Правовое регулирование договоров на выполнение работ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 23:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в выявление основных особенностей правового регулирования договоров на выполнение работ. Однако необходимо оговориться, что поставленная цель требует гораздо более глубокого исследования, чем это могут позволить себе рамки настоящей курсовой работы, поэтому в ходе исследования будет проанализированы самые общие подходы к специфике правового регулирования договоров на выполнение работ, выявлению их особенностей и классификации.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Генезис правового регулирования договора подряда 5
Глава 2. Общие положения о договоре подряда 8
2.1. Понятие договора подряда 8
2.2. Элементы договора подряда 13
2.3. Содержание договора подряда 17
2.4. Ответственность сторон за нарушение договора подряда 30
Глава 3. Виды договоров подряда и их краткая характеристика 34
3.1. Договор бытового подряда 34
3.2. Договор строительного подряда 35
3.3. Договор на выполнение работ для государственных нужд 38
3.4. Договор подряда на выполнение подрядных и изыскательных работ 39
3.5. Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструктивных и технологических работ 40
Заключение 42
Список использованной литературы: 43

Вложенные файлы: 1 файл

договор подряда.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

На иски по поводу недостатков  в зданиях и сооружениях распространяется общий срок исковой давности в  три года (ст. 196 ГК). Если законом, иными правовыми актами или договором предусмотрен гарантийный срок (ст. 722 ГК), то течение срока исковой давности по недостаткам, обнаруженным в выполненной работе в пределах гарантийного срока, начинается со дня заявления о недостатках, а не со дня, когда недостаток был обнаружен, при условии, что явление сделано в пределах гарантийного срока (п. 3 ст. 725 ГК).

 

Глава 3. Виды договоров  подряда  и их краткая характеристика

3.1. Договор бытового подряда

Договор бытового подряда — это такой вид договора подряда, в котором одна сторона (подрядчик), осуществляющая предпринимательскую деятельность в сфере оказания бытовых услуг, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить эту работу (п. 1 ст. 730 ГК).

Легальное определение  бытового подряда выделяет особенности субъектного состава данного договора: заказчик — гражданин, заказывающий выполнение работ для удовлетворения собственных бытовых или иных личных потребностей; подрядчик — лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность.  В договоре  бытового подряда подрядчик должен являться субъектом предпринимательской деятельности, т. е. либо гражданином-предпринимателем, либо коммерческой организацией, либо некоммерческой организацией, если ей предоставлено право осуществлять предпринимательскую деятельность. Кроме того, в легальном определении подчеркивается, что подрядчик — лицо, осуществляющее соответствующую предпринимательскую деятельность.  Следовательно, подрядчик в договоре бытового подряда — лицо, имеющее статус предпринимателя (или приравненное к нему), основным направлением деятельности которого является выполнение работ по заказам граждан. Подтверждением последнего обстоятельства является признание бытового подряда публичным договором (п. 2 ст. 730 ГК).

Учитывая публичность  договора и требования законодательства о защите прав потребителей, на подрядчика возлагается обязанность по предоставлению заказчикам до заключения договора информации о себе, правилах выполнения работ, правах заказчиков и т. п.

Закон не содержит специальных  правил о форме договора бытового подряда, что предполагает возможность его заключения и в устной и письменной форме в соответствии с общими нормами гражданского законодательства, однако, и в Правилах бытового обслуживания населения, и в ряде других документов говорится о том, что заказ гражданина должен быть оформлен квитанцией (договором). При этом допускается еще более упрощенный вариант оформления договорных отношений — выдача жетона или кассового чека.

Предметом договора бытового подряда является результат работы, предназначенной удовлетворять бытовые или другие личные потребности граждан. Работа может выполняться из материала, как подрядчика, так и заказчика. Наряду с общими требованиями, предусмотренными нормами о подряде, в бытовом подряде особо устанавливаются правила оценки и расчетов за материалы.

В договоре бытового подряда  предусмотрено государственное  регулирование цен на выполняемые работы. Как и в общем случае, цена определяется соглашением сторон, она не может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами (ст. 735 ГК).

Расчеты за выполненную  работу производятся, как правило, после  окончательной сдачи работы подрядчиком. Выплата аванса либо оплата работы полностью при заключении договора может быть произведена только с согласия заказчика. Подрядчик не вправе самостоятельно требовать внесения каких-либо сумм в счет оплаты работ.

За нарушение сроков в договоре бытового подряда может применяться неустойка, установленная п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» в размере 3% цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена — общей цены заказа за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки. Договором может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

3.2. Договор строительного подряда

Строительный подряд – один из самых распространенных видов подрядных обязательств и ему специально посвящен параграф 3 гл. 37 ГК РФ.

Для правового регулирования  строительного подряда всегда было характерно значительное число императивных норм. Действующее законодательство продолжает эту традицию.25

По договору строительного  подряда подрядчик обязуется  в установленный договором срок построить по заданию заказчика  определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену (п. 1 ст. 740 ГК).

Предметом договора строительного подряда является результат деятельности подрядчика, имеющий конкретную овеществленную форму. Им может быть объект нового строительства, в том числе построенный «под ключ»; реконструкция и техническое перевооружение действующего предприятия; капитальный ремонт здания или сооружения; монтаж технологического, энергетического и другого специального оборудования; выполнение пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ Договор может охватывать как весь комплекс работ по объекту, так и лишь часть из них.

Наряду с  предметом договора существенными условиями договора строительного подряда являются еще цена и срок договора, без согласования которых договор не может считаться заключенным. Обратимся к материалам судебной практики.26 Генеральный подрядчик обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с заказчика установленных договором строительного подряда пеней за просрочку передачи технической документации для производства работ.

Возражая против заявленного иска, ответчик сослался на то, что, поскольку в договоре подряда отсутствует условие  о сроке выполнения работ, он считается  незаключенным.

Суд отказал  в удовлетворении иска по следующим основаниям. В соответствии со ст. 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный срок по заданию заказчика построить определенный объект либо выполнить иные строительные работы. Следовательно, условие о сроке окончания работ является существенным условием договора. Поскольку в договоре это условие отсутствовало, в силу ст. 432 ГК РФ данный договор следует считать незаключенным. Таким образом, у заказчика не возникло обязательства по передаче документации. Поэтому и пени, установленные этим договором, взысканию не подлежат.

Кроме того, особо выделяется такая обязанность заказчика, как  «создание подрядчику необходимых  условий для выполнения работ».

Договор строительного  подряда носит консенсуальный, возмездный и взаимный характер. Основной сферой его применения является предпринимательская деятельность.

Субъектами договора строительного подряда являются заказчик и подрядчик. В роли заказчиков могут выступать в принципе любые физические и юридические лица. В строительном подряде заказчик и инвестор очень часто не совпадают в одном лице. Инвесторами являются лица, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование.

В качестве подрядчиков выступают различные строительные и строительно-монтажные организации, независимо от форм собственности, а также индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на строительную деятельность.

Срок относится к существенным условиям договора строительного подряда. Поскольку отношения сторон носят длящийся характер, точное определение как конечного срока выполнения работы, так и сроков завершения ее отдельных этапов, имеет для сторон первостепенное значение. Срочный характер имеют и многие обязанности, принимаемые на себя заказчиком.  С целью согласования сроков выполнения сторонами взаимных обязательств к договору строительного подряда обычно прилагаются различные календарные планы и графики, которые становятся составными частями договора.

Ввиду большого объема строительных работ цена договора обычно определяется путем составления сметы, представляющей собой постатейный перечень затрат на выполнение работ, приобретение оборудования, закупку строительных материалов и конструкций и т. п. Вместе с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, смета образует проектно-сметную документацию, являющуюся неотъемлемым элементом договора строительного подряда.

Форма договора строительного подряда в большинстве случаев письменная, причем договор составляется в виде единого документа, подписываемого сторонами.

3.3. Договор на выполнение работ  для государственных нужд

 

Эту группу договоров  образуют обязательства по строительству, ремонту, реконструкции, проектированию или изысканиям, т. е. все те, которые включены в круг договоров строительного подряда и подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, с тем лишь отличием, что заказчиком в таких договорах - государственных контрактах - выступают государственные органы или иные организации, наделенные государственными органами правом распоряжаться инвестиционными ресурсами.

Понятие инвестиционных ресурсов подразумевает инвестиции как в виде денежных средств, так  и в виде иных материальных ресурсов, например, это могут быть строительные материалы из государственных ресурсов.

Есть существенная особенность и в оплате работ, выполненных по государственному контракту: п. 2 ст. 763 установил, что заказчик в этих договорах может либо сам оплатить принятые работы, либо обеспечить их оплату. Так, если заказчик - государственные орган, не участвующий в коммерческом обороте и не имеющий в своем самостоятельном распоряжении каких-либо средств для оплаты выполняемых для него по государственному контакту работ, он, опираясь на соответствующие акты управления, например, распоряжения центральных или местных органов управления, может указать в договоре, что оплата работ будет осуществлена не им самим, а тем государственным органом, который выделил соответствующие суммы централизованного финансирования и будет производить оплату непосредственно подрядчику.

Содержание  государственного контракта должно отвечать требованиям ст. 766 ГК, согласно которой договор должен включать условия об объеме и стоимости работ, о сроках ее начала и окончания, о размере и порядке финансирования и оплаты, а также о способах обеспечения исполнения обязательств контрагентов.

Специфический характер финансирования работ, выполняемых  по государственным контрактам, обусловил включение специального правила об обязанности сторон изменить условия договора, если уменьшился объем средств, выделяемых из соответствующего бюджета для финансирования данного государственного заказа. В этих случаях следует изменить сроки, а при необходимости - и иные условия договора. При этом подрядчик может требовать от государственного заказчика возмещения лишь тех убытков, которые возникли в связи с изменением срока выполнения работ.

3.4. Договор подряда на выполнение  подрядных и  
изыскательных работ

По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат (ст. 758 ГК).

Предметом договоров на выполнение проектных и изыскательских работ является разработка технической документации и сама эта документация, а также выполнение изыскательских работ. Впрочем, последние могут быть предметом самостоятельного договора, не предполагающего разработку технической документации. В качестве технической документации обычно выступают проекты зданий, сооружений, оборудования, технологических линий, машин и механизмов, землеустроительных работ, а также технологическая документация.

Редакция норм, посвященных договорам на выполнение проектных и изыскательских работ, позволяет утверждать, что эти нормы предназначены законодателем для применения к таким заказам, предметом которых являются работы, выполнимость и реальность которых не вызывает сомнений, результат в целом вполне может быть определен сторонами и охарактеризован в договоре или задании на проектирование.

Эти качества предмета данного договора отличают его от такого договора, как договор на выполнение научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ. В последнем в принципе заранее нет ясности относительно будущего результата: он может быть и отрицательным, например, результатом может быть вывод о невозможности создания определенной технологии, создания или исполь-

зования какого-либо соединения или материала и т. д.

3.5. Выполнение научно-исследовательских,  
опытно-конструктивных и технологических работ

 

Договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, а также  технологических работ регулируются нормами гл. 38 ГК (ст. 769-778). Обособление этих норм в рамках самостоятельной главы, следующей за главой, посвященной договорам подряда, означает, что указанные договоры, традиционно обозначаемые аббревиатурой НИОКР, не являются разновидностью подрядных обязательств, а образуют самостоятельную группу договоров.27

Основное отличие  этих договоров от, казалось бы, близких  к ним договоров на выполнение проектных и изыскательских работ  заключается в том, что в НИОКР предметом являются научные исследования или создание образцов новых изделий, технологий или конструкторских документации. Принципиально важным здесь является условие о новизне создаваемого в рамках таких договоров результатов.

Информация о работе Правовое регулирование договоров на выполнение работ