит в противоречие с Гражданским кодексом РФ, согласно которому несовершеннолетний приобретает полную дееспособность лишь по двум основаниям: вступив в брак в соответствии с нормами семейного законодательства РФ либо пройдя через процедуру эмансипации. Иные основания не предусматривает ни ГК РФ, ни какой-либо другой закон.

По этой причине следует исключить термины "основания приобретения дееспособности несовершеннолетним" и "документ, подтверждающий приобретение дееспособности несовершеннолетним" из Постановления Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 и других подзаконных правовых актов. И сделать это нужно как можно быстрее в связи с тем, что в литературе уже имеются примеры некритичного использования указанных терминов.

Также непонятно, по каким причинам в число документов, подтверждающих право несовершеннолетнего обращаться в регистрирующий орган с заявлением о регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя, не включено свидетельство о расторжении брака. Вместе с тем вполне реальна ситуация, когда несовершеннолетний, вступив в брак, расторгнул его до наступления своего совершеннолетия.

При этом в соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 21 ГК РФ приобретенная несовершеннолетним в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения им восемнадцати лет.

Другими словами, возникает парадоксальная ситуация: гражданин обладает полной дееспособностью, но при отсутствии свидетельства о заключении брака реализовать ее не может. В таком случае требование регистрирующим органом нотариально удостоверенного согласия родителей или усыновителей незаконно, поскольку оно ограничивает дееспособность гражданина.

 

Заключение

индивидуальный предприниматель государственный регистрация

Регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений об индивидуальных предпринимателях.

В процессе регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя большое значение имеет правильное составления документов, необходимых для регистрации. Как показало исследование, определенные пробелы существуют в области форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Так, незаконным является требование, содержащееся в примечании 1 листа А заявления формы N Р21001, согласно которому требуется указание всех видов экономической деятельности, которыми будет заниматься гражданин после государственной регистрации. Отмечается, что до настоящего времени не принят федеральный закон, которым были бы определены виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, и установлены основные требования к порядку оформления, выдачи, замены, сдачи и изъятия этих документов. В связи с этим в п. 3 ст. 8 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" следует предусмотреть возможность государственной регистрации индивидуального предпринимателя как по месту его жительства, так и по месту его пребывания.

Предпринимательская деятельность всегда активная деятельность, в процессе ее осуществления предприниматель вступает в договорные обязательства, становится участником публичных правоотношений, например налоговых. Поскольку законные представители несовершеннолетних не могут вместо них вести предпринимательскую деятельность, нести административную и уголовную ответственность за несовершеннолетнего «предпринимателя», правильнее было бы связать возникновение права заниматься предпринимательской деятельностью с достижением лицом шестнадцатилетнего возраста. Именно с этого возраста по законодательству гражданин может нести налоговую, административную, уголовную ответственность за экономические преступления.

Конституция РФ не содержит положений, ограничивающих право на занятие предпринимательской деятельностью ни по кругу лиц, ни по сферам деятельности. Имеющееся как у физического, так и юридического лица имущество по общему правилу может быть использовано для осуществления любых видов предпринимательской деятельности. В соответствии со ст. 22 ГК никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе как в случаях и порядке, установленных законом, т.е. ограничения конституционного права свободы предпринимательской деятельности могут быть установлены только федеральным законом и должны быть соотнесены с требованиями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Обязательные предпосылки эмансипации - достижение возраста 16 лет и осуществление трудовой (предпринимательской) функции. При эмансипации аспекты трудовой (предпринимательской) деятельности в каждом случае являются индивидуальными, доказательство ее наличия - трудовой договор (контракт) или регистрация несовершеннолетнего предпринимателя.

 

Список используемой литературы:

 

  1. Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Арсланов К. М. Комментарии к Гражданскому Кодексу Российской Федерации. Часть первая: учебно-практический комментарий / под ред. Сергеева А.П. М.: Проспект, 2010.
  2. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. М.: Проспект, 2010.
  3. Белых В.С., Дубинчин А.А., Скуратовский М.Л. Правовые основы несостоятельности (банкротства): Учебно-практическое пособие / Под общ. ред. В.С. Якушева. М., 2001.
  4. Букшина С. Эмансипация: проблемы и перспективы // Хозяйство и право. 1999. N 7. С. 51.
  5. Гусева Т.А. Комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (постатейный). М., 2005.
  6. Зинченко С., Лапач В., Газарьян Б. Новый Гражданский кодекс и предпринимательство: проблемы регулирования // Хозяйство и право. 1995. N 10. С. 89 - 90.
  7. Коммерческое (предпринимательское) право: учеб.: в 2 т. Т. 2. - 4-е изд., перераб. и доп. (под ред. В.Ф. Попондопуло). М.: Проспект, 2009.
  8. Коряковцев В.Г. Практический комментарий к Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". М.: Гроссмедиа: РОСБУХ, 2009.
  9. Постатейный комментарий к статьям 48 - 65 Гражданского Кодекса Российской Федерации и федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» / Под ред. Б.М. Гонгало и П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2010.
  10. Семеусов В.А., Тюкавкин А.А., Пахаруков А.А. Правовые проблемы предпринимательской (экономической) деятельности. Иркутск, 2001. С. 13 - 14.
  11. Тюкавкин-Плотников А.А. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей: проблемы теории и практики // Предпринимательское право, 2008, №4.
  12. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст. 445.
  13. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 30.07.2010) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
  14. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 07.02.2011) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  15. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (в ред. от 23 ноября 2009 г.) // Российская газета от 7 апреля 1992 г.
  16. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (в ред. от 7 февраля 2011 г.) // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.
  17. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета от 30 июня 1998 г. N 121.
  18. Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (в ред. от 4 октября 2010 г.) // Российская газета от 11 марта 1999 г. N 46.
  19. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 23 декабря 2010 г.) // Российская газета от 10 августа 2001 г. N 153
  20. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в ред. от 29 декабря 2010 г.) // Российская газета от 12 января 2002 г. N 6.
  21. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от 7 февраля 2011 г.) // Российская газета от 2 ноября 2002 г. N 209-210.
  22. Федеральный закон от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц» // Собрание законодательства РФ. 2003. N 26. Ст. 2565.
  23. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (в ред. от 8 декабря 2010 г.) // РГ 2003. N 254 .18 дек.
  24. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях" (в ред. от 24 июля 2007 г.) // РГ. 2005. N 2. 13 янв.
  25. Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей // Собрание законодательства РФ. 2002. N 26. Ст. 2586.
  26. Постановление Правительства РФ от 01.12.2005 N 713 "Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска" // Собрание законодательства РФ. 2005. N 50. Ст. 5300.
  27. Приказ ФНС России от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@ // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 1.
  28. Письмо МНС РФ от 11 мая 2004 г. N 09-0-10/1984 "Об обеспечении полноты сведений, содержащихся в государственных реестрах, в целях реализации концепции "одного окна" // СПС Гарант.
  29. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 августа 1998 г. N 6641/97 // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 1998. N 12.
  30. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 марта 2003 г. N Ф09-688/03АК Решение подлежит отмене, поскольку основания для освобождения ответчика от уплаты государственной пошлины отсутствуют, отказ в регистрации юридического лица в связи с ликвидацией был произведен налоговым органом обоснованно (извлечение), СПС Гарант.
  31. Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 декабря 2003 г. N А33-5482/03-С1-Ф02-4338/03-С2 Решение суда в части возложения обязанности по ликвидации юридического лица на налоговую инспекцию отменено, так как закон не предусматривает возможности возложения такой обязанности на орган, по иску которого судом принято соответствующее решение (извлечение) // СПС Гарант.
  32. Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 мая 2004 г. N А33-16349/03-С2-Ф02-1848/04-С2 Решение в части возложения обязанности по ликвидации юридического лица на налоговый орган отменено, так как налоговая инспекция не является органом, на который может быть возложена обязанность по ликвидации (извлечение) // СПС Гарант.
  33. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 августа 2004 г. N А56-48777/03 // СПС Гарант.
  34. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 августа 2004 г. N А56-7572/04 // СПС Гарант.
  35. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30 апреля 2004 г. N КГ-А40/3170-04 В соответствии с нормами законодательства об акционерных обществах в случае учреждения общества одним лицом решение об учреждении должно определять размер уставного капитала общества, категории (типы) акций, размер и порядок их оплаты; представление документа, который не содержит сведений, установленных законодательством РФ, должно расцениваться как непредставление надлежащего документа (извлечение) // СПС Гарант.
  36. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 3 июня 2004 г. N КА-А40/4345-04 Отказывая в удовлетворении заявления о признании недействительным отказа в государственной регистрации изменений, внесенных в устав общества, суд исходил из того, что устав общества не содержал сведения о размере уставного капитала и сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества, а общая сумма долей не соответствовала уставу общества (извлечение) // СПС Гарант.

Информация о работе Правовое положение индивидуальных предпринимателей